г. Чита |
|
27 августа 2019 г. |
Дело N А19-3960/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 июня 2019 года по делу N А19-3960/2018 по исковому заявлению Министерства лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859) к акционерному обществу "ГРУППА "ИЛИМ" (ОГРН 5067847380189, ИНН 7840346335) об обязании заключить дополнительное соглашение к договору и о взыскании 6 224 113 рублей 95 копеек,
(суд первой инстанции - Пенюшов Е.С.),
при участии в судебном заседании:
от истца: не явились, извещены;
от ответчика: Хромцов М.А. - представитель по доверенности от 23.01.2019, Зязина М.В. - представитель по доверенности от 03.04.2017, Дудник О.П. - представитель по доверенности N 03/17 от 17.01.2017.
установил:
Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к акционерному обществу "ГРУППА "ИЛИМ" (далее - ответчик, АО "Группа Илим", общество) о понуждении заключить дополнительное соглашение к договору аренды от 21.06.2018 N 91-409/2018 о внесении изменений в пункт 2.1. с изложением данного пункта в следующей редакции: "Арендная плата по настоящему Договору составляет: в 2018 году - 18 066 254,52 (восемнадцать миллионов шестьдесят шесть тысяч двести пятьдесят четыре рубля пятьдесят две копейки), в 2019 году - 19 814 601, 74 (девятнадцать миллионов восемьсот четырнадцать тысяч шестьсот один рубль семьдесят четыре копейки)"; об обязании подписать расчет размера арендной платы, являющейся неотъемлемой частью дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка N 91-409/2018 от 21.06.2018 о внесении изменений в пункт 2.1. договора аренды лесного участка N 91-409/2018 от 21.06.2018; а также о взыскании 6 224 113 рублей 95 копеек - основного долга в виде доначисленной арендной платы по договору аренды лесного участка от 21.06.2018 N 91-409/2018 за период с 26.062018 по 31.12.2018.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 июня 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 июня 2019 года по делу N А19-3960/2018. Принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы указал, что Постановлением Правительства Российской Федерации N 190 от 23.02.2018 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" пункт 1 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" изложен в новой редакции, которой исключается применение понижающего коэффициента 0,5 при начислении арендной платы по спорному договору аренды N 91-409/2018 за период с 2018 года по 2019 год, то есть до ввода лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию, подтвержденного актом ввода. Следовательно, по мнению истца, размер арендной платы по спорному договору аренды должен составлять в 2018 году - 18 066 254 рубля 52 копейки, а в 2019 году - 19 814 601 рубль 74 копейки, что в силу правил пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет обязательность заключения ответчиком дополнительного соглашения к договору с приложениями в виде расчетов арендной платы за соответствующие периоды, соответственно, и доначисление арендной платы по договору за период с 26.062018 по 31.12.2018 в сумме 6 224 113 рублей 95 копеек. По мнению истца, судом первой инстанции не учтены изменения Постановления Правительства Российской Федерации N 190 от 23.02.2018, а также неправомерно применены положения статьи 15 Федерального закона N 39-ФЗ, в связи с чем, решения суда является неправомерным и подлежащим отмене.
В материалы дела поступили письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы, в которых ответчик с выводами суда первой инстанции согласен, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 25.07.2019.
Истец представителей в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного истца.
Представители ответчика в судебном заседании дали пояснения согласно доводам возражения на апелляционную жалобу, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, распоряжением Правительства Иркутской области N 392-рп от 13 июля 2017 утверждена заявка АО "Группа Илим" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов (л.д.9-12), Приказом Минпромторга России N 2956 от 29 августа 2017 года инвестиционный проект АО "Группа Илим" "Модернизация производства АО "Группа Илим" в Иркутской области" включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (л.д. 13).
