город Воронеж |
|
02 августа 2019 г. |
Дело N А36-4347/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 августа 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.,
судей: Капишниковой Т.И.,
Саманюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Насоновым В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АгроТалицкое" на решение арбитражного суда Липецкой области от 12.10.2018 по делу N А36-4347/2018 (судья Хорошилов А.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АгроТалицкое" (ОГРН 1144828000239, ИНН 4807029421) к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Липецкой области о признании незаконными решений от 12.12.2017 N 7281 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и N 875 "Об отказе в возмещению полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению",
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Трансбелзапчасть" (правопреемник ЗАО "Спатзапчасть Центр"); общество с ограниченной ответственностью "Голиковский щебень"; общество с ограниченной ответственностью "Монтажник"; общество с ограниченной ответственностью "Елецкий купец"
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "АгроТалицкое": Распопов А.А., представитель по доверенности от 01.05.2019, выданной на срок один год, предъявлен паспорт гражданина РФ;
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Липецкой области: Мельникова Е.Г., представитель по доверенности от 12.03.2019 N 04-18, выданной сроком на один год; Хрипункова Ю.О., представитель по доверенности от 30.05.2019 N 04-18/69, выданной сроком на один год;
от общества с ограниченной ответственностью "Голиковский щебень": Полозкова Е.В., директор, выписка из ЕГРЮЛ, паспорт гражданина РФ;
от общества с ограниченной ответственностью "Елецкий купец": Распопов А.А., представитель по доверенности от 04.07.2019, выданной сроком на один год;
от общества с ограниченной ответственностью "Трансбелзапчасть" (правопреемник ЗАО "Спатзапчасть Центр") - представители не явились, надлежаще извещено;
от общества с ограниченной ответственностью "Монтажник" - представители не явились, надлежаще извещено,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АгроТалицкое" (далее - общество "АгроТалицкое", общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд Липецкой области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Липецкой области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании незаконными решений от 12.12.2017 N 7281 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и N 875 "Об отказе в возмещению полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению".
Определением от 16.05.2018 арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Трансбелзапчасть" (правопреемник ЗАО "Спатзапчасть Центр"), общества с ограниченной ответственностью "Голиковский щебень", "Монтажник" и "Елецкий купец" (далее - общества "Трансбелзапчасть", "Голиковский щебень", "Елецкий купец", "Монтажник", третьи лица)
Решением арбитражного суда Липецкой области от 12.10.2018 в удовлетворении заявленных требований обществу "АгроТалицкое" отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2018 решение суда области отменено в полном объеме, решения инспекции от 12.12.2017 N N 7281 и 875 признаны недействительными.
Арбитражный суд Центрального округа постановлением от 09.04.2019 постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2018 отменил, направив дело на новое рассмотрение суда апелляционной инстанции.
При этом суд кассационной инстанции указал на неустановление судом апелляционной инстанции факта исполнения договора между обществами "Елецкий купец" и "Монтажник" в части его оплаты при отсутствии соответствующих доказательства в материалах дела, а также факта исполнения обязанности по уплате налога на добавленную стоимость обществом "Монтажник" за 1 квартал 2017 года при наличии в материалах дела доказательств недоимки по указанному налогу за спорный период.
Также суд кассационный инстанции указал на то, что апелляционной коллегией не было дано надлежащей оценки установленным налоговым органом обстоятельствам, отраженным в решении от 12.12.2017, о том, что налогоплательщик и общество "Монтажник", у которого отсутствовали материальные ресурсы, не имелось расчетных счетов, не велась хозяйственная деятельность, создали формальный документооборот по приобретению спорного товара, о чем в силу взаимозависимости общества "АгроТалицкое" должно было знать, то есть выявлены признаки согласованности действий налогоплательщика и контрагента, свидетельствующие об использовании данной организации не для целей осуществления реальной самостоятельной предпринимательской деятельности, а для создания видимости гражданско-правовых отношений.
В настоящее судебное заседание не явились представители обществ "Трансбелзапчасть" и "Монтажник", извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
При повторном рассмотрении дела апелляционная коллегия, оценивая обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства с учетом указаний суда кассационной инстанции, установила следующее.
Как следует из материалов дела, 19.05.2017 обществом "АгроТалицкое" в налоговый орган по месту учета была представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2017 года, в которой к возмещению из бюджета заявлен налог в сумме 1 154 692 руб., сложившейся в связи с превышением суммы налогового вычета по налогу 1 159 322 руб. над суммой налога, исчисленного к уплате за данный период - 4 630 руб.
По результатам проведенной камеральной проверки представленной налоговой декларации налоговым органом был составлен акт от 01.09.2017 N 36081, рассмотрев который в совокупности с иными материалами проверки, возражениями налогоплательщика и результатами мероприятий дополнительного налогового контроля заместитель начальника инспекции вынес решение от 12.12.201 N 7281 о привлечении общества "АгроТалицкое" к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекса, НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в сумме 926 руб. за неуплату налога на добавленную стоимость. Также обществу был доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 4 630 руб., разбитый по соответствующим срокам уплаты, и пени по налогу по состоянию на 12.12.2017 в сумме 271,08 руб.
Одновременно решением от 12.12.2017 N 875 инспекция признала необоснованным применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 159 322 руб., в связи с чем обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 1 154 692 руб.
Поданная налогоплательщиком 27.12.2017 апелляционная жалоба решением управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области (далее- вышестоящий налоговый орган) от 28.02.2018 N 29 оставлена без удовлетворения.
Как следует из текста апелляционной жалобы, налогоплательщиком одновременно обжаловались оба решения от 12.12.2017 - N 7281 и 875. Из текста решения вышестоящего налогового органа следует, что им оценивалось и оставлено без изменения только решение N 7281.
В силу правовых позиций, сформулированных в пунктах 49, 67, 71 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума Высшего Арбитражного суда от 30.07.2013 N 57), досудебный порядок разрешения спора, установленный Налоговым кодексом, следует считать в данном случае соблюденным.
Полагая, что решения налогового органа от 12.12.2017 N 7281 и N 875 не основаны на нормах действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением о признании их недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд области исходил из доказанности факта мнимости сделки по приобретению погрузчика, заключенной между обществами "Спатзапчасть Центр" и "Елецкий купец" и отсутствия в связи с этим у последнего права реализации данного погрузчика обществу "Монтажник", а, соответственно, недоказанности законности приобретения спорного товара у общества "Монтажник" обществом "АгроТалицкое".
