г. Москва |
|
13 августа 2019 г. |
Дело N А40-273678/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" августа 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "13" августа 2019 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.И. Тетюка
Судей: И.А. Титовой, О.Н. Семикиной
при ведении протокола судебного заседания А.С. Гавриковой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 апреля 2019 года,
принятое судьей А.С. Чадовым (шифр судьи 12-2039) по делу N А40-273678/18
по иску Министерства обороны Российской Федерации
к ФГУП "ГВСУ N 14"
о взыскании денежных средств
от истца: Соколова С.Ю. - дов. от 14.12.2018
от ответчика: Сучков А.В. - дов. от 03.12.2018
УСТАНОВИЛ:
Минобороны РФ (далее - истец, заказчик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с ФГУП "ГВСУ N 14" (далее - ответчик, исполнитель) в пользу истца неустойки по государственному контракту от 20.03.2015 г.
N 1517187386622090942000000/ДС-8282/7 в размере 436.841.034,61 рублей.
Заявление мотивировано тем, что исполнителем было допущено нарушение сроков выполнения работ по контракту.
Решением суда от 16.04.2019 г. в удовлетворении требования Минобороны РФ - отказано.
Министерство обороны Российской Федерации, не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его принятым при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, с неправильным применением норм материального права.
В своей жалобе заявитель указывает на правомерность начисления неустойки за просрочку подписания Итогового акта выполненных работ.
Также заявитель жалобы указывает на отсутствие вины истца в нарушении ответчиком сроков выполнения работ.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит отменить решение суда, удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании апелляционного суда заявитель доводы жалобы поддерживает в полном объеме.
Ответчик с доводами жалобы не согласен, решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено Девятым арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Оснований для отмены либо изменения решения суда не установлено.
Как следует из материалов дела, между Министерством обороны Российской Федерации (далее Государственный заказчик) и ФГУП "ГВСУ N 14" (далее - Генподрядчик) заключен государственный контракт от 20 марта 2015 г. N 15171873 86622090942000000/ДС-8282/ на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство зданий и сооружений для размещения мобильного комплекса из состава изделия 14Ц227" (шифр объекта 8282/7) (далее - Контракт).
Цена Контракта составляет 1 344 049 668 руб. (п. 3.1 Контракта).
Согласно пункту 2.1 Контракта Генподрядчик осуществляет строительно-монтажные работы в соответствии с условиями Контракта, в том числе раздела 23 Контракта и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с условиями Контракта (Возведение объекта "под ключ") (далее -работы).
Пунктом 5.2 Контракта установлены сроки выполнения работ:
подготовительные работы - 15 апреля 2015 г.;
трансформаторные подстанции типа 2БКТБП-10/0,4-3 шт. - 1 июля 2016 г.;
командный пункт - 15 июля 2016 г.;
прокладка наружных инженерных коммуникаций - 1 сентября 2016 г.;
столовая дежурных смен - 1 октября 2016 г.;
отапливаемое хранилище на 18 м/мест - 1 октября 2016 г.;
контрольно-пропускной пункт N 1 - 1 октября 2016 г.;
контрольно-пропускной пункт N 2 - 1 октября 2016 г.;
навес для автомобильной техники на 25 м/мест - 1 октября 2016 г.;
стоянки для специальных автомобилей и личного транспорта - 1 октября 2016 г.;
склад топлива и зона ДЭС - 1 октября 2016 г.;
сооружения водозабора - 1 октября 2016 г.;
очистные сооружения глубокой биологической очистки - 1 октября 2016 г.;
очистные сооружения дождевых стоков - 1 октября 2016 г.:
система ограждений - 1 декабря 2016 г.;
благоустройство и озеленение территории - 15 января 2017 г.:
завершение строительно-монтажных работ - 15 января 2017 г.:
подписание итогового акта приемки выполненных работ - 15 февраля 2017 г.
Указанные работы Генподрядчиком в установленные Контрактом сроки не выполнены и Государственному заказчику не сданы.
Просрочка исполнения обязательств по этапу Работ (подготовительные работы)
с 16 апреля 2015 г. по 1 июля 2016 г. составляет 444 дня.
Просрочка исполнения обязательств по этапу Работ (трансформаторные подстанции типа 2БКТБП-10/0,4 - 3 шт.) со 2 июля 2016 г. по 15 июля 2016 г. составляет 14 дней.
Просрочка исполнения обязательств по этапу Работ (командный пункт) с 16 июля 2016 г. по 1 сентября 2016 г. составляет 48 дней.
