г. Санкт-Петербург |
|
22 января 2024 г. |
Дело N А26-4068/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Балакир М.В., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: Зотовой А.И.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 10.01.2024
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-40027/2023) публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.10.2023 по делу N А26-4068/2022 (судья Богданова О.В.), принятое
по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги";
3-е лицо: Управление РосРеестра по Республике Карелия;
о признании,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее - истец, ПАО "ТГК N 1") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") о признании права собственности на объект недвижимого имущества - железнодорожные пути N N 19, 20, 21а, 216, 22, 47, 48, 49, 51а (50) (NN по порядку согласно сводному техническому паспорту (инв.N 235) 13, 75, 74, 76, 78, 73, 49, 50, 52), входящих в состав объекта "Верхнее строение пути с земляным полотном и искусственными сооружениями, станционные пути ст. Петрозаводск товарная, назначение: нежилое, протяженностью 37018,0 м., инв.N 235, адрес объекта: Республика Карелия, г. Петрозаводск, направление Волховстрой - Мурманск, станция Петрозаводск товарная, 404 км пк 6+62 - 406 км пк 9+63, отсутствующим со снятием данного объекта с кадастрового учета.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия.
Решением от 12.10.2023 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что спорный объект недвижимого имущества не выбывал из собственности истца помимо его воли, а ответчиком не создаются препятствия истцу в использовании своего имущества. ПАО "ТГК N 1" осуществляется обслуживание спорных путей по мере необходимости. Спорные пути не находятся в незаконном владении ответчика, поскольку ответчик, как и истец, имеет зарегистрированное право собственности на спорные пути.
Судом первой инстанции также не принято во внимание, что, учитывая специфику спорных железнодорожных путей и производственную деятельность ПАО "ТГК N 1", спорный объект недвижимости используется истцом в случае возникновения необходимости доставки топлива посредством использования железнодорожного транспорта с промплощадки Петрозаводской ТЭЦ.
Таким образом, по мнению истца, избранный способ защиты полностью соответствует содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения, поскольку зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представители ответчика доводы жалобы отклонили и просили оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Представитель третьего лица, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился.
Арбитражный апелляционный суд на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося участника арбитражного процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии со свидетельством о регистрации права от 22.01.2007 за ПАО "ТГК N 1" зарегистрировано право собственности на объект недвижимого имущества "Железнодорожные пути протяженностью 3888 п.м", расположенный по адресу Республика Карелия, г. Петрозаводск, станция "Петрозаводск-Товарная", кадастровый (условный) номер 10:01:20 01 35:000:0035/50.
Основанием для регистрации права собственности ПАО "ТГК N 1" на железнодорожные пути явился передаточный акт к договору присоединения ОАО "Карелэнергогенерация" к ОАО "ТГК-1" от 28.07.2006, в рамках которого, согласно Приложению N 1 к передаточному Акту, в собственность ПАО "ТГК N 1" перешли железнодорожные пути, протяженностью 3 888 п.м. станция "Петрозаводск-Товарная" 1986 года постройки.
Истец указывает, что на основании плана приватизации, распоряжения Министерства имущественных отношений РФ от 19.12.2001 N 3606-р, утвердившего перечень объектов недвижимости, распоряжения от 02.04.1993 N 66-р, зарегистрировано право собственности ОАО "Карелэнерго" на объект недвижимости - железнодорожные пути, протяженностью 3888 п.м., расположенный по адресу: г. Петрозаводск, ст. Петрозаводск -Товарная, что подтверждается регистрационным удостоверением N020348 от 20.06.2002, выданным РГЦ "Недвижимость", Свидетельством о государственной регистрации права серии 10 АО N920698 от 31.07.2002 (выданным взамен свидетельства серии 10 АО N919084 от 15.07.2002). В последующем данный объект недвижимости был передан по разделительному балансу ОАО "Карелэнерго" в ОАО "Карелэнергогенерация" (дата государственной регистрации права 08.02.2005, N 10-01/01-12/2005-36).