При этом суд учитывал наличие в материалах дела договора, свидетельствующего о том, что фактически спорный погрузчик был реализован обществом "Спатзапчасть Центр" обществу "Голиковский щебень", придя к выводу о реальном характере указанного договора и отклонив ссылки налогоплательщика на подтверждение перехода права собственности фактом его регистрации в государственной инспекции Гостехнадзора по Липецкой области.
Кроме того, судом области было учтено наличие между обществами "АгроТалицкое", "Агроферма "Талица" и "Монтажник" отношений взаимозависимости.
Отклоняя представленные третьими лицами доказательства, суд области исходил из непредставления ими подлинников документов, указав, что данное обстоятельство свидетельствует о недоказанности соответствующих фактов по правилам части 6 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса.
Апелляционная коллегия при оценке данных выводов суда области с учетом выводов кассационной инстанции исходит из следующего.
Порядок исполнения налогоплательщиками обязанностей по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость регулируется главой 21 Налогового кодекса.
Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются, в частности, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, включая безвозмездную реализацию, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (статья 146 Кодекса). Налог исчисляется как стоимость переданных товаров, работ, услуг (статья 154 Кодекса).
Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, момент определения налоговой базы которых, установленный статьей 167 Кодекса, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде, если иное не предусмотрено настоящей главой (статья 166 Кодекса).
Статьей 171 Кодекса налогоплательщику налога на добавленную стоимость предоставлено право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии со статьей 172 Налогового кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено указанной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Основанием для применения налоговых вычетов, как это следует из статьи 169 Кодекса, являются счета-фактуры, выставленные поставщиками при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и оформленные в установленном порядке, расчетные документы и первичные учетные документы, в которых соответствующая сумма налога выделена отдельной строкой.
К оформлению счетов-фактур налоговым законодательством предъявляется ряд требований, в том числе, они должны содержать реквизиты, определенные статьей 169 Налогового кодекса, включающие: порядковый номер и дату выписки счета-фактуры; наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя; наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя; номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг); наименование поставляемых (отгружаемых) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единицы измерения (при возможности ее указания); количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг) исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания); цену (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания); стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре (выполненных работ, оказанных услуг) без налога; налоговую ставку; сумму налога, предъявляемую покупателю товаров (работ, услуг); стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога; подписи руководителя и главного бухгалтера организации или иного уполномоченного лица.
В силу статей 173, 176 Налогового кодекса в случае, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 1 статьи 170 Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Из изложенных правовых норм следует, что для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость право на применение налогового вычета по налогу возникает при соблюдении следующих условий: товары, работы и услуги должны быть приобретены для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации и поставлены на учет; у налогоплательщика имеются счета-фактуры, соответствующие требованиям статьи 169 Налогового кодекса, и первичные документы с выделенной в них отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, оформленные в соответствии с требованиями законодательства о бухгалтерском учете.
При этом имеющиеся у налогоплательщика документы должны достоверно отражать совершенные им хозяйственные операции и подтверждать реальность понесенных расходов, связанных с этими операциями.
Суд области, рассматривая возникший между налоговым органом и налогоплательщиком спор, установил наличие у налогоплательщика документов, перечисленных в статьях 171,172 Налогового кодекса, необходимых для получения налогового вычета.
В то же время, суд согласился с утверждением налогового органа о том, что представленные документы не отражают реальные хозяйственные операции, а составлены участниками хозяйственных операций с целью получения необоснованной налоговой выгоды путем возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость.
Между тем судом области не учтено следующее.
Принципы оценки необоснованной налоговой выгоды сформулированы Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - постановление Высшего Арбитражного Суда от 12.10.2006 N 53), согласно которому судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды, под которой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
В пунктах 3, 4 постановления от 12.10.2006 N 53 закреплено, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Из пункта 9 постановления от 12.10.2006 N 53 следует, что установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом сама по себе налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели, вследствие чего в случае, если суд установит, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, в признании обоснованности ее получения может быть отказано.
О необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:
- невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
- отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
- учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
- совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.
Вывод о необоснованности налоговой выгоды должен быть основан на объективной информации, с бесспорностью подтверждающей, что действия налогоплательщика не имели разумной деловой цели, а были направлены исключительно на создание благоприятных налоговых последствий. Обязанность по доказыванию недобросовестности налогоплательщика, в силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возлагается на налоговые органы.
Налогоплательщик, в свою очередь, вправе представить суду доказательства реальности и экономической обоснованности совершенных им хозяйственных операций.
Как следует из имеющейся в материалах дела выписки из единого государственного реестра, устава общества "АгроТалицкое", общество является действующей организацией с основным видом деятельности смешанное сельское хозяйство и дополнительными видами деятельности по предоставлению услуг в области растениеводства и животноводства, аренде и лизингу легковых автомобилей и легких автотранспортных средств, прокату и аренде прочих предметов личного пользования и хозяйственно-бытового назначения.
Налоговым органом статус налогоплательщика как действующей организацией не оспаривается.
В процессе осуществления указанной деятельности общество "АгроТалицкое" вступало в хозяйственные отношения с различными контрагентами, в том числе, с обществом "Монтажник", у которого по предварительному договору от 11.01.2017 (т.1 л.д.67) и основному договору от 17.01.2017 (т.1 л.д.72) приобрело погрузчик одноковшовый МОАЗ-40484-22, с номером двигателя В0446222, номером машины (рамы) Y3B404840D0000983, 2013 года выпуска, с паспортом транспортного средства ТТ 407633, выданным Федеральной таможенной службой 12.08.2013, и свидетельством о регистрации транспортного средства СВ N 760022, выданным 13.04.2016 инспекцией Гостехнадзора по Липецкой области. По условиям договоров стоимость погрузчика составляет 7 600 000 руб., в том числе налог на добавленную стоимость 1 159 322 руб.
