г. Москва |
|
28 августа 2019 г. |
Дело N А40-31107/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А. Свиридова,
судей: |
И.В. Бекетовой, Л.А. Москвиной, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "УК "Михайловский" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.05.2019 по делу N А40-31107/19 (17-247), принятое судьей А.Б. Поляковой
по заявлению ООО "УК "Михайловский"
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Киселева Н.В. по дов. от 12.02.2019; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "УК "МИХАЙЛОВСКИЙ", являющееся доверительным управляющим (Д.У.) ЗПИФ рентный "Михайловский-Рентный" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее Управление) о признании незаконным решения от 27.11.2018 г. об отказе в кадастровом учете, документы на который были предоставлены с заявлением от 18.10.2018 г. N 77-0-1-71/3273/2018-1479, о возложении обязанности осуществить действия по государственному кадастровому учету изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:26:0152003:19 с "Для сельскохозяйственного использования" на "Для индивидуальной жилой застройки".
Решением арбитражного суда 20.05.2019 указанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Управления является законным и обоснованным и не нарушает права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, а также выводы не соответствую обстоятельствам дела.
Письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ не поступал.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представители заявителя и третьего лица в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.ст.123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "УК "Михайловский" является доверительным управляющим (Д.У.) ЗПИФ рентный "Михайловский - Рентный" (далее именуемый Фонд). В составе активов фонда находится (принадлежит на праве общей долевой собственности владельцам инвестиционных паев Фонда) земельный участок с кадастровым номером 50:26:0152003:19, расположенный по адресу: город Москва, сельское поселение Новофедоровское, ЗАО "Кузнецовский комбинат" (далее именуемый земельный участок Заявителя).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП, земельный участок входит в территориальную зону для индивидуальной жилищной застройки.
Заявитель 28 августа 2018 года принял решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "Для сельскохозяйственного использования" на "Для индивидуальной жилой застройки". Указанное решение было принято на основании пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Заявитель 18 октября 2018 года обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о внесении в единый государственный реестр недвижимости изменений, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка Заявителя.
Управление Росреестра по Москве 24 октября 2018 года вынесло решение о приостановлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка N 77-0-1-71/3273/2018-1479 (далее именуемое Решение о приостановлении), обосновав его отсутствием документа, свидетельствующего о произведении оплаты за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Общество 31 октября 2018 года обратилось в апелляционную комиссию Росреестра по обжалованию решений о приостановлении с заявлением об отмене Решения о приостановлении, однако, апелляционная комиссия отказала в удовлетворении указанного заявления.
Управление Росреестра по Москве 27 ноября 2018 года вынесло решение об отказе в государственном кадастровом учете, направив Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете объекта недвижимости N 77/18-107437.
Не согласившись с вышеуказанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Срок, установленный ч.4 ст.198 АПК РФ, для обращения в арбитражный суд заявителем не пропущен.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ с учетом ч.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Отказывая в удовлетворении заявленные требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п/п.3 п.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон о недвижимости) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ч.1 ст.58 Закона о недвижимости права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п.5 ч.2 ст. 14 Закона о недвижимости основаниями для осуществления государственного кадастрового учета являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.
Из материалов дела видно, Общество 18.10.2018 обратилось с заявлением о государственном кадастровом учете изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:26:0152003:19, по адресу: город Москва, сельское поселение Новофедоровское, ЗАО "Кузнецовский комбинат". Согласно представленному Решению ООО "УК "Михайловский"" необходимо изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:26:0152003:19 с "Для сельскохозяйственного производства" на вид "Для индивидуальной жилой застройки".
В силу п.1 ст.22 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации-городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом Московской области, с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.
Согласно ст.12.1 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" установлен порядок оплаты за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица. Так, собственник обязан внести плату за изменение вида разрешенного использования в течение 30 дней со дня получения уведомления органа исполнительной власти, содержащего размер такой платы. В случае невнесения в полном объеме платы, решение отменяется в установленном порядке. При этом вид разрешенного использования земельного участка подлежит изменению на вид разрешенного использования, установленный на день подачи заявления собственником земельного участка.
В соответствии с п. 5, 7 ч.1 ст.26 Закона о регистрации 24.10.2018 N 77-0-1-71/3273/2018-1479 вынесено решение о приостановлении государственного кадастрового учета изменения вида разрешенного использования земельного участка. В адрес заявителя направлено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета изменения вида разрешенного использования земельного участка.
В целях устранения причин препятствующих в осуществлении государственного кадастрового учета изменения вида разрешенного использования земельного участка, был направлен запрос в Департамент городского имущества города Москвы о предоставлении информации N 17-9643/2018 от 25.10.2018 г., в котором государственный регистратор просил предоставить информацию о земельном участке, в том числе, указать, была ли произведена оплата за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
В ответ на запрос Управления был получен ответ N ДГИ-1-88391/18-1 от 20.11.2018 г., в котором Департамент городского имущества города Москвы указал, что плата за изменения вида разрешенного использования рассматриваемого земельного участка не поступала, иной информации указанный ответ не содержал.
Ввиду изложенного, при проведении правовой экспертизы отсутствовали основания для изменения вида разрешенного использования земельного участка.
27.11.2018 в связи с не устранением причин, препятствующих осуществлению кадастрового учета изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:26:0152003:19, по адресу: город Москва, сельское поселение Новофедоровское, ЗАО "Кузнецовский комбинат", заявителю было отказано в проведении учетно-регистрационных действий, в соответствии ст.27 Закона о недвижимости.
Таким образом, для устранения причин отказа в проведении учетно-регистрационных действий необходимо было представить документ, свидетельствующий об оплате изменения вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка.
В соответствии с положениями ст. 22 Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
При этом плата не взимается при условии, что вид разрешенного использования земельного участка изменяется на вид разрешенного использования, указанный в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до дня вступления в силу данного закона, а также в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями п.2 Постановления Правительства Москвы от 10.09.2013 N 593-ПП "Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, и Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для города Москвы, при строительстве и (или) реконструкции которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается" принятого во исполнение вышеуказанного федерального закона, размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется Департаментом городского имущества города Москвы с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.
Вместе с тем, заявителем не предоставлены доказательства и не приведены нормы действующего законодательства, обосновывающие возможность изменения вида разрешённого использования на безвозмездной основе.
Поскольку оспариваемое решение не создает Обществу препятствий для осуществления обычной хозяйственной деятельности, не возложено какой-либо обязанности и не созданы препятствия для осуществления Обществом предпринимательской и иной экономической деятельности то требования заявителя являются необоснованными, в связи с чем, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.05.2019 по делу N А40-31107/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-31107/2019
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "МИХАЙЛОВСКИЙ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20749/19
27.07.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-24773/20
20.03.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-31107/19
10.12.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20749/19
28.08.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-37111/19
20.05.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-31107/19