26 июля 2019 г. |
А43-5331/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Янтарь" (424032, г. Йошкар-Ола, бульвар Данилова, д. 11; ОГРН 1111215006616, ИНН 1215160060)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.05.2019
по делу N А43-5331/2019,
принятое судьей Чепурных М.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Янтарь" о признании незаконными и отмене постановления от 16.01.2019 N 04-18/293/2 о привлечении к административной ответственности и предписания от 17.01.2019 N 17-04-06/258 Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу,
при участии в судебном заседании представителей:
Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу - Назарычевой Е.А. по доверенности от 17.04.2019 N 28 Д сроком действия до 31.12.2020,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Янтарь" (далее - Общество, ООО "Янтарь", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (далее - Управление, административный орган) от 16.01.2019 N 04-18/293/2 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также о признании незаконным предписания Управления от 17.01.2019 N 17-04-06/258.
Решением Арбитражный суд Нижегородской области от 06.05.2019 изменил постановление Управления от 16.01.2019 N 04-18/293/2 в части размера административного наказания и окончательно назначил административный штраф в размере 100 000 руб. Одновременно суд отказал в удовлетворении требования о признании недействительным предписания Управления от 17.01.2019 N 17-04-06/258.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Янтарь" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой фактически просит решение суда первой инстанции изменить в части назначенного наказания и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Общество настаивает на том, что в рассматриваемом случае административному органу и суду следовало применить положения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку правонарушение совершено впервые, Общество является субъектом малого предпринимательства, отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда кому-либо или чему-либо.
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, выразил несогласие с позицией Общества, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Вместе с тем следует принимать во внимание, что при наличии в пояснениях к жалобе либо в возражениях на нее доводов, касающихся обжалования судебного акта в иной части, чем та, которая указана в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой и доводами, содержащимися в пояснениях и возражениях на жалобу.
Возражений относительно проверки только части судебного акта от сторон не поступило.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в обжалуемой части в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта в обжалуемой части.
По делу установлено, на основании приказа руководителя Управления от 05.10.2018 N 17/97 должностное лицо Управления провело камеральную проверку в отношении ООО "Янтарь" по вопросу соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
По результатам проверки составлен акт от 19.12.2018 N 55.
В ходе проверочных мероприятий Управление установило, что ООО "Янтарь" в рамках проверяемого периода (с 01.01.2016 по 30.09.2018) осуществляло функции лизингодателя и соответственно являлось лизинговой компанией, что подтверждается контрактами от 15.06.2018 N АО 068 (0308300024718000068), от 28.06.2018 N АО 088 (0308300024718000088), от 17.07.2018 N 66-ЭА, от 20.07.2018 N 62-ЭА, от 20.08.2018 N 71-АЭ, от 23.08.2018 N 76-ЭА, согласно которым ООО "Янтарь" выступает в качестве лизингодателя; а также иной информацией.
ООО "Янтарь" в течение длительного времени, а именно, в период с 15.06.2018 по 30.09.2018 не исполняло законодательство в части организации и осуществления внутреннего контроля, а именно: в период с 15.06.2018 по 30.09.2018 ООО "Янтарь" осуществляло деятельность в отсутствие разработанных и утвержденных руководителем правил внутреннего контроля общества, что свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля.
Кроме того, в ООО "Янтарь" в течение длительного периода с 15.06.2018 по 30.09.2018 не было назначено должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, что свидетельствует об отсутствии в данном периоде в Обществе организованной системы внутреннего контроля.
Также в ООО "Янтарь" в течение длительного периода с 15.06.2018 по 30.09.2018 отсутствовал утвержденный руководителем перечень сотрудников, обязанных проходить обучение в целях ПОД/ФТ, что свидетельствует об отсутствии осуществления внутреннего контроля в обществе.
Согласно представленному ООО "Янтарь" в ходе проверки документу, содержащему сведения о численности сотрудников общества, в данной организации в период с 15.06.2018 по 30.09.2018 обучение в целях ПОД/ФТ обязана проходить директор Гараева А.Т., выполняющая в указанный период также функции по ведению в обществе бухгалтерского учета.
