г. Самара |
|
31 июля 2019 г. |
Дело N А65-4136/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 июля 2019 года в помещении суда апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Елабужском районе и г. Елабуге Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 мая 2019 года по делу N А65-4136/2019 (судья Хамидуллина Л.В.),
по исковому заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Елабужском районе и г. Елабуге Республики Татарстан (ОГРН 1021606953092, ИНН 1646012845), г. Елабуга,
к обществу с ограниченной ответственностью "АРГО-ПЛАСТ" (ОГРН 1141674001083, ИНН 1646038201), г. Елабуга,
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Елабужском районе и г. Елабуге Республики Татарстан (далее - заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "АГРО-ПЛАСТ" (далее - ответчик, общество, ООО "АГРО-ПЛАСТ") о взыскании задолженности по штрафу за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (доп.) за декабрь 2017 года в размере 500 руб. (л.д. 4-7).
Определением суда от 22.02.2019 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 15.04.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.05.2019 по делу N А65-4136/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 46-49).
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, взыскать задолженность по штрафу.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что из представленных форм СЗВ-М за декабрь 2017 года видно, что 15.11.2017 сведения по форме СЗВ-М (исходная) были сданы только на 2 (два) сотрудника (на Иманкулову Ю.С. и Казакову М.В).
06.06.2018 сведения по форме СЗВ М (дополняющая) за декабрь 2017 года сданы на 1 застрахованное лицо (Санягина А.А.), в отношении которого сведения ранее не представлялись.
Таким образом, первоначально представленные отчеты формы СЗВ-М (исходный) за декабрь 2017 года не содержали сведений о Санягине А.А.
Общество не уточняло (исправляло) ранее представленные индивидуальные сведения, а представило впервые СЗВ-М по форме (дополняющая) на 1 застрахованное лицо (т.к. в отчете формы СЗВ-М (исходная) сведения на 1 сотрудника отсутствовали вообще) (л.д.59-63).
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании представленных Обществом дополнительных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года Пенсионным фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 013S18180015665 от 07.06.2018 и принято решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 20.07.2018 N 013S19180017134.
Указанным решением от 20.07.2018 N 013S19180017134 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в размере 500 руб.
Для добровольной уплаты штрафа Пенсионным фондом направлено обществу требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 17.08.2018 N 013S01180023671 со сроком уплаты до 07.09.2018.
В связи с неисполнением обществом требования от 17.08.2018 N 013S01180023671 об уплате штрафа в добровольном порядке, Пенсионный фонд обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Арбитражным судом Республики Татарстан 20.12.2018 выдан судебный приказ по делу N А65-39525/2018 на взыскание 500 руб. штрафа в доход Пенсионного фонда, а также 1 000 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.01.2019 по делу N А65-39525/2018 судебный приказ от 20.12.2018 отменен.
В связи с отменой судом судебного приказа, Пенсионный фонд обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Статьей 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлена обязанность страхователя своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а так же для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
На основании пункта 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 6 данного Закона, представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Форма данных сведений о застрахованных лицах (СЗВ-М) утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N 41142).
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим законом.
Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность работодателей представлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице в органы Пенсионного фонда РФ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии со статьей 16 Закон N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны, в частности, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В статье 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователя за непредставление в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 данного Федерального закона, в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 ранее действовавшего Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждены формы "Сведения о застрахованных лицах" (зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N 41142), согласно которым в пункте 3 страхователем обязательно должен указываться тип представляемой формы:
-"исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
-"доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
-"отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Как следует из материалов дела, страхователем - ООО "АГРО-ПЛАСТ", в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок, а именно, 12.01.2018 представлены страховщику сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за отчетный месяц - декабрь 2017 года.
Согласно положительному протоколу входного контроля отчетность по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года тип "Исходная" принята, а, следовательно, по результатам проверки в представленных документах Пенсионным фондом ошибки не выявлены.
Статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В ходе проверки Обществом обнаружено, что отчет отправлен не на всех застрахованных лиц, а именно отчет на 1 застрахованное лицо не представлен. После чего 06.06.2018 в 11:19 обществом направлено дополнение к отчету еще на 1 застрахованное лицо ООО "АГРО-ПЛАСТ" по форме СЗВ-М с указанием типа "дополняющая".