В рамках Договора о присоединении ОАО "Карелэнергогенерация" к ОАО "ТГК-1" от 28.07.2006, согласно Приложению N 1 к передаточному Акту, в собственность ПАО "ТГК-1" перешли железнодорожные пути, протяженностью 3 888 п.м. станция "Петрозаводск-Товарная" 1986 года постройки. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права, выданным 22 января 2007, года ПАО "ТГК-1" является собственником железнодорожных путей протяженностью 3888 п.м., расположенных по адресу: Республика Карелия, г.Петрозаводск, ст. "Петрозаводск-Товарная".
Таким образом, истец указывает, что ПАО "ТГК-1", как правопреемник, является собственником имущества железнодорожных путей протяженностью 3888 п.м., расположенных по адресу: Республика Карелия, г.Петрозаводск, ст. "Петрозаводск-Товарная", с 02.04.1993 - даты создания АО "Карелэнерго" в результате приватизации.
Во исполнение Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Закон N 29-ФЗ) Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 учреждено ОАО "РЖД".
Пунктом 1 данного Постановления установлено, что пообъектный перечень имущества федерального железнодорожного транспорта, которое вносится в уставный капитал ОАО "РЖД", содержится в сводном передаточном акте.
Совместным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30 сентября 2003 г. N 4557-р/6-р/884р утвержден Сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставной капитал ОАО "РЖД".
В соответствии с представленными в материалы дела выкопировками передаточного акта в оплату уставного капитала ответчика переданы объекты "Верхнее строение пути ст.Петрозаводск товарная, направление Волховстрой - Мурманск", "Земляное полотно, направление Волховстрой - Мурманск, станционные пути станции Петрозаводск тов.".
30.01.2004 зарегистрировано право собственности на сооружение - комплекс Петрозаводской дистанции пути, выдано свидетельство серии 10 АО N 976583 о регистрации права собственности.
В соответствии с Особым порядком подготовки технической документации, утвержденным приказом Госстроя России N 356 от 19.09.2003, ФГУП "Ростехинвентаризация" произведена инвентаризация, изготовлен технический паспорт (техническая документация) на указанное сооружение и осуществлена постановка на государственный технический учет с присвоением инвентарного номера 86:236:001:002141530, кадастрового (условного) номера 10:01:0000000:009.
В технической документации на сооружение под N 9 спорные пути учтены в составе комплекса Петрозаводской дистанции пути.
03.12.2009 ответчику выдано свидетельство 10-АБ N 288959 о регистрации права на "Верхнее строение пути ст.Петрозаводск товарная, направление Волховстрой -Мурманск", "Земляное полотно, направление Волховстрой - Мурманск, станционные пути станции Петрозаводск тов".
04.05.2010 взамен свидетельства от 03.12.2009 выдано свидетельство 10-АБ N 333609 удостоверяющее регистрацию права собственности ОАО "РЖД" на "Верхнее строение пути с земляным полотном и искусственными сооружениями, станционные пути ст. Петрозаводск товарная, назначение: нежилое, протяженность 37018 м., инв. N 235, по адресу: Республика Карелия, г.Петрозаводск, направление Волховстрой - Мурманск, станция Петрозаводск товарная, 404 км пк6+62-406 км пк9+63. Условный номер 10-10-01/048/2009-617.
Согласно направленному ПАО "ТГК-1" письму ГУП РК РГЦ "Недвижимость" от 07.09.2020 N 3715 объект "Железнодорожные пути протяженностью 3888 п.м." входят в состав объекта "Верхнее строение пути с земляным полотном и искусственными сооружениями, станционные пути ст. Петрозаводск товарная", права собственности на которые зарегистрированы за ОАО "РЖД".
Считая, что право собственности ПАО "ТГК-1" на указанные железнодорожные пути возникло ранее, чем у ОАО "РЖД", истец обратился с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, отказал в удовлетворении исковых требований.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для их удовлетворения и отмены или изменения принятого по делу решения на основании следующего.
В пунктах 52, 53, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.
В пункте 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019) указано, что иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, применение данного способа защиты возможно при условии исчерпания иных способов защиты (признание права, виндикация) и установления факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица.
По смыслу указанных разъяснений, иск о признании зарегистрированного права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством (в частности, в случаях, обозначенных в этом пункте постановления).