Отсутствие в ООО "Янтарь" в течение длительного периода времени с 15.06.2018 по 30.09.2018 назначенного специального должностного лица повлекло осуществление Обществом в период с 15.06.2018 по 30.09.2018 деятельности лизинговой компании в рамках контрактов от 15.06.2018 N АО 068 (0308300024718000068), от 28.06.2018 N АО 088 (0308300024718000088), от 17.07.2018 N 66-ЭА, от 20.07.2018 N 62-ЭА, от 20.08.2018 N 71-АЭ, от 23.08.2018 N 76-ЭА в отсутствие прохождения директором Гараевой А.Т. вводного инструктажа 15.06.2018, а также в отсутствие ее ознакомления с нормативно-правовыми актами в сфере ПОД/ФТ, в том числе:
- 23.07.2018 при вступлении в силу изменений в Федеральный закон, внесенных статьей 4 Федерального закона от 23.04.2018 N 90-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения";
- 18.08.2018 при вступлении в силу Приказа Росфинмониторинга от 15.06.2018 N 181 "О внесении изменений в приложение N 4 к Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22.04.2015 N110";
- 21.09.2018 при вступлении в силу изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667 и Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 N 209 "Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям", внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.2018 N 1081 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Осуществление ООО "Янтарь" в течение длительного периода времени с 15.06.2018 по 30.09.2018 деятельности лизинговой компании в отсутствие прохождения директором Общества Гараевой А.Т., обязанной проходить подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ, надлежащего обучения в сфере ПОД/ФТ, свидетельствует об отсутствии осуществления внутреннего контроля в обществе в части подготовки и обучения кадров организации.
ООО "Янтарь" в отсутствие в проверяемом периоде организованной системы внутреннего контроля, не приняло мер по идентификации бенефициарного владельца своего клиента, а именно 26.06.2018 ООО "РАФЭЛ" (счет фактура от 26.06.2018 N ПР-К3011506 на поставку маммографа электроимпедансного компьютерного для скринингового обследования молочной железы "МЭИК"), что свидетельствует об отсутствии осуществления внутреннего контроля в обществе.
Также в ООО "Янтарь" в отсутствие в течение длительного периода с 15.06.2018 по 30.09.2018 организации и осуществления внутреннего контроля анкеты клиентов не велись (в частности, таких клиентов как ГБУ Республики Марий Эл "Звениговская центральная районная больница" (контракты на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) от 15.06.2018 N АО 068 (0308300024718000068); от 28.06.2018 N АО 088 (0308300024718000088)); ГБУ Республики Марий Эл "Республиканский онкологический диспансер" (контракты на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) от 17.07.2018 N 66-ЭА, от 20.07.2018 N 62-ЭА, от 20.08.2018 N 71-АЭ, от 23.08.2018 N 76-ЭА), ООО "РАФЭЛ" (счет фактура от 26.06.2018 N ПР-К3011506 на поставку маммографа электроимпедансного компьютерного для скринингового обследования молочной железы "МЭИК").
Отсутствие в течение длительного периода с 15.06.2018 по 30.09.2018 действий со стороны ООО "Янтарь", направленных на своевременную постановку на учет в территориальном органе Росфинмониторинга, повлекло отсутствие осуществления в Обществе внутреннего контроля на предмет сверки своих клиентов с Перечнем (в частности, ООО "РАФЭЛ" (счет фактура от 26.06.2018 N ПР-К3011506 на поставку маммографа электроимпедансного компьютерного для скринингового обследования молочной железы "МЭИК"), что свидетельствует о непринятии со стороны ООО "Янтарь" действий, направленных на создание целостной и функционирующей в полном объеме системы внутреннего контроля в своей деятельности.
В рамках идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, а также при проведении операций и сделок организация оценивает и присваивает клиенту степень (уровень) риска.
Отсутствие идентификации клиентов в соответствии с требованиями приказа Росфинмониторинга от 17.02.2011 N 59 в части оценки и присвоения клиенту степени (уровня) риска, свидетельствует об отсутствии осуществления внутреннего контроля в ООО "Янтарь".
ООО "Янтарь" в период с 15.06.2018 по 30.09.2018 соответствующие проверки не проводились и сведения о результатах проведенных проверок наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в Росфинмониторинг не представлялись, что свидетельствует о допущении нарушений по осуществлению внутреннего контроля.