Просрочка исполнения обязательств по этапу Работ (прокладка наружных инженерных коммуникаций) со 2 сентября 2016 г. по 1 октября 2016 г. составляет 30 дней.
Просрочка исполнения обязательств по этапу Работ (столовая дежурных смен) со 2 октября 2016 г. по 1 декабря 2016 г. составляет 61 день.
Просрочка исполнения обязательств по этапу Работ (отапливаемое хранилище на 18 м/мест) со 2 октября 2016 г. по 1 декабря 2016 г. составляет 61 день.
Просрочка исполнения обязательств по этапу Работ (контрольно-пропускной пункт N 1) со 2 октября 2016 г. по 1 декабря 2016 г. составляет 61 день.
Просрочка исполнения обязательств по этапу Работ (контрольно-пропускной пункт N 2) со 2 октября 2016 г. по 1 декабря 2016 г. составляет 61 день.
Просрочка исполнения обязательств по этапу Работ (навес для автомобильной техники на 25 м/мест) со 2 октября 2016 г. по 1 декабря 2016 г. составляет 61 день.
Просрочка исполнения обязательств по этапу Работ (стоянки для специальных автомобилей и личного транспорта) со 2 октября 2016 г. по 1 декабря 2016 г. составляет 61 день.
Просрочка исполнения обязательств по этапу Работ (склад топлива и зона ДЭС) со 2 октября 2016 г. по 1 декабря 2016 г. составляет 61 день.
Просрочка исполнения обязательств по этапу Работ (сооружения водозабора) со 2 октября 2016 г. по 1 декабря 2016 г. составляет 61 день.
Просрочка исполнения обязательств по этапу Работ (очистные сооружения глубокой биологической очистки) со 2 октября 2016 г. по 1 декабря 2016 г. составляет 61 день.
Просрочка исполнения обязательств по этапу Работ (очистные сооружения дождевых стоков) со 2 октября 2016 г. по 1 декабря 2016 г. составляет 61 день.
Просрочка исполнения обязательств по этапу Работ (система ограждений) со 2 декабря 2016 г. по 15 января 2017 г. составляет 45 дней.
Сумма неустойки составляет 436 841 034,61 руб.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Возражая по существу заявленных требований, ответчик указывал, что неустойка рассчитана с нарушением условий контракта, вины в просрочке выполнения работ у исполнителя не имеется.
Между Истцом (Государственный заказчик) и Ответчиком (Генподрядчик) на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 N 1529-р, в целях выполнения государственного оборонного заказа был заключен Государственный контракт от 20 марта 2015 г. N 15171873 86622090942000000/ДС-8282 (шифр объекта 8282/7) (далее - Контракт).
Согласно пункту 2.1 Контракта по контракту Государственный заказчик осуществляет финансирование, обеспечение выполнения и контроль за выполнением работ, а Генподрядчик осуществляет строительно-монтажные работы в соответствии с условиями Контракта, в том числе раздела 23 Контракта, ведение авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию Объекта в соответствии с условиями Контракта (далее - Работы).
Пунктом 5.2 Контракта предусмотрены этапы исполнения Контракта.
В соответствии с п. 1.1.12 Контракта документом, подтверждающим выполнение Генподрядчиком всех обязательств (за исключением гарантийных обязательств), предусмотренных Контрактом, является итоговый акт приемки выполненных работ.
Согласно пункту 18.4 Контракта, в случае нарушения сроков выполнения этапов Работ, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки Генподрядчиком исполнения данного обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по Контракту. Размер такой неустойки устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки за каждый факт просрочки.
Пунктом 18.3 Контракта определено, что в случае просрочки исполнения Генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки Генподрядчиком исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по Контракту. Размер такой неустойки устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки за каждый факт просрочки.
Цена Контракта определена в размере 1 344 049 668 руб. (п. 3.1 Контракта).
Истец начисляет неустойку за нарушение Ответчиком сроков выполнения работ,
предусмотренных Контрактом в размере 436 841 034,61 руб.
Как правильно указал суд в решении, Истец не вправе требовать неустойки за несвоевременное подписание Ответчиком итогового акта, поскольку само по себе подписание данного акта не является работой (строительством объекта), за окончание срока выполнения которой пунктом 18.3 Контракта предусмотрена ответственность в виде начисления неустойки.
Согласно ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, просрочки исполнения.
Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства (ст. ст. 330, 331 ГК РФ).
Как правильно указал суд в решении, начисление неустойки за просрочку подписания итогового акта не основано на условиях Контракта и нормах законодательства, поскольку из содержания Контракта следует, что подписание итогового акта не является отдельным видом работ, за просрочку выполнения которого предусмотрена неустойка.