Из предварительного договора купли-продажи от 11.01.2017 следует, что стороны договорились о том, что оплата товара покупателем производится в следующем порядке: 11.01.2017 покупатель обязуется перечислить на расчетный счет продавца 3 900 000 руб.; остальная сумма - 3 700 000 руб. будет уплачена путем передачи от покупателя продавцу прав требования на указанную сумму к обществу "Агроферма "Талица", возникшее по договору поставки от 11.04.2016 N 1. Указанный перевод должен быть осуществлен до 17.01.2017. Аналогичные условия содержатся в дополнительном соглашении к договору от 17.01.2017 (т.1 л.д.81)
В материалах дела имеется подписанный сторонами акт приема-передачи к договору купли-продажи от 17.01.2017 (1.1, л.д.74), товарная накладная формы ТОРГ-12 от 17.01.2017 N 4 с отметками об отпуске и получении товара (т.1, л.д.76), счет-фактура от 17.01.2017 N 3 на сумму 7 600 000 руб. с выделенной в нем суммой налога на добавленную стоимость 1 159 322 руб. (т.1, л.д.75). Данный счет-фактура был включен обществом в книгу покупок за 1 квартал 2017 года.
В материалы дела обществом представлено письмо общества "Монтажник", которым оно просило перечислить денежные средства во исполнение предварительного договора купли-продажи от 11.01.2017 в адрес общества с ограниченной ответственностью "Тривия" (далее- общество "Тривия") с назначением платежа "возврат займа по договору займа от 01.06.2015 за общество "Монтажник", платежное поручение от 11.01.2017 N 1 на сумму 3 900 000 руб. с отметками банка о перечислении денежных средств, а также акт о частичной оплате товара от 11.01.2017, подписанный обществами "Монтажник" и "АгроТалицкое" (т.1 л.д.69-71, т.2 л.д.116).
Также обществом в материалы дела представлен договор от 11.01.2017 уступки права требования, по которому общество "АгроТалицкое" уступило обществу "Монтажник" право требования 3 700 000 руб. к обществу "Агроферма "Талица", возникшее по договору поставки от 11.04.2016 N 1. По акту приема-передачи, составленному также 11.01.2017, обществу "Монтажник" передана вся документация по договору от 11.04.2016 N 1, включая сам договор, а также счета-фактуры и товарные накладные формы ТОРГ-12, подтверждающие наличие права требования (т.1 л.д.82-101).
Приобретенное обществом "АгроТалицкое" имущество - погрузчик МОАЗ-40484-22 принято к учету в качестве основного средства по счету 01 бухгалтерского учета и на него составлена инвентарная карточка унифицированной формы ОС-6 от 27.03.2017 N 1 (т.1 л.д.78). Факт перехода права собственности на погрузчик 19.01.2017 отражен в паспорте самоходной машины ТТ 407633 (т.1 л.д.79-80).
По договору аренду от 27.03.2017 (т.1 л.д.102-105) погрузчик передан в аренду обществу "Агроферма "Талица" и принят последним согласно акту приема-передачи (т.1 л.д.106).
В представленной налоговому органу налоговой декларации общество отразило налоговую базу в сумме 25 724 руб., с которой исчислило налог в сумме 4 630 руб., и налоговый вычет в сумме 1 159 322 руб.
Таким образом, налогоплательщиком были представлены все документы, необходимые для подтверждения права на получение налогового вычета по налогу на добавленную стоимость по спорной хозяйственной операции с обществом "Монтажник".
Отказывая налогоплательщику в предоставлении вычетов по приобретению погрузчика у указанного контрагента, налоговый орган, в частности, исходил из установленных в ходе проверки фактов, свидетельствующих, по его мнению, об отсутствии у контрагента налогоплательщика - общества "Монтажник" возможности осуществлять хозяйственную деятельность, а, соответственно, возможности приобрести спорный погрузчик и реализовать его, так как у него отсутствовали необходимые материальные и людские ресурсы для осуществления хозяйственной деятельности, отсутствовали расчетные счета, налоговые декларации и бухгалтерская отчетность не представлялись либо представлялись с минимальными показателями, по адресу государственной регистрации общество не располагается.
Кроме того, инспекция, проанализировав условия приобретения обществом "Монтажник" спорного погрузчика, пришла к выводу об отсутствии у него права собственности на данную самоходную машину, поскольку фактически она была приобретена и принадлежала на момент заключения спорного договора обществу "Голиковский щебень". Представленные инспекции в ходе проведения встречных проверочных мероприятий обществами "Елецкий купец" и "Голиковский щебень" пояснения и документы - агентский договор от 14.05.2013 N 1, заключенный между названными обществами, договор поставки от 09.07.2013 N 29/1, заключенный между обществами "Елецкий купец" и "Спатзапчасть Центр", договор купли-продажи транспортного средства от 11.01.2017, заключенный между обществами "Елецкий купец" и "Монтажник", квалифицированы инспекцией как мнимые и направленные на создание формального документооборота с целью получения налогоплательщиком права на возмещение налога на добавленную стоимость с учетом наличия отношений взаимозависимости между обществами "АгроТалицкое", "Монтажник" и "Агроферма "Талица" в силу родственных отношений между директорами указанных обществ.
Также инспекция учитывала, что основным видом деятельности общества "Агроферма "Талица", которому погрузчик передан в аренду, является смешанное сельское хозяйство, тогда как спорный погрузчик по своим габаритам не предназначен для использования в сельскохозяйственной деятельности в связи с несением крупных затрат по его содержанию и обслуживанию.
Данные обстоятельства послужили основанием для вывода налогового органа о нереальности совершенных налогоплательщиком хозяйственных операций с названным контрагентом, а также о согласованности действий заинтересованных лиц, которые сознательно создали ситуацию, следствием которой явилось получение налогоплательщиком права на возмещение суммы налога на добавленную стоимость.
С указанными выводами апелляционная коллегия согласиться не может.
Из материалов дела следует, что контрагент общества "АгроТалицкое" - общество "Монтажник" зарегистрировано в качестве юридического лица и на момент совершения хозяйственных операций имело гражданскую правоспособность. Следовательно, оспариваемая налоговым органом сделка была совершена налогоплательщиком с реально существовавшим юридическим лицом, осуществлявшим на момент совершения соответствующей сделки хозяйственную деятельность.
Отклоняя доводы налогового органа о нарушениях, допущенных контрагентом налогоплательщика, а именно - отсутствие его по адресу государственной регистрации, апелляционная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с положением о Федеральной налоговой службе Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ предусмотрено, что заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
В силу статьи 80 Основ законодательства Российской Федерации "О нотариате" от 11.02.1993 N 4462-1 (далее - Основы законодательства о нотариате) нотариальное засвидетельствование подлинности подписи означает, что подпись сделана определенным лицом.
