г. Самара |
|
13 августа 2019 г. |
Дело N А65-6723/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 августа 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А., судей Апаркина В.Н., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филлиповской С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.05.2019 по делу N А65-6723/2019 (судья Бредихина Н.Ю.), принятое по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Габдуллина Марата Фоатовича, РТ, Тукаевский район, дер. Суровка, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г.Казань, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерного общества "Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан", г.Казань, об оспаривании решений, об обязании,
с участием в судебном заседании:
представители не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Габдуллин Марат Фоатович (далее - глава КФХ Габдуллин М.Ф.) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по Республике Татарстан) об оспаривании решения государственного регистратора Набережно-Челнинского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан Зиганшиной Л.М. от 13.02.2019 N 16/099/002/2019-200 о возврате документов без рассмотрения по заявлению Габдуллина М.Ф. о регистрации права собственности и постановке на кадастровый учет контрольно-пропускного пункта, об оспаривании решения государственного регистратора Набережно-Челнинского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан Зиганшиной Л.М. от 13.02.2019 N 16/099/002/2019-201 о возврате документов без рассмотрения по заявлению Габдуллина М.Ф. о регистрации права собственности и постановке на кадастровый учет Газовой котельной, об обязании Управления Росреестра по Республике Татарстан рассмотреть заявление Габдуллина М.Ф. о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: Контрольно-пропускной пункт, площадью 14,5 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, Альметьевский тракт, 38 и принять по заявлению решение в порядке, предусмотренном статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", об обязании Управления Росреестра по Республике Татарстан рассмотреть заявление Габдуллина М.Ф. о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: Газовую котельную, площадью 30,9 кв.м., расположенную по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, Альметьевский тракт, 38, и принять по заявлению решение в порядке, предусмотренном статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено акционерное общество "Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.05.2019 по делу N А65-6723/2019 заявленные требования удовлетворены.
Управление Росреестра по Республике Татарстан в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению Управления Росреестра по Республике Татарстан, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Глава КФХ Габдуллин М.Ф. в отзыве апелляционную жалобу отклонил.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон и третьего лица, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, глава КФХ Габдуллин М.Ф. приобрел по договору купли-продажи от 06.04.2018 N 1904-ДК земельный участок, общей площадью 10010 кв.м., расположенный по адресу: г.Набережные Челны, тракт Альметьевский, д.38А, кадастровый номер 16:52:020202:54.
16.02.2017 глава КФХ Габдуллин М.Ф. получил разрешение на ввод объекта в эксплуатацию на объект недвижимого имущества "Торговый центр", расположенный на указанном земельном участке.
13.04.2017 было зарегистрировано право собственности главы КФХ Габдуллина М.Ф. на торговый центр, здание поставлено на кадастровый учет с присвоением номера 16:52:020202:89.
20.11.2017 земельный участок с кадастровым номером 16:52:020202:54 был разделен на 2 земельных участка с сохранением исходного:
- с кадастровым номером 16:52:020202:54, площадью 10010 кв.м,
- с кадастровым номером 16:52:020202:94, площадью 3223 кв.м.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 16:52:020202:94 глава КФХ Габдуллин М.Ф. заключил договор аренды от 18.12.2017 N 5587.
На земельном участке с кадастровым номером 16:52:020202:94 глава КФХ Габдуллин М.Ф. построил объекты недвижимого имущества, выполняющие обслуживающую функцию - контрольно-пропускной пункт и газовая котельная.
27.11.2018 глава КФХ Габдуллин М.Ф. обратился в адрес Набережно-Челнинского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан с заявлениями о государственной регистрации права собственности на объекты и об осуществлении государственного кадастрового учета объектов в установленном законом порядке с предоставлением необходимых документов.
03.12.2018 и 11.12.2018 Управление Росреестра по Республике Татарстан приняло решения (уведомления) о возврате документов, предоставленных Габдуллиным М.Ф. на государственную регистрацию прав и кадастровый учет, без рассмотрения, со ссылкой на несоответствие электронных образов документов формату, установленному Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12.10.2011 N П/389 (уведомления N 16/099/002/2018-2989, 16/099/002/2018-2990).
07.02.2019 Габдуллин М.Ф. повторно обратился в адрес Набережно-Челнинского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о государственной регистрации прав и кадастровом учете на объекты.
