г. Чита |
|
21 марта 2024 г. |
Дело N А78-4138/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 марта 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бушуевой Е.М., судей: Венедиктовой Е.А., Ниникиной В.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кривоноговой Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройком" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 01 декабря 2023 года по делу N А78-4138/2022 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройком" (ОГРН 1037550044025, ИНН 7534017821) к Государственному казенному учреждению "Служба единого заказчика" Забайкальского края (ОГРН 1027501178154, ИНН 7536050020) к Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края (ОГРН 1197536002982, ИНН 7536176217); к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ОГРН 1127746554320, ИНН 7707780887) об обязании заключить дополнительное соглашение об изменении (увеличении) цены государственного контракта N Ф.2020.2265 от 07.04.2020 на строительство объекта "Спортивный зал для занятий боксом по адресу: г. Читы, ул. Нагорная, 91", о взыскании денежных средств по государственному контракту в размере 20 155 206, 54 руб.,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительна предмета спора, - Министерство финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, ИНН 7536095230), Министерство экономического развития Забайкальского края (ОГРН 1087536008174, ИНН 7536095303),
при участии в судебном заседании представителей ООО "Стройком" Меланьина А.Г. по доверенности от 22.12.2023 N 35/23 и Гевлич Л.Ю. по доверенности от 01.02.2024 N 5, представителя Государственного казенного учреждения "Служба единого заказчика" Забайкальского края Щербаковой О.С. по доверенности от 18.10.2023, представителя Министерства финансов Забайкальского края Першиной Н.В. по доверенности от 01.03.2022 N 7,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стройком" (далее - истец, ООО "Стройком") обратилось в суд с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению "Служба единого заказчика" Забайкальского края (далее - ответчик 1, учреждение, КГУ "СЕЗ") об обязании заключить дополнительное соглашение об изменении (увеличение) цены государственного контракта N Ф.2020.2265 от 07.04.2020 на строительство объекта "Спортивный зал для занятии боксом по адресу: г.Читы, ул. Нагорная, 91", о взыскании денежных средств по государственному контракту в размере 20 155 206, 54 руб.
Определением суда от 06 июля 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края (ОГРН 1197536002982, ИНН 7536176217), Министерство финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, ИНН 7536095230, третье лицо 1).
Определением суда от 22 ноября 2022 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края (ОГРН 1197536002982, ИНН 7536176217, ответчик 2) и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ОГРН 1127746554320, ИНН 7707780887, ответчик 3), Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края исключено из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительна предмета спора.
Определением суда от 28 февраля 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство экономического развития Забайкальского края (ОГРН 1087536008174, ИНН 7536095303, третье лицо 2).
Определением суда от 04 октября 2022 года удовлетворено ходатайство истца о принятии обеспечительных мер в виде приостановления исполнения государственного контракта в части его закрытия до момента заключения дополнительного соглашения об изменении (увеличении) цены контракта.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 01 декабря 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указывает, что истец не мог приобрести все необходимые строительные материалы по ценам, действовавшим на момент заключения контракта.
Полагает, что отклонение судом ходатайства истца о проведении судебной экспертизы явилось препятствием для подтверждения истцом фактически понесенных расходов. Между тем, судом также не приняты в качестве доказательства расчеты, выполненные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315, Приказа Минстроя России от N 500/пр, Приказа Минстроя России от 07.10.2021 N 728/пр. Таким образом, истец был лишен возможности доказывания удорожания стоимости строительных ресурсов через фактически понесенные расходы либо через расчеты, выполненные в соответствии с нормативными правовыми актами.
Истцом предприняты все необходимые и установленные в Постановлении Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 действия, направленные на увеличение (изменение) цены контракта. В данном случае действия истца на увеличение (изменение) цены контракта выполнены в соответствии с действующим законодательством и не носят произвольный характер. Отсутствие денежных средств, в том числе в связи с неполучением финансирования из бюджета, не может являться основанием для отказа истцу в праве на получение оплаты выполненных работ с учетом их удорожания, рассчитанного в соответствие с Методикой N 841/пр.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако явку своих представителей ответчики: Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, третье лицо - Министерство экономического развития Забайкальского края в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 07.04.2020 между Забайкальским краем, от имени которого действует государственное казенное учреждение "Служба единого заказчика" Забайкальского (далее - заказчик), и обществом с ограниченной ответственностью "Стройком" (далее - генподрядчик) по результатам электронного аукциона, протоколом подведения итогов электронного аукциона N 2538-ЭА 0891200000620002265 от 19.03.2020 заключен государственный контракт N Ф.2020.2265 на строительство объекта "Спортивный зал для занятий боксом по адресу: г. Чита, ул. Нагорная, 91" (далее - контракт), ИКЗ: 202753605002075360100100240014120414.