В проверяемом периоде ООО "Янтарь" заключило ряд контрактов, в рамках которых оно оказывало услуги финансовой аренды (лизинга) движимого имущества, сведения по которым в Росфинмониторинг не представлены:
- контракт от 15.06.2018 N ЛО 068 (0308300024718000068) между ГБУ Республики Марий Эл "Звениговская центральная районная больница" (лизингополучатель) и ООО "Янтарь" (лизингодатель) на оказание последним услуг по финансовой аренде (лизингу) маммографа (далее -оборудование) на сумму 1 956 000 руб. Согласно представленному в ходе проверки акту приема-передачи имущество по данному контракту (оборудование стоимостью 1 956 000 руб.) передано лизингополучателю 30.06.2018. Сведения должны были быть представлены в Росфинмониторинг в срок не позднее 04.07.2018.
- контракт от 28.06.2018 N АО 088 (0308300024718000088) между ГБУ Республики Марий Эл "Звениговская центральная районная больница" (лизингополучатель) и ООО "Янтарь" (лизингодатель) на оказание последним услуг по финансовой аренде (лизингу) медицинского оборудования (регистраторов) для "Комплекса суточного мониторирования ЭКГ" (далее - оборудование) на сумму 1 186 820, 45 руб. Согласно представленному в ходе проверки акту приема-передачи имущество по данному контракту (оборудование стоимостью 1 186 820,45 руб.) передано лизингополучателю 20.07.2018. Сведения должны были быть представлены в Росфинмониторинг в срок не позднее 25.07.2018.
- контракт от 20.07.2018 N 62-ЭА между ГБУ Республики Марий Эл "Республиканский онкологический диспансер" (лизингополучатель) и ООО "Янтарь" (лизингодатель) на оказание последним услуг по финансовой аренде (лизингу) медицинского оборудования (аппарата лазерного хирургического фотодинамического и гипертермического режимов воздействия, программируемого "ЛАХТА-МИЛОН") на сумму 764 768,11 руб. Согласно представленному в ходе проверки акту приема-передачи имущество по данному контракту (оборудование стоимостью 1 186 820,45 руб.) передано лизингополучателю 20.07.2018. Сведения должны были быть представлены в Росфинмониторинг в срок не позднее 25.07.2018.
- контракт от 20.08.2018 N 71-АЭ между ГБУ Республики Марий Эл "Республиканский онкологический диспансер" (лизингополучатель) и ООО "Янтарь" (лизингодатель) на оказание последним услуг по финансовой аренде (лизингу) бокса микробиологической безопасности (БМБ-Н-"Ламинар-С") на сумму 743 545, 38 руб. Согласно представленному в ходе проверки акту приема-передачи имущество по данному контракту (оборудование стоимостью 743 545, 38 руб.) передано лизингополучателю 12.09.2018. Сведения должны были быть представлены в Росфинмониторинг в срок не позднее 17.09.2018.
- контракт от 23.08.2018 N 76-АЭ между ГБУ Республики Марий Эл "Республиканский онкологический диспансер" (лизингополучатель) и ООО "Янтарь" (лизингодатель) на оказание последним услуг по финансовой аренде (лизингу) ультразвукового диагностического портативного аппарата eZono с принадлежностями на сумму 3 067 970, 88 руб. Согласно представленному в ходе проверки акту приема-передачи имущество по данному контракту (оборудование стоимостью 3 067 970, 88 руб.) передано лизингополучателю 28.09.2018. Сведения должны были быть представлены в Росфинмониторинг в срок не позднее 03.10.2018.
Вместе с тем, в отсутствие в ООО "Янтарь" надлежащей организации и осуществления внутреннего контроля вышеуказанные операции, подлежащие обязательному контролю, обществом не выявлены, надлежащим образом не зафиксированы, сведения о них в уполномоченный орган не направлены, что свидетельствует об отсутствии осуществления обществом внутреннего контроля.
Усмотрев в действиях ООО "Янтарь" состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Управления составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении от 21.12.2018 N 04-18/293/2.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Управление вынесло постановление от 16.01.2019 N 04-18/293/2 о привлечении ООО "Янтарь" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в сумме 200 000 рублей.