13.02.2019 Управление Росреестра по Республике Татарстан приняло решения (уведомления) о возврате документов без рассмотрения N 16/099/022/2019-200, 16/099/002/2019-201 со ссылкой на несоответствие электронных образов документов формату, установленному приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12.10.2011 N П/389.
Не согласившись с данными решениями, глава КФХ Габдуллин М.Ф. обратился в суд с настоящим заявлением.
Глава КФХ Габдуллин М.Ф. в обоснование своих требований указывал, что в нормативном документе, а именно - Приказе от 12.10.2011 N П/389, на который приведена ссылка в оспариваемых уведомлениях, отсутствуют требования к формату файлов электронных документов.
По мнению главы КФХ Габдуллина М.Ф., требование о предоставлении технического плана в форме электронного документа в виде XML документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, выполнено в полном соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, соответственно, основания для возврата документов без рассмотрения у Управления Росреестра по Республике Татарстан отсутствовали.
Управление Росреестра по Республике Татарстан в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе указало, что документы, представленные Габдуллиным М.Ф. на государственную регистрацию прав и кадастровый учет, в форме электронных документов, электронных образов не соответствовали формату, установленному органом нормативно-правового регулирования. А именно, классификаторы документов (выписка из каталога плановых координат пунктов государственной геодезической сети и справка об исследовании зданий и сооружений) не соответствуют классификаторам, утвержденным Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12.10.2011 N П/389 "О сборнике классификаторов, используемых Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в автоматизированных системах ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости".
С учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление главы КФХ Габдуллина М.Ф.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В соответствии со статьей 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии со статьей 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 данного Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных данным Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статья 25 Закона N 218-ФЗ определяет, что орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если:
1) такие заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования;
2) такие заявление и документы представлены в форме документов на бумажном носителе и имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, в том числе документы, исполненные карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание;
3) информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем;
4) в ЕГРН содержится отметка о невозможности государственной регистрации перехода права, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) и заявление на государственную регистрацию прав представлено иным лицом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 19 Закона N 218-ФЗ;
5) заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не подписано заявителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 26.11.2015 N 883 "Об установлении порядка представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, порядка представления заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости".
Согласно пункту 9 порядка представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, направляемые в форме электронных документов, представляются в одном из следующих форматов:
- в виде файлов в формате XML-документов, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных;
- в виде электронных образов документов в формате PDF.
Управление Росреестра по Республике Татарстан в оспариваемых уведомлениях о возврате документов указало на то, что заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования, а именно: классификаторы документов не соответствуют Приказу от 12.10.2011 N П/389.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции глава КФХ Габдуллин М.Ф. пояснил, что документы (справка об исследовании зданий и сооружений, а также выписка из каталога плановых координат пунктов государственной геодезической сети) представлены по инициативе главы КФХ Габдуллина М.Ф., их представление не является обязательным, а коды классификатора были выбраны кадастровым инженером, исходя из имеющихся в пользовании БТИ сборников классификаторов.
В Сборнике классификаторов, утвержденном Приказом N П/389 отсутствуют коды, соответствующие представленным главой КФХ Габдуллиным М.Ф. документам, соответственно, они не могли быть им выбраны.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12.10.2011 N П/389 утвержден "Сборник классификаторов, используемых Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в автоматизированных системах ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости", применяемый в целях организации работы автоматизированных информационных систем ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости (далее - АИС).
При этом, в данном сборнике классификаторов отсутствуют требования к формату файлов электронных документов. Такие требования устанавливаются Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953. Однако, несоответствия представленных Габдуллиным М.Ф. на регистрацию документов данному приказу Управлением Росреестра по Республике Татарстан установлено не было.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что несоответствие формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства Российской Федерации в силу пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, но не основанием для возврата документов без рассмотрения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Управление Росреестра по Республике Татарстан неправомерно возвратило без рассмотрения заявление главы КФХ Габдуллина М.Ф., действия регистрирующего органа нарушают права и законные интересы главы КФХ Габдуллина М.Ф., а требование главы КФХ Габдуллина М.Ф. является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как не основаны на законе и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 мая 2019 года по делу N А65-6723/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
В.Н. Апаркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-6723/2019
Истец: Глава крестьянско-фермерского хозяйства Габдуллин Марат Фоатович, Тукаевский район, пос.Суровка
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан (Управление Росреестра по РТ), г.Казань
Третье лицо: АО "Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан", г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
21.01.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-21772/19
08.11.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-53836/19
13.08.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11400/19
30.05.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-6723/19