г. Москва |
|
16 августа 2019 г. |
Дело N А41-54536/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Пивоваровой Л.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Искендеровой Я.Г.,
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Сантехмонтаж Фитинг" - Шилькрот Г.М., генеральный директор, Шульгин А.Н. представитель по доверенности от 26 марта 2018 года,
от заинтересованного лица Администрации городского округа Электросталь Московской области - Прудникова Ю.М. по доверенности от 17 декабря 2018 года,
от заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрации Ногинского муниципального района Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от третьего лица Комитета имущественных отношений администрации городского округа Электросталь Московской области - Болтман И.В. представитель по доверенности от 10 января 2019 года,
от третьих лиц Общества с ограниченной ответственностью "ТПК Шмельбетон", Министерства имущественных отношений Московской области, Общества с ограниченной ответственностью Совместное Предприятие "МЭЛФ", Николаева Алексея Леонидовича - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-54536/17 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сантехмонтаж Фитинг" (ИНН 9718032284, ОГРН 5167746229943) к Администрации Ногинского муниципального района Московской области (ИНН 5031006040 ОГРН 1025003917289), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН 7727270299 ОГРН 1047727043561), Администрацию городского округа Электросталь Московской области (ОГРН 1025007110182, ИНН 5053013411) о признании недействительным решения об отказе в предоставлении земельного участка, третьи лица - Министерство имущественных отношений Московской области (ИНН 7725131814, ОГРН 1025005245055), Общество с ограниченной ответственностью Совместное Предприятие "МЭЛФ" (ИНН 7728056107, ОГРН 1027700497384), Общество с ограниченной ответственностью "ТПК Шмельбетон" (ИНН 9721007619, ОГРН 1167746684951), Николаев Алексей Леонидович, Комитет имущественных отношений администрации городского округа Электросталь Московской области (ОГРН: 1025007110072, ИНН: 5053012866), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сантехмонтаж Фитинг" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Администрации Ногинского муниципального района Московской области (далее - ответчик), в котором просило:
1. Признать недействительным (незаконным) решение об отказе от 18 апреля 2017 года N 1117Н в передаче в собственность ООО "Сантехмонтаж Фитинг" (ИНН 7743077430) земельного участка с кадастровым номером 50:16:0704011:8, площадью 21 447 кв.м, по адресу: Московская область, Ногинский район, п. Новые дома.
2) Обязать администрацию предоставить в собственность общества земельный участок в границах кадастровых кварталов 50:16:0704011 и 50:16:0704012, согласно межевому плану от 04 сентября 2015 года, общей площадью 21 447 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Ногинский район, с/п Степановское, пос. Фрязево, ул. Новые дома - в размере площади земли занятой объектами недвижимости:
- Железнодорожный подъездной путь, кадастровый номер 50:16:0704012, протяженность 1853,75 м, инв. N 165:053-1070П, лит. 1., который располагается в двух кадастровых кварталах - 50:16:0704011 и 50:16:0704012;
- Здание сборно-разборное, с кадастровым номером 50:16:0704012:57, назначение: нежилое, 1-этажное, общая площадь 70,6 кв.м, инв. N 165:053-5288Д, лит. Е., которое располагается в кадастровом квартале 50:16:0704012;
- Здание сборно-разборных мастерских, с кадастровым номером 50:16:0000000:60784, назначение: нежилое, 1-этажное, общая площадь 588,9 кв.м., которое располагается в двух кадастровых кварталах - 50:16:0704011 и 50:16:0704012;
- Производственная площадка, с кадастровым номером 50:16:0704012:103 площадь застройки 6838 кв.м, инв. N 165:053- 5288Д, лит. 1, которая располагается в двух кадастровых кварталах - 50:16:0704011 и 50:16:0704012;
- Нежилое здание с кадастровым номером 50:16:0704012:998, площадью 69,6 кв.м., которое располагается в кадастровом квартале 50:16:0704012;
- Нежилое здание с кадастровым номером 50:16:0704012:997 площадью 16,7 кв.м., которое располагается в кадастровом квартале 50:16:0704012; и площади земли необходимой для использования перечисленных объектов недвижимости, принадлежащих ООО "Сантехмонтаж Фитинг" (ИНН 7743077430).