В соответствии с утвержденным приоритетным инвестиционным проектом графиком заключения договоров аренды лесных участков, предоставленных для реализации проекта на 2017-2018 годы, между министерством и АО "Группа Илим" 21 июня 2018 года подписан договор аренды лесного участка для заготовки древесины N 91-409/18, в соответствии с пунктом 2.1. которого арендная плата составляет 5 982 203 рубля 49 копеек в год (л.д. 16).
Договор как сделка зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 27.06.2018 номер регистрации 38:23:010017:11-38/013/2018-2 (л.д. 24).
Полагая, что в связи с изменением пункта 1 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" АО "Группа Илим" обязано заключить дополнительное соглашение об изменении размера арендной платы по договору N 91-409/18 с расчетами доначисленной арендной платы за 2018-2019 годы, а также оплатить возникшую задолженность в связи с ее перерасчетом за период с 27.06.2018 по 31.12.2018 в сумме 6 224 113 рублей 95 копеек, истец обратился к ответчику с претензией N 02-91-11996/18 от 13.12.2018 (л.д. 25-27), в ответе N 10900-03-18/39 от 14.01.2019 на которую ответчик выразил несогласие с изменением размера ареной платы по спорному договору и от подписания дополнительного соглашения отказался.
Данные обстоятельства явились основанием обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Проанализировав условия договора N 91-409/18 от 21.06.2018, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что по своей правовой природе указанный договор является договором аренды участка лесного фонда.
Следовательно, правоотношения сторон в рассматриваемом случае регулируются положениями параграфа 1 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), главой 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства дела.
Исследовав условия договора аренды N 91-409/18 от 21.06.2018, суд установил, что сторонами не оспаривается факт передачи участка лесного фонда, согласованы все существенные условия договора, предусмотренные статьей 607 ГК РФ, статьей 72 ЛК РФ, при таких обстоятельствах, учитывая факт регистрации договора в установленном законом порядке, суд приходит к выводу заключенности указанного договора в соответствии статьей 432 ГК РФ.
Исследовав и оценив условия пункта 2.1. договора аренды N 91-409/18 от 21.06.2018 в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ и статьи 431 ГК РФ судом установлено, что арендная плата определена истцом и ответчиком с применением понижающего коэффициента 0,5 при начислении арендной платы, размер названной платы составил 5 982 203 рубля 49 копеек в год (л.д. 16).
Исходя из предмета рассматриваемых исковых требований, судом первой инстанции верно применены следующие нормы права и правовые позиции.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Из пункта 1 статьи 451 ГК РФ следует, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В силу пункта 2 статьи 451 ГК РФ если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Из правового подхода, выраженного в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 73 от 17.11.2011 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" следует, что в силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ, статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен.
Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям.
Равным образом к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором.
Частью 1 статьи 73 ЛК РФ установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Из совокупного толкования данных норм материального права следует, что по общему правилу размер арендной платы по договору аренды лесного участка, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 ЛК РФ и пункте 1 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", относится к категории регулируемых цен, следовательно, арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставкой арендной платы, изменение которой в соответствующем периоде не является изменением арендной платы по договору и не требует внесения изменений в действующий договор аренды.
Согласно условиям пункта 2.2. договора аренды N 91-409/18 от 21.06.2018 размер арендной платы подлежит изменению в соответствии с коэффициентами к ставкам платы, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" для соответствующего года.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов настоящего дела, договор аренды N 91-409/18 от 21.06.2018 заключен сторонами в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, включенного в соответствующий перечень Приказом Минпромторга России N 2956 от 29 августа 2017 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 190 от 23.02.2018 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" пункт 1 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" изложен в новой редакции, согласно которой срок предоставления понижающего коэффициента 0,5 осуществляется с момента введения лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию, подтвержденных актом ввода.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, анализ данной редакции пункта 1 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" свидетельствует, что произошло изменение порядка предоставления понижающего коэффициента, применение которого в действующей редакции на момент включения инвестиционного проекта АО "Группа Илим" в перечень приоритетных инвестиционных проектов Приказом Минпромторга России N 2956 от 29 августа 2017 года предусматривалось со дня заключения договора аренды лесного участка на период, равный сроку окупаемости проекта (пункт 1 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" в редакции Постановления Правительства Российской Федерации N 537 от 09.06.2014).