Поскольку государственная регистрация общества "Монтажник" состоялась, и оно числилось в едином государственном реестре юридических лиц на момент совершения налогоплательщиком хозяйственных операций с ним, оснований полагать, что оно не могло осуществлять и не осуществляло хозяйственную деятельность в период взаимодействия с обществом "АгроТалицкое" не имеется. Доказательств обратного налоговым органом в материалы дела представлено не было.
Имеющиеся в едином государственном реестре данные о недостоверности сведений о названном обществе внесены в реестр 31.10.2017, то есть после совершения спорной сделки.
Кроме того, ссылка инспекции на отсутствие у общества "Монтажник" основных средств, материальных ресурсов является несостоятельной также и в силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 08.04.2004 N 169-О и от 16.10.2003 N 329-О, а также Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 12.10.2006 N 53, согласно которым данные обстоятельства не свидетельствуют о наличии в действиях общества недобросовестности и получении им необоснованной налоговой выгоды. Деятельность организаций не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия достаточного количества сотрудников, технического персонала, имущества, от расходов на оплату коммунальных услуг, заработной платы, услуг связи, поскольку действующее законодательство не обязывает организацию иметь собственные основные средства и соответствующий штат работников при осуществлении хозяйственной деятельности. Специфика взаимоотношений участников (сделка по купле-продаже специализированной техники - погрузчика) не предполагает наличие у поставщика каких-либо особенных трудовых либо технических ресурсов.
При этом, как следует из оспариваемого налогоплательщиком решения инспекции, обществом "Монтажник" были получены от налогового органа требования и запросы, направленные в рамках проведения камеральной проверки общества "АгроТалицкое", и были представлены документы по взаимоотношениям с обществом "АгроТалицкое" в части реализации основного средства (т.2 л.д.69, 75), аналогичные документам, имевшимся у общества "АгроТалицкое" и также представленным им налоговому органу.
В материалы рассматриваемого дела обществом "Монтажник" были представлены подлинные документы, не противоречащие по своему содержанию документам, ранее представленным в копиях налоговому органу (т.6 л.д.54-60).
Ни налоговым органом при проведении проверки, ни судом области при рассмотрении настоящего дела не установлено, что представленные документы подписаны уполномоченными лицами налогоплательщика и его контрагента, имеют противоречия и искажения, не позволяющие признать их соответствующими требованиям статей 169, 171, 172 Налогового кодекса.
При этом в 1 квартале 2017 года, то есть в периоде совершения сделки с обществом "АгроТалицкое", общество "Монтажник" отразило в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость выручку от реализации погрузчика в сумме 6 440678 руб., исчислив с указанной реализации налог на добавленную стоимость в сумме 1 159 322 руб. и одновременно отразив вычет по данному налогу в сумме 1 151 695 руб. в связи с приобретением погрузчика. Итого к уплате в бюджет обществом исчислен налог в сумме 7 627 руб. (т.5, л.д.60-78). Указанный факт также нашел отражение в оспариваемом решении налогового органа.
При этом в ходе нового рассмотрения по делу обществом "Монтажник" в материалы дела были представлены пояснения и документы, согласно которым вся недоимка, числящаяся за указанным обществом, включая задолженность по налогу на добавленную стоимость и по налогу на прибыль организаций была погашена им 22.05.2019 по чеку-ордеру N 1442, что подтверждается как представленной Справкой от 24.05.2019 N2019-6216 о состоянии расчетов с бюджетом налоговым органом в представленных по делу пояснениях инспекции с приложением документов о взыскании задолженности в бесспорном порядке. При указанных обстоятельствах факт оплаты задолженности по налогу на добавленную стоимость за общество "Монтажник" физическим лицом правого значения для рассмотрения настоящего дела не имеет.
То обстоятельство, что в 2018 году общество "Монтажник" финансово-хозяйственной деятельности не вело, в связи с чем у него отсутствуют операции по расчетным счетам и материальные ресурсы, не может быть положено в основу вывода об отсутствии между сторонами реальных хозяйственных операций с учетом периода реализации погрузчика и, соответственно, периода проведенной налоговым органом камеральной налоговой проверки.
Оценивая доводы о невозможности реализации обществом "Монтажник" спорного погрузчика в адрес налогоплательщика в силу отсутствия у него права собственности на предмет договора купли-продажи апелляционная коллегия исходит из следующего.
Как установлено налоговым органом и подтверждено материалами дела, производителем погрузчика одноковшового МОАЗ-40484-22 является белорусская организация - акционерное общество "БелАЗ", продавшее погрузчик одноковшовый специальный карьерный МОАЗ940484-22, 2013 года выпуска, зав. N 983 по договору купли продажи N 972-238-13/63 от 06.06.2013 (т.3 л.д.2-4) частному предприятию "Литейный завод" (Беларусь г. Могилев).
По договору от 06.08.2013 N 14-ЛЗ-в (т.5 л.д.8-9) спорный погрузчик был реализован частным предприятием "Литейный завод" обществу "Спатзапчасть Центр" за 5 980 000 руб. При этом в спецификации от 06.08.2013 N 1 к договору от 06.08.2013 N 14-ЛЗ-в грузополучателем погрузчика было указано общество "Голиковский щебень", станция Дон Юго-Восточной железной дороги. Отправка погрузчика произведена по железнодорожной накладной от 13.08.2013 (т.5, л.д.10).
В 2013 году общество "Спатзапчасть Центр", являясь официальным дилером филиала ОАО "БелАЗ" на территории Российской Федерации, имело ряд договоров на поставку продукции филиала акционерного общества "БелАЗ", в том числе ввезло на территорию Российской Федерации погрузчик одноковшовый специальный карьерный МОАЗ940484-22, 2013 года выпуска, зав. N 983, в связи с чем 12.08.2013 получило в Центральной акцизной таможне паспорт самоходной машины на указанный погрузчик, о чем свидетельствует отметка таможенного органа в паспорте ТТ 407633 (т.2 л.д.118-119).
Факт ввоза спорного погрузчика на территорию Российской Федерации в установленном порядке, равно как и факт оформления при ввозе товара на территорию Российской Федерации заявления о ввозе товара и уплате косвенных налогов от 01.03.2013 N 76 в порядке, установленном Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе", действовавшим в период ввоза погрузчика (2013 год), налоговым органом установлен при проведении проверки и под сомнение не ставится.
