г. Саратов |
|
31 июля 2019 г. |
Дело N А12-2669/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поливановой А.А.,
при участии в судебном заседании представителя инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда Ванюкова Р.В., действующего на основании доверенности от 09.01.2019, представителя общества с ограниченной ответственностью "ЗПГ Поле" Гусева Ю.В., действующего на основании доверенности от 08.04.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЗПГ Поле"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 декабря 2018 года по делу N А12-2669/2018 (судья Репникова В.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЗПГ Поле" (400050, г. Волгоград, ул. Хиросимы, д. 18, офис 3, ОГРН 1113443009404, ИНН 3443112580)
к инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда (400005, г. Волгоград, ул. 7 Гвардейской, д. 12, ОГРН 1043400395631, ИНН 3444118585),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципальное унитарное предприятие "Михайловкажилпромгаз" (403346, Волгоградская область, г. Михайловка, ул. Ленина, д. 209, корпус А, ОГРН 1033400951253, ИНН 3437010132)
о признании недействительными ненормативных актов,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "ЗПГ Поле" (далее - ООО "ЗПГ Поле", общество, налогоплательщик, заявитель) с заявлением о признании недействительными решений инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда (далее - ИФНС России по Центральному району г. Волгограда, инспекция, налоговый орган) от 09.10.2017 N 951, от 09.10.2017 N 953, от 19.10.2017 N 957, от 19.10.2017 N 958, от 23.10.2017 N 960, от 16.11.2017 N 968 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10 апреля 2018 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительными, не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации, решения ИФНС России по Центральному району г. Волгограда от 09.10.2017 N 951, от 09.10.2017 N 953, от 19.10.2017 N 957, от 19.10.2017 N 958, от 23.10.2017 N 960, от 16.11.2017 N 968 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем уменьшения размера обязательных платежей и санкций, доначисление которых судом признано недействительным.
Кроме того, с налогового органа в пользу заявителя взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 18 000 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 18 000 руб. возвращена ООО "ЗПГ Поле".
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09 июня 2018 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 11 октября 2018 года судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на необходимость установления статуса общества применительно к Федеральному закону от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ), проверки правомерности начисления налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), основываясь на нормах статьи 342.4 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24 декабря 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ЗПГ Поле" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
ИФНС России по Центральному району г. Волгограда в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Муниципальное унитарное предприятие "Михайловкажилпромгаз" (далее - МУП "Михайловкажилпромгаз") явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя данного лица, участвующего в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, в соответствии с выданными лицензиями ООО "ЗПГ Поле" осуществляет разведку и добычу газа на Ягодном месторождении в пределах Абрамовского лицензионного участка недр Волгоградской области.
02.03.2017 ООО "ЗПГ Поле" представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДПИ за ноябрь 2016 года.
ИФНС России по Центральному району г. Волгограда проведена камеральная налоговая проверка данной декларации, по результатам которой составлен акт от 26.06.2017 N 16813.
09.10.2017 по результатам рассмотрения акта и иных материалов налоговой проверки ИФНС России по Центральному району г. Волгограда принято решение N 951 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 стать 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 71 311 руб. Кроме того, данным решением ООО "ЗПГ Поле" предложено уплатить недоимку по НДПИ за ноябрь 2016 года в сумме 356 555 руб., пени в сумме 30 699 руб.
02.03.2017 ООО "ЗПГ Поле" представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДПИ за декабрь 2016 года.
ИФНС России по Центральному району г. Волгограда проведена камеральная налоговая проверка данной декларации, по результатам которой составлен акт от 26.06.2017 N 16814.
09.10.2017 по результатам рассмотрения акта и иных материалов налоговой проверки ИФНС России по Центральному району г. Волгограда принято решение N 953 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 170 933,80 руб. Кроме того, данным решением ООО "ЗПГ Поле" предложено уплатить недоимку по НДПИ за декабрь 2016 года в сумме 854 669 руб., пени в сумме 65 895 руб.
09.03.2017 ООО "ЗПГ Поле" представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДПИ за январь 2017 года.
ИФНС России по Центральному району г. Волгограда проведена камеральная налоговая проверка данной декларации, по результатам которой составлен акт от 26.06.2017 N 16815.
19.10.2017 по результатам рассмотрения акта и иных материалов налоговой проверки ИФНС России по Центральному району г. Волгограда принято решение N 957 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 152 540,80 руб. Кроме того, данным решением ООО "ЗПГ Поле" предложено уплатить недоимку по НДПИ за январь 2017 года в сумме 762 704 руб., пени в сумме 53 514,82 руб.
14.03.2017 ООО "ЗПГ Поле" представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДПИ за февраль 2017 года.
ИФНС России по Центральному району г. Волгограда проведена камеральная налоговая проверка данной декларации, по результатам которой составлен акт от 26.06.2017 N 16816.
