город Ростов-на-Дону |
|
29 июля 2019 г. |
дело N А32-52475/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кашпур Валерия Анатольевича - Картель Р.В. по доверенности от 14.06.2019, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 25.04.2019 по делу N А32-52475/2018, принятое судьей А.Л. Назыковым,
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кашпур Валерия Анатольевича
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Администрации Краснодарского края, Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Администрации Краснодарского края
при участии третьих лиц: открытого акционерного общества "Наследие Кубани", Администрации муниципального образования Гулькевичский район, Пушкинского сельского поселения Гулькевичского района
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка сельскохозяйственного назначения; об обязании подготовить проект договора купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кашпур Валерий Анатольевич (далее - глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, администрации Краснодарского края, управлению государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края со следующими требованиями: признать незаконным и необоснованным отказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 17.10.2018 N 52-46438/18-32-12; устранить допущенные нарушения путем обязания департамента имущественных отношений Краснодарского края подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:06:1301004:7 площадью 168 000 кв. м по выкупной цене согласно постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края" в размере 20 процентов от кадастровой стоимости испрашиваемого земельного участка.
Определением от 11.02.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены ОАО "Наследие Кубани", администрация муниципального образования Гулькевичский район, Пушкинское сельское поселение Гулькевичского района.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2019 признать незаконным содержащийся в письме от 17.10.2018 N 52-46438/18-32-12 отказ департамента имущественных отношений Краснодарского края в предоставлении в собственность главе крестьянского (фермерского) хозяйства Кашпуру Валерию Анатольевичу (ОГРНИП 304232907700205 ИНН 232900062255) земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:06:1301004:7 площадью 168 000 кв.м, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир контора ОАО колхоза "Прогресс", участок находится примерно в 3 800 м от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Гулькевичский район, с/п Пушкинское, с. Пушкинское, ул. Советская, 224, как противоречащий подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд возложил на департамент имущественных отношений Краснодарского края обязанность в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения устранить допущенные нарушения прав заявителя путем подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:06:1301004:7 площадью 168 000 кв.м, с указанием цены продажи в размере 20% кадастровой стоимости участка на момент обращения с заявлением о выкупе в уполномоченный орган; подписания и направления проекта указанного договора купли-продажи земельного участка в адрес главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кашпура Валерия Анатольевича. Суд взыскал с департамента имущественных отношений Краснодарского края за счет средств казны Краснодарского края в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кашпура Валерия Анатольевича возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по заявлению в сумме 300 рублей.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что земельные участки, занятые объектами археологического наследия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте в соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, Департамент полагает, что заявителем не был соблюден досудебный порядок.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кашпур Валерия Анатольевича просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Администрации Краснодарского края, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Администрации Краснодарского края, открытое акционерное общество "Наследие Кубани", Администрация муниципального образования Гулькевичский район, Пушкинского сельского поселения Гулькевичского района, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, глава КФХ обратился в департамент с заявлением о предоставлении в собственность за плату без торгов земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:06:1301004:7, на основании пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (т. 1, л.д. 98 - 100).
В письме от 17.10.2018 N 52-46438/18-32-12 департамент отказал в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:06:1301004:7, поскольку по информации управления государственной охраны объектов культурного наследия в границах участка расположен объект археологического наследия "Курганная группа "Ивлевская 6", в соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые объектами археологического наследия. Такие участки не предоставляются в частную собственность (т. 1, л.д. 101 - 102).
Не согласившись с данным решением департамента, глава КФХ обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В результате исследования обстоятельств дела судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 23:06:1301004:7 курганы в действительности отсутствуют.