При проведении налоговой проверки обществом "Трансбелзапчасть", являющимся правопреемником общества "Спатзапчасть Центр", был представлен налоговому органу договор поставки погрузчика от 09.07.2013 N 29, заключенный с обществом "Голиковский щебень", а также лист уведомления о прибытии груза для получателя N 142387, в котором получателем указано общество "Голиковский щебень", и акт сверки взаимных расчетов с обществом "Голиковский щебень" по состоянию на 30.09.2013, согласно которому общество "Голиковский щебень" имеет задолженность перед обществом "Спатзапчасть Центр" в сумме 6 768 420 руб. (т.2 л.д.144-148)
Обществом "Голиковский щебень", в свою очередь, в арбитражный суд Липецкой области был представлен дубликат агентского договора от 14.05.2013 N 1, акта приема-передачи от 26.08.2013 N 1А и отчета агента от 29.08.2013 по агентскому договору (т.3, л.д.131-174; т.6 л.д.40-50), из которых следует, что при приобретении погрузчика оно действовало как агент, в обязанности которого входило приобретение от своего имени и за счет общества "Елецкий купец" у общества "Спатзапчасть Центр" погрузчика одноковшового МОАЗ940484-22 в количестве 1 штуки, 2013 года выпуска, общей стоимостью с учетом налога на добавленную стоимость не более 7 600 000 руб. Срок получения товара обществом "Елецкий купец" - не позднее 15.10.2013. Оплата товара на условиях равномерной рассрочки платежа не менее чем на 100 дней, первый срок платежа не ранее чем через два месяца с момента получения товара обществом "Елецкий купец".
В материалы дела обществом "Голиковский щебень" в подтверждение факта получения им оплаты по агентскому договору от общества "Елецкий купец" представлены платежные поручения от 26.08.2013 N 808 на сумму 1 500 000 руб. и от 20.11.2013 N 929 на сумму 600 000 руб. (т.3, л.д.140-141) и письма общества с ограниченной ответственностью "АПК Черноземье" (далее- общество "АПК Черноземье") от 26.08.2013 и от 20.11.2013 (т.3, л.д.142-143) об уточнении платежа, в которых названное общество в качестве правильного назначения платежа просит считать следующее "Оплата по агентскому договору N 1 от 14.05.2013 за ООО "Елецкий купец".
Поступившие денежные средства перечислены обществом "Голиковский щебень" обществу "Спатзапчасть Центр" платежными поручениями от 29.08.2013 N 2043 на сумму 1 000 000 руб., от 30.12.2013 N 2561 на сумму 500 000 руб., от 04.08.2014 N 502 на сумму 500 000 руб. (т.3, л.д.144-146).
Разница между поступившей суммой 2 100 000 руб. (1 500 000 руб. + 600 000 руб.) и перечисленной суммой 2 000 000 руб. (1 000 000 руб. + 500 000 руб. + 500 000 руб.) является, согласно пояснениям общества "Голиковский щебень", данным арбитражному суду, агентским вознаграждениям.
Аналогичные документы и пояснения вместе с письмами от 26.08.2013 и от 20.11.2013, направлявшимися в адрес общества "АПК Черноземье", представлены суду обществом "Елецкий купец" (т.4 л.д.157-162).
Указанные документы идентичны друг другу, платежные поручения имеют отметки банка об их исполнении.
Как следует из пояснений общества "Голиковский щебень", представленных суду первой инстанции (т.3, л.д.87-195), общество "Голиковский щебень" имело длительные хозяйственные отношения с обществом "Спатзапчасть Центр" по поставке запасных частей, а также собственные подъездные пути, что позволяло ему оказывать услуги другим хозяйствующим субъектам по приобретению для них запасных частей и техники у общества "Спатзапчасть".
По этой причине обществом "Голиковский щебень" (агент) был заключен агентский договор от 14.05.2013 N 1 с обществом "Елецкий купец" (принципал), по условиям которого он взял на себя обязательства по приобретению спорного погрузчика у общества "Спатзапчасть Центр", с которым им, в свою очередь, был заключен договор поставки от 09.07.2013 N 29 (т.2 л.д.146; т.3 л.д.123; т.4 л.д.71)
На основании данного договора общество "Спатзапчасть Центр" отгрузило в адрес общества "Голиковский щебень" спорный погрузчик и выставило счет-фактуру от 26.08.2013 N 235.
При этом, как указывает общество "Голиковский щебень", оно не принимало приобретенный погрузчик к учету в качестве основного средства в установленном законодательством о бухгалтерском учете порядке, не использовало его в своей хозяйственной деятельности, не начисляло в отношении него налог на имущество и амортизационные отчисления, не заявляло налоговый вычет по приобретению погрузчика, передав погрузчик обществу "Елецкий купец" по акту приема-передачи N 1А от 26.08.2013.
В дальнейшем, как следует из пояснений обществ "Голиковский щебень", у него возникли финансовые проблемы, в связи с чем с целью исключения из отношений по расчетам за погрузчик общество "Голиковский щебень" совместно с обществом "Елецкий купец" обратились к обществу "Спатзапчасть Центр" с предложением заключить договор поставки погрузчика непосредственно с обществом "Елецкий купец".
В материалах дела имеются копии документов электронной переписки общества "Голиковский щебень" с обществом "Спатзапчасть Центр" за период с 28.11.2013 по 14.03.2016, представленные обществом "Голиковский щебень" (т.3 л.д.147-173; т.4 л.д.4-27), из которой следует, что в августе 2014 года названные организации вели переговоры о переводе долга общества "Голиковский щебень" на общество "Щебень", а 04.09.2014 общество "Голиковскуий щебень" направило обществу "Спатзапчасть" предложение перезаключить договор на погрузчик с обществом "Елецкий купец", (т.3, л.д.165), на что общество "Спатзапчасть Центр" письмом от 05.09.2014 направило договор поставки и счет на оплату погрузчика, в которых покупателем указано общество "Елецкий купец" (т.3, л.д.173-174).
Впоследствии, в связи с реорганизацией общества "Спатзапчасть Центр" путем преобразования в общество "ТрансБелЗапчасть", последним были направлены соответствующие документы обществу "Елецкий купец" письмом от 27.06.2015 для продолжения оплаты погрузчика (т.4, л.д.4-10), а также велась переписка с названным обществом по вопросу оплаты погрузчика и взаиморасчетов (т.4, л.д.14-27).