Предметом контракта является строительство объекта "Спортивный зал для занятий боксом по адресу: г. Чита, ул. Нагорная, 91" (далее - объект), включающее в себя выполнение строительно-монтажных работ, приобретение и монтаж инженерного оборудования, работ по строительству инженерных сетей, благоустройству территории, пусконаладочные работы инженерного оборудования, подготовку необходимой документации для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (далее - работы) (пункт 1.1. договора).
Согласно пунктам 1.2., 1.3. контракта генподрядчик обязуется выполнить все работы по объекту, в соответствии с условиями контракта и проектно-сметной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы.
Согласно пункту 4.1. контракта срок начала работ по контракту - с даты подписания настоящего контракта (начальный срок выполнения условий по контракту).
Генподрядчик обязуется сдать построенный объект, в установленном порядке в сроки, указанные в п. 4.2 Контракта.
Работы по контракту должны быть завершены и результат работ должен быть передан заказчику не позднее 01.11.2021 (пункт 4.2. контракта).
Согласно пункту 3.1. контракта цена настоящего контракта составляет 76 965 220 руб. 10 коп. Лимит финансирования по контракту составляет: на 2020 год - 32 941 114 руб. 10 коп., на 2021 год - 44 024 106 руб.
Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Цена Контракта не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ (статья 95 Закона N 44-ФЗ).
В дальнейшем сторонами заключено дополнительное соглашение к государственному контракту от 19.08.2021 N 5 (далее - дополнительное соглашение) в связи с увеличением объема работ, согласно которому цена государственного контракта увеличена на 10% от первоначальной цены. Лимиты финансирования составили: на 2020 год - 32 941 114 руб. 10 коп., на 2021 год - 51 720 627 руб. 90 коп., что в итоге составило 84 661 742 руб. (пункт 1 дополнительного соглашения).
Согласно актам выполненных работ (КС-2), справкам о стоимости выполненных работ (КС-3), представленных генподрядчиком, выполнены работы на общую сумму 84 508,7 тыс. руб. Заказчиком произведена оплата выполненных работ в полном объеме.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 9 августа 2021 г. N 1315, Постановления Правительства Забайкальского края от 17.09.2021 N 363, истцом осуществлен расчет удорожания в соответствии с пунктом 14.2 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 500/пр от 21.07.2021 и направлен в адрес ответчика 10.01.2022, что подтверждается накладной, подписанной со стороны ответчика - Гусляковым В.А., действующим на основании приказа N 585 от 23.07.2021 (л.д.25 т.1).
10.01.2022 ответчиком согласовано удорожание строительных материалов, что подтверждается письмом N б/н от 10.01.2022 (л.д.30 т.1).
17.02.2022 ответчиком выдана истцу доверенность на право подачи заявления о проведении повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости, предусмотренной пунктом 45 (14) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145, по объекту "Спортивный зал для занятий боксом по адресу, г. Чита, ул. Нагорная, 91" на основании государственного контракта N Ф.2020.2265 от 07.04.2020 (л.д.10 т.1).
22.03.2022 истцом получено положительное заключение повторной государственной экспертизы N 75-1-1-2-016035-2022, в соответствии с которым пересчет сметной стоимости в соответствии с подпунктом "а" пункта 14.2 Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденную приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр (далее - Методика N 841/пр) по объекту "Спортивный зал для занятий боксом по адресу: г. Чита, ул. Нагорная, 91" выполнен достоверно.
23.03.2022 истец представил ответчику уведомление о прохождении государственной экспертизы в части подтверждения удорожания сметной стоимости N 27 с приложением Положительного заключения повторной государственной экспертизы N 75-1-1-2-016035-2022 (л.д.31 т.).
В ответ на уведомление N 27 от 23.03.2022 ответчиком направлено письмо N 09/2415-22 от 13.04.2022 с уведомлением о невозможности внесения изменений в Контракт в связи с тем, что объект введен в эксплуатацию, акт приемки законченного строительства объекта (КС-11) подписан 29.03.2022, а также в связи с отсутствием лимитов бюджетных обязательств (л.д.27 т.1).
Истец указывает, что в соответствии с положениями пунктом 14.2 комплект сметной документации с обосновывающими документами, содержащие информацию о цене строительных материалов и (или) оборудования, действующей на дату проведения расчета предоставляется заказчику по контракту без предварительного направления в уполномоченную организацию по проведению государственной экспертизы.