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Общество с ограниченной ответственностью Совместное Предприятие "МЭЛФ", Общество с ограниченной ответственностью "ТПК Шмельбетон", Николаев Алексей Леонидович, Администрация городского округа Электросталь Московской области, Комитет имущественных отношений администрации городского округа Электросталь Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 декабря 2017 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2018 года, в удовлетворении исковых требований было отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 июня 2018 года решение Арбитражного суда Московской области от 11 декабря 2017 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2018 года по делу N А41-54536/17 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
При новом рассмотрении в судебном заседании, 05 марта 2019 года, судом приняты к производству уточненные требования в следующей редакции:
1. Признать недействительным (незаконным) решение Администрации Ногинского муниципального района Московской области от 18 апреля 2017 года N I117H об отказе в передаче обществу в собственность за плату земельного участка площадью 21 447 кв.м. с кадастровым номером 50:16:0704011:8, расположенного по адресу: Московская область. Ногинский район, с.п. Степановское, п. Фрязево, п. Новые дома.
2. Обязать Администрацию городского округа Электросталь Московской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области:
- снять с государственного кадастрового учета вновь образованный многоконтурный земельный участок площадью 4935 кв.м. с кадастровым номером 50:16:0000000:71993, расположенный по адресу: Московская область. Российская Федерация, городской округ Электросталь, пос. Новые дома;
- поставить на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 21447 кв. м, ранее находившийся на государственном кадастровом учете под кадастровым номером 50:16:0704011:8 по адресу: Московская область. Ногинский район, с.п. Степановское, в Фрязево, ул. Новые дома, в границах межевого плана от 04 сентября 2015 года.
3. Обязать Администрацию городского округа Электросталь Московской области предоставить ООО "Сантехмонтаж Фитинг" в собственность за плату земельный участок площадью 21 447 кв.м., ранее находившийся на государственном кадастровом учете под кадастровым номером 50:16:0704011:8 по адресу: Московская область. Ногинский район, с.п. Степановское, Фрязево, ул. Новые дома (ныне г.о. Электросталь, пос. Новые дома), после повторной постановки г государственный кадастровый учет в границах межевого плана от 04 сентября 2015 года.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 апреля 2019 года исковые требования удовлетворены (л.д. 53-58 т. 5).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "ТПК Шмельбетон" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 09 июля 2019 года суд перешел к рассмотрению дела N А41-54536/17 по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Основанием для перехода к рассмотрению дела по общим правилам, установленным для суда первой инстанции явились следующие обстоятельства.
На основании абзаца 3 статьи 40 АПК РФ лицами, участвующими в деле являются заявители и заинтересованные лица - по делам особого производства, по делам о несостоятельности (банкротстве) и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.
В силу части 1 статьи 46 АПК РФ иск может быть предъявлен в арбитражный суд совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие).
Согласно части 2 статьи 46 АПК РФ процессуальное соучастие допускается: если предметом спора являются общие права и (или) обязанности нескольких истцов либо ответчиков; права и (или) обязанности нескольких истцов либо ответчиков имеют одно основание; предметом спора являются однородные права и обязанности.
Каждый из истцов или ответчиков по отношению к другой стороне выступает в процессе самостоятельно. Соучастники могут поручить ведение дела одному или нескольким из них (часть 3 статьи 46 АПК РФ).
При невозможности рассмотрения дела без участия другого лица в качестве ответчика арбитражный суд первой инстанции привлекает его к участию в деле как соответчика по ходатайству сторон или с согласия истца (часть 5 статьи 46 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, обществом, в том числе заявлены требования о снятии с государственного кадастрового учета и постановке на кадастровый учет, а также обязании предоставить в собственность за плату земельный участок.
Постановлением Московской областной думы от 25 мая 2017 года N 14/24-П был принят Закон Московской области от 08 июня 2017 года N 87/2017-ОЗ "Об объединении сельского поселения Степановское Ногинского муниципального района с городским округом Электросталь и внесении изменений в некоторые законы Московской области о статусе и границах муниципальных образований Московской области".
Указанным постановлением испрашиваемый земельный участок был передан в ведение г.о. Электросталь Московской области.
В соответствии с счастью 6 статьи 46 АПК РФ в случае если федеральным законом предусмотрено обязательное участие в деле другого лица в качестве ответчика, а также по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд первой инстанции по своей инициативе привлекает его к участию в деле в качестве соответчика.