По смыслу пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 правом на иск о признании права собственности отсутствующим обладает только владеющий собственник недвижимости, право которого зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Требование о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим может быть удовлетворено, если оно заявлено владеющим собственником в отношении не владеющего имуществом лица, право которого на это имущество было зарегистрировано незаконно. При этом такая регистрация нарушает право собственника, которое не может быть защищено предъявлением иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения (пункт 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018).
Исходя из указанных разъяснений, удовлетворение требований лица, не владеющего спорным имуществом, не способно повлечь реальное восстановление его прав истца.
Когда спорное имущество отсутствует во владении истца, его право может быть защищено исключительно с помощью виндикационного иска, обеспечивающего возможность установления надлежащего собственника, соединение права и фактического владения.
В силу части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
Судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза, проведение которой была поручена экспертам Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I" Шкурникову Сергею Васильевичу, Афонину Дмитрию Андреевичу, Милюшкану Юрию Александровичу, Рочеву Николаю Анатольевичу.
На разрешение экспертов поставлены вопросы:
1) Совпадают полностью либо частично объект: "Верхнее строение пути с земляным полотном и искусственными сооружениями, станционные пути ст. Петрозаводск товарная" с кадастровым номером: 10:01:0000000:16800, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, направление Волховстрой - Мурманск, станция Петрозаводск товарная, 404 км пк 6+62 -406 км пк 9+63, с объектом "Железнодорожные пути протяженностью 3888 п.м." с кадастровым номером 10:01:0200135:597, расположенный по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, станция Петрозаводск товарная. При установлении наложения указанных объектов определить протяженность взаимного наложения объектов и границы такого наложения.
2) В случае полного либо частичного взаимного наложения объектов "Верхнее строение пути с земляным полотном и искусственными сооружениями, станционные пути ст. Петрозаводск товарная" с кадастровым номером: 10:01:0000000:16800, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, направление Волховстрой - Мурманск, станция Петрозаводск товарная, 404 км пк 6+62 - 406 км пк 9+63, с объектом "Железнодорожные пути протяженностью 3888 п.м." с кадастровым номером 10:01:0200135:597, расположенный по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, станция Петрозаводск товарная установить в границах наложения технические характеристики объектов, в том числе, целевое назначение железнодорожных путей, классификацию железнодорожных путей, в том числе по критерию отнесения их к железнодорожным путям общего либо необщего пользования с учетом соответствия их техническим (строительным) нормам и правилам использования путей в производственной деятельности ОАО "РЖД", ПАО "ТГК1".
В соответствии с выводами, содержащимися в экспертном заключении, Объект "Верхнее строение пути с земляным полотном и искусственными сооружениями, станционные пути ст. Петрозаводск товарная" с кадастровым номером: 10:01:0000000:16800, расположенный по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, направление Волховстрой - Мурманск, станция Петрозаводск товарная, 404 км пк 6+62 - 406 км пк 9+63, и объект "Железнодорожные пути протяженностью 3888 п. м." с кадастровым номером 10:01:0200135:597, расположенный по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, станция Петрозаводск товарная, совпадают частично.
Протяженность наложения объектов по данным Объекта "Железнодорожные пути протяженностью 3888 п. м." с кадастровым номером 10:01:0200135:597, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, станция Петрозаводск товарная составляет 3888 п.м.
Протяженность по Методу спутниковых геодезических измерений - 3953 метров (фактическая протяженность).
При ответе на второй вопрос эксперты установили, что железнодорожные пути N N 19, 20, 21а, 21б, 22, 47 ОАО "РЖД" в границах их наложениям с Объектом ПАО "ТГК-1" относятся к станционным железнодорожным путям общего пользования станции и инфраструктуры железнодорожного транспорта. Пути расположены в границах (составе) станции на предоставленном для эксплуатации железнодорожного транспорта земельном участке с кадастровым номером N 10:01:00200135:141, включены в единую систему централизованного управления станции, используются в технологическом процессе станции Петрозаводск для осуществления перевозок железнодорожным транспортом, маневровой работы, технологических операций. Имеют физическую взаимосвязь (примыкание) с иными путями станции, самостоятельно не могут быть использованы отдельно от иных станционных путей, не имеют мест проведения операций по погрузке-выгрузке грузов. Знаков "Граница железнодорожного подъездного пути" не имеют. Эксплуатация путей обеспечена едиными централизованным станционным управлением, что соответствует Закону 17-ФЗ, Приказу Министерства транспорта РФ от 23 июня 2022 г. N 250 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации".