Работы по контракту считаются окончательно выполненными только после предоставления Заказчику завершенного строительством объекта (с подтверждением актов по форме N КС-2, справок по форме N КС-3), исполнительной документации на работы, предусмотренные настоящим Контрактом и приложениями к нему, подписания обеими сторонами итогового комиссионного акта приемки результатов выполненных работ (форма Приложение N6), акта приемки законченного строительством объекта формы КС11 (пункт 7.9. контракта).
Согласно пункту 7.10 контракта сдача генподрядчиком и приемка заказчиком (приемочной комиссией) окончательного результата работ осуществляются в следующем порядке:
Сдача генподрядчиком и приемка заказчиком (приемочной комиссией) результата работ (законченного строительством объекта) осуществляется в срок до 01.11.2021 года и оформляется подписанием акта приемки объекта. В указанный срок акт приемки объекта подписывается членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком.
После комиссионной приемки между заказчиком и генподрядчиком подписывается акт приемки законченного строительством объекта формы КС-11 (пункт 7.10.1. контракта).
Согласно пункту 15.5. контракта контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует до полного исполнения обязательств сторонами - 31 декабря 2021 года.
Истец указывает, что ООО "Стройком" вынуждено было неоднократно приостанавливать выполнение работ в связи с имеющимися недоработками и недочетами в проектной документации, изменениями локальных сметных расходов, отсутствием согласования проекта по объекту с ресурсоснабжающими организациями. По мнению истца, у ООО "Стройком" имелись законные основания для приостановки выполнения работ до исполнения встречных обязательств заказчиком.
Ссылаясь на существенное удорожание строительных ресурсов в ходе выполнения работ, на представление необходимых расчетов удорожания и наличие в связи с этим оснований для возложения на ответчика обязанности заключить дополнительное соглашение к контракту в части увеличения цены контракта, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, принимая решение, руководствовался положениями: статей 8, 702, 709, 716, 719, 740, 746, 758, 763, 766, 767, 768 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 34, 112, Федерального закона 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315, пункта 45(14) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", пункта 1 постановления Правительства Забайкальского края от 17.09.2021 N 363.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой.
В соответствии со статьями 450 и 451 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено этим Кодексом, другими законами и договором. Договор может быть изменен или расторгнут по решению суда, по требованию одной из сторон, при существенном его нарушении другой стороной и в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором, либо в связи с существенным изменением обстоятельств.
Из содержания пункта 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что для изменения договора в связи с существенным изменением обстоятельств необходимо одновременное наличие следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
При этом доктрина существенного изменения обстоятельств подлежит применению в исключительных случаях, когда в ходе рассмотрения конкретного дела будут выявлены непредвидимые обстоятельства, которые сторона не могла преодолеть при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2022 N 308-ЭС21-20570).
Статьей 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусмотрено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
Возможность изменения цены контракта предусмотрена статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
Пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в том числе, в случае, если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 указанного закона, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе, необходимость внесения изменений в проектную документацию.
В связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы Правительством Российской Федерации принято Постановление N 1315.
Пунктом 2 Постановления N 1315 установлено, что его требования распространяются на обязательства при исполнении контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с Законом N 44-ФЗ для обеспечения федеральных нужд с определенными министерствами и организациями.
В пункте 3 Постановления N 1315 высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, местным администрациям рекомендовано принять меры, обеспечивающие возможность изменения (увеличения) цены контракта, предметом которого являются выполнение работ по строительству, и который заключен в соответствии с Законом N 44-ФЗ для обеспечения нужд субъекта или муниципального образования.
17.09.2021 Правительством Забайкальского края принято постановление N 363 "Об изменении (увеличении) цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для обеспечения нужд Забайкальского края".
Согласно подпункту 1 пункта 1 постановления Правительства Забайкальского края от 17.09.2021 N 363 при исполнении контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) для обеспечения нужд Забайкальского края (далее - контракт) допускается в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 и частью 70 статьи 112 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта, стороной которого является заказчик, указанный в перечне, являющемся приложением к настоящему постановлению, в том числе изменение (увеличение) цены контракта, при совокупности следующих условий:
а) изменение существенных условий контракта осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств бюджета Забайкальского края и бюджетов государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, на срок исполнения контракта и не приводит к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 процентов;
б) предусмотренные проектной документацией соответствующего объекта капитального строительства (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ) физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не изменяются;
в) размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 июля 2021 года N 500/пр "О внесении изменений в Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. N 841/пр", а цены контракта, размер, которой составляет или превышает 100 млн. рублей, - по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации, проводимой в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с пунктом 45(14) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года N 145;
г) изменение существенных условий контракта осуществляется путем заключения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соглашения об изменении условий контракта на основании поступившего заказчику в письменной форме предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение;
д) контракт заключен до 31 декабря 2022 года, и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены.
Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 3.1 контракта цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Цена контракта не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ (ст. 95 Закона 44-ФЗ).
Согласно пункту 3.2. контракта цена контракта включает в себя прибыль генподрядчика, все расходы и издержки генподрядчика по исполнению контракта, в том числе стоимость выполнения строительно-монтажных работ, затраты на приобретение и монтаж инженерного оборудования, работ по строительству инженерных сетей, благоустройству территории, пусконаладочные работы инженерного оборудования, подготовку необходимой документации для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, транспортные расходы, проживание и оплата труда работников, расходы по оплате работ, услуг субподрядчиков, страхование, уплату всех таможенных пошлин, налогов, сборов, и других обязательных платежей и иных расходов генподрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту.
Цена контракта (цена работ) составляет: 76 965 220, 10 руб.
Сторонами контракта 19.08.2021 заключено дополнительное соглашение об увеличении цены контракта до 84 661 742 руб., то есть на 10% от первоначальной цены (76965220,10 руб.) (л.д.19 т.1).
Истец, полагая, что в соответствии с положениями Постановления N 1315 и Постановления Правительства Забайкальского края от 17.09.2021 N 363 он имеет право на увеличение стоимости контракта в связи с существенным изменением стоимости строительных материалов, обратился в суд.
Системное толкование приведенных выше норм позволяет прийти к выводу о том, что возможность изменения существенных условий контракта, в том числе цены, является реализуемой лишь в том случае, если подрядчик в порядке положений статей 65, 68 АПК РФ доказал совокупность всех условий для предоставления ему такой меры государственной поддержки как увеличение цены контракта в связи с увеличением стоимости строительных материалов.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи сделал верный вывод о том, что истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о необходимости изменения существенных условий государственного контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы.
Как было указано выше, положение пункта 8 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, подлежит применению, в случае если при исполнении контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе и в случае в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы.
Вместе с тем, как установил суд апелляционной инстанции, работы по контракту подрядчиком не приостанавливались в связи с названными обстоятельствами, объект фактически им возводился, передан в 2022 году заказчику (используется им по назначению), что свидетельствует об отсутствии у истца обстоятельств, которые являются основанием для изменения существенных условий контракта в части его стоимости.
Так, истец представил в дело договоры микрозайма от 09.03.2022, займа от 13.12.2021, сравнительную таблицу удорожания строительных материалов 2020- 2021 г.г., прайс-листы от 10.02.2020, 01.09.2021, 01.03.2020, коммерческие предложения N 1142 от 04.03.2020, N 1665 от 22.09.2021, от 20-21.12.2020, 04.03.2020, 16.06.2021, при этом соответствующие договоры с контрагентами о приобретении строительных ресурсов, первичные документы к ним, документы о соотносимости представленных документов о затратах с исполнением обязательств по спорному контракту истец в материалы дела не представил, соответственно, оснований считать, что у истца имелись объективные причины, препятствующие ему выполнить контракт не имеется.
Доказательств того, что объект не мог быть достроен и сдан, в силу существенного увеличения цен на строительные ресурсы, истцом в материалы дела не представлено.
Сама по себе возможность изменения условий контракта о цене в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1315 не влечет автоматического изменения условий контракта, а может быть реализована в порядке, предусмотренном законом N 44-ФЗ, гражданским законодательством и самим Постановлением Правительства Российской Федерации N 1315.
Кроме того, суд учитывает, что исходя из положений постановления Правительства Российской Федерации N 1315 изменение существенных условий контракта, в том числе цены, возможно в том случае, если контракт не исполнен (не прекращен), так как это обстоятельство прямо поименовано в подпункте "а" пункта 2 Постановления N 1315 в качестве одного из юридических фактов, входящих в совокупность условий (юридический состав), необходимых для применения предусмотренного данным постановлением механизма.
Однако, как указано выше, контракт исполнен, акт о приемке законченного строительством объекта по форме КС-11 подписан сторонами 29.03.2022.
Учитывая, что у суда нет оснований для возложения на стороны обязанности заключения соглашения об изменении условий контракта, у суда нет оснований для взыскания с ответчика заявленной истцом суммы увеличения контракта.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены или изменения решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 01 декабря 2023 года по делу N А78-4138/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.М. Бушуева |
Судьи |
Е.А. Венедиктова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-4138/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ООО СТРОЙКОМ
Ответчик: АНО ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЛУЖБА ЕДИНОГО ЗАКАЗЧИКА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ, МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА, ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТРАНСПОРТА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Хронология рассмотрения дела:
02.10.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2555/2024
21.03.2024 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5500/2022
01.12.2023 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-4138/2022
17.04.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1448/2023
25.01.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5500/2022