Исходя из изложенного, апелляционный суд усматривает наличие оснований для перехода к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции и привлечении Администрацию г.о. Электросталь Московской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.
В связи с этим решение суда первой инстанции подлежит отмене по безусловным основаниям.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрации Ногинского муниципального района Московской области, Общества с ограниченной ответственностью "ТПК Шмельбетон", Министерства имущественных отношений Московской области, Общества с ограниченной ответственностью Совместное Предприятие "МЭЛФ", Николаева Алексея Леонидовича, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель общества поддержал доводы заявления в полном объеме, просил заявленные требования удовлетворить.
Представители комитета и администрации не возражали против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Сантехмонтаж Фитинг" принадлежит на праве собственности следующие объекты недвижимого имущества:
- железнодорожный подъездной путь, кадастровый номер 50:16:0704012, протяженность 1853,75 м, инв. N 165:053-1070П, лит. 1; Московская область, Ногинский район, пос. Новые дома, что подтверждается свидетельством 50 АВN 462376 от 19 декабря 2011 года;
- здание сборно-разборное, с кадастровым номером 50:16:0704012:57, назначение: нежилое, 1-этажное, общая площадь 70,6 кв.м, инв. N 165:053-5288Д, лит. Е., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 30 ноября 2016 года (л.д. 105 т. 1);
- здание сборно-разборных мастерских, с кадастровым номером 50:16:0000000:60784, назначение: нежилое, 1-этажное, общая площадь 588,9 кв.м, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 21 июля 2016 года (л.д. 102 т. 1).
- производственная площадка, с кадастровым номером 50:16:0704012:103 площадь застройки 6838 кв.м; инв. N 165:053-5288Д лит. 1, адрес: Московская область, Ногинский район, пос. Новые дома, что подтверждается свидетельством 50 АВN 267669 от 19 сентября 2011 года;
- нежилое здание с кадастровым номером 50:16:0704012:998, площадью 69,6 кв.м, адрес: Московская область, Ногинский район, с.п. Степановское, Фрязево, ул. Новые дома, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 21 ноября 2016 года (л.д. 104 т. 1);
- нежилое здание с кадастровым номером 50:16:0704012:997 площадью 16,7 кв.м, адрес: Московская область, Ногинский район, с.п. Степановское, Фрязево, ул. Новые дома, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 21 ноября 2016 года (л.д. 103 т. 1).
по заказу заявителя
Кадастровым инженером Кувалдиной Л.В. 04 сентября 2015 года подготовлен межевой план по уточнению границ и площади земельного участка с кадастровым номером 50:16:0704011:8, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, с.п. Степановское, п. Фрязево, ул. Новые дома, согласно которому перечисленные объекты недвижимости входят в границы данного участка.
Общество 12 апреля 2017 года обратилось в Администрацию Ногинского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность (л.д. 2 т. 2).
Администрация в письме от 18 апреля 2017 года N 1117Н отказала общества в предоставлении участка.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
- органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района;
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;
- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;
- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона;
- органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
В соответствии с Законом Московской области от 24 июля 2014 года N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" установлено, что с 01 января 2015 года Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских округов и поселений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В тоже время Законом Московской области от 24 июля 2014 года N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" установлено, что органы местного самоуправления городских округов с 01 января 2015 года наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа.
При этом осуществление данных полномочий производится только при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области (далее - уполномоченные органы), предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области (часть 3 статьи 2 Закона N 107/2014-ОЗ).
Законом Московской области от 10 ноября 2015 года N 191/2015-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными и государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений" установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности на период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года.
Подобные нормы закреплены в Законе Московской области от 29 ноября 2016 года N 144/2016-ОЗ, периодом действия с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года.
Следовательно, на территории Московской области полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципальных районов и городских округов, наделены соответственно органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;
В силу пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельных участков в собственность без проведения торгов определен статьями 39.14 и 39.17 ЗК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 39.17 ЗК РФ, к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4-6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.17 ЗК РФ, в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 39.17 Земельного кодекса РФ, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность содержатся в статье 39.16 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 6 статьи 39.17 ЗК РФ, проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
При этом, пунктом 2 статьи 11.3 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно статье 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2).
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 ЗК РФ, если иное не предусмотрено статьей 11.10 ЗК РФ (пункт 3).