Кроме того, итоговый акт приемки выполненных работ - документ, подтверждающий выполнение Генподрядчиком всех обязательств, предусмотренных Контрактом, и являющийся основанием для проведения расчета за выполненные работы (п. 1.1.7. Контракта).
Начисление неустойки за несвоевременное подписание итогового акта необоснованно, так как пунктами 18.3 и 18.4 Госконтракта установлена ответственность за несвоевременное выполнение работ. Подписание итогового акта к работам не относится и является лишь основанием для проведения окончательного расчета по контракту в силу его пункта 4.8 Контракта.
Из пункта 1 статьи 740 ГК РФ следует, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В силу п. 1.1.23 Контракта результатом работ является Объект, полностью готовый к эксплуатации, на который имеется вся необходимая документация для получения разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию.
Пунктом 5.2. Контракта предусмотрены сроки, в которые вышеуказанные цели должны быть достигнуты.
В соответствии с пунктом 2.5 Контракта, Государственный заказчик в целях обеспечения выполнения работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных работ и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с Генподрядчиком, передал исполнение части своих функций, за исключением финансовых, ФКП "УЗКС МО РФ" (далее - Заказчик).
Согласно пункту 7.1.5 Контракта на Заказчика возложена обязанность до начала строительно-монтажных работ передать Генподрядчику в установленном порядке исходные данные, необходимые для выполнения проектно-изыскательских работ.
Пунктом 7.1.7 Контракта определено, что Заказчик оказывает Генподрядчику содействие в ходе выполнения им Работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом Контракта, решение которых возможно только при участии Заказчика, а также решает вопросы по устранению замечаний, выданных государственными органами при согласовании и экспертизе Документации, устранение которых находится в компетенции Заказчика.
Проектная документация является основой архитектурно-строительного проектирования, и в соответствии с п. 2 ст. 48 ГрК РФ представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решении для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с ч. 6, 11 ст. 48 ГрК РФ подготовка проектной документации
осуществляется на основании:
- задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной
документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации);
- результатов инженерных изысканий;
- информации, указанной в градостроительном плане земельного участка;
- проекта планировки территории и проекта, межевания территории (в случае подготовки проектной документации линейного объекта).
- технических регламентов;
- технических условий;
- правоустанавливающих документов на объект капитального строительства;
- разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87, в состав проектной документации входят технические условия, предусмотренные частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пп. 3 п. 6 ст. 48 ГрК РФ в случае, если подготовка проектной документации осуществляется юридическим лицом на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик обязан предоставить такому лицу технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
В соответствии с п. 7 ст. 48 ГрК РФ технические условия, предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков. Согласно указанной норме
технические условия должен был получить заказчик (ФКП "УЗКС МО РФ").
Учитывая изложенное, к числу исходных данных необходимых для разработки Проектной документации, помимо всего прочего, относится задание на проектирование, правоустанавливающие документы на земельный участок и технические условия на подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 7.1.5 Контракта на Заказчика возложена обязанность до начала строительно-монтажных работ передать Генподрядчику в установленном порядке исходные данные, необходимые для выполнения проектно-изыскательских работ.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в нарушение принятых на себя обязательств, положительное заключение государственной экспертизы по технической части получено Заказчиком только 24.04.2015.
Разрешение на строительство N 23-23522306-458-2015-153 Заказчиком получено 23.06.2015.
На основании п. п. 3.1, 4.71, 4.73 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (утв. Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1) сметная стоимость строительства - основа для определения капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные и др.) работы, оплаты расходов на приобретение оборудования и доставку его до стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом.
Сводные сметные расчеты стоимости строительства рассматриваются как документы, определяющие сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом. Сводный сметный расчет производственного и жилищно-гражданского строительства составляется в целом на строительство, и затраты в расчете распределяются по следующим главам:
- подготовка территории строительства;
- основные объекты строительства;
- объекты подсобного и обслуживающего назначения;
- объекты энергетического хозяйства;
- объекты транспортного хозяйства и связи;
- наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения;
- благоустройство и озеленение территории;
- временные здания и сооружения;
- прочие работы и затраты;
- содержание службы заказчика-застройщика (технического надзора) строящегося предприятия;
- подготовка эксплуатационных кадров;
- проектные и изыскательские работы, авторский надзор.
Как правильно установлено судом первой инстанции, положительное заключение государственной экспертизы по сметной части утверждено только 12.08.2015.
