город Томск |
|
13 августа 2019 г. |
Дело N А27-4586/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Аюшева Д.Н.,
судей: Сбитнева А.Ю.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Арышевой М.С., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (07АП-7122/2019) общества с ограниченной ответственностью "Теплоснабжение" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04 июня 2019 года по делу N А27-4586/2019 (судья Нестеренко А.О.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Беловские городские очистные сооружения", г. Белово, Кемеровская область (ОГРН 1034202004407, ИНН 4202023230)
к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоснабжение", г. Белово, Кемеровская область (ОГРН 1024200544257, ИНН 4202022244)
о взыскании денежных средств по договору водоотведения,
при участии в судебном заседании:
от истца: Астахов С.В., доверенность от 06.08.2019,
от ответчика: без участия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Беловские городские очистные сооружения" (далее - ООО "Белгос") к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоснабжение" (далее - ООО "Теплоснабжение") с иском о взыскании 1 100 205 руб. 94 коп. платы за превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах по договору водоотведения от 02.04.2014 N 2026 за период с 06.06.2018 по 05.12.2018.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 04.06.2019 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ООО "Теплоснабжение" в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт. В обоснование подателем указано следующее: ООО "Белгос" не проводило анализ сточных вод ООО "Теплоснабжение" в аккредитованной лаборатории; судом нарушена норма пункта 5 статьи 30 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", предусматривающая анализ проб сточных вод только аккредитованной лабораторией; суд допустил нарушение процессуального права, не применив пункт 2 статьи 13 АПК РФ; федеральным законом не предусмотрено проведение анализа сточных вод абонентов в какой-либо другой лаборатории кроме аккредитованной и постановление Правительства РФ не правомочно давать право проведения анализа еще и аттестованным лабораториям.
ООО "Белгос" в отзыве просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения как соответствующее законодательству.
Ответчик явку представителя в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечил.
Апелляционная жалоба в соответствии со статьей 156 АПК РФ рассмотрена в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель истца настаивал на оставлении решения суда без изменения.
Выслушав представителя истца, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что между ООО "Белгос" (организация ВКХ) и ООО "Теплоснабжение" (абонент) подписан договор водоотведения от 02.09.2014 N 2026 (далее - договор), по условиям которого организация ВКХ, осуществляющая водоотведение, обязалась осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, производить оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором.
В пункте 9 договора установлено, что размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно п/п "ж" пункта 10 договора организация ВКХ обязана осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Организация ВКХ вправе: иметь беспрепятственный доступ к канализационным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета; взимать плату с абонента за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (п/п "г" пункта 11, п/п "ж" пункта 12 договора).
Сведения о нормативах допустимых сбросов и требованиях к составу и свойствам сточных вод определены сторонами в приложении N 6 к договору (пункт 26 договора).
П/п "е" пункта 12 договора предусмотрено, что абонент обязан производить оплату по настоящему договору в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с договором (пункт 6 договора - по установленным тарифам), а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту.
Расчетный период, установленный договором, равен одному календарному месяцу. Абонент оплачивает отведенные сточные воды до 10 числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией ВКХ не позднее 5 числа месяца, следующего за расчетным. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации ВКХ (пункт 7 договора).
6 июня, 2 июля, 6 августа, 3 сентября, 3 октября и 14 ноября 2018 года организацией ВКХ в присутствии абонента отобраны пробы сточных вод, о чем в указанные дни составлены акты N N 152, 185, 223, 252, 288, 335, подписанные представителем абонента без возражений и замечаний
По результатам проведенных собственной аттестованной лабораторией ООО "Белгос" лабораторных анализов проб сточных вод ООО "Теплоснабжение" истцом составлены протоколы испытаний, в соответствии с которыми установлено превышение предельных концентраций загрязняющих веществ в составе сточных вод ответчика.
В соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.06.2009 N 298 "Об утверждении положения о порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 298) и постановлением администрации Беловского городского округа от 03.12.2014 N 334-П "О правилах приема производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод в канализационную сеть города Белово" (далее - Постановление N 334-П) истцом произведен расчет платы за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сумме 1 100 205 руб. 94 коп.
Неисполнение ответчиком требования организации ВКХ о внесении платы за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в систему централизованной канализации явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исходил из их обоснованности.
Апелляционный суд полагает, что судом спор по существу разрешен правильно, при этом исходит из следующего.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Отношения абонентов и организаций водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее также - Правила N 167), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N167, Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производится в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 61, 88 Правил N 167 абонент обязан соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ. Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
На основании пункта 69 Правил N 167 оплата абонентом полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено данными Правилами или договором, а фактического количества загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации, - в соответствии с данными учета, полученными на основании лабораторного контроля.