Данное обстоятельство подтверждается следующим:
- заключением кадастрового инженера Дудина М.Н. от 30.11.2018, которым приведены координаты подошвы холма кургана в соответствии с данными о характерных точках границ кургана из раздела "Охрана объектов культурного наследия" в составе проекта "Генеральный план Пушкинского сельского поселения Гулькевичского района Краснодарского края" (т. 1, л.д. 23 - 23); на подготовленной кадастровым инженером схеме видно нахождение холма кургана за пределами территории земельного участка с кадастровым номером 23:06:1301004:7 (т. 1, л.д. 24);
- письмом начальника управления имущественных отношений администрации муниципального образования Гулькевичский район от 11.10.2018 N 111-5437/18-01-18 на имя заместителя начальника управления земельных отношений департамента имущественных отношений Краснодарского края, в котором указано, что земельный участок с кадастровым номером 23:06:1301004:7 частично находится во временной охранной зоне памятников археологии (Курганная группа "Ивлевская 6" (6 насыпей) (т. 1, л.д. 129 - 131); из данного письма не следует, что на участке расположен курган, упоминается нахождение участка только во временной охранной зоне памятника археологии;
- подготовленной АО "Наследие Кубани" выкопировкой из раздела "Охрана историко-культурного наследия" в составе проекта "Схема территориального планирования муниципального образования Гулькевичский район Краснодарского края" с нанесенным земельным участком с кадастровым номером 23:06:1301004:7 (т. 1, л.д. 157); на данной схеме видно, что на территории земельного участка с кадастровым номером 3:06:1301004:7 курган отсутствует;
- актом от 14.03.2019 осмотра земельного участка с кадастровым номером 23:06:1301004:7, проведенного во исполнение определения арбитражного суда от 04.03.2019 совместно главным специалистом ГКУ КК "Кубаньземконтроль", главного специалиста отдела археологии НАО "Наследие Кубани" и представителем главы КФХ (т. 1, л.д. 176 - 177); данным осмотром установлено, что насыпь кургана N 2 курганной группы "Ивлевская 6" (6 насыпей) не входит в границы земельного участка с кадастровым номером 23:06:1301004:7;
- письменным ходатайством от 19.03.2019 управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края, в соответствии с которым в границы земельного участка с кадастровым номером 23:06:1301004:7 объект археологического наследия - курганная группа "Ивлевская 6" (курган N 2 указанной курганной группы" не входит (т. 1, л.д. 178).
Поскольку курганы на территории спорного земельного участка фактически отсутствуют, что подтверждается приведенными доказательствами и не опровергнуто департаментом, земельный участок с кадастровым номером 23:06:1301004:7 не является ограниченным в обороте.
Апелляционная коллегия отклоняет довод департамента о том, что при принятии оспариваемого решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность руководствовался сведениями, приведенными в письме управления государственной охраны от 01.10.2018 N 78-19-10565/18, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером 23:06:1301004:7 расположен на территории и в границах зон охраны объекта "Курганная группа "Ивлевская 6", поскольку наряду с указанным письмом управления государственной охраны объектов культурного наследия в распоряжении департамента на момент принятия им обжалуемого решения имелось также письмо начальника управления имущественных отношений администрации муниципального образования Гулькевичский район от 11.10.2018 N 111-5437/18-01-18 на имя заместителя начальника управления земельных отношений департамента имущественных отношений Краснодарского края, в котором указано, что земельный участок с кадастровым номером 23:06:1301004:7 частично находится во временной охранной зоне памятников археологии (Курганная группа "Ивлевская 6" (6 насыпей), и в данном письме отсутствовала информация о нахождении на земельном участке кургана (т. 1, л.д. 129 - 131).
Более того, при более детальном анализе информации, предоставленной управлением государственной охраны объектов культурного наследия в письме от 01.10.2018 N 78-19-10565/18, департамент мог запросить в Пушкинском сельском поселении сведения о том, учтена ли курганная группа "Ивлевская 6" в генеральном плане сельского поселения, имеются ли координаты указанной курганной группы.
На дату принятия департаментом обжалуемого решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, мотивированного нахождением на участке кургана, Арбитражным судом Северо-Кавказского округа в постановлении от 16.05.2018 по делу N А32-21501/2015 было дано толкование соответствующим нормам федерального законодательства, в соответствии с которым нахождение на земельном участке кургана не препятствует приватизации такого земельного участка, если координаты кургана достоверно определены и приведены в документации генерального плана соответствующего поселения, чем обеспечивается раздельный оборот земельного участка и объекта археологического наследия.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 17.09.2018 N 308-КГ16-14434 отказано в передаче кассационной жалобы департамента имущественных отношений Краснодарского края по делу N А32-21501/2015 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации (т. 1, л.д. 89 - 92).
