г. Челябинск |
|
13 августа 2019 г. |
Дело N А47-4561/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.06.2019 по делу N А47-4561/2019 (судья Сердюк Т.В.).
В судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области, приняли участие представители:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Надежда" - Горленко Д.Г. (доверенность от 08.04.2019),
от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга - Татьянина Н.Д. (доверенность от 01.08.2018), Исмагилов Р.Ф. (доверенность от 16.06.2019).
Общество с ограниченной ответственностью "Надежда" (далее - заявитель, общество, ООО "Надежда") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, ИФНС по Промышленному району г. Оренбурга, инспекция, налоговый орган, административный орган) об отмене постановления N 000003 от 01.04.2019 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5113842 руб. 15 коп., либо изменении постановления, применив положения о малозначительности, согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях (далее - КоАП РФ), либо применив положения статьи 4.1.1 КоАП РФ, считать ООО "Надежда" подвергнутым административному наказанию в виде предупреждения, либо уменьшить административное наказание в виде штрафа до 50000 рублей.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.06.2019 (резолютивная часть решения объявлена 28.05.2019) заявленные требования удовлетворены. Постановление ИФНС по Промышленному району г. Оренбурга N 000003 от 01.04.2019 в части наложения штрафа в размере 5113842 руб. 15 коп. признано незаконным и отменено, административное наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение.
Не согласившись с вынесенным решением суда в части замены административного наказания в виде штрафа в размере 5113842 руб. 15 коп на предупреждение, Инспекция (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в указанной части отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что в рассматриваемом случае у суда отсутствовали основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку проверка в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 294-ФЗ, в отношении заявителя не проводилась. Кроме того, податель жалобы полагает, что выводы суда о распространении положений статьи 4.1.1 КоАП РФ на правонарушения, выявленные в ходе осуществления налогового контроля (надзора), являются необоснованными и противоречат нормам действующего законодательства, в связи с чем, по мнению апеллянта, решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит отмене.
ООО "Надежда" в письменном отзыве возражает по доводам апелляционной жалобы, просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
На основании части 5 статьи 268 АПК РФ и принимая во внимание разъяснения, изложенные в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", суд проверяет судебный акт в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ. Возражений относительно пересмотра судебного акта только в пределах доводов апелляционной жалобы (в части замены административного наказания в виде штрафа в размере 5 113 842 руб. 15 коп на предупреждение) не заявлено.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 7 Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" на основании письма Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 05.12.2018 N 14-50/07827дсп@, доведенного до инспекции 06.12.2018 (вх. N 3172дсп) и поручения от 20.12.2018 N 000020, главным государственным налоговым инспектором отдела выездных проверок N 2 ИФНС по Промышленному району города Оренбурга, советником государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса Галочкиным С.А. исполнена государственная функция по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в отношении ООО "Надежда" за период с 01.01.2017 по 01.10.2018.
По результатам проверки составлен акт проверки полноты учета выручки денежных средств ООО "Надежда" от 25.01.2019 N 000002 (т. 2 л.д. 84-90), в котором отражены нарушения, выявленные при проверке.
27.03.2019 инспекцией в отношении ООО "Надежда" составлен протокол N 000003 об административном правонарушении (т. 2 л.д. 29-35), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Инспекцией 01.04.2019 вынесено постановление N 000003 о назначении административного наказания (далее - постановление, т. 2 л.д. 1-13), согласно которому ООО "Надежда" было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5113842 руб. 15 коп.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, однако счел возможным применить административное наказание в виде предупреждения, заменив административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение на основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 2 статьи 14.5 КоАП РФ неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения выступает установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов).
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действии, состоящем в продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, а также обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей определяются Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (здесь и далее - в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений).
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Статьей 5 Федерального закона N 54-ФЗ предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих контрольно-кассовую технику, применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти).
Факт неприменения в торговой точке ООО "Надежда" контрольно-кассовой техники при реализации товара покупателю подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, лицами, участвующими в деле, не оспаривается и свидетельствует о наличии в действиях предпринимателя события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вопрос о наличии вины общества в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности. Этот вопрос также исследован судом первой инстанции.
