г. Москва |
|
15 августа 2019 г. |
Дело N А40-14674/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Башлаковой-Николаевой Е.Ю.,
судей: Ким Е.А., Петровой О.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карамурзовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ПРИНТ ЛАЙН СЕРВИС" на решение Арбитражного суда города Москвы от 26 апреля 2019 года по делу N А40- 14674/19, принятое судьей Полукаровым А.В.,
по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Принт лайн сервис" к Московскому городскому фонду обязательного медицинского страхования (МГФОМС)
о возложении на Московский городской фонд обязательного медицинского страховании обязанности принять товар, поставляемый нашей компанией во исполнение условий государственного контракта N 02732000001180000-0025623-01 от 13.11.2018 г. и поименованный в Спецификации к указанному контракту, в течение 10 рабочих дней с момента вступлению в законную силу решения суда по настоящему делу, взыскании с Московского городского фонда обязательного медицинского страхования стоимость Товара в размере 1 410 378,64 руб. (Один миллион четыреста десять тысяч триста семьдесят восемь рублей 64 копейки), о взыскании с Московского городского фонда обязательного медицинского страхования пени за несвоевременную оплату в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы 1 410 378,64 руб., начиная с 11.01.2019 г. по дату исполнения обязательства по оплате Товара,
при участии в судебном заседании:
от истца - Аксенов В.М. по доверенности от 12.10.2018 Спиридонов А.М. по доверенности от 25.12.2018;
от ответчика - Ищенко Е.В. по доверенности от 09.01.2019 Курушин Н.М. по доверенности от 09.01.2019.
УСТАНОВИЛ:
ООО "ПРИНТ ЛАЙН СЕРВИС" (далее - Истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к МОСКОВСКОМУ ГОРОДСКОМУ ФОНДУ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (МГФОМС) (далее - Ответчик) о возложении на Московский городской фонд обязательного медицинского страховании обязанности принять товар, поставляемый истцом во исполнение условий государственного контракта N 02732000001180000-0025623-01 от 13.11.2018 г. и поименованный в Спецификации к указанному контракту, в течение 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, взыскании с Московского городского фонда обязательного медицинского страхования стоимости Товара в размере 1 410 378,64 руб., взыскании с Московского городского фонда обязательного медицинского страхования пени за несвоевременную оплату в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы 1 410 378,64 руб., начиная с 11.01.2019 г. по дату исполнения обязательства по оплате Товара.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 апреля 2019 года по делу N А40- 14674/19 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда города Москвы подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании Протокола подведения итогов электронного аукциона N 0273200000118000023-3 от 31.10.2018 между Московским городским фондом обязательного медицинского страхования (далее - Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью "Принт Лайн Сервис" (далее - Поставщик), посредством подписания Сторонами усиленной цифровой подписью (размещен по электронному адресу: http://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/document-info.html?reestr Number=2770404312318000040), заключен государственный контракт N 02732000001180000-0025623-01 от 13.11.2018 г. (далее - Контракт), в соответствии с условиями которого Поставщик обязался поставить Заказчику расходные материалы к лазерным принтерам в объеме и ассортименте, установленном в Спецификации (Приложение N 3 к контракту), а Заказчик - принять Товар и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом (п. 1.1 Контракта).
Согласно п. 1.2 Контракта срок поставки Товара установлен в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания Контракта.
Цена Контракта составляет 1 410 378,64 руб., НДС не облагается в соответствии со ст. 346.11 НК РФ (п. 2.1. Контракта).
В соответствии с п. 3.1.1 Контракта Исполнитель обязан в установленные сроки поставить Заказчику Товар надлежащего качества в упаковке, обеспечивающей его сохранность при перевозке и хранении, в ассортименте и количестве, определенных в Спецификации и Техническом задании по адресу Заказчика: г. Москва, Загородное шоссе, 18 А.
В соответствии с п. 4.1. Контракта, в течение 10 рабочих дней с даты предоставления документов, указанных в п. 2.4., комиссия Заказчика осуществляет экспертизу результатов исполнения Исполнителем обязательств и проверку их соответствия условиям Контракта, о чем составляет соответствующее заключение.
При этом, в соответствии с п. 4.2 Контракта Исполнитель должен обеспечить присутствие своего представителя при разгрузке Товара по месту доставки, имеющего соответствующую доверенность, оформленную в установленном порядке, уполномоченного принимать решения в прочих спорных ситуациях с Товаром.