Таким образом, законодателем осуществлено изменение регулирования определения размера арендной платы путем изменения порядка применения понижающего коэффициента при определении размера такой платы, а не самих коэффициентов и ставок платы за единицу площади лесного участка как согласовано сторонами в пункте 2.2. договора аренды N 91-409/18 от 21.06.2018, такое изменение в соответствии с выраженным в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 73 от 17.11.2011 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" правовом подходе применяется к отношениям, возникшим после таких изменений.
Учитывая вышеизложенный анализ нормативных положений, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что поскольку отношения сторон настоящего спора возникли на основании инвестиционного проекта АО "Группа Илим", включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов Приказом Минпромторга России N 2956 от 29 августа 2017 года, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 419 от 30 июля 2007 года "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" в редакции Постановления Правительства Российской Федерации N 537 от 09.06.2014, следовательно, применению к спорному договору N 91-409/18 от 21.06.2018, заключенному в рамках реализации данного проекта подлежит пункт 1 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" в действующий на момент утверждения проекта редакции Постановления Правительства Российской Федерации N 537 от 09.06.2014, коэффициент 0,5 подлежит применению со дня заключения договора аренды лесного участка на период, равный сроку окупаемости проекта.
Апелляционный суд, поддерживая вывод суда первой инстанции, отмечает, что судом дана обоснованная оценка доводу истца, заявляемому им также в апелляционной жалобе. Судом первой инстанции правомерно указано следующее.
Доводы истца о необходимости применения к спорным отношениям сторон Постановления Правительства Российской Федерации N 190 от 23.02.2018 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" основаны на неправильном применении данного правового акта (применение нормативно-правового акта, не подлежащего применению), который не содержит специальных положений, распространяющих действие во времени, на отношения, возникшие до вступления в законную силу названного акта.
Следовательно, в данном случае в силу правил пункта 2 статьи 422 ГК РФ сохраняют силу условия утвержденного инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов Приказом Минпромторга России N 2956 от 29 августа 2017 года, и договора N 91-409/18 от 21.06.2018.
Данный подход направлен на сохранение условий договоров аренды лесных участков, в отношении инвестиционных проектов, включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации N 190 от 23.02.2018 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". Иной подход по существу спора будет нарушать как баланс экономических интересов сторон, определенный утвержденным инвестиционным проектом, в обход специально предусмотренной процедуры изменения соответствующего проекта, так и противоречить существу правил пункта 2 статьи 422 ГК РФ, а равно правовому подходу, однозначно выраженному в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 73 от 17.11.2011 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", принципу стабильности инвестиционной деятельности, закрепленному правилами статьи 15 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
Апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о неправомерном применении судом первой инстанции к рассматриваемому предмету исковых требований положений статьи 15 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Поскольку из текста судебного акта не усматривается такого применения, а ссылка суда первой инстанции на статью 15 указанного закона приведена лишь в контексте сформированного законодателем принципа стабильности инвестиционной деятельности. Апелляционный суд полагает такую ссылку суда первой инстанции обоснованной, поскольку, как следует из обстоятельств дела, договор аренды заключен сторонами в ходе реализации инвестиционного проекта АО "Группа Илим".
Апелляционный суд приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а свидетельствуют лишь о несогласии истца с ними, что не является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 июня 2019 года по делу N А19-3960/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-3960/2019
Истец: Министерство лесного комплекса Иркутской области
Ответчик: АО "Группа "Илим"
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-886/2022
17.01.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4460/19
07.09.2021 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-3960/19
25.06.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1535/2021
08.02.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4460/19
03.11.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-3960/19
26.11.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6135/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6135/19
27.08.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4460/19
10.06.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-3960/19