Таким образом, получив заявление собственника сооружения, расположенного на земельном участке, заявленного к предоставлению без проведения торгов, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 39.2 ЗК РФ, обязан обеспечить подготовку схемы расположения земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:
1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;
2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;
3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;
4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;
5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что общество, обращаясь с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, приложило полный комплект документов, необходимый для заключения договора купли-продажи земельного участка.
Однако, отказывая в предоставлении спорного земельного участка Администрация Ногинского муниципального района указала, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 18 апреля 2016 года по делу N А41-4519/16 признано отсутствующим право постоянного (бессрочного) пользования ОАО "СантехмонтажФитинг" на спорный земельный участок.
Впоследствии Администрация Ногинского района сняла указанный земельный участок с кадастрового учета, а Администрацией городского округа Электросталь была осуществлена постановка на кадастровый учет земельного участка площадью 4935 кв.м. с кадастровым номером 50:16:0000000:71993.
Таким образом, в настоящее время постановка на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:16:0000000:71993, а также снятие с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:16:0704011:8 препятствует предоставлению испрашиваемого земельного участка заявителю.
Постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:16:0000000:71993 был произведен без учета интересов заявителя, как собственника объектов недвижимости, под которыми общество вправе требовать предоставления земельного участка.
Согласно части 2 статьи 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Как разъяснено в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Подпунктом 3 пункта 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра 17.02.2003 предусмотрено, что в общую площадь земельного участка под объектами недвижимости включается площадь, непосредственно занятая этими объектами, и площадь прилегающей территории, необходима для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатаций конкретного объекта недвижимости в соответствии с установленными нормами. Как следует из норм пункта 2 статьи 35, пункта 3 статьи 33 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
При этом необходимость той или иной площади земельного участка для использования находящегося на нем строения определяется не экономическими интересами собственника недвижимого имущества, не характером осуществляемой им деятельности, а утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Пунктом 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Пунктом 2 статьи 9 АПК РФ установлено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В связи с возникновением вопросов, для исследования и раскрытия которых необходимы специальные знания, определением Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2018 года по настоящему делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено эксперту Автономной некоммерческой организации "Коллегия Независимых Экспертов" Лебедеву Константину Игоревичу.
На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
1) Являются ли следующие объекты недвижимости (здания) и оборудование, по состоянию на 12 апреля 2017 года расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:16:0704011:8, единым производственным комплексом (предприятием), исходя из назначения каждого здания в отдельности:
- железнодорожный подъездной путь, кадастровый номер 50:16:0704012, протяженность 1853,75 м, инв. N 165:053-1070П, лит. 1., который располагается в двух кадастровых кварталах -50:16:0704011 и 50:16:0704012;
- здание сборно-разборное, с кадастровым номером 50:16:0704012:57, назначение: нежилое, 1-этажное, общая площадь 70,6 кв.м, инв. N 165:053-5288Д, лит. Е., которое располагается в кадастровом квартале 50:16:0704012;
- здание сборно-разборных мастерских, с кадастровым номером 50:16:0000000:60784, назначение: нежилое, 1-этажное, общая площадь 588,9 кв.м., которое располагается в двух кадастровых кварталах - 50:16:0704011 и 50:16:0704012;
- производственная площадка, с кадастровым номером 50:16:0704012:103 площадь застройки 6838 кв.м, инв. N 165:053- 5288Д, лит. 1, которая располагается в двух кадастровых кварталах- 50:16:0704011 и 50:16:0704012;
- нежилое здание с кадастровым номером 50:16:0704012:998, площадью 69,6 кв.м., которое располагается в кадастровом квартале 50:16:0704012;
- нежилое здание с кадастровым номером 50:16:0704012:997 площадью 16,7 кв.м., которое располагается в кадастровом квартале 50:16:0704012;
2) В случае положительного ответа на вопрос 1, пояснить, какова минимальная площадь земельного участка, необходимая для функционирования указанного производственного комплекса (предприятия), указать координаты.
3) В случае отрицательного ответа на вопрос 1, пояснить, какова минимальная площадь земельных участков, необходимых для использования каждого здания по отдельности.
4) Какие здания расположены на земельном участке, который ранее стоял на кадастровом учете с кадастровым номером 50:16:0704011:8, площадью 21447 кв.м., схематично отразить расположение всех зданий на участке.