Освобождение (подготовка) площадки для строительства объекта непосредственно связано со строительством производственного комплекса, так как без подготовки стройплощадки не может быть начато собственно строительство объекта, то есть работы по подготовке строительной площадки (очистке территории, спилу деревьев, выкорчевке пней, уборке мусора) связаны с созданием новых объектов основных средств и включаются в сметную стоимость строительства.
В свою очередь, как правильно указал суд в решении, разрешение на вырубку леса (исх. ДИО МО РФ N 141/28223) направлено в адрес Заказчика 08.08.2015.
При этом, несмотря на то, что положительное заключение государственной экспертизы по технической части получено 24.04.2015, а по сметной - 12.08.2015, рабочая документация установленным порядком в производство работ Ответчику по состоянию на 27.10.2015 не передавалась (исх. обращения Предприятия (N 21/02-01-7327 от 26.03.2015, N 21/02/01-37013 от 27.10.2015).
Исходя из Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 года), при несовершении Заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих
из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, Исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки Заказчика.
С учетом изложенного, как правильно указал суд в решении, выполнение этапа подготовительные работы не могло быть осуществлено в течение всего срока, за который начислена неустойка по вине заказчика.
Заказчиком разрешение на строительство объекта капитального строительства было получено только 23.06.2015.
В правовой позиции Верховного Суда РФ, выраженной в Определении Верховного Суда РФ от 16.06.2015 по делу N 309-КГ15-209, А07-7616/2014 (Определением Верховного Суда РФ от 14.10.2015 N 412-ПЭК15 отказано в передаче надзорной жалобы на данное определение для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.) указано, что:
"Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса наделены органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Получению разрешения на строительство, как следует из части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса, предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Проектная документация должна осуществляться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 указанной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Системное толкование приведенных положений Градостроительного кодекса дает основание полагать, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства (в случаях, когда необходимо получение разрешения) только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства.
Предоставление застройщиком указанных в статье 51 Градостроительного кодекса документов, необходимых для получения разрешения на строительство, является обязательным, но их наличие не является единственным основанием для получения разрешения на строительство. Исполнение этой обязанности необходимо совершить перед началом строительства.
Кроме того, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяется выполнение строительства (реконструкции объекта капитального строительства) в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, из этого также следует, что приступить к строительству застройщик вправе только после получения такого разрешения.
Таким образом, получение разрешения на строительство должно предшествовать всем строительно-монтажным работам на объекте.
При этом разрешение на строительство в силу ст. 51 ГрК РФ выдается самим государственным заказчиком - Департаментом строительства Министерства обороны Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что выполнение этапа строительно-монтажные работы не могло быть своевременно осуществлено Ответчиком по вине заказчика.
Пунктом 4 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что Заказчик при осуществлении строительства должен подготовить земельный участок. Пунктом 1 статьи 747 Гражданского кодекса РФ устанавливаются дополнительные обязанности Заказчика по договору строительного подряда, согласно которым на Заказчика возлагается обязанность своевременно предоставить земельный участок. При этом, площадь и состояние предоставляемого земельного участка должны соответствовать содержащимся в договоре строительного подряда условиям, а при отсутствии таких условий обеспечивать своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок.
Согласно п. 1.1.25 государственного контракта под Строительной площадкой понимается сформированный в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации земельный участок, переданный Заказчиком Генподрядчику для производства работ по акту передачи строительной площадки.
Пунктом 7.1.5 Контракта предусмотрено, что Заказчик до начала строительно-монтажных работ передает Генподрядчику в установленном порядке на период строительства объекта строительную площадку по акту передачи строительной площадки.
Пунктом 7.1.6. Контракта установлена обязанность Ответчика принять от Заказчика строительную площадку по акту передачи строительной площадки.
Акт приема-передачи строительной площадки является юридически значимым распорядительным документом, удостоверяющим право Генподрядчика на владение и использование строительной площадкой в целях выполнения работ на объекте.
Кроме этого, предназначение объектов не предполагает наличие свободного доступа на территорию до получения права пользования строительной площадкой.
Как правильно установлено судом первой инстанции, строительная площадка для производства работ по строительству была передана Заказчиком 02.04.2015, что подтверждается актом приема-передачи строительной площадки (приложение N 6).
Исходя из Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 года), при несовершении Заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих
из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, Исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки Заказчика.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что начало выполнения этапа строительно-монтажные работы не могло быть своевременно осуществлено Ответчиком по вине заказчика.
Согласно п. 8.2.6 Контракта на Генподрядчика возлагается обязанность выполнить Работы без превышения лимитов бюджетных обязательств, выделенных для оплаты Работ по Контракту на соответствующий год.