Согласно п. 3.1.5 Контракта одновременно с Товаром Исполнитель обязан передать подписанные со своей стороны документы, определенные п. 2.4 Контракта.
В соответствии с п. 4.4. Контракта, Заказчик на основании заключения комиссии подписывает акт сдачи-приемки Товара либо направляет мотивированный отказ от его подписания с перечнем замечаний и сроками устранения таких замечаний. После устранения выявленных замечаний проводится повторная приемка в соответствии с условиями Контракта.
В соответствии с п. 2.4. Контракта, оплата за фактически поставленный Товар осуществляется Заказчиком единовременно путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя в течение 15 рабочих дней с даты подписания Сторонами акта сдачи-приемки Товара.
Как указывает истец, в рамках исполнения обязательств по поставке товара в соответствии с условиями государственного контракта ООО "Принт Лайн Сервис" по согласованию с МГФОМС 28.11.2018 г. осуществило доставку товара в количестве и ассортименте, указанных в Спецификации, по адресу: г. Москва, Загородное шоссе, д. 18А.
Одновременно с Товаром были доставлены документы, указанные в п. 2.4. Контракта.
Факт доставки Товара Ответчику 28.11.2018 г. подтверждается представленными истцом актом об отказе в приемки товара от 28.11.2018 г., актом об отказе в приемки товара от 28.11.2018 г., составленным в одностороннем порядке, товарной накладной N PLS180073 от 28.11.2018 г., счетом на оплату Товара N PLS180075 от 28.11.2018 г., дополнительным соглашением N 1 от 28.11.2018 г. к государственному контракту, подписанному Поставщиком в момент доставки Товара, копии которых имеются в материалах дела.
Однако, Ответчик от приемки Товара отказался, сославшись на поставку Истцом некачественного Товара.
Как указывает истец, задолженность Ответчика за Товар, поставляемый истцом во исполнение условий государственного контракта N 02732000001180000-0025623-01 от 13.11.2018 г., в настоящее время составляет 1 410 378,64 руб.
Также Истец заявляет требование о взыскании с пени Ответчика в соответствии с п. 6.7 Контракта в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы 1 410 378,64 руб., начиная с 11.01.2019 г. по дату исполнения обязательства по оплате Товара.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что требования истца об обязании МГФОМС принять товар, поставляемый ООО "Принт Лайн Сервис", а также о взыскании с МГФОМС суммы стоимости товара в размере 1 410 378,64 руб. и начисленных на нее пеней, удовлетворению не подлежат, с учетом того, что контракт расторгнут.
Истцом не исполнены обязательства по поставке надлежащего Товара, претензии Ответчика оставлены без удовлетворения.
Как следует из пункта 1.2 Контракта, Товар должен был быть поставлен Истцом в адрес Ответчика в срок до 13.12.2018 включительно.
В нарушение п. 1.1., 1.2., 3.1.1., 3.1.5 Контракта Товар, отвечающий требованиям Технического задания и Спецификации, являющимися неотъемлемыми частями Контракта Истцом в установленные сроки не поставлен, подписанных документов со стороны Истца в соответствии с п.п. 2.4, 3.1.5. Контракта в адрес Ответчика не передано.
В связи с ненадлежащим исполнением Истцом обязательств по Контракту Московским городским фондом обязательного медицинского страхования направлены в адрес ООО "Принт Лайн Сервис" претензии с указанием на просрочку исполнения обязательств по Контракту: N 04-03-08/24699 от 13.12.2018, N 04-06-08/24971 от 20.12.2018, N 10-00-08/26048 от 28.12.2018, копии которых имеются в материалах дела.
Пунктом 11.4 Контракта предусмотрено право Заказчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения обязательств по Контракту в случае предусмотренном п. 11.5.1 Контракта - при наличии двух и более претензий по ассортименту, качеству и/или объему поставленному Товару.
Учитывая, что ООО "Принт Лайн Сервис" не выполнены обязательства по поставке товара, а также не удовлетворены требования МГФОМС, предъявленные в претензиях, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (исх. N 10-00-08/3108 от 21.02.2019).