Согласно пунктам 64, 65 Правил N 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод. Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В силу пункта 67 Правил N 167 анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации ВКХ или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).
С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), главой 5 которого предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами N 644.
Правила N 644 вступили в силу с 14.08.2013, в связи с чем, в Правила N 167 внесены изменения, в частности: с 14.08.2013 утратили силу пункты 1 - 8, 10 - 18, 32 - 60, 63, 66, 68 и 72-94 Правил N 167, при этом остальные пункты являются действующими.
На основании пункта 25 Правил N 644 абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом N 416-ФЗ, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, а также производить организации ВКХ оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения. Пунктом 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 112 Правил N 644 запрещен сброс (прием) абонентами в централизованные системы водоотведения сточных вод, содержащих вещества (материалы), которые могут привести к недопустимым негативным последствиям, угрожающим работоспособности систем водоотведения, указанным в данном пункте.
В соответствии с пунктом 70 вышеназванных Правил расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производится в порядке, установленном Правительством РФ.
В пункте 3 Правил N 644 установлено, что п. 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Правил N 167, и постановление Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 не распространяются на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ N 1101 от 14.10.2015 предприятиям ВКХ и их Абонентам рекомендовано применять действующие положения постановления Правительства РФ N 167 и постановления Правительства РФ N 1310 к правоотношениям, возникшим в период с 01.01.2015, и до вступления в силу настоящего постановления.
Из пункта 1 постановления Правительства РФ N 1310 от 31.12.1995 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" следует, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение приведенных норм Коллегией Администрации Кемеровской области принято постановление N 298 от 30.06.2009 "Об утверждении положения о порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов".
Нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации г. Белово, за превышение которых предусмотрена плата в соответствии с Правилами N 167 и постановлением Правительства РФ N 1310, утверждены постановлением администрации Беловского городского округа N 334-П от 03.12.2014.
В силу пункта 29 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525) при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.
При параллельном отборе проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, осуществляет отбор резервной пробы (п. 30 Правил N 525).
В силу пункта 36 Правил N 525, если результаты анализов отобранных параллельных проб сопоставимы (отличаются не более чем на погрешность метода измерения по более чем 90 процентов измеряемых показателей), за истинное значение принимается среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб 2 аккредитованных лабораторий.
В случае если результаты анализа отобранных проб сточных вод не сопоставимы и хотя бы одна из сторон отказывается принимать за истинное значение результатов анализа среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб, за счет такой стороны в течение 1 рабочего дня проводится анализ резервной пробы. При наличии такой возможности анализ резервной пробы осуществляется в аккредитованной лаборатории, не участвовавшей в анализе параллельных проб сточных вод. За истинное значение результатов анализа по каждому из исследуемых показателей принимается среднее арифметическое результатов резервной пробы и одной из параллельных проб, результаты которой меньше отличаются от результатов резервной пробы (пункт 37 Правил N 525).
Таким образом, от своевременных действий абонента зависит реализация им права на оспаривание результатов анализов проб, проведенных лабораторией организации ВКХ, поскольку при несопоставимости результатов анализа отобранных проб проводится анализ резервной пробы, сроки хранения которой регламентируются ГОСТ 31861-2012. "Межгосударственный стандарт. Вода. Общие требования к отбору проб".
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ относимые и допустимые доказательства, установив, что в период с 06.06.2018 по 05.12.2018 ответчиком допущено превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, проверив расчет истца, признав его правильным на основании изложенных норма права суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" (в редакции, действовавшей в спорный период), контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 67 Правил N 167 указано, что анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией ВКХ или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).
В пункте 1.1.11 МДК 3-02.2001 Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 указано, что производственные лаборатории предприятий ВКХ, осуществляющие контроль качества воды и испытания полученной продукции, должны быть аттестованы в обязательном порядке в соответствии с рекомендациями МИ 2427-2016 Рекомендация "Государственная система обеспечения единства измерений. Оценка состояния измерений в испытательных, измерительных и лабораториях производственного и аналитического контроля" (принята взамен МИ 2427-97) и аккредитованы (в добровольном порядке). Аналогичные требования указаны и в пункте 3.2.54 указанных МДК.
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации, касающееся деятельности производственных лабораторий организаций ВКХ, не содержит требований об обязательной аккредитации лаборатории. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.04.2019 по делу N А27-9461/2018.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относится на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04 июня 2019 года по делу N А27-4586/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоснабжение" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Д.Н. Аюшев |
Судьи |
А.Ю. Сбитнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-4586/2019
Истец: ООО "Беловские городские очистные сооружения"
Ответчик: ООО "Теплоснабжение"