19.10.2017 по результатам рассмотрения акта и иных материалов налоговой проверки ИФНС России по Центральному району г. Волгограда принято решение N 958 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 147 072,80 руб. Кроме того, данным решением ООО "ЗПГ Поле" предложено уплатить недоимку по НДПИ за февраль 2017 года в сумме 735 364 руб., пени в сумме 45 445 руб.
13.04.2017 ООО "ЗПГ Поле" представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДПИ за март 2017 года.
ИФНС России по Центральному району г. Волгограда проведена камеральная налоговая проверка данной декларации, по результатам которой составлен акт от 27.07.2017 N 16817.
16.11.2017 по результатам рассмотрения акта и иных материалов налоговой проверки ИФНС России по Центральному району г. Волгограда принято решение N 968 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 199 768,66 руб. Кроме того, данным решением ООО "ЗПГ Поле" предложено уплатить недоимку по НДПИ за март 2017 года в сумме 998 844 руб., пени в сумме 61 428,91 руб.
15.05.2017 ООО "ЗПГ Поле" представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДПИ за апрель 2017 года.
ИФНС России по Центральному району г. Волгограда проведена камеральная налоговая проверка данной декларации, по результатам которой составлен акт от 29.08.2017 N 17746.
23.10.2017 по результатам рассмотрения акта и иных материалов налоговой проверки ИФНС России по Центральному району г. Волгограда принято решение N 960 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 168 932,60 руб. Кроме того, данным решением ООО "ЗПГ Поле" предложено уплатить недоимку по НДПИ за апрель 2017 года в сумме 844 663 руб., пени в сумме 38 263,23 руб.
Не согласившись с вынесенными налоговым органом решениями, ООО "ЗПГ Поле" обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее - УФНС России по Волгоградской области, Управление).
Решениями УФНС России по Волгоградской области от 15.01.2018 N 83, от 23.01.2018 N 131, от 29.01.2018 N 162 апелляционные жалобы общества оставлены без удовлетворения.
ООО "ЗПГ Поле", полагая, что решения инспекции от 09.10.2017 N 951, от 09.10.2017 N 953, от 19.10.2017 N 957, от 19.10.2017 N 958, от 23.10.2017 N 960, от 16.11.2017 N 968 являются незаконными, нарушают права и законные интересы общества, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При повторном рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерном применении обществом пониженной ставки для региональной системы газоснабжения при определении коэффициента, характеризующего принадлежность участка недр к региональной системе газоснабжения (Кас), в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 11 статьи 342.4 Налогового кодекса Российской Федерации коэффициент, характеризующий принадлежность участка недр к региональной системе газоснабжения (Кас), принимается равным 0,1 в случае, если участок недр, содержащий залежь углеводородного сырья, является ресурсной базой исключительно для региональной системы газоснабжения, в противном случае данный коэффициент принимается равным 1.
Таким образом, при документальном подтверждении принадлежности разрабатываемого участка недр к ресурсной базе региональной системы газоснабжения организация вправе применять коэффициент, характеризующий принадлежность участка недр к региональной системе газоснабжения, равный 0,1.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 69-ФЗ от 31.03.1999 региональная система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, независим от Единой системы газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях. Региональная система газоснабжения является основной системой газоснабжения территорий соответствующих субъектов Российской Федерации; ее деятельность контролируется уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, основными признаками региональной системы газоснабжения являются независимость от Единой системы газоснабжения; система является основной системой газоснабжения территорий соответствующих субъектов Российской Федерации; деятельность такой системы контролируется уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В письмах от 19.11.2014 N 03-06-05-01/58794, от 13.02.2015 N 03-06-06-01/6512, от 13.02.2015 N 03-06-06-01/6527 Министерство финансов Российской Федерации отметило, что независимой от Единой системы газоснабжения является система газоснабжения, которая централизованно управляется независимо от объектов Единой системы газоснабжения, а также не имеет подключения к объектам газотранспортной системы, являющимся частью Единой системы газоснабжения. Система газоснабжения является основной системой газоснабжения территорий соответствующих субъектов Российской Федерации в случае, если обеспечение потребителей газом на указанных территориях осуществляется с использованием объектов, предназначенных для добычи и транспортировки газа, входящих в указанную систему газоснабжения.
При документальном подтверждении принадлежности разрабатываемого участка недр к ресурсной базе региональной системы газоснабжения организация вправе применять коэффициент, характеризующий принадлежность участка недр к региональной системе газоснабжения, равный 0,1.
Из обжалуемых решений налогового органа следует, что ООО "ЗПГ Поле" не имеет подключения к Единой системе газоснабжения.