Не согласившись с постановлением Управления, полагая, что оно не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, ООО "Янтарь" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом события административного правонарушения и состава в действиях заявителя, соблюдения процедуры при привлечении его к административной ответственности. В то же время, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, изменил оспариваемое постановление, окончательно назначив наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Выслушав представителя административного органа, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и изменения судебного акта в обжалуемой части.
В силу частей 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N115-ФЗ) операторы по приему платежей относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся организация и осуществление внутреннего контроля.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 115-ФЗ внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля; осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность по представлению информации в уполномоченный орган по операциям, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 N 27 "Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом".
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля.
Правила внутреннего контроля являются основным после нормативно-правовых актов документом, регламентирующим деятельность организации в целях ПОД/ФТ и ФРОМУ.
Требования к правилам внутреннего контроля утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 N 667).
В соответствии с п.п. "а" п. 32 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667 в рамках программы проверки осуществления внутреннего контроля предусматривается проведение на регулярной основе, но не реже одного раза в полугодие, внутренних проверок выполнения в организации правил внутреннего контроля, требований Федерального закона и иных нормативных правовых актов, а также представление руководителю организации, по результатам данных проверок письменных отчетов, содержащих сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ, правил внутреннего контроля и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организация обязана назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ требования к подготовке и обучению кадров организаций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 N 492 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 29.05.2014 N 492) установлено, что требования к подготовке и обучению кадров организаций устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов (далее - Положение о требованиях к подготовке и обучению).
В соответствии с пунктом 2 Положения о требованиях к подготовке и обучению руководитель организации утверждает перечень сотрудников, обязанных проходить обучение в целях ПОД/ФТ, в который включаются сотрудники по должностям, предусмотренным п. 3 Положения о требованиях к подготовке и обучению.
Формы обучения в сфере ПОД/ФТ предусмотрены пунктом 6 Положения о требованиях к подготовке и обучению.
В соответствии с Положением о требованиях к подготовке и обучению, в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, обучение проводится специальным должностным лицом, в том числе: в форме вводного инструктажа при приеме на работу на должности либо для выполнения функций, указанные (указанных) в пунктах 3, 4 настоящего Положения, и при переводе (временном переводе) на должности либо для выполнения функций, указанные(указанных) в пунктах 3, 4 настоящего Положения;
- в форме дополнительного инструктажа при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ и ФРОМУ, а также при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и ФРОМУ и программ его осуществления.
В соответствии с Положением о требованиях к подготовке и обучению факт проведения с сотрудниками организации инструктажа (за исключением целевого инструктажа) и ознакомления с нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области ПОД/ФТ и ФРОМУ и внутренними документами организации, принятыми в целях организации внутреннего контроля, должен быть подтвержден его собственноручной подписью в документе, форму и содержание которого организация устанавливает самостоятельно.
В соответствии с п.п.2 п.1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных пунктом 1 статьи 7 Федерального закона.
Идентификация бенефициарных владельцев клиентов не проводится, в том числе, в случае принятия на обслуживание клиентов, являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями, находящимися в их ведении, государственными внебюджетными фондами, государственными корпорациями или организациями, в которых Российская Федерация, субъекты Российской Федерации либо муниципальные образования имеют более 50 процентов акций (долей) в капитале.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ требования к идентификации клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, представителей клиента определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 N 492 установлено, что требования к идентификации клиентов (лиц, находящихся на обслуживании в организации) и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Во исполнение указанных норм Федеральной службой по финансовому мониторингу издан приказ Росфинмониторинга от 17.02.2011 N 59 "Об утверждении положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" (далее -Приказ Росфинмониторинга от 17.02.2011 N 59).
В соответствии с пунктом 2.8 Приказа Росфинмониторинга от 17.02.2011 N 59 сведения о клиенте, а также представителе клиента и (или) выгодоприобретателе целесообразно фиксировать в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным организацией в правилах внутреннего контроля.
Пункт 2.1 Приказа Росфинмониторинга от 17.02.2011 N 59 устанавливает, что идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя включает в себя, в том числе, следующие мероприятия:
- проверка наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона;
- оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечень) устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 N 804 доведение информации о включении в Перечень/об исключении из Перечня, а также о внесении корректировок в содержащиеся в Перечне сведения вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах осуществляется путем обеспечения доступа этих организаций к такой информации через их личные кабинеты на официальном сайте Росфинмониторинга.