Обществом "Елецкий купец" представлены в материалы дела подлинные экземпляры договора поставки от 09.07.2013 N 29/1 и счета-фактуры от 26.08.2013 N 341 с указанием в качестве покупателя общества "Елецкий купец" (т.6 л.д.61-63). Указанный погрузчик был зарегистрирован за обществом "Елецкий купец" согласно данным инспекции Гостехнадзора по Липецкой области (письмо от 05.07.2017 N 32 - т.2 л.д.47).
При этом пояснения общества "Елецкий купец" об обстоятельствах заключения агентского договора от 14.05.2013, договора поставки от 09.07.2013 N 29/1, данные им суду первой инстанции (т.4 л.д.28-48), идентичны пояснениям, данным обществом "Голиковский щебень", также как идентичны и представленные документы (т.4 л.д.69-161).
Наличие в представленном обществом "Елецкий купец" экземпляре спецификации к договору поставки N 29/1 (т.4 л.д.70) сведений о заводском номере погрузчика, расцененное судом как доказательство мнимости этого договора, объясняется, по мнению апелляционной коллегии, тем обстоятельством, что фактически этот договор оформлялся не в дату, указанную в нем, а в сентябре 2014 года, когда погрузчик фактически уже был получен обществом "Елецкий купец", что подтверждается электронным письмом общества "Спатзапчасть Центр" от 05.09.2014 (т.3 л.д.173).
При этом в материалах дела имеются документы, свидетельствующие о том, что с сентября 2015 года общество "Елецкий купец" производило оплату погрузчика самостоятельно или через третьих лиц - платежные поручения от 01.09.2015 N 55 на сумму 250 000 руб., от 29.09.2015 N 29 на сумму 250 000 руб., от 29.09.2015 N 33 на сумму 150 000 руб., от 31.12.2015 на сумму 500 000 руб. от 04.03.2016 N 18 на сумму 500 000 руб., от 05.04.2016 N 39 на сумму 300 000 руб. от 12.07.2016 N 309 на сумму 200 000 руб. от 30.12.2016 N 562 на сумм 1 000 000 руб. (т.4 л.д.91-98), а также переписка, сопутствующая расчетам (т.4 л.д.99-153).
Таким образом, материалами дела подтверждено, что общество "Елецкий купец" реально обладало спорным погрузчиком, в силу чего имело возможность реализовать его обществу "Монтажник".
Факт наличия прямых деловых контактов между обществом "Спатзапчасть Центр" и обществами "Голиковский щебень" сам по себе не может служить доказательством мнимости соответствующих сделок, включая агентский договор.
Статья 170 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- Гражданский кодекс) под мнимой сделкой понимает сделку, совершенную лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия.
Статья 431 Гражданского кодекса устанавливает правила толкования договоров, согласно которым при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
При этом, как следует из части второй статьи 431 Гражданского кодекса, в случае, если правила, содержащиеся в ее части первой, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Из представленных документов, с учетом содержания представленных в материалы дела распечаток электронной переписки между обществами "Спатзапчасть Центр", "Голиковский щебень", Елецкий купец", следует, что все перечисленные организации были согласны как на заключение договора N 29, так и на заключение договора N 29/1 на поставку погрузчика, имея в виду, что целью заключения этих договоров является надлежащее осуществление расчетов за погрузчик, отгруженный в августе 2013 года с территории республики Беларусь частным предприятием "Литейный завод" по договору с обществом "Спатзапчасть Центр" в адрес общества "Голиковский щебень".
Доказательств, безусловно подтверждающих выводы налогового органа и суда в отношении мнимости договора N 29/1, в материалах дела не имеется.
Оценивая вывод суда недопустимости использования в качестве доказательств по делу агентского договора от 14.05.2013 N 1, акта приема-передачи от 26.08.2013 N1А и отчета агента от 29.08.2013, обосновываемый ссылкой на непредставление оригиналов указанных документов, апелляционная коллегия исходит из следующего.
В силу частей 1, 3 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа.
Согласно части 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
Как следует из части 6 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса, арбитражный суд не может считать доказанным факт, подтверждаемый только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен или не передан в суд оригинал документа, а копии этого документа, представленные лицами, участвующими в деле, не тождественны между собой и невозможно установить подлинное содержание первоисточника с помощью других доказательств.
Таким образом, для применения положений пункта 6 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса и исключения документа из состава доказательств по делу на его основании необходимо одновременное наличие двух условий: отсутствие подлинника документа и наличие в материалах дела копий того же документа, не тождественных между собой.
Оценивая представленные документы в совокупности и взаимосвязи с иными документами по делу в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса, суд апелляционной инстанции не находит оснований для исключения спорных документов из состава доказательств по делу на основании непредставления сторонами подлинников указанных документов. Инспекцией в материалы дела не было представлено в материалы дела копий агентского договора, акта приема-передачи услуг и отчета агента, не тождественных представленным обществами "Елецкий купец" и "Голиковский щебень".
При этом суд области обосновано отклонил ходатайство налогового органа о фальсификации указанных доказательств, оценивая данные документы исходя из совокупности всех представленных по делу доказательств.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказать обоснованность выводов оспариваемого ненормативного правового акта лежит на налоговом органе.
Налогоплательщик, применительно к тому, что возникший между ним и налоговым органом спор касается вычета по налогу на добавленную стоимость, должен доказать правомерность этого вычета.
Представленными налогоплательщиком и привлеченными к участию в деле третьими лицами в материалы дела документами в их взаимосвязи подтверждаются факты приобретения и реализации обществом "Елецкий купец" спорного погрузчика в адрес общества "Монтажник", а равно отражения указанными лицами совершенных хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете, включая налоговые декларации за 1 квартал 2017 года. При этом судом апелляционной инстанции учтено представление обществом "Елецкий купец" в материалы дела подлинников указанных документов (т.6 л.д.64-66), которые не противоречат аналогичным документам, представленным обществом "Монтажник" налоговому органу в ходе проведения проверки.
При этом то обстоятельство, что при приобретении погрузчика в 2013 году общество Елецкий купец" поставило его на учет в инспекции Гостехнадзора по Липецкой области лишь 13.04.2016, не свидетельствует об отсутствии у общества "Елецкий купец" прав на погрузчик.
