город Воронеж |
|
8 августа 2019 г. |
Дело N А08-2898/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 августа 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Осиповой М.Б.,
Малиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области: Коноваленко Д.Н. - представителя по доверенности N 42-10/403 от 04.02.2019;
от ООО "Русагро-Инвест": Носика П.С. - представителя по доверенности N 311 от 14.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Русагро-Инвест" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.12.2018 по делу N А08-2898/2018 (судья Полухин Р.О), по заявлению ООО "Русагро-Инвест" (ИНН 3105003830, ОГРН 1073126000100) к Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области (ИНН 3128013369, ОГРН 1023102363008) о признании незаконным бездействия по принятию решения о предоставлении в аренду земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Русагро-Инвест" (далее - ООО "Русагро-Инвест", Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, о признании незаконным решения Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области об отказе в предоставлении Обществу в аренду сроком на 49 лет за арендную плату в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 31:05:0000000:1223, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 4 714 733 кв.м, расположенного по адресу: Белгородская область, Старооскольский район, Долгополянское сельское поселение (СПК "Долгополянский"), которое выражено в письме Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области N 9-05/570 от 22 февраля 2018 года;
- обязать Администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области принять решение о передаче Обществу с ограниченной ответственностью "Русагро- Инвест" в аренду земельного участка с кадастровым номером 31:05:0000000:1223, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 4 714 733 кв.м, расположенного по адресу: Белгородская область, Старооскольский район, Долгополянское сельское поселение (СПК "Долгополянский") в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101 -ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а именно сроком на 49 лет за арендную плату в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
- признать незаконным решение Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области об отказе в предоставлении Обществу в аренду сроком на 49 лет за арендную плату в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 31:05:0000000:1224, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 3 727 267 кв.м, расположенного по адресу: Белгородская область, Старооскольский район, Долгополянское сельское поселение (СПК "Долгополянский"), которое выражено в письме Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области N 9-05/569 от 22 февраля 2018 года.
- обязать Администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области принять решение о передаче Обществу с ограниченной ответственностью "Русагро-Инвест" в аренду земельного участка с земельного участка с кадастровым номером 31:05:0000000:1224, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 3 727 267 кв.м, расположенного по адресу: Белгородская область, Старооскольский район, Долгополянское сельское поселение (СПК "Долгополянский") в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а именно сроком на 49 лет за арендную плату в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка. (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением от 11.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ООО "Русагро-Инвест", обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что Общество не использовало участки (земли, за счет которых они образованы) после возникновения права муниципальной собственности и что Общество не доказало использование именно этих земель (по причине невозможности идентификации участков). Считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является Департамент имущественных и земельных отношений.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Администрация Старооскольского городского округа Белгородской области возражает против доводов апелляционной жалобы Общества, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и заявления, земельный участок с кадастровым номером 31:05:0000000:1223, общей площадью 4 714 733 кв.м., расположенный по адресу: Белгородская область, Старооскольский район, Долгополянское сельское поселение (СПК "Долгополянский") на праве муниципальной собственности принадлежит муниципальному образованию Старооскольский городской округ Белгородской области, о чем Управлением Росреестра по Белгородской области в сведения ЕГРН внесена запись о регистрации N 31:05:0000000:1223- 31/008/2018-1.
Земельный участок с кадастровым номером 31:05:0000000:1224, общей площадью 3727267 кв.м., расположенный по адресу: Белгородская область, Старооскольский район, Долгополянское сельское поселение (СПК "Долгополянский") на праве муниципальной собственности принадлежит муниципальному образованию Старооскольский городской округ Белгородской области, о чем Управлением Росреестра по Белгородской области в сведения ЕГРН внесена запись о регистрации N 31:05:0000000:1224- 31/008/2018-1.
Право собственности на указанные земельные участки зарегистрировано на основании Решения Старооскольского районного суда Белгородской области от 27.04.2017 по делу N 2-29/2017, на основании которого судом признано право муниципального образования на невостребованные земельные доли, а также Постановления администрации Старооскольского городского округа Белгородской области N 2653 от 06.07.2017 "О приеме в муниципальную собственность Старооскольского городского округа земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения", Проекта межевания земельных участков от 02.10.2017.
ООО "Русагро-Инвест" обратилось в Администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области с заявлениями о предоставлении в долгосрочную аренду, сроком на 49 лет указанных земельных участков в аренду обществу.
В обоснование фактического использования земельного участка заявитель ссылается на заключенные ранее договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
Ответами на вышеназванные заявления от 22.02.2018 N 9-05/569, N 9-05/570 Администрация отказала обществу в удовлетворении заявлений ввиду того, что заявитель не подтвердил фактическое использование земельных участков, границы земельных участков не определены, и в связи с этим не представляется возможным провести контрольно-надзорные мероприятия по подтверждению использования вышеназванных земельных участков для сельскохозяйственного производства.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции при рассмотрении данного спора правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с положениями части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ, вступившим в силу с 31.12.2010, статья 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения дополнена пунктом 5.1, императивно установившим специальное основание, порядок и условия приобретения в собственность или в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и выделенных в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, использующими такие земельные участки сельскохозяйственными организациями или крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закон N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ.
