г. Москва |
|
08 августа 2019 г. |
Дело N А41-101584/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 августа 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Бархатова В.Ю., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от ОНТ "КРАСНАЯ ЗВЕЗДОЧКА": Скуратова Е.А., Арутюнян Ш.Ш., представители по доверенности от 20.07.2018;
от Администрации муниципального образования "Городской округ Мытищи Московской области": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства имущественных отношений МО: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Комитета архитектуры и градостроительства Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОНТ "КРАСНАЯ ЗВЕЗДОЧКА" на решение Арбитражного суда Московской области от 29 марта 2019 года по делу N А41-101584/18, принятое судьей Петропавловской Ю.С., по заявлению ОНТ "КРАСНАЯ ЗВЕЗДОЧКА" к Администрации муниципального образования "Городской округ Мытищи Московской области", третье лицо - Министерство имущественных отношений МО, Комитет архитектуры и градостроительства Московской области о признании,
УСТАНОВИЛ:
ОНТ "Красная Звездочка" обратилось в Арбитражный суд Московской области к Администрации муниципального образования "Городской округ Мытищи Московской области" со следующими требованиями (с учетом принятых судом уточнений):
- признать незаконными решения администрации от 08.11.2018 N N 20381, 20382 и 20383 об отказе в предварительном согласовании предоставления ОНТ "Красная Звездочка" в безвозмездное пользование земельного участка площадью 10452 кв.м., земельного участка площадью 9088 кв.м., земельного участка площадью 8141 кв.м., расположенных по адресу Московская область Мытищинский район г.п.Пироговский пос. Пироговский;
- обязать Администрация городского округа Мытищи Московской области принять решение о предварительном согласовании предоставления ОНТ "Красная Звездочка" в безвозмездное пользование сроком на 5 лет земельных участков площадью 10452 кв.м. и площадью 9088 кв.м. расположенных в территориальном зоне предназначенной для ведения садоводства и дачного хозяйства (СХ-2) и земельного участка площадью 8141 кв.м. расположенного в территориальной зоне Ж-2 - зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами, по адресу Московская область Мытищинский район г.п.Пироговский пос. Пироговский, категория земель - земли населенных пунктов.
В качестве третьих лиц в деле приняли участие Министерство имущественных отношений МО, Комитет архитектуры и градостроительства Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 марта 2019 года по делу N А41-101584/18 в удовлетворении заявленных ОНТ "Красная Звездочка" требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ОНТ "Красная Звездочка" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального и материального права.
В судебном заседании представитель ОНТ "Красная Звездочка" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представители Администрации муниципального образования "Городской округ Мытищи Московской области", Комитета архитектуры и градостроительства Московской области, Министерства имущественных отношений МО, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие. До начала судебного заседания в суд от Администрации поступили письменные пояснения, в которых она ходатайствует о проведении судебного заседания без участия ее представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя ОНТ "Красная Звездочка", рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно архивной копии от 04.05.2000 N 179/1-8 решения б/н от 26.05.1982 исполкома Пироговского поссовета о выделении земельных участков под огороды рабочим и служащим фабрики "Пролетарская победа", было решено выделить под огороды рабочим и служащим фабрика свободные от застройки, пустующие на протяжении более пяти лет земли в количестве 3 га в поселке Красная звездочка, во временное пользование без права возведения построек и заборов.
Решением Пироговского поссовета народных депутатов Мытищинского района от 18.04.1988 было решено выделить под огороды рабочим и служащим фабрики "Пролетарская победа" и других учреждений поселка свободные от застройки и пустующие на протяжении более 10 лет земли в районе пос. Красная Звездочка площадью 0,8 га во временное пользование без права возведения построек.
Согласно выписке из решения постоянно действующей комиссии по выбору земельных участков под застройку при Администрации Мытищинского района (протокол N 32 от 02.11.1998) по вопросу об организации садоводческого товарищества на огородных участках в пос. Пироговский общей площадью 11,4 га в пос. Красная Звездочка, решено согласиться с организацией садоводческого товарищества, оформление земельного участка произвести в установленном порядке.
Постановлением Главы Мытищинского района от 31.10.2001 N 3101 были утверждены материалы предварительного согласования места размещения садоводческого товарищества на земельном участке площадью 3,3 га, расположенном в пос. Пироговском.