Из самого заявления Пенсионного фонда, акта о выявлении правонарушения N 013S18180015665 от 07.06.2018, решения о привлечении страхователя к ответственности от 20.07.2018 N 013S19180017134 и требования от 17.08.2018 N 013S01180023671, а также скриншота программного комплекса АРМ БПИ, следует, что 06.06.2018 Обществом представлены именно дополняющие сведения о застрахованном лице за декабрь 2017 года.
Данный факт не оспаривается сторонами по делу.
Таким образом, Общество самостоятельно выявило ошибку в неверно представленных сведениях за декабрь 2017 года и предприняло меры к ее устранению путем направления дополняющей формы в Пенсионный фонд РФ, который, в свою очередь, только при получении такой дополняющей формы сведений (а не исходной), провел проверку представленных сведений на соответствие нормам Федерального закона N 27-ФЗ.
Доказательств того, что именно Пенсионный фонд уведомил страхователя о выявленной ошибке и предложил представить уточненные данные, в суд не представлено. В материалах дела отсутствуют доказательства направления фондом в адрес заявителя уведомлений либо иных писем, в которых бы сообщалось о непредоставлении отчета СЗВ-М либо о выявленных ошибках, либо расхождениях. Кроме того, из положительного протокола входного контроля следует, что отчетность по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года тип "Исходная" принята.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение 5 рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Диспозиция статьи 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривает применение к страхователю, представившему позже срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 данного Закона, финансовой санкции за представление дополняющей формы за отчетный период по форме СЗВ-М.
Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденного Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Пунктом 39 указанной Инструкции установлено, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.11.2017 N ЛЧ-08-26/20004 изложено, что с 01.01.2017 статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлен порядок применения финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, определены порядок осуществления территориальным органом ПФР контроля за своевременностью, полнотой и достоверностью представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета и особенности применения финансовых санкций в случае самостоятельного выявления страхователем ошибок (несоответствий) в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица.
Материалами дела подтверждается, что представление Обществом дополняющей формы за декабрь 2017 года по форме СЗВ-М осуществлено не в связи с обнаружением страховщиком в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а явилось результатом самостоятельного выявления самим страхователем неполноты ранее представленных в установленный законом срок сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года.
Таким образом, оснований для назначения ООО "АГРО-ПЛАСТ" финансовой санкции, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ за представление дополняющей формы за декабрь 2017 года по форме СЗВ-М, у Пенсионного фонда не имелось.
В соответствии с частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности (часть 6 статьи 215 АПК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации А09-11643/2017 19.01.2016 N 2-П и доведенной до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР.
С учетом данных разъяснений суд первой инстанции правильно посчитал, что представление Обществом дополняющей формы к ранее представленным сведениям не является нарушением установленного срока предоставления исходных данных, в связи с чем, основания для взыскания финансовой санкции отсутствуют.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что требование Пенсионного фонда удовлетворению не подлежит.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 01.03.2019 по делу N А65-6892/2018, от 11.12.2017 по делу N А65-15614/2017, от 16.02.2018 по делу N А12/14746/2017, в постановлениях Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2018 по делу N А55-19895/2017, от 19.03.2018 по делу N А55-17964/2017, от 12.09.2017 по делу N А72-2447/2017, в постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2018 по делу N 09-11643/2017, в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2018 по делу N А60-52867/2017.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных Пенсионным фондом требований.
Доводы подателя апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Как правильно установлено судом первой инстанции, согласно положительному протоколу входного контроля отчетность по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года тип "Исходная" принята, следовательно, по результатам проверки в представленных документах Пенсионным фондом ошибки не выявлены.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии вины общества в совершении нарушения требований Закона N 27-ФЗ, так как оно самостоятельно выявило ошибку в неверно представленных сведениях за отчетный период - декабрь 2017 года и предприняло меры к ее устранению, путем направления дополняющей формы в Пенсионный фонд, который, в свою очередь, только при получении такой дополняющей формы сведений (а не исходной), провело проверку представленных сведений, и выявило указанное выше нарушение Закона N 27-ФЗ.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 мая 2019 года по делу N А65-4136/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-4136/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Елабужском районе и г.Елабуге Республики Татарстан, г.Елабуга
Ответчик: ООО "АГРО-ПЛАСТ", г.Елабуга