Железнодорожные пути N N 48, 49, 51а(50) являются станционными путями станции Петрозаводск, используются ОАО "РЖД" для собственных нужд - погрузки-выгрузки грузов в адрес Петрозаводского отдела материальнотехнического обеспечения Октябрьской дирекции снабжения. Стрелочные переводы NN 129, 131 на железнодорожных путях NN 48, 49, 51а(50) имеют ручное управление, располагаются на территории Петрозаводского отдела материально-технического обеспечения Октябрьской дирекции снабжения и обслуживаются сотрудниками дирекции снабжения.
В результате визуального осмотра целевое назначение железнодорожных путей N N 19, 20, 21а, 21б, 22, 47, 48, 49, 51а(50) соответствует Техническо-распорядительному акту станции Петрозаводск".
Проанализировав заключение судебной экспертизы, суд пришел к выводу, что заключение соответствует требованиям статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для сомнений в достоверности и обоснованности выводов экспертов не имеется; основаны на материалах дела, являются ясными, противоречия в выводах экспертов отсутствуют. Доказательства нарушения законодательства, регулирующего проведение экспертизы, в материалы дела не представлены, эксперты надлежащим образом предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, в связи с чем, заключение являются относимыми и допустимыми доказательством по настоящему делу.
Пунктами 1, 2 статьи 209 ГК РФ установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно представленной инвентарной карточке учета основных средств формы (ОС-6) спорные пути в составе объекта основных средств "Верхнее строение пути, станционные пути станции Петрозаводск" находятся на балансе ответчика.
Текущее содержание, ремонт железнодорожных путей ответчиком подтверждается представленными в дело журналами планирования и учета выполнения работ по текущему содержанию пути и сооружений и оценки их состояния (Форма ПУ-74) за 2019-2021 гг.
Спорные пути включены в ТРА и производственный процесс станции Петрозаводск, в соответствии с исследовательской части экспертного заключения на момент натурного обследования экспертами использовались в деятельности ОАО "РЖД" для перевозок грузов и в собственных нуждах.
Напротив доказательств, подтверждающих нахождение являющихся предметом спора по делу путей во владении истца, использования их в производственном процессе, распоряжениями ими как самостоятельно, так и путем совершения сделок, содержания, ПАО "ТГК" в материалы дела не представлено. Представленная истцом инвентарная карточка не опровергает указанное; доказательств иного суду не представлено.
В соответствии с заключением судебной экспертизы экспертами по второму вопросу также сделан следующий вывод: Железнодорожные пути Объекта ПАО "ТГК-1" в границах их наложения с Объектом ОАО "РЖД" - путями N N 19, 20, 21а, 21б, 22, 48, 49, 51а(50) по своему целевому назначению и функциональному использованию в соответствии с Законом 17-ФЗ, Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" не имеют признаков железнодорожных путей необщего пользования. Инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования филиала "Карельский" ПАО "ТГК-1", не предусматривается использование данных путей для подачи и уборки вагонов. Мест погрузки - выгрузки не установлено на погрузочно-выгрузочных площадках принадлежащих ПАО "ТГК-1".
С учетом представленных доказательств суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что лицом, владеющим спорными железнодорожными путями является ответчик, который использует имущество в своей хозяйственной деятельности и об избрании истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права.
Суд апелляционной инстанции отклонил довод апелляционной жалобы относительно взысканных судебных расходов на проведение экспертизы, поскольку в соответствии со статьей 106 АПК РФ денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, относятся к судебным издержкам, которые распределяются между сторонами по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, суд первой инстанции обосновано возложил на истца судебные расходы на проведение экспертизы.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения либо опровергали выводы арбитражного суда, в связи с чем признаются судом несостоятельными.
По существу доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Поскольку судом полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.10.2023 по делу N А26-4068/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
М.В. Балакир |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4068/2022
Истец: ПАО "Территориальная генерирующая компания N 1" в лице филиала "Карельский"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"
Третье лицо: Управление РосРеестра по РК, ФГБОУ "Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра 1"