30 декабря 2002 года было зарегистрировано Огородническое некоммерческое товарищество "Красная звездочка" (выписка из ЕГРЮЛ от 03.12.2018).
24 сентября 2007 года постановлением Главы администрации N 2538 ОНТ "Красная звездочка" были предоставлены в аренду земельные участки расположенные на землях населенных пунктов по адресу Мытищинский район гп Пироговский пос. Пироговский, для огородничества площадью 45024 кв.м. (в зоне 2 пояса санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г.Москвы) и 62936 кв.м. (ограничения - водоохранная зона р.Клязьма, прибрежная зона р. Клязьма, зона 1 пояса санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г.Москвы, охранная зона кабеля).
Постановлением администрации N 1770 от 11.06.2009 постановление N 2538 от 24.09.2007 было отменено, а товариществу предоставлены в аренду участки расположенные в пос. Пироговский гп Пироговский Мтищинского района, площадью 65394 кв.м. (с обременениями - водоохранная зона р.Клязьма, санитарно-защитная зона автодороги, охранная зона кабеля связи и ЛЭП, электрического кабеля, зона 2 пояса санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г.Москвы и сервитут) и 40255 кв.м. (с обременениями - прибрежная зона р.Клязьма, зона 1 и 2 пояса санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г.Москвы, санитарно-защитная зона автодороги, охранная зона кабеля связи, сервитут). Указанные участки были поставлены на кадастровый учет с присвоением им кадастровых номеров: 50:12:0090102:471 (площадью 65394 кв.м.) и 50:12:0090102:472 (площадью 40255 кв.м.).
17 сентября 2009 года заключены договоры аренды, соответственно N N 6752 и 6753.
Согласно договору аренды N 6753, в аренду товариществу предоставлен земельный участок площадью 40255 кв.м. с КН 50:12:0090102:472 в пос. Пироговский Мытищинского района.
Между тем, в 2018 году администрация, путем составления и направления огородничеству уведомления от 25.05.2018 N И-4932, отказалась от договора аренды от 17.09.2009 N 6753 земельного участка с КН 50:12:0090102:472.
18 июня 2018 года ОНТ обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с КН 50:12:0090102:472. Письмом от 29.06.2018 N 10670 администрация отказала в удовлетворении заявления, сообщив, что данный участок имеет статус "аннулированный", снят с учета 04 февраля 2013 года.
В связи с этим, ОНТ подготовило схему расположения земельного участка площадью 39773 кв.м. (по фактическому пользованию) и обратилось в администрацию с заявлением о предварительном согласовании его предоставления на праве безвозмездного пользования сроком на пять лет. Решением от 06.07.2018 N 11106 товариществу было отказано, поскольку границы испрашиваемого участка пересекают границы четырех территориальных зон.
С учетом данного обоснования, ОНТ подготовило три проекта границ земельных участков и три схемы расположения участков на кадастровом плане территории: площадью 10452 кв.м. в зоне СХ-2, площадью 9088 кв.м. в зоне СХ-2 и площадью 8141 кв.м. в зоне Ж- 2.
После чего 30.10.2018 обратилось в администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления указанных участков, однако получило отказы, основанные на том, что площади участков не соответствуют предельным размерам земельных участков установленным градостроительным регламентом территориальной зоны, составляющим от 600 до 2000 кв.м. - в отношении участков площадью 10452 и 9088 кв.м. (ст.ст. 11.10, 11.9 Земельного кодекса РФ), и отсутствие в зоне Ж-2 основного вида разрешенного использования - под садоводство - в отношении участка площадью 8141 кв.м.
ОНТ не согласно с отказами, полагает, что спорные участки могут быть ему предоставлены в соответствии с нормами ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", ст.ст. 39.1, 39.10, 39.14, 39.15 Земельного кодекса РФ. По мнению заявителя, общая площадь земельного участка под садоводство должна исчисляться исходя из количества членов товарищества пользующихся земельными участками расположенными в его границах - 41 человек, следовательно, 600 х 41 = 24600 кв.м. + земли общего пользования 3081 кв.м. = 27681 кв.м. В отношении участка площадью 8141 кв.м. расположенного в зоне Ж-2 заявитель указал, что ведение садоводства предусмотрен как условно разрешенный вид его использования и законом (Градостроительным кодексом РФ) установлена возможность изменения основного ВРИ на условный.