Как установлено судом, из технологический схемы сбора, подготовки и транспортировки газа с Ягодного месторождения, а также из плана развития горных работ на 2016 год, следует, что добытый на скважинах газ с места разработки транспортируется по участку трубопровода, принадлежащему заявителю, через узел входа и редуцирования газосборною пункта, где проходит процесс очищения от капельной влаги и механических примесей, и через коммерческий узел учета подается в трубопровод, принадлежащий АО "РИТЭК".
На основании договора на оказание услуг по транспортировке газа с ООО "Ахтубанефтегаз" от 16.12.2016 N 01 газ транспортируется до врезки в газопровод, принадлежащий на праве хозяйственного ведения МУП "Михайловкажилпромгаз".
МУП "Михайловкажилпромгаз" является единственным покупателем газа, добываемого заявителем, поставка в спорные налоговые периоды осуществлялась в рамках договора на поставку газа от 10.11.2016 N ОЗ-ПГ/16. Объем газа, поставляемого МУП "Михайловкажилпромгаз", технологические потери, рассчитываемые по утвержденным нормативам, составляют полный объем добытого газа.
Из объяснений МУП "Михайловкажилпромгаз" (т. 11, л.д. 75) следует, что в соответствии с пунктом 3.2. договора на поставку газа от 10.11.2016 N 03-ПГ/16, заключенного между ООО "ЗПГ Поле" и МУП "Михайловкажилпромгаз": "Газ, поставляемый Поставщиком (ООО "ЗПГ Поле") Покупателю (МУП "Михайловкажилпромгаз"), предназначен для дальнейшей реализации потребителям г. Михайловка и реализуется только потребителям г. Михайловка, с которыми заключило договора МУП "Михайловкажилпромгаз". Месторождения поставщиков находятся на территории Михайловского района Волгоградской области, а из-за того, что они, как и МУП "Михайловкажилпромгаз" не имеют подключения к Единой системе газоснабжения, то весь добываемый ими газ поставляется исключительно в региональную систему газоснабжения. В связи с чем, участки недр, на территориях которых из газовых месторождений ведется добыча газа, используются исключительно для региональной системы газоснабжения.
Таким образом, реализация газа, добытого заявителем, осуществляется только потребителям, расположенным на территории городского округа г. Михайловка Волгоградской области.
Из представленного суду апелляционной инстанции письма администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области от 24.07.2019 N 03-07/1037 следует, что, по информации, полученной от МУП "Михайловкажилпромгаз", предприятие является одним из основных поставщиков газа для городского округа город Михайловка, самостоятельным хозяйствующим субъектом, независимым от единой системы газоснабжения и не имеет к ней подключений.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что МУП "Михайловкажилпромгаз" относится к региональной системе газоснабжения, в связи с чем ООО "ЗПГ Поле" при исчислении НДПИ правомерно применило в соответствии с пунктом 11 статьи 342.4 Налогового кодекса Российской Федерации коэффициент Кас равный 0,1.
При указанных обстоятельствах решения ИФНС России по Центральному району г. Волгограда от 09.10.2017 N 951, от 09.10.2017 N 953, от 19.10.2017 N 957, от 19.10.2017 N 958, от 23.10.2017 N 960, от 16.11.2017 N 968 подлежат признанию недействительными.
Решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований налогоплательщика не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявленных ООО "ЗПГ Поле" требований.
При подаче заявления ООО "ЗПГ Поле" уплачена государственная пошлина в размере 36 000 руб.
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 18 000 руб. решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24 декабря 2018 года по делу N А12-2669/2018 возвращена обществу.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции в части возврата ООО "ЗПГ Поле" излишне уплаченной государственной пошлины не имеется.
При подаче апелляционной жалобы ООО "ЗПГ Поле" по платежному поручению от 07.03.2019 N 11 уплачена государственная пошлина в размере 1 500 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на уплату государственной пошлины, понесенные ООО "ЗПГ Поле", подлежат взысканию с ИФНС России по Центральному району г. Волгограда.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 декабря 2018 года по делу N А12-2669/2018 в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить.
Принять по делу в данной части новый судебный акт, которым признать недействительными решения инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда от 09.10.2017 N 951, от 09.10.2017 N 953, от 19.10.2017 N 957, от 19.10.2017 N 958, от 23.10.2017 N 960, от 16.11.2017 N 968 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЗПГ Поле" судебные расходы на уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления в сумме 18 000 (восемнадцать тысяч) руб.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЗПГ Поле" судебные расходы на уплату государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) руб.
В остальной части решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 декабря 2018 года по делу N А12-2669/2018 оставить без изменения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-2669/2018
Истец: ООО "ЗПГ ПОЛЕ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ РАЙОНУ Г. ВОЛГОГРАДА
Хронология рассмотрения дела:
19.10.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7879/20
15.11.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54434/19
31.07.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1773/19
24.12.2018 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-2669/18
11.10.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-37191/18
09.06.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5797/18
10.04.2018 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-2669/18