Из Положения о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.1993 N 1291, следует, что целью этого надзора является обеспечение их безопасности в процессе использования. То есть, обязанность постановки самоходной машины на учет в органах Гостехнадзора Российской Федерации обусловлена фактическим использованием этих машин в дорожном движении и в производственных целях.
Следовательно, при отсутствии необходимости использования погрузчика в этих целях у общества "Елецкий купец" не было необходимости в постановке его на технический учет в органах Гостехнадзора России. Тем не менее, данное обстоятельство не опровергает факт владения им названным обществом как собственным с учетом представленных документов и отсутствия притязаний на спорный погрузчик иных лиц.
Кроме того, из пояснений общества "Елецкий купец", данных при новом рассмотрении дела, следует, что в результате сделки с обществом "Монтажник" у последнего перед обществом "Елецкий купец" образовалась дебиторская задолженность в размере 7 550 000 руб., которая была частично погашена путем поставки унифицированного съемного оборудования по договору поставки т 26.04.2019 N 1 и универсальному передаточному акту (счету-фактуре) от 26.04.2019 N 1 на сумму 1 800 000 руб. Факт проведения зачета подтверждается представленным в материалы дела Соглашением о зачете встречных однородных требований от 26.04.2019.
Кроме того, дополнительным соглашением от 26.04.2019 к договору купли-продажи от 11.01.2017, также представленном в материалы дела при новом его рассмотрении судом апелляционной инстанции, обществами "Монтажник" и "Елецкий купец" согласован график погашения задолженности в размере 5 750 000 руб., в том числе по срокам до 01.11.2019 - в сумме 2 000 000 руб. и до 01.05.2020 - в сумме 3 750 000 руб., что свидетельствует о действиях сторон, направленных на фактическое исполнение заключенного договора.
Таким образом, факт последовательного перехода права собственности на погрузчик отражен в имеющемся в материалах дела паспорте самоходной машины и других видов техники N ТТ 407633, выданном Центральной акцизной таможней России 12.08.2013, из которого следует, что изготовителем погрузчика является филиал общества "БЕЛАЗ" в республике Беларусь, первым собственником на территории Российской Федерации с 13.08.2013 - общество "Елецкий купец", которым погрузчик 11.01.2017 реализован обществу "Монтажник" и далее - общество АгроТалицкое" с 19.01.2017.
При этом судом апелляционной инстанции также учтено, что налоговым органом в ходе осмотра территорий, помещений, документов и предметов было установлено наличие спорного погрузчика на территории общества "АгроТалицкое" по состоянию на 09.07.2017, что нашло отражение в соответствующем протоколе (т.2 л.д.33-36).
Показания допрошенных в качестве свидетелей Полозковой Н.В., отраженные в протоколах допросов от 28.06.2017, от 09.11.2017 (т.2 л.д.38, 61), а также Терновских М.В. (по 2013 год руководитель общества "Спатзапчасть Центр", протокол допроса от 23.11.2017 - т.2 л.д.56), представленным в материалы дела документам не противоречат.
Следует отметить при этом, что из содержания протокола допроса Терновских М.В. не следует, что налоговым органом устанавливались обстоятельства приобретения у общества "Спатзапчасть Центр" спорного погрузчика обществом "Елецкий купец" при наличии в материалах дела документов о владении указанной организацией спорным погрузчиком.
В соответствии со статьями 89, 90, 101 Налогового кодекса свидетельские показания, полученные в порядке статьи 90 Кодекса, служат лишь одним из источников информации о каких-либо обстоятельствах и не могут являться единственным, безусловным доказательством в деле о налоговом правонарушении, при наличии других доказательств, подлежащих оценке в совокупности и взаимосвязи с другими доказательствами.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика, а тем более, иными участниками многостадийного процесса реализации товара своих налоговых обязанностей, а равно и ошибок в оформлении хозяйственных операций, сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных его контрагентами, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом (пункт 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 12.10.2006 N 53).
Как следует из содержания решения налогового органа от 12.12.2017 N 7281, в ходе проведения камеральной налоговой проверки им был установлен факт взаимозависимости между обществами "Монтажник" и "АгроТалицкое" в силу наличия родственных отношений между руководителем общества "Монтажник" Шибановой Н.А. и директором общества "АгроТалицкое" Полозковой Н.В. (мать и дочь).
Между тем инспекцией не учтено следующее.
Действительно, из положений статьи 105.1 НК РФ в редакции, действующей спорный период, следует, что взаимозависимыми для целей налогообложения признаются лица признаются в том случае, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.
При этом для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с настоящей статьей.
С учетом указанного, в соответствии с пунктом 2 статьи 105.1 Налогового кодекса, взаимозависимыми лицами признаются:
1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;
2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;
3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;
4) организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;
5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта);
6) организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта;
7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;
8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
9) организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;
10) физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
11) физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.
В соответствии с пунктом 7 статьи 105.1 Кодекса суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в пункте 1 настоящей статьи.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в определении от 04.12.2003 N 441-О, право признать лиц взаимозависимыми по иным, не предусмотренным пунктом 1 статьи 20 Кодекса основаниям, может быть использовано судом лишь при условии, что эти основания указаны в других правовых актах, а отношения между этими лицами объективно могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг), в том числе, в случаях совершения хозяйственным обществом сделок с заинтересованными лицами, признаваемыми таковыми законом.
Из материалов дела не усматривается установление налоговым органом обстоятельств, позволяющих достоверно установить факт влияния взаимозависимости между участниками сделки на результаты их хозяйственной деятельности, либо невозможность реального осуществления соответствующих хозяйственных операций в силу, в том числе, отсутствия спорного имущества в собственности либо одновременной передачи их третьим лицам, а равно и иных обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии между сторонами реальных хозяйственных операций. Кроме того, согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 12.10.2006 N 53, взаимозависимость участников хозяйственных операций сама по себе не может служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.
Таким образом, при наличии в материалах дела доказательств совершения между сторонами реальных хозяйственных операций с отражением указанных операций в бухгалтерском и налоговом учете всех участников, апелляционной коллегией не может быть принят довод относительно того, что налогоплательщику было известно о нарушениях, допущенных контрагентами при приобретении и последующей реализации в его адрес спорного товара, а также того, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей, налоговым органом в ходе проведения мероприятий налогового контроля не добыты и в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, в частности, в определении от 16.10.2003 N 329-О, истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими конституционными положениями не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.
