г. Владимир |
|
19 августа 2019 г. |
Дело N А43-11797/20119 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.08.2019.
В полном объеме постановление изготовлено 19.08.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Гущиной А.М., Волгиной О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "София Н.Н." (ОГРН 1025203758601, ИНН 5262073615) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.05.2019 по делу N А43-11797/2019, принятое судьей Леоновым А.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "София Н.Н." о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу от 05.03.2019 N04-19/20/2.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "София Н.Н." - Никонова И.В. по доверенности от 17.05.2019, Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу - Фурмавин Д.В. по доверенности от 18.01.2019 N 9Д.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Межрегиональным управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу (далее - Управление, Росфинмониторинг, административный орган) проведена камеральная проверка деятельности общества с ограниченной ответственностью "София Н.Н." (далее - ООО "София Н.Н.", Общество, заявитель) по вопросам соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
В ходе проверочных мероприятий выявлено, что Обществом нарушены требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
По итогам проверки был составлен акт от 20.02.2019 N 3.
Усматривая в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), уполномоченное должностное лицо Управления составило протокол об административном правонарушении от 22.02.2019 и 05.03.2019 вынесло постановление о назначении административного наказания N 0419/20/2, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по указанной норме в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "София Н.Н." обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 27.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом, руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), частью 1 статьи 1.6, статьями 2.1, 2.9, 4.1.1, частью 2 статьи 15.27 Кодекса, положениями Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Федеральный закон N 164-ФЗ), Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), суд пришел к выводу о наличии состава вмененного административного правонарушения в деянии Общества, правомерном привлечении его к административной ответственности, отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослалось на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Общество настаивает на отсутствии в его деянии состава вмененного административного правонарушения, поскольку Общество не является лизинговой компанией, а соответственно субъектом ответственности по статье 15.27 КоАП РФ.
По убеждению заявителя, судом неправомерно отказано в применении положения статьи 4.1.1, пункта 3.2 части 3 статьи 4.1 КоАП РФ и снижении размера назначенного административного штрафа.
Подробно позиция Общества приведена в апелляционной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании указали на законность и обоснованность решения суда, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Частью 2 статьи 15.27 Кодекса предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 164-ФЗ лизинговые компании (фирмы) - коммерческие организации (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей.
Проверкой административного органа установлено, что ООО "София Н.Н.", являясь лизингодателем в рамках контрактов от 06.09.2016 N 515445, от 13.11.2018 N1085347, 1085361, 1085353, 1085287, 1085367, заключенных с ГБУЗ Нижегородской области "Городская больница N33 Ленинского района г. Нижнего Новгорода", осуществляло функции лизингодателя и, соответственно, являлось лизинговой компанией.
Лизинговые компании относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - ПОД/ФТ и ФРОМУ).
В силу статьи 4 Федерального закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, относятся, в том числе, обязательный контроль, а также организация и осуществление внутреннего контроля.
Проверкой Управления было установлено, что заявителем в течение длительного времени, а именно, в период с 06.09.2016 по 24.01.2019 не исполнялось законодательство Российской Федерации о ПОД/ФТ и ФРОМУ в части организации и осуществления внутреннего контроля.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля.
Правила внутреннего контроля являются основным после нормативно-правовых актов документом, регламентирующим деятельность организации в целях ПОД/ФТ и ФРОМУ.
Проверкой установлено, что в период с 06.09.2016 по 24.01.2019 в Обществе осуществлялась деятельность в отсутствие разработанных и утвержденных руководителем правил внутреннего контроля, что свидетельствует об отсутствии у заявителя организованной системы внутреннего контроля.
Требования к правилам внутреннего контроля утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 N 667).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 32 Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 в рамках программы проверки осуществления внутреннего контроля предусматривается проведение на регулярной основе, но не реже одного раза в полугодие, внутренних проверок выполнения в организации правил внутреннего контроля, требований Федерального закона и иных нормативных правовых актов, а также представление руководителю организации, по результатам данных проверок письменных отчетов, содержащих сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ, правил внутреннего контроля и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля.
Материалами проверки установлено, что отсутствие в Обществе в течение длительного периода с 06.09.2016 по 24.01.2019 организованной системы внутреннего контроля, в том числе отсутствие правил внутреннего контроля, повлекло не проведение Обществом внутренних проверок выполнения правил внутреннего контроля, требований Федерального закона и иных нормативных правовых актов, что свидетельствует об отсутствии в указанный период осуществления в Обществе внутреннего контроля.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организация обязана назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.