В связи с этим, ОНТ полагает, что у администрации отсутствовали основания для отказа в предварительном согласовании предоставления товариществу испрашиваемых земельных участков, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что предварительное согласование предоставления земельных участков для заявителя в соответствии с представленными схемами расположения участков не может быть осуществлено, поскольку заявителем при подготовке схем не учтены требования градостроительной документации - Генерального плана го Мытищи и Правил землепользования и застройки го Мытищи.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые решения, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения, действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (в редакции от 03.07.2016, действовавшей на момент обращения ОНТ в администрацию и принятия администрацией оспариваемых отказов) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - закон N 66-ФЗ) садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально- хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение);
огородный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории);
имущество общего пользования - имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
Согласно частям 1, 4 ст. 13 закона N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 закона N 66-ФЗ предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Частью 2 ст. 14 закона N 66-ФЗ предусмотрено, что предельный размер земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, не может превышать площадь, рассчитанную как сумма площади садовых или огородных земельных участков и площади земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования. В целях определения предельного размера земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, площадь садовых или огородных земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого объединения, определяется как произведение количества членов указанного объединения и установленного предельного максимального размера таких земельных участков. Площадь земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования, определяется в размере двадцати пяти процентов площади садовых или огородных земельных участков, определенной по правилам, предусмотренным настоящим пунктом.
Земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 14 закона N 66-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).
Согласно п. 11 ч.2 ст. 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более чем пять лет.
Договор безвозмездного пользования земельным участком для ведения огородничества, заключаемый с некоммерческой организацией, созданной гражданами, должен предусматривать обязанность этой некоммерческой организации обеспечить подготовку в отношении соответствующего земельного участка проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (ч. 5 ст. 39.10 ЗК РФ).
Статья 39.15 ЗК РФ регулирует порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.
Согласно частям 1, 2 ст. 39.15 ЗК РФ предусмотрена подача заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка в т.ч. прилагаются: подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства (п.6).
Согласно ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
-схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
-земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
-земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
-несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
-полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
-разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
-несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
-расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (части 1, 6 ст. 11.9 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
-разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка (п.14);
-площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, превышает предельный размер, установленный в соответствии с федеральным законом (п.16);
-предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (п. 19).
В соответствии с ч. 1 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Частью 1 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Согласно ч. 2 ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
В силу частей 5, 9, 11 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам. Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Согласно пунктам 7, 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 37 ГрК РФ).
Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (ч. 2.1 ст. 37 ГрК РФ).
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч. 3 ст. 37 ГрК РФ).
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса (ч. 6 ст. 37 ГрК РФ).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков включают в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания (ч. 2 ст. 37 ГрК РФ).
Судом первой инстанции установлено, что ОНТ "Красная звездочка" в целях приобретения прав на землю инициировало процедуру предварительного согласования предоставления земельных участков, предусмотренную ст. ст. 39.10, 39.15 Земельного кодекса РФ. В указанных целях товариществом были подготовлены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории. В результате были подготовлены схемы на три земельных участка: 10452 кв.м., 9088 кв.м. и 8141 кв.м., расположенных в пос. Пироговский Мытищинского района Московской области.
По мнению заявителя, законными основаниями для приобретения им прав на спорные участки являются: установленное п. 11 ч. 2 ст. 39.10 ЗК РФ право некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества или садоводства на заключение договора безвозмездного пользования таким участком; нормы Федерального закона N 66-ФЗ о выборе и предоставлении земельных участков садоводческим и огородническим товариществам.
Между тем, заявителем не учтены нормы Земельного кодекса РФ (ст.ст. 39.15, 39.16 ЗК РФ), регулирующие порядок и основания для отказа в предоставлении земельных участков, в предварительном согласовании предоставления участков, в т.ч. в безвозмездное пользование.
Так, основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка является невозможность утверждения схемы расположения земельного участка: схема разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам, схема не соответствует утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; испрашиваемые земельные участки не могут использоваться в соответствии с целями, указанными заявителем.
Как следует из материалов дела, заявитель является огородническим некоммерческим товариществом, основным видом деятельности которого в соответствии с Уставом является огородничество (т.е. выращивание ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля), а не садоводство.