Суд первой инстанции установил, что в настоящем деле имеются аналогичные обстоятельства, позволяющие обеспечить раздельный оборот земельного участка и объекта археологического наследия (кургана):
- для обозначения объектов культурного наследия и границ их зон охраны на картографических материалах генерального плана Пушкинского сельского поселения был использован раздел "Охрана объектов культурного наследия" в составе проекта "Генеральный план Пушкинского сельского поселения Гулькевичского района", выполненный ОАО "Наследие Кубани" в 2016 году, на графических материалах обозначены объекты культурного наследия, нанесены границы зон охраны (письмо от 16.09.2016 N 78-6095/16-01-14 управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края - т. 1, л.д. 21 - 22, 170 - 171);
- курганы курганной группы "Ивлевская 6" с границами зон охраны нанесены на схему границ территорий объектов культурного наследия территории Пушкинского сельского поселения, что подтверждается соответствующей выкопировкой, представленной в материалы дела (т. 1, л.д. 18 - 20, 166 - 169);
- в соответствии с представленным в материалы дела разделом "Охрана историко-культурного наследия" в составе проекта "Схема территориального планирования муниципального образования Гулькевичский район Краснодарского края", подготовленным НАО "Наследие Кубани" в 2016 году, установлены координаты кургана N 2 в составе курганной группы "Ивлевская 6" (т. 1, л.д. 150 - 156);
- разделом "Охрана историко-культурного наследия" в составе проекта "Разработка генерального плана пос. Заря, пос. Венцы, с. Соколовское, ст. Скобелевская, с. Пушкинское, с. Отрадо-Ольгинское, п.г.т Красносельский Гулькевичского района Краснодарского края" (село Пушкинское), подготовленным ГУП "Наследие Кубани" в 2005 году, было определено место нахождения курганной группы из 6 насыпей, курганы нанесены на схему расположения памятников археологии, приведено описание курганов (т. 1, л.д. 180 - 212).
Таким образом, при более детальном рассмотрения заявления главы КФХ и проверке (уточнении) информации о нахождении на территории земельного участка кургана, департамент мог запросить соответствующие сведения генерального плана Пушкинского сельского поселения Гулькевичского района, а также подготовленные АО "Наследие Кубани" материалы раздела "Охрана историко-культурного наследия" в составе проекта "Схема территориального планирования муниципального образования Гулькевичский район Краснодарского края", и на основании этих документов достоверно установить, что курганы курганной группы "Ивлевская 6" документально описаны, определены на местности с позиционированием в соответствующей системе координат, указаны на схеме границ территорий объектов культурного наследия территории Пушкинского сельского поселения генерального плана Пушкинского сельского поселения. На этом основании департамент мог удостовериться, что раздельный оборот земельного участка и кургана возможен, и основания для ограничения оборота земельного участка отсутствуют.
То обстоятельство, что департамент руководствовался недостоверной или неточной информацией, не предпринял мер по проверке данной информации и не обратился к генеральному плану Пушкинского сельского поселения, содержащему сведения, необходимые для идентификации кургана и его позиционирования на местности, не может служить основанием для возложения неблагоприятных последствий данных действий департамента на арендатора земельного участка.
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101 -ФЗ).
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона N 101 -ФЗ).
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса предусмотрена возможность продажи без проведения торгов земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этим лицам по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с ними при условии надлежащего использования такого земельного участка и подачи соответствующего заявления до дня истечения срока договора аренды земельного участка.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Право аренды спорного земельного участка подтверждается договором аренды от 18.04.2000 N 3, заключенным между администрацией Гулькевичского района и крестьянским (фермерским) хозяйством "Буревестник" главы КФХ Кашпур В.А., в соответствии с которым в аренду был предоставлен земельный участок площадью 16,8 га пашни с кадастровым номером 23:06:13 06 001:004, расположенный на территории Пушкинского сельского округа (т. 1, л.д. 87), регистрацией этого права в ЕГРП в 2002 году (т. 1, л.д. 45), и договором от 29.05.2008 N 8806000018 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:06:13 01 004:0007 площадью 168 000 кв.м, заключенным главой КФХ с администрацией муниципальным образованием Гулькевичский район (т. 1, л.д. 29 - 35), регистрацией этого права в ЕГРН (выписка из ЕГРН от 15.01.2019 - т. 1, л.д. 106).