Проверкой установлено, что в ООО "София Н.Н." в течение длительного периода времени не было назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, что так же свидетельствует об отсутствии в данном периоде в Обществе организованной системы внутреннего контроля.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 N 492 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 29.05.2014 N 492) установлено, что требования к подготовке и обучению кадров организаций устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов (далее - Положение о требованиях к подготовке и обучению).
В соответствии с пунктом 2 Положения о требованиях к подготовке и обучению руководитель организации утверждает перечень сотрудников, обязанных проходить обучение в целях ПОД/ФТ, в который включаются сотрудники по должностям, предусмотренным пунктом 3 Положения о требованиях к подготовке и обучению.
Проверкой административного органа было установлено, что в Обществе в течение длительного периода (с 06.09.2016 по 24.01.2019) отсутствовал утвержденный руководителем перечень сотрудников, обязанных проходить обучение в целях ПОД/ФТ, что свидетельствует об отсутствии внутреннего контроля в Обществе.
Согласно представленному в ходе проверки штатному расписанию Общества в данной организации в указанный период обучение в целях ПОД/ФТ обязаны проходить директор Диева М.В. и бухгалтер Сееднова Т.Г.
Формы обучения в сфере ПОД/ФТ предусмотрены пунктом 6 Положения о требованиях к подготовке и обучению.
В соответствии с Положением о требованиях к подготовке и обучению, в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, обучение проводится специальным должностным лицом, в том числе в форме вводного инструктажа при приеме на работу на должности либо для выполнения функций, указанных в пунктах 3, 4 настоящего Положения, и при переводе (временном переводе) на должности либо для выполнения функций, указанных в пунктах 3,4 настоящего Положения; в форме дополнительного инструктажа при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ и ФРОМУ, а также при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и ФРОМУ и программ его осуществления.
Проверкой установлено, что отсутствие в Обществе в течение длительного периода времени организованной системы внутреннего контроля в части отсутствия назначенного специального должностного лица, повлекло отсутствие прохождения бухгалтером Сеедновой Т.Г. обучения в форме вводного инструктажа 09.01.2019, директором Общества Диевой М.В. обучения в форме дополнительных инструктажей 30.03.2018, 04.05.2018,
23.07.2018, 18.08.2018, 21.09.2018.
Осуществление Обществом в течение длительного периода времени с 06.09.2016 по 24.01.2019 деятельности лизинговой компании в отсутствие прохождения ее сотрудниками, обязанными проходить подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ, надлежащего обучения в сфере ПОД/ФТ свидетельствует об отсутствии осуществления внутреннего контроля заявителем в части подготовки и обучения кадров организации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных пунктом 1 статьи 7 Федерального закона.
Идентификация бенефициарных владельцев клиентов не проводится в том числе в случае принятия на обслуживание клиентов, являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями, находящимися в их ведении, государственными внебюджетными фондами, государственными корпорациями или организациями, в которых Российская Федерация, субъекты Российской Федерации либо муниципальные образования имеют более 50 процентов акций (долей) в капитале.
Проверкой установлено, что Общество в отсутствие в проверяемом периоде организованной системы внутреннего контроля, не приняло мер по идентификации бенефициарных владельцев своих клиентов (ООО "Логопед - Практик", ООО "Атлант-Н").
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ требования к идентификации клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, представителей клиента определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 постановления Правительства РФ от 29.05.2014 N 492 установлено, что требования к идентификации клиентов (лиц, находящихся на обслуживании в организации) и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Во исполнение указанных норм Федеральной службой по финансовому мониторингу издан приказ Росфинмониторинга от 17.02.2011 N 59 "Об утверждении положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" (далее - Приказ Росфинмониторинга от 17.02.2011 N 59).
В соответствии с пунктом 2.8 Приказа Росфинмониторинга от 17.02.2011 N 59 сведения о клиенте, а также представителе клиента и (или) выгодоприобретателе целесообразно фиксировать в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным организацией в правилах внутреннего контроля.
Проверкой было установлено, что в ООО "София Н.Н." в течение длительного периода анкеты клиентов не ведутся.