В материалы дела поступило заключение эксперта N 1-Сэ/19 от 16 февраля 2018 года, согласно которому объекты экспертизы фактически представляют собой производственный комплекс, состоящий из зданий и сооружений и промышленного транспорта, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:16:0704011:8. Данный комплекс предназначен для сортировки и переработки вторичных материалов, а также логистики строительных материалов.
Объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке площадью 21 447 кв.м. с кадастровым номером 50:16:0704011:8 по адресу: Московская область. Ногинский район, пос. Новые дома по их фактическому использованию являются единым производственным комплексом (предприятием) по сортировке и переработке вторичных материалов и логистике строительных материалов.
Минимальная площадь земельного участка, необходимая для функционирования производственного комплекса (предприятия) составляет 22 974 кв.м.
В соответствии с частью 1 статьи 86 АПК РФ на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дает заключение в письменной форме и подписывает его.
Требования к заключению экспертов предусмотрены частью 2 статьи 86 АПК РФ.
Экспертное заключение оформлено в соответствии с требованиями статей 82, 83, 86 АПК РФ, в нем отражены все предусмотренные частью 2 статьи 86 АПК РФ сведения, экспертное заключение основано на материалах дела, является ясным и полным, противоречия в выводах эксперта отсутствуют. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В экспертном заключении содержатся ответы на поставленные судом вопросы, заключение мотивировано, выводы эксперта предельно ясны, обоснованы исследованными им обстоятельствами, содержат ссылки на представленные судом для производства экспертизы доказательства.
Какие-либо доказательства того, что представленное в материалы дела заключение эксперта по результатам судебной экспертизы является недостаточно ясным и полным, ответчиком не представлены.
Заключение экспертизы в силу статьи 64, 67, 68, 71, 82, 86 АПК РФ подлежит принятию судом в качестве надлежащего доказательства по делу и подлежит оценке наряду с другими доказательствами (статья 71 АПК РФ).
Таким образом, площадь испрашиваемого земельного участка в размере 21 447 кв.м. является обоснованной.
Доказательств обратного не представлено.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Постановлением Московской областной думы от 25 мая 2017 года N 14/24-П был принят Закон Московской области от 08 июня 2017 года N 87/2017-ОЗ "Об объединении сельского поселения Степановское Ногинского муниципального района с городским округом Электросталь и внесении изменений в некоторые законы Московской области о статусе и границах муниципальных образований Московской области".
Указанным постановлением испрашиваемый земельный участок был передан в ведение г.о. Электросталь Московской области.
Учитывая, что в настоящее время спорный земельный участок передан в ведение Администрации городского округа Электросталь, требование заявителя об обязании Администрации городского округа Электросталь предоставить земельный участок является обоснованным.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований, апелляционный суд обязывает администрацию и управление снять с государственного кадастрового учета вновь образованный многоконтурный земельный участок площадью 4 935 кв.м. с кадастровым номером 50:16:0000000:71993 и поставить на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 21 447 кв.м., ранее находившийся на государственном кадастровом учете под кадастровым номером 50:16:0704011:8 по адресу: Московская область. Ногинский район, с.п. Степановское, в Фрязево, ул. Новые дома, в границах межевого плана от 04 сентября 2015 года.
Кроме того, суд обязывает Администрацию городского округа Электросталь Московской области предоставить ООО "Сантехмонтаж Фитинг" в собственность за плату земельный участок площадью 21 447 кв.м., ранее находившийся на государственном кадастровом учете под кадастровым номером 50:16:0704011:8 по адресу: Московская область, Ногинский район, с.п. Степановское, Фрязево, ул. Новые дома (ныне г.о. Электросталь, пос. Новые дома), после повторной постановки на государственный кадастровый учет в границах межевого плана от 04 сентября 2015 года.
Статьей 101 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В силу пункта 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно части 2 статьи 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Денежные суммы, подлежащие выплате экспертам и свидетелям, вносятся на депозитный счет арбитражного суда лицом, заявившим соответствующее ходатайство, в срок, установленный арбитражным судом. Если указанное ходатайство заявлено обеими сторонами, требуемые денежные суммы вносятся сторонами на депозитный счет арбитражного суда в равных частях (часть 1 статьи 108 АПК РФ).
Согласно частям 1, 2 статьи 109 АПК РФ денежные суммы, причитающиеся экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам, выплачиваются по выполнении ими своих обязанностей. Денежные суммы, причитающиеся экспертам и свидетелям, выплачиваются с депозитного счета арбитражного суда.