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 10-00-08/3108 от 21.02.2019 опубликовано Ответчиком в Единой информационной системе в сфере закупок в сети "Интернет" 21.02.2019, а также направлено истцу заказной почтой по адресу, указанному в Контракте, в том числе по электронной почте, а также телеграммой.
Учитывая, что в адрес МГФОМС не поступило сведений о надлежащем уведомлении исполнителя о принятом решении, а решение размещено в Единой информационной системе в сфере закупок 21.02.2019, решение МГФОМС об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта вступило в силу 3 апреля 2019 года.
Сведения о расторжении Контракта внесены в реестр контрактов в Единой информационной системе в сфере закупок, что подтверждается карточкой контракта, которая имеется в материалах дела.
28.02.2019 в ответ на принятое Ответчиком решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по Контракту в адрес МГФОМС от истца поступило обращение (исх. N PLS 2802/1 от 28.02.2019), в котором истец, ссылаясь на решение Заказчика, сообщил о готовности поставить товар в согласованный с Заказчиком срок.
В ответ на указанное обращение истца МГФОМС, полагая, что товар будет поставлен, предложил дату доставки с указанием временного интервала доставки и повторно разъяснил порядок приемки товара, что подтверждается письмом исх. N 10-00-08/4852 от 13.03. 2019, копия которого имеется в материалах дела.
15.03.2019 Истец сообщил об отсутствии технической возможности поставки товара в указанное Заказчиком время, предложив альтернативную дату доставки с временным интервалом, что подтверждается письмом исх. N PLS 1503/1 от 15.03. 2019, копия которого имеется в материалах дела.
МГФОМС письмом от 18.03.2019 N 10-00-08/5072 согласовал дату доставки товара 19.03.2019 с указанием временного интервала доставки.
19.03.2019 Исполнитель должен был произвести доставку товара в адрес Заказчика для проведения процедуры приемки и экспертизы товара на соответствие требованиям Технического задания.
Однако, в нарушение п. 4.2, 4.3 Контракта Истцом не предъявлен товар, освобожденный от любой транспортной упаковки, кроме предусмотренной компанией-производителем товара для оценки его качества и соответствия условиям Технического задания, документы, подписанные со стороны Истца, указанные в п.п. 2.4, 3.1.5 Контракта Заказчику не переданы.
Таким образом, Истец, не выполнив условия пп. 4.2, 4.3 Контракта, поставку не осуществил, от составления описи доставленного товара отказался, подписанные со своей стороны документы не передал, мотивируя тем, что это не предусмотрено Контрактом.
Вместе с тем, пунктом 3 Технического задания, являющегося приложением N 2 к Контракту, установлены Требования к упаковке и маркировке Товара.
Пунктами 3.4, 3.5 Технического задания установлено, что маркировка на упаковке должна строго соответствовать маркировке товара. Серийный номер на упаковке товара должен строго соответствовать серийному номеру на картридже. Серийные номера должны быть уникальными (не должны повторяться).
Таким образом, как указывает ответчик, в нарушение пп. 3.4, 3.5 Технического задания Истец лишил возможности Ответчика удостовериться в соответствии доставленного Товара условиям Технического задания.
С учетом изложенного, поскольку истцом не представлено доказательств надлежащего исполнения обязательств по Контракту, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
Как указано выше, на основании Протокола подведения итогов электронного аукциона N 0273200000118000023-3 от 31.10.2018 между Московским городским фондом обязательного медицинского страхования (далее - Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью "Принт Лайн Сервис" (далее - Поставщик), посредством подписания Сторонами усиленной цифровой подписью (размещен по электронному адресу: http://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/document-info.html?reestr Number=2770404312318000040), заключен государственный контракт N 02732000001180000-0025623-01 от 13.11.2018 г. (далее - Контракт), в соответствии с условиями которого Поставщик обязался поставить Заказчику расходные материалы к лазерным принтерам в объеме и ассортименте, установленном в Спецификации (Приложение N 3 к контракту), а Заказчик - принять Товар и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом (п. 1.1 Контракта).
Согласно п. 1.2 Контракта срок поставки Товара установлен в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания Контракта.
Следовательно, Товар должен был быть поставлен Истцом в адрес Ответчика в срок до 13.12.2018 включительно.