Пункт 2.1 данного приказа устанавливает, что идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя включает в себя, в том числе, мероприятия по проверке наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона; оценке и присвоению клиенту степени (уровня) риска.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечень) устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.08.2015 N 804 доведение информации о включении в Перечень/об исключении из Перечня, а также о внесении корректировок в содержащиеся в Перечне сведения вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах осуществляется путем обеспечения доступа этих организаций к такой информации через их личные кабинеты на официальном сайте Росфинмониторинга.
Доступ к личному кабинету для поднадзорных организаций предоставляется Росфинмоииторингом автоматически при осуществлении постановки на учет, поскольку учетный номер, присваиваемый при постановке на учет, является паролем к личному кабинету. Таким образом, процедура постановки на учет неразрывно связана с получением доступа к личному кабинету на портале Росфинмониторинга для поднадзорных организаций.
Согласно пункту 3 постановления Правительства РФ от 27.01.2014 N 58 лизинговые компании осуществляют постановку на учет в территориальном органе Росфинмониторинга в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.
Осуществление постановки на учет в уполномоченном органе, является одним из элементов внутреннего контроля в деятельности лизинговых компаний, поскольку позволяет осуществлять последующий внутренний контроль в части обязательной идентификации своих клиентов с Перечнем в личном кабинете.
В ходе проверки установлено, что в течение длительного периода времени со стороны Общества, не принималось мер, направленных на своевременную постановку клиентов на учет в территориальном органе Росфинмониторинга.
В рамках идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, а также при проведении операций и сделок организация оценивает и присваивает клиенту степень (уровень) риска.
Материалами проверки установлено, что ООО "София Н.Н.", в отсутствие в течение длительного периода организованной системы внутреннего контроля, степень (уровень) риска своим клиентам (ООО "Логопед - Практик", ООО "Атлант-Н") не присваивало.
Отсутствие идентификации клиентов в соответствии с требованиями приказа Росфинмониторинга от 17.02.2011 N 59 в части оценки и присвоения клиенту степени (уровня) риска, свидетельствует об отсутствии осуществления внутреннего контроля в Обществе.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Проверкой установлено, что Общество в период с 06.09.2016 по 24.01.2019 соответствующие проверки не проводило, и сведения о результатах проведенных проверок в Росфинмониторинг не представляло.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемые их клиентами.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 115-ФЗ сделка по получению или предоставлению движимого имущества по договору финансовой аренды (лизинга), подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.
Согласно пунктам 16 и 25 Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 правила внутреннего контроля лизинговой компании должны содержать программу выявления операций, а также программу документального фиксирования информации, предусматривающую порядок получения и закрепления сведений (информации) на бумажных и (или) иных носителях информации в целях реализации Федерального закона, иных нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, а также правил внутреннего контроля.
Программа выявления операций предусматривает процедуры выявления, в том числе, операций (сделок), подлежащих обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона N 115-ФЗ (пункт 16 Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 N 667).
Программа документального фиксирования информации предусматривает составление сотрудником организации, выявившим операцию (сделку), подлежащую контролю, внутреннего сообщения - документа, содержащего сведения о такой операции (сделке) (далее - внутреннее сообщение) (пункт 27 Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 N -667).
Проверкой установлено, что в проверяемом периоде заявитель совершал операции, подлежащие обязательному контролю, так как Обществом заключены контракты с ГБУЗ Нижегородской области "Городская больница N 33 Ленинского района г. Нижнего Новгорода" в рамках которых оно оказывало услуги финансовой аренды (лизинга) движимого имущества на сумму превышающую 600 000 рублей.
Так, по контрактам от 13.11.2018 N 1085367, N 1085361, N 1085353, N 1085287 сведения должны были быть представлены в Росфинмониторинг в срок не позднее 23.11.2018.
Вместе с тем вышеуказанные операции, подлежащие обязательному контролю, Обществом не выявлены, надлежащим образом не зафиксированы, сведения о них в уполномоченный орган не направлены.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ в случае, если у работников организации, на основании реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 названного Федерального закона.
Согласно пункту 17 Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 программа выявления операций (сделок), подлежащих контролю, предусматривает осуществление постоянного мониторинга операций (сделок) клиентов.
Согласно пункту 24 Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 программа выявления операций предусматривает принятие руководителем организации либо уполномоченным им лицом решения о признании выявленной необычной операции (сделки) подозрительной операцией (сделкой), осуществление которой может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма; о необходимости принятия дополнительных мер по изучению необычной операции (сделки)клиента; о представлении информации об операции в Росфинмониторинг.