В соответствии с пунктом 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04 апреля 2014 года N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" денежные суммы, причитающиеся эксперту, согласно части 1 статьи 109 АПК РФ выплачиваются после выполнения им своих обязанностей в связи с производством экспертизы, за исключением случаев применения части 6 статьи 110 Кодекса.
ООО "Сантехмонтаж Фитинг" платежным поручением N 118 от 30 ноября 2018 года на депозитный счет арбитражного суда перечислило денежные средства в сумме 170 000 руб.
Определением Арбитражного суда Московской области от 04 апреля 2019 года АНО "Коллегия Независимых Экспертов" с депозитного счета перечислены денежные средства в размере 150 000 рублей за проведение судебной экспертизы, уплаченные обществом платежным поручением N 118 от 30 ноября 2018. Излишне уплаченная сумма в размере 20 000 рублей возвращена заявителю указанным определением.
Поскольку материалами дела подтверждается факт несения ООО "Сантехмонтаж Фитинг" расходов, связанных с проведением экспертизы, а также то, что отказ Администрации Ногинского муниципального района в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка является незаконным, с Администрации Ногинского муниципального района в пользу общества подлежат взысканию судебные расходы по оплате судебной экспертизы в размере 150 000 руб., а также расходы, связанные с оплатой государственной пошлины за подачу иска, апелляционной и кассационной жалобы в размере 9 000 рублей.
Руководствуясь частью 6.1 статьи 268, статьей 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10 апреля 2019 года по делу N А41-54536/17 отменить.
Заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью "Сантехмонтаж Фитинг" - удовлетворить.
Признать недействительным (незаконным) решение Администрации Ногинского муниципального района Московской области от 18 апреля 2017 года N 1117H об отказе в передаче Обществу с ограниченной ответственностью "Сантехмонтаж Фитинг" в собственность за плату земельного участка площадью 21 447 кв. м с кадастровым номером 50:16:0704011:8, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, с.п. Степановское, п. Фрязево, п. Новые дома.
Обязать Администрацию городского округа Электросталь Московской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области:
- снять с государственного кадастрового учета вновь образованный многоконтурный земельный участок площадью 4935 кв. м с кадастровым номером 50:16:0000000:71993, расположенный по адресу: Московская область. Российская Федерация, городской округ Электросталь, пос. Новые дома;
- поставить на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 21447 кв.м., ранее находившийся на государственном кадастровом учете под кадастровым номером 50:16:0704011:8 по адресу: Московская область. Ногинский район, с.п. Степановское, в Фрязево, ул. Новые дома, в границах межевого плана от 04 сентября 2015 года.
Обязать Администрацию городского округа Электросталь Московской области предоставить Обществу ограниченной ответственностью "Сантехмонтаж Фитинг" в собственность за плату земельный участок площадью 21 447 кв. м, ранее находившийся на государственном кадастровом учете под кадастровым номером 50:16:0704011:8 по адресу: Московская область, Ногинский район, с.п. Степановское, Фрязево, ул. Новые дома (ныне г.о. Электросталь, пос. Новые дома), после повторной постановки на государственный кадастровый учет в границах межевого плана от 04 сентября 2015 года.
Взыскать с Администрации Ногинского муниципального района Московской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Сантехмонтаж Фитинг" расходы по уплате государственной пошлины за подачу иска, апелляционной и кассационной жалобы в размере 9 000 рублей, а также расходы за проведение судебной экспертизы в размере 150 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-54536/2017
Истец: ОАО "САНТЕХМОНТАЖ ФИТИНГ", ООО "ТПК ШМЕЛЬБЕТОН", ООО СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "МЭЛФ"
Ответчик: Администрация Ногинского муниципального района Московской области Россия
Третье лицо: Управление Росреестра по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация Ногинского муниципального района Московской области
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8653/18
18.10.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14764/20
06.10.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14567/20
06.10.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14570/20
06.10.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-13941/20
11.08.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8653/18
28.05.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5530/20
20.02.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8653/18
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-54536/17
16.08.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10639/19
20.06.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9956/19
10.04.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-54536/17
06.03.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8653/18
18.02.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8653/18
29.11.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18439/18
23.10.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16345/18
28.06.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8653/18
21.03.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2725/18
11.12.2017 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-54536/17