В рамках надлежащего исполнения обязательств по поставке товара в соответствии с условиями государственного контракта ООО "Принт Лайн Сервис", по согласованию с Заказчиком, 28.11.2018 г. осуществило доставку товара в количестве и ассортименте, указанных в Спецификации, по адресу: г. Москва, Загородное шоссе, д. 18А. Одновременно с Товаром были доставлены документы, указанные в п. 2.4. Контракта.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В пункте 1 статьи 513 ГК РФ указано, что покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки.
Из материалов дела следует, что доставка товара истцом осуществлялась дважды.
Факт доставки Товара Заказчику 28.11.2018 г. подтверждается Актом об отказе в приемки товара от 28.11.2018 г., Актом об отказе в приемки товара от 28.11.2018 г. (составленным в одностороннем порядке), Товарной накладной N PLS180073 от 28.11.2018 г., счетом на оплату Товара N PLS180075 от 28.11.2018 г., дополнительным соглашением N 1 от 28.11.2018 г. к государственному контракту, подписанному Поставщиком в момент доставки Товара.
Факт доставки Товара Заказчику 19.03.2019 г. подтверждается Актом об отказе в приемки товара от 19.03.2019 г. (составленным в одностороннем порядке), Товарной накладной N PLS190019т 19.03.2019 г., счетом на оплату Товара N PLS190019 от 19.03.2019 г.
Кроме того, факты доставки представителем ответчика не оспаривается.
Коллегия также учитывает, что отказы от приемки товара не содержат оснований, по которым ответчик отказался от приемки, доказательств в обоснование правовой позиции ответчика о несоответствии поставленного товара Техническому заданию в материалы дела также не представлено.
При этом, судом установлено, что в соответствии с Разделом 4 в случае отказа от приемки товара, ответчиком в адрес истца должен быть направлен мотивированный отказ.
Мотивированного отказа от приемки товара с перечнем замечаний и сроком устранения, как того требует Раздел 4 государственного контракта, ответчиком не направлено, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что материалами дела документально подтверждено нарушение покупателем сроков исполнения обязательства по принятию товара.
В соответствии с п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В целях реализации указанного выше правового принципа абз. 1 п. 1 ст. 10 ГК РФ установлена недопустимость осуществления гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действий в обход закона с противоправной целью, а также иного заведомо недобросовестного осуществления гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения данного запрета суд на основании п. 2 ст. 10 ГК РФ с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Так из материалов дела следует, что истцом дважды осуществлял доставку товара, при этом бездействия ответчика по созыву комиссии и составлении мотивированного отказа в порядке, установленным Контрактом, а также последующий односторонний отказ от исполнения, апелляционная коллегия расценивает как злоупотребление правом.
На основании изложенного, учитывая установленные по делу обстоятельства, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы обоснованы и подлежат удовлетворению.
В силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого в апелляционном порядке решения является неполное выяснение обстоятельств, имеющих знание для дела, не соответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права.
В связи с этим, арбитражный апелляционный суд считает, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 270 АПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 110, 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 апреля 2019 года по делу N А40- 14674/19 отменить.
Обязать Московский городской фонд обязательного медицинского страхования принять товар от ООО "ПРИНТ ЛАЙН СЕРВИС" в рамках исполнения обязательств по государственному контракту N 02732000001180000-0025623-01 от 13.11.2018 г., поименованный в спецификации к указанному контракту, в течение 10 рабочих дней с момента вступления настоящего Постановления в законную силу.
Взыскать с Московского городского фонда обязательного медицинского страхования в пользу ООО "ПРИНТ ЛАЙН СЕРВИС" задолженность за товар в размере 1 400 378 (Один миллион четыреста тысяч триста семьдесят восемь) руб. 64 коп., расходы истца по оплате госпошлины в сумме 36 104 (Тридцать шесть тысяч сто четыре) руб.
Взыскать с Московского городского фонда обязательного медицинского страхования в пользу ООО "ПРИНТ ЛАЙН СЕРВИС" пени на сумму 1 410 378 руб. 64 коп. из расчета 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки за период с 11.01.2019 г. по дату оплаты долга.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа
Председательствующий судья |
Е.Ю. Башлакова-Николаева |
Судьи |
Е.А. Ким |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-14674/2019
Истец: ООО "ПРИНТ ЛАЙН СЕРВИС"
Ответчик: МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Хронология рассмотрения дела:
01.09.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19426/19
19.11.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19426/19
15.08.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-33606/19
26.04.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-14674/19