В целях реализации пункта 19(1) Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 в правила внутреннего контроля подлежат включению критерии и признаки, указывающие на необычный характер сделки, установленные Приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103 "Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок" (далее - Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103).
Так согласно положениям Приказа Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103 к критериям и признакам необычных сделок относится в том числе, предоставление или получение займа, процентная ставка по которому ниже ставки рефинансирования, устанавливаемой Банком России.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что Обществом в проверяемом периоде заключались договоры займов, в том числе с ООО "АльПроф НИ" и ИП Скудняковым К.В., подпадающие под вышеуказанный критерий необычной операции (сделки), поскольку процентная ставка рефинансирования (ключевая ставка) на момент предоставления займов Обществом составляла 7,50%, (выше, чем по заключенным заявителем договорам).
Вместе с тем, в отсутствие надлежащей организации и осуществления внутреннего контроля вышеуказанные операции, соответствующие критериям и признакам необычных сделок, Обществом не выявлены, сведения о них документального не зафиксированы, решение о направлении/ненаправлении в Росфинмониторинг сведений о них руководителем ООО "София Н.Н." не принималось.
Довод Общества о том, что оно не является лицом, обязанным исполнять требования статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ поскольку не является лизинговой компанией, судом обоснованно отклонен.
Суд при этом правомерно указал, что исходя из конструкции норм, предусматривающих ответственность за нарушение законодательства о ПОД/ФТ, лицо может быть привлечено к административной ответственности в случаях, если оно фактически осуществляет вид деятельности, позволяющий отнести его к субъектам, указанным в статье 5 Федерального закона N 115-ФЗ.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 164-ФЗ лизинговая деятельность - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 указанного закона лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.
Согласно части 5 Федерального закона N 164-ФЗ, лизинговые компании (фирмы) - коммерческие организации (резиденты РФ или нерезиденты РФ), выполняющие в соответствии с законодательством РФ и со своими учредительными документами функции лизингодателей.
Таким образом, согласно пункту 1 статьи 5 данного Закона лицо является лизинговой компанией (фирмой) при одновременном выполнении следующих двух условий: лицо является коммерческой организацией; лицо выполняет функции лизингодателя.
Коммерческие организации являются лизинговыми компаниями (фирмами) в случае, если они выполняют функции лизингодателей в соответствии с законодательством Российской Федерации, в соответствии со своими учредительными документами.
Из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц следует, что основным видом деятельности ООО "София Н.Н." является аренда и лизинг приборов, аппаратов и прочего оборудования, применяемого в медицинских целях.
Проанализировав условия контрактов от 13.11.2018 N 1085347, 1085361, 1085353, 1085287, 1085367, заключенных Обществом (лизингодатель) с ГБУЗ Нижегородской области "Городская больница N 33 Ленинского района г. Нижнего Новгорода", предусматривающих предоставление заявителем в финансовую аренду (лизинг) медицинского инструментария, суд первой инстанции установил, что они содержат все основные условия договора лизинга, предусмотренные статьей 9.1 Федерального закона N 164-ФЗ.
Таким образом, суд обоснованно указал, что Общество, осуществляя функции лизингодателя, является лизинговой компанией, на которую в полной мере распространяются требования действующего законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Таким образом, в действиях ООО "София Н.Н." имеется событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 Кодекса.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Своевременные и достаточные меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства, нарушение которых послужило основанием для привлечения заявителя в рассматриваемом случае, к административной ответственности, им не были приняты.
Следовательно, в деянии ООО "София Н.Н." имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса.
Процессуальных нарушений, повлекших ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Оснований для признания допущенного Обществом нарушения малозначительным судом не выявлено. Обстоятельства дела и характер совершенного правонарушения не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Одновременно суд не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, а равно для применения в рассматриваемом случае положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, не установив наличия исключительных для этого обстоятельств.
Суд апелляционной инстанции считает, что применив административный штраф в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 15.27 Кодекса, Росфинмониторингом учтены все обстоятельства, влияющие на выбор меры административного наказания с учетом общеустановленных принципов его индивидуализации.
Поэтому суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Апелляционная жалоба ООО "София Н.Н." по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.05.2019 по делу N А43-11797/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "София Н.Н." - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-11797/2019
Истец: ООО "София Н.Н."
Ответчик: МРУ Росифинмониторинг ПФО
Третье лицо: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ ПО ПРИВОЛЖСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