Доказательств того, что обществом принимались достаточные меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства, которые свидетельствовали бы об отсутствии его вины, а также наличия обстоятельств, препятствующих исполнению обязанностей, предусмотренных законодательством, подтверждающих отсутствие у него реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений законодательства, в материалах дела не имеется.
Допущенное заявителем правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере правового регулирования отношений, связанных с осуществлением наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт.
При таких обстоятельствах, обоснованным является вывод суда о том, что в действиях ООО "Надежда" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Существенных нарушений процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, обстоятельства, свидетельствующие о возможности признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ, отсутствуют.
На стадии апелляционного производства спорным является вопрос о замене судом первой инстанции административного наказания в виде штрафа на предупреждение.
Суд первой инстанции, оценив материалы дела и обстоятельства правонарушения, посчитал необходимым отменить оспариваемое постановление в части назначения заявителю наказания и применить положения статьи 4.1.1 КоАП РФ, заменив штраф в размере 5113842 руб. 15 коп. на предупреждение.
Санкция части 2 статьи 14.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность исключительно в виде административного штрафа.
По общему правилу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Между тем, Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесена статья 4.1.1 "Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением".
Частью 1 статьи 4.1.1. КоАП РФ предусмотрено, что лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Из приведенных выше положений следует, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого или среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Условия для получения хозяйствующими субъектами статуса субъекта малого и среднего предпринимательства установлены Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (статья 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").
Суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства по делу, в том числе выписку из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имущественного ущерба, а также факт того, что обществом административное правонарушение совершено впервые, обоснованно счел возможным применить в данном конкретном случае положения статьи 4.1.1 КоАП РФ, в связи с чем, изменил обществу наказание в части назначения административного штрафа в размере 5113842 руб. 15 коп., заменив его на предупреждение.
Доводы апеллянта об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку проверка в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 294-ФЗ, в отношении заявителя не проводилась, подлежат отклонению.
Судом первой инстанции верно указано, что исходя из буквального толкования статьи 4.1.1 КоАП РФ, положения данной нормы применяются независимо от того, проводилась ли проверка по правилам Федерального закона N 294-ФЗ, либо уполномоченным на осуществление контрольных мероприятием органом (государственным или муниципальным) непосредственно выявлено правонарушение в порядке статьи 28.1 КоАП РФ, иное означало бы нарушение одного из основополагающих принципов равенстве всех перед законом (статья 1.4 КоАП РФ).
Положения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ в части способа выявления правонарушения следует толковать расширительно, включая в понятие государственного (муниципального) контроля (надзора) любые меры по выявлению правонарушений, в том числе непосредственное обнаружение, а не только контрольные мероприятия, предусмотренные Законом N 294-ФЗ.
Таким образом, наказание в виде предупреждения, соответствует социальной опасности совершенного противоправного деяния и отвечает задачам и целям административного производства, ввиду чего довод апелляционной жалобы об обратном отклоняется.
Кроме того, апелляционный суд при рассмотрении дела обязан учитывать разъяснения, содержащиеся в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", о том, что при рассмотрении заявления об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности суду необходимо учитывать положения пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в силу которых не допускается такое изменение оспариваемого решения, которое повлечет усиление административного наказания или иным образом ухудшит положение лица, привлеченного к административной ответственности. Данная позиция является обязательной при рассмотрении заявлений о привлечении к административной ответственности.
Учитывая требования пункта 2 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ и принимая во внимание факт назначения обществу судом первой инстанции наказания в виде предупреждения, суд апелляционной инстанции не вправе ухудшить положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Судом первой инстанции полно и правильно установлены все фактические обстоятельства по делу, исходя из оценки доказательств и доводов, приведенных лицами, участвующими в деле, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены решения суда в обжалуемой части не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании статьи 208 АПК РФ и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.06.2019 по делу N А47-4561/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-4561/2019
Истец: ООО "Надежда"
Ответчик: ИФНС по Промышленному району г.Оренбурга
Хронология рассмотрения дела:
02.12.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7273/19
07.09.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7994/20
21.11.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7273/19
13.08.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9514/19
06.08.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-4561/19
03.06.2019 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-4561/19