В силу п. 1 закона N 66-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2019), садовый земельный участок - участок предоставленный для выращивания сельскохозяйственных культур и для отдыха, с правом возведения жилого строения; огородный земельный участок - участок предоставленный для выращивания сельскохозяйственных культур, с правом или без права возведения некапитального жилого строения в зависимости от вида разрешенного использования участка, определенного при зонировании территории.
Таким образом, садоводство и огородничество - разные виды деятельности, отличающиеся также использованием предоставленных им земель.
Заявитель испрашивает земельные участки для ведения садоводства, в то время как сам является огородническим некоммерческим товариществом (ОНТ).
Решением Совета депутатов г. о. Мытищи от 28.12.2017 N 36/2 утверждены Правил землепользования и застройки г.о. Мытищи Московской области (далее - ПЗЗ).
Как следует из ПЗЗ, земельные участки, в отношении которых заявителем подготовлены схемы их расположения и заявлено о предварительном согласовании их предоставления, расположены на территории го Мытищи гп. Пироговский, в следующих зонах:
участок площадью 10452 кв.м. - в территориальной зоне предназначенной для ведения садоводства и дачного хозяйства (СХ-2). Видами разрешенного использования в этой зоне является "ведение садоводства", предельные размеры земельного участка для ведения садоводства в данной зоне составляют от 600 до 2000 кв.м., "ведение огородничества", предельные размеры от 400 до 2000 кв.м.;
участок площадью 9088 кв.м. - в территориальной зоне предназначенной для ведения садоводства и дачного хозяйства (СХ-2). Видами разрешенного использования в этой зоне является "ведение садоводства", предельные размеры земельного участка для ведения садоводства в данной зоне составляют от 600 до 2000 кв.м., "ведение огородничества", предельные размеры от 400 до 2000 кв.м.;
участок площадью 8141 кв.м. - в территориальной зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами Ж-2. "Ведение садоводства" на данной территории является условно разрешенным видом использования, с предельными размерами участка от 600 до 2000 кв.м., "ведение огородничества" - основным с предельными размерами от 400 до 2000 кв.м.
Пунктом 9 "Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018) разъяснено, что вид разрешенного использования земельного участка не может быть изменен в случае, если для запрашиваемого вида разрешенного использования градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры, не позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с таким видом разрешенного использования.
В данном пункте Обзора Верховный суд указал, что, согласно статье 2 ГрК РФ, одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.
Статьей 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2); изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3).
Из систематического анализа положений пункта 1 статьи 11.9 Земельного кодекса, подпункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 ГрК РФ следует, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.
При этом следует учитывать положения статьи 40 ГрК РФ, согласно которым правообладатели земельных участков, имеющих размеры меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков, вправе обратиться за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства возможно при соблюдении требований технических регламентов и ряда процедур, включая рассмотрение этого вопроса на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Таким образом, изменение вида разрешенного использования в целях осуществления строительства, реконструкции либо иного использования земельного участка возможно в том случае, если планируемая деятельность не приведет к нарушению градостроительного регламента в части установленных в нем предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства.
На основании изложенного, суд первой инстанции обосновано отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку заявителем при подготовке схем не учтены требования градостроительной документации - Генерального плана го Мытищи и Правил землепользования и застройки го Мытищи, ввиду чего предварительное согласование предоставления земельных участков для заявителя в соответствии с представленными схемами расположения участков не может быть осуществлено.
Ссылка заявителя на постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.07.2017 по делу N А41-44920/16 отклоняется апелляционным судом, поскольку указанное дело имеет иные фактические обстоятельства. В частности, в деле N А41-44920/16 участвовало садово-огородное некоммерческое товарищество, а в настоящем деле заявитель является огородническим некоммерческим товариществом (садоводство и огородничество - разные виды деятельности, отличающиеся также использованием предоставленных им земель).
Кроме того, в настоящем деле Заявитель испрашивает земельные участки для ведения садоводства.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 29 марта 2019 года по делу N А41-101584/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-101584/2018
Истец: ОГОРОДНИЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "КРАСНАЯ ЗВЕЗДОЧКА"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА МЫТИЩИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Россия, 141008, МОСКОВСКАЯ область, г.о.. МЫТИЩИ, г. МЫТИЩИ, проспект НОВОМЫТИЩИНСКИЙ, д. 36/7
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА МЫТИЩИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