Высший Арбитражный Суд применительно к аналогичной ситуации в постановлении Президиума от 20.04.2010 N 18162/09 указал, что обязанность по составлению счетов-фактур, служащих основанием для применения налогового вычета налогоплательщиком - покупателем товаров (работ, услуг), и отражению в них сведений, определенных статьей 169 Налогового кодекса, возлагается на продавца.
Следовательно, при соблюдении непосредственным контрагентом установленных требований по оформлению необходимых документов оснований для вывода о недостоверности либо противоречивости сведений, содержащихся в упомянутых счетах-фактурах, не имеется, если не выявлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о предоставлении продавцом недостоверных либо противоречивых сведений. Таких обстоятельств налоговым органом и судом области не установлено.
Также в материалах дела отсутствуют доказательства того, что денежные средства, перечисленные обществом "АгроТалицкое" в оплату за поставленный товар, были возвращены ему в какой-либо форме, в том числе, через взаимозависимое лицо. Тот факт, что у общества "Монтажник" на момент проведения проверки были закрыты расчетные счета, равно как и ссылки инспекции на их закрытие на момент совершения спорной хозяйственной операции, также не свидетельствует о неосуществлении хозяйственной операции по поставке самоходной машины (погрузчика) и неполучении оплаты за нее, поскольку оплата производилась путем перечисления денежных средств иным организациям в счет погашения задолженности, а также путем уступки прав требования, то есть не запрещенными законом способами в соответствии с условиями заключенного договора.
То обстоятельство, что у общества "Голиковский щебень" имелась задолженность по оплате перед обществом "Спатзапчасть Центр", подтвержденная актом сверки взаимных расчетов, само по себе не свидетельствует об образовании указанной задолженности в связи с приобретением именно спорного имущества. Суд апелляционной инстанции учитывает наличие в материалах дела переписки между обществами "Спатзапчасть Центр" и "Елецкий купец" в отношении оплаты, в том числе зачета оплаты, ранее произведенной обществом "Голиковский щебень", в счет оплаты по договору с обществом "Елецкий купец".
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 12.10.2006 N 53 разъяснено, что при рассмотрении в арбитражном суде налогового спора представленные налоговым органом доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды, как и доказательства, представленные налогоплательщиком, подлежат исследованию в судебном заседании и оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выяснится, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакое доказательство не имеет заранее установленной силы.
Оценив представленные в материалы дела документы и учитывая, что налогоплательщиком представлены все предусмотренные статьями 171 - 172 Налогового кодекса документы для получения права на применение спорных налоговых вычетов, апелляционная коллегия полагает, что у налогового органа отсутствовали основания считать, что уменьшение обществом размера налоговой обязанности вследствие получения налогового вычета является необоснованной налоговой выгодой.
Инспекцией в результате осуществления мероприятий налогового контроля не выявлено обстоятельств, которые в совокупности свидетельствовали бы о недостоверности имеющихся у налогоплательщика документов или о согласованности действий общества и его контрагента, направленных на уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость. Отсутствие реальной предпринимательской или иной экономической деятельности налоговым органом не доказано.
Доказательств, свидетельствующих, о недобросовестности действий проверяемого налогоплательщика или создания обществом и его контрагентом согласованных действий, направленных на искусственное создание условий для возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость, инспекцией не представлено.
Следовательно, не имелось также и оснований для признания учтенных налогоплательщиком в целях исчисления налога на добавленную стоимость налоговых вычетов в сумме 1 159 322 руб. необоснованными и недоказанными.
В соответствии со статьей 176 Налогового кодекса после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.
По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Одновременно с этим решением принимается: решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению; решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению; решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.
Так как в рассматриваемом случае налоговым органом не доказано нарушения налогоплательщиком порядка получения налогового вычета, у него не имелось оснований для принятия решения от 12.12.2017 N 875 "Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению".
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Так как условием начисления пеней является несвоевременная уплата налога, с учетом вывода апелляционной коллегии об отсутствии у налогового органа оснований для доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 4 630 руб., у налогового органа также не имелось оснований и для начисления пеней за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 271,08 руб.
Статьей 106 Налогового кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
В силу статьи 108 Налогового кодекса никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 109 Кодекса установлено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств (обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения): отсутствие события налогового правонарушения; отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения; совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста; истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Поскольку материалами дела не установлены факты занижения подлежащих уплате в бюджет налога на добавленную стоимость, то налоговым органом привлечение налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса за неуплату налога на добавленную стоимость в размере 926 руб., также не является обоснованным.
В указанной связи принятое налоговым органом решение от 12.12.2017 N 7281 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" не может быть признано законным и обоснованным.
Исходя из изложенного, апелляционная коллегия полагает, что решение суда области, которым налогоплательщику отказано в удовлетворении требований о признании решений от 12.12.2017 N N 7281 и 875 недействительными, подлежит отмене как принятое при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Апелляционная жалоба общества "АгроТалицкое" подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины, исходя из положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса, подлежат взысканию с налогового органа в пользу общества "АгроТалицкое" в сумме 1 500 руб.
Так как при обращении с апелляционной жалобой обществом по чеку-ордеру от 07.11.2018 N 155 была уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 руб., в то время как в силу положений подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса размер государственной пошлины составляет 1 500 руб., излишне уплаченная пошлина подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АгроТалицкое" удовлетворить.
Решение арбитражного суда Липецкой области от 12.10.2018 по делу N А36-4347/2018 отменить.
Признать недействительными решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Липецкой области от 12.12.2017 N 7281 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и N 875 "Об отказе в возмещению полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению".
Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 7 по Липецкой области восстановить нарушенные права общества с ограниченной ответственностью "АгроТалицкое".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "АгроТалицкое" из федерального бюджета 1 500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины. Выдать справку на возврат.
Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Липецкой области в пользу общества с ограниченной ответственностью "АгроТалицкое" 1 500 руб. судебных расходов в виде государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-4347/2018
Истец: ООО "АГРОТАЛИЦКОЕ"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N7 по Липецкой области
Третье лицо: ООО "Голиковский щебень", ООО "Елецкий купец", ООО "Монтажник", ООО "Трансбелзапчасть", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N7 по Липецкой области
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-466/19
02.08.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-9428/18
09.04.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-466/19
12.10.2018 Решение Арбитражного суда Липецкой области N А36-4347/18