Доступ к личному кабинету для поднадзорных организаций предоставляется Росфинмониторингом автоматически при осуществлении постановки на учет, поскольку учетный номер, присваиваемый при постановке на учет, является паролем к Личному кабинету. Таким образом, процедура постановки на учет неразрывно связана с получением доступа к личному кабинету на портале Росфинмониторинга для поднадзорных организаций.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 N 58 "Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы" лизинговые компании осуществляют постановку на учет в территориальном органе Росфинмониторинга в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.
Осуществление постановки на учет в уполномоченном органе, является одним из элементов внутреннего контроля в деятельности лизинговых компаний, поскольку позволяет осуществлять последующий внутренний контроль в части обязательной идентификации своих клиентов с Перечнем в Личном кабинете.
В рамках идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, а также при проведении операций и сделок организация оценивает и присваивает клиенту степень (уровень) риска.
В соответствии с п.п. 7 п. 1 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемые их клиентами.
Статьей 6 Федерального закона установлено, что сделка по получению или предоставлению движимого имущества по договору финансовой аренды (лизинга), подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.
Согласно п.п. 16 и 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667 правила внутреннего контроля лизинговой компании должны содержать программу выявления операций, а также программу документального фиксирования информации, предусматривающую порядок получения и закрепления сведений (информации) на бумажных и (или) иных носителях информации в целях реализации Федерального закона, иных нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, а также правил внутреннего контроля.
Программа выявления операций предусматривает процедуры выявления, в том числе операций (сделок), подлежащих обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона (пункт 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667).
Программа документального фиксирования информации предусматривает составление сотрудником организации, выявившим операцию (сделку), подлежащую контролю, внутреннего сообщения -документа, содержащего сведения о такой операции (сделке) (далее -внутреннее сообщение) (пункт 27 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667).
В соответствии со статьями 3 и 7 Федерального закона обязанность по осуществлению и организации внутреннего контроля, возлагается на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, поименованными в статье 5 Федерального закона.
В данном случае ООО "Янтарь" не соблюдало требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
У ООО "Янтарь" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за несоблюдение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но им не предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что свидетельствует о вине юридического лица.
Доказательств обратного суду не представлено.
Доводы заявителя о том, что Общество не является лизинговой компанией, поскольку уставные и учредительные документы Общества не предусматривают осуществление ООО "Янтарь" лизинговой деятельности, рассмотрены судом первой инстанции и правомерно признаны несостоятельными.
ООО "Янтарь", фактически осуществляя функции лизингодателя, является лизинговой компанией, на которую в полной мере распространяются требования действующего законодательства в сфере ПОД/Ф17ФРОМУ.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить вопрос об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, принимая во внимание его общественную опасность, отсутствие обстоятельств, свидетельствующих об исключительности ситуации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что рассматриваемое правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем отсутствуют основания для признания его малозначительным.
Проверив процедуру привлечения Общества к административной ответственности, суд апелляционной инстанции находит ее соблюденной. Суд не установил существенных нарушений положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющихся самостоятельным основанием для признания постановления незаконным и отмене.
Предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности соблюден.
При этом административный орган и суд первой инстанции отдельно исследовали вопрос о возможности применения в данном случае к юридическому лицу положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рассматриваемом случае с учетом объекта административного правонарушения (общественные отношения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем) указанная совокупность для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствует, поскольку имеет место угроза безопасности государства.
В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Принимая во внимание все обстоятельства совершения административного правонарушения, позицию административного органа, который не возражал относительно снижения размера административного штрафа, суд первой инстанции правомерно применил положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и окончательно определил ему административный штраф ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 100 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции также считает, что административный штраф в указанном размере отвечает принципу справедливости наказания и, в то же время, обеспечивает его неотвратимость.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае.
Апелляционная жалоба ООО "Янтарь" не подлежит удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.05.2019 по делу N А43-5331/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Янтарь" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-5331/2019
Истец: ООО "Янтарь"
Ответчик: МРУ Росфинмониторинг по ПФО
Третье лицо: заместителю руководителя МРУ Росфинмониторинг по ПФО Караулиной Н.А.