С учетом отсутствия проектной документации и невозможности в этой связи выполнения работ в полном объеме, дополнительными соглашениями к Контракту лимиты финансирования по Контракту переносились на более поздние периоды.
В соответствии с п. 4.1. Контракта определено, что оплата осуществляется в рублях за счет средств федерального бюджета, в пределах лимитов бюджетных обязательств (далее - ЛБО), выделенных для оплаты работ на 2015-2017 годы.
В соответствии с пунктами 3.1.1., 3.1.2. Контракта, сумма лимитов бюджетных
обязательств, выделенных для финансирования составляет:
на 2015 г. - 170 000 000,00 руб.;
на 2016 г. - 1 106 847 184,60 руб.;
на 2017 г. - 67 202 483,40 руб.
как правильно установлено судом первой инстанции, на протяжении всего периода действия Контракта Государственным заказчиком осуществлялся перенос лимитов бюджетных обязательств, в том числе дополнительным соглашением N 2 от 26.02.2016 лимиты финансирования перенесены:
На 2016 год - 219 694 890,00 руб.;
На 2017 год - 1 068 204 141,73 руб.
Поскольку условия Контракта в части сроков выполнения работ не учитывают изменение ранее доведенных лимитов финансирования, а также факт отсутствия нового графика выполнения работ по Контракту, то оснований для применения к ответчику мер ответственности не имеется.
В силу части 1 статьи 718 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
Истец не принял должные меры, необходимые для своевременного выполнения работ по этапу N 1 государственного контракта от 24.12.2014 N 361-7524/14/438.
Согласно п. 3 ст. 405 Гражданского кодекса Российской Федерации должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства (п. 1 ст. 406 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, как правильно указал суд в решении, Ответчик не может нести ответственность за неисполнение обязательства в случае, если такое неисполнение было вызвано действиями Истца.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Ответчик действовал с той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельства и условиям оборота и предпринял все меры для надлежащего и своевременного исполнения обязательств по контракту.
Частью 9 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено освобождение стороны от уплаты неустойки (штрафа, пени), если она докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
В силу пункта 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В соответствии с пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо. не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно пункту 3 статьи 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Пунктом 1 статьи 406 ГК РФ предусмотрен, что кредитор, считается просрочившим, если он не совершил действий, предусмотренных договором, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.
В соответствии с пунктом 10 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Президиумом Верховного суда РФ 28.06.2017 года, при не совершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика. Подрядчик не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора в соответствии с пунктом 3 статьи 405, пунктом 1 статьи 406 ГК РФ и пунктом 9 статьи 34 Закона о контрактной системе. В связи с этим неустойка не подлежит начислению и взысканию. При таких обстоятельствах срок выполнения работ продлевается на период, соответствующий просрочке кредитора-заказчика.
Таким образом, как правильно указал суд в решении, должник не может быть привлечен к ответственности кредитором за просрочку исполнения, обусловленную просрочкой самого кредитора.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.12.2013 N 12945/13, положения пункта 3 статьи 405 и пункта 1 статьи 406 ГК РФ сформулированы императивно, не могут быть изменены соглашением сторон и независимо от их заявлений подлежат применению судами.
Достаточных и допустимых доказательств, опровергающих установленные и фактические обстоятельства дела, а также доводы ответчика суду не было представлено.
В силу положений ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Кроме того, юридическое лицо, осуществляя предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством и вступая в новые договорные отношения, должно было предвидеть последствия совершения им юридически значимых действий. Являясь субъектом гражданских правоотношений, ответчик обязан не только знать нормы гражданского законодательства, но и обеспечить соблюдение этих норм.
Согласно требованиям ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что истец не доказал наличие обстоятельств, на которых основаны его исковые требования.
Ссылка заявителя жалобы на то, что ответчик не уведомлял истца о приостановлении выполнения работ, не может быть принята апелляционным судом в качестве основания для отмены либо изменения решения суда, поскольку данное обстоятельство не является основанием для применения к ответчику ответственности, учитывая вышеизложенные обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии вины ответчика в нарушении сроков выполнения работ.
При указанных обстоятельствах доводы жалобы Министерства обороны Российской Федерации не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 апреля 2019 года по делу N А40-273678/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
В.И. Тетюк |
Судьи |
И.А. Титова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-273678/2018
Истец: МИНОБОРОНЫ РФ
Ответчик: ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ N14"
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21357/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21357/19
13.08.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-35019/19
16.04.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-273678/18