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Краснодарского края регулируется Законом Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ), статьей 21 которого предусмотрена возможность приобретения гражданами и юридическими лицами арендованных ими земельных участков по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего их использования по цене, определенной в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края. Расчет срока аренды земельного участка предусматривает совокупность срока действующего договора аренды и срока (сроков) ранее оконченного (оконченных) договора (договоров) аренды данного земельного участка арендатором.
Апелляционная коллегия полагает, что основания, препятствующие предоставлению земельного участка в собственность, ограничивающие его оборот, в настоящем деле отсутствуют (т. 1, л.д. 129 - 131).
Помимо того, что курганная группа нанесена на схеме генерального плана Пушкинского сельского поселения и позиционирована на местности в соответствующей системе координат, что позволяет осуществлять раздельный оборот земельного участка и кургана как объекта археологического наследия, спорный земельный участок с кадастровым номером 23:06:1301004:7 и вовсе свободен от каких-либо курганов.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, приведенные департаментом основания для такого отказа являются необоснованными.
Главой КФХ также заявлено требование об определении выкупной стоимости земельного участка в размере 20 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Подпунктом 8 пункта 2.1 раздела 2 Порядка, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края" (в редакции на дату обращения главы КФХ в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность - 17.09.2018), установлено, что в случае продажи земельных участков на территории Краснодарского края без проведения торгов цена таких земельных участков определяется в следующем порядке:
- за земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства и переданные в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка по кадастровой стоимости земельных участков;
- до 31 декабря 2018 года с учетом условий, предусмотренных в абзаце 1 настоящего подпункта:
в случае аренды земельного участка в течение 6 лет граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 80 процентам кадастровой стоимости земельного участка;
в случае аренды земельного участка в течение 9 лет граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 60 процентам кадастровой стоимости земельного участка;
в случае аренды земельного участка в течение 12 лет граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 40 процентам кадастровой стоимости земельного участка;
в случае аренды земельного участка в течение 15 лет граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 20 процентам кадастровой стоимости земельного участка.
Поскольку арендное владение земельным участком осуществлялось главой КФХ с 18.04.2000, а с заявлением о выкупе земельного участка глава КФХ обратился 17.09.2018, владение земельным участком осуществляется им свыше 15 лет, в связи с чем, глава КФХ имеет право на выкуп земельного участка по цене, равной 20 процентам кадастровой стоимости земельного участка.
При этом кадастровая стоимость земельного участка должна приниматься по состоянию на дату обращения главы КФХ в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность (сентябрь 2018 года).
Апелляционной коллегией не принимаются доводы департамента о необходимости оставления заявления в данной части без рассмотрения, поскольку факт владения земельным участком свыше 15 лет установлен, тождество земельного участка подтверждается материалами дела, разрешение вопроса о цене выкупа земельного участка будет вносить определенность в отношения сторон и способствовать процессуальной экономии.
Возможность рассмотрения в рамках заявления об оспаривании отказа департамента в предоставлении в собственность земельного участка также и вопроса о цене выкупа земельного участка подтверждается постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.05.2018 по делу N А32-21501/2015.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2019 по делу N А32-52475/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-52475/2018
Истец: Администрация Краснодарского края, ИП ГЛАВА КФХ КАШПУР В. А., Кашпур Валерий Анатольевич
Ответчик: Администрация Краснодарского края, Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края, УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ И ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПО КК
Третье лицо: администрация муниципального образования Гулькевичский район, Администрация муниципального образования Гулькевичского района, Администрация Пушкинского сельского поселения Гулькевичского района, ОАО "Наследие Кубани", ОАО "Наследие Кубани", Пушкинское сельское поселение Гулькевичского района