В силу подпункта 8 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, предусмотренных Законом об обороте земель.
Положения пункта 5.1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения устанавливают, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение 6 месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15% его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3% его кадастровой стоимости.
На основании п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 ЗК РФ, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены ЗК РФ.
В силу абзаца 5 пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно пункту 1 статьи 39.16 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Таким образом, у гражданина или юридического лица возникает право на приобретение в собственность без торгов арендуемого им участка из земель сельскохозяйственного назначения при наличии в совокупности двух условий: с момента заключения договора аренды прошло не менее трех лет, земельный участок использовался надлежащим образом в соответствии с его целевым назначением.
Право собственности на указанные земельные участки зарегистрировано на основании Решения Старооскольского районного суда Белгородской области от 27.04.2017 по делу N 2-29/2017, которым признано право муниципального образования на невостребованные земельные доли, а также Постановления администрации Старооскольского городского округа Белгородской области N 2653 от 06.07.2017 "О приеме в муниципальную собственность Старооскольского городского округа земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения", Проекта межевания земельных участков от 02.10.2017.
В обоснование фактического использования земельного участка заявитель ссылается на заключенные ранее договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
Вместе с тем Президиумом Верховного Суда РФ в абз.11 п. 25 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 5(2017) отмечено, что судам надлежит должным образом проверять фактическое использование спорного земельного участка, каким образом общество использовало земельный участок именно в сельскохозяйственных целях, осуществлялось ли его фактическое использование. Оценивая договор аренды, по сути являющийся единственным доказательством использования земельного участка, судам необходимо учитывать, что наличие заключенного договора само по себе не подтверждает фактическое использование земельного участка (Определение N 310-КГ17-6693).
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, ранее заключенными договорами аренды не были определены границы земельного участка общей площадью 872,0 га который входил в единое землепользование с кадастровым номером 31:05:0000000:220, в связи с чем не представлялось возможным провести контрольно-надзорные мероприятия по подтверждению фактического использования Обществом спорного земельного участка.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истцом на момент обращения с заявлением о предоставлении спорного земельного участка, не было представлено однозначных и бесспорных доказательств его фактического использования.
С повторным заявлением в уполномоченный орган, с приложением документов, подтверждающих фактическое использование земельного участка заявитель обращаться не стал, и представил такие доказательства лишь в суд апелляционной инстанции, в связи с чем оспариваемый отказ нельзя признать незаконным.
Кроме того, согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии с Уставом муниципального образования, Советом депутатов Старооскольского городского округа утверждены:
- решением от 16.05.2014 N 185 "Порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом Старооскольского городского округа Белгородской области;
- решением от 16.05.2014 N 186 "Положение о Департаменте имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области".
Из норм Положения о Департаменте следует, что он осуществляет владение, пользование и распоряжение имуществом, находящемся в муниципальной собственности городского округа (п.4.1.), от имени городского округа выступает арендодателем (п.4.4.), в установленном порядке предоставляет земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности (п.4.6.).
Департамент является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением герба городского округа и со своим наименованием, соответствующие печати и штампы, лицевые счета в финансовом органе городского округа для учета бюджетных средств (п. 1.2. Положения).
В соответствии с положениями Порядка владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом Старооскольского городского округа, Департамент осуществляет права собственника имущества (право владения, пользования и распоряжения) (п.3.7.1).
Таким образом, надлежащим ответчиком по данному делу является Департамент имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области.
В этой связи, с учетом того, что собственником муниципального имущества является Старооскольский городской округ, Советом депутатов которого определено юридическое лицо, отвечающее за имущество, находящееся в его собственности и выступающее в судах от его имени в защиту интересов городского округа по вопросам владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, а администрация Старооскольского городского округа не является надлежащим ответчиком при рассмотрении данного дела, суд области пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии делегирования Администрацией полномочий права собственности ДИЗО, опровергается положениями Устава Старооскольский городской округ, и "Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области" (утв. решением Совета депутатов Старооскольского городского округа от 16.05.2014 N 186).
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы и им уплачены.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.12.2018 по делу N А08-2898/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-2898/2018
Истец: ООО "Русагро-Инвест"
Ответчик: Администрация Старооскольского городского округа Белгородской области
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5530/19
20.12.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8921/18
08.07.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8921/18
31.05.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8921/18
18.03.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5530/19
17.03.2021 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5530/19
20.11.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8921/18
22.10.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8921/18
29.06.2020 Решение Арбитражного суда Белгородской области N А08-2898/18
17.06.2020 Решение Арбитражного суда Белгородской области N А08-2898/18
11.02.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8921/18
18.11.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5530/19
08.08.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8921/18
08.02.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8921/18
11.12.2018 Решение Арбитражного суда Белгородской области N А08-2898/18
28.11.2018 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8921/18
26.11.2018 Определение Арбитражного суда Белгородской области N А08-2898/18