г. Санкт-Петербург |
|
02 сентября 2019 г. |
Дело N А56-151519/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Лопато И.Б., Трощенко Е.И.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым МС
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): Дубинин АН - доверенность от 13/05/2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17873/2019) ООО "НОВАТОР" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.05.2019 года по делу N А56-151519/2018(судья Грачева И.В.), принятое
по заявлению ООО "НОВАТОР"
к Балтийской таможне
о признании незаконным и отмене постановлений
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Новатор" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Балтийской таможне (далее - Таможня) о признании незаконными и отмене постановлений от 08.11.2018 о назначении административного наказания по делам об административных правонарушениях N 10216000-1689/2018; N 10216000-1690/2018; N 10216000-1691/2018, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 22.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 22.05.2019 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, с 01.09.2017 декларация о соответствии исключена из числа обязательных документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений в отношении ввозимой в РФ свежемороженой рыбной продукции.
В судебном заседании представитель Таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Общество извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 02.11.2017, 08.11.2017, 23.11.2017 Обществом в Таможню представлены декларации на товары N N 10216020/021117/0015983; 10216020/081117/0016347, 10216020/231117/0017299 с целью помещения товаров под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления":, в том числе товар N 1 "скумбрия (SCOMBER SCOMBRUS) мороженная, неразделанная, размер 400-600 г, в коробках по 20 кг,... код 0КПД2 10.20.13".
Товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Для подтверждения при таможенном декларировании соблюдения запретов и ограничений в отношении везенного товара Обществом представлена декларация о соответствии РОСС GL.АД34.Д01230, срок действия с 31.08.2017 по 30.08.2020, эта же декларация отражена в графе 44 ДТ.
В декларации РОСС GL.АД34.Д01230 указана продукция - скумбрия мороженная, разделанная, неразделанная (SCOMBER SCOMBRUS), маркировка GL 5837, код продукции ОКПД 2 10.20,13, код ТН ВЭД 0303541000; изготовитель "ILIV1LEQ", John Dahlsvej P.O. Box 299, 3920 Qaqortoq, Гренландия.
Также указано основание принятия декларации - протокол испытаний от 31.08.2017 г. N VCWF, выданный испытательной лабораторией ООО "КВАЛИТЕТ-СТАНДАРТ", аттестат аккредитации МОСТ RU.04HAE0.HJ10012 (далее - испытательная лаборатория).
Декларация зарегистрирована органом по сертификации ООО "НОРМА КАЧЕСТВА" (далее - орган по сертификации), рег.N RA.RU.11АД34; дата регистрации - 31.08.2017.
В протоколе испытаний указано, что заказчиком испытаний является Общество, из протокола испытаний от 31.08.2017 следует, что по результатам проведенных испытаний продукция соответствует требованиям СанПиН 2.3.2,1078-01 Прил, 1, индексы 1.3.1, 1.3.1,2, Прил.6) ГОСТ Р 51493-99 Пп4.3.1, 4.3.5-4.3.9).
В соответствии с пунктом 7 статьи 190 действующего на момент ввоза товара и оформления таможенных деклараций Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Согласно представленным в ДТ N 10216020/021117/0015983 сведениям код ОКПД 2 определён как 10.20.13, классификационный код товара - 0303 54 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
В ходе проведения таможенного контроля после выпуска товара Балтийской таможней получена от Федеральной службы по аккредитации информация, согласно которой орган по сертификации ООО "НОРМА КАЧЕСТВА" не имело в области аккредитации кода ОКПД 2 - 10.20.13 и кода ТН ВЭД - 0303. Аттестат аккредитации МОСТ Ки.04ИАЕ0.ИЛ0012 испытательной лаборатории ООО "Квалитет-Стандарт" в Едином реестре аккредитованных лиц отсутствует.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП России под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путём, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
В силу вышеизложенного декларация о соответствии N РОСС GL.АД34.Д01230 не имеет юридической силы, и в соответствии с примечанием 2 к статье 16.1 КоАП России является недействительным документом.
Соответственно, при декларировании ввозимых товаров по названным ДТ ООО "Новатор" был представлен недействительный документ, что свидетельствует о несоблюдении установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.
Усматривая достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, выразившегося в представлении декларантом при таможенном декларировании товаров недействительных документов, если такие документы послужили основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации, запретов и ограничений, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП России, 26.07.2018 должностным лицом отдела таможенного контроля Балтийской таможни вынесено определение о возбуждении в отношении ООО "Новатор" дел об административном правонарушении и проведении административного расследования.
24.08.2018 Таможней в отношении Общества составлены протоколы об административном правонарушении N 10216000-1689/2018, N10216000-1690/2018; N10216000-1691/2018.
Постановлениями от 08.11.2018 Общество привлечено к административной ответственности согласно вмененной квалификации с назначением наказания в размере 50 000 руб. штрафа по каждому постановлению.
Не согласившись с правомерностью привлечения к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания незаконными оспариваемых постановлений Таможни, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294, к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 526 "О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза", и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза (далее - государства-члены) установлены обязательные требования.
Спорный товар в соответствии с описанием и классификационным кодом подпадает под действие Единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 (ред. от 17.07.2017) "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" (далее - Постановление N 982), следовательно, при таможенном декларирование предоставление декларации о соответствии является обязательным.
Действительно, из данного перечня Постановлением Правительства РФ от 19.01.2018 N 31 исключен раздел "9261 Рыба свежемороженая (без сельди)".
Между тем, с 01.09.2017 вступил в силу Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции" (ТР ЕАЭС 040/2016), утв. Решением Совета Евразийского экономической комиссии от 18.10.2016 N 162, в пункте 87 которого указано, что подтверждение соответствия пищевой рыбной продукции проводится в форме декларирования соответствия по схеме 3д, 4д или 6д.
Таким образом, доводы жалобы о том, что с 01.09.2017 декларация о соответствии исключена из числа обязательных документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений в отношении ввозимой в РФ свежемороженой рыбной продукции, основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" аккредитация в национальной системе аккредитации (далее - аккредитация) - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.
На основании пункта 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" и в соответствии с пунктом 5.1.12 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 N 845, Федеральная служба по аккредитации осуществляет, в том числе, полномочия по формированию и ведению реестра аккредитованных лиц (далее - Единый реестр).
Декларация о соответствии, действие которой не подтверждено сведениями из Единого реестра, а также декларация о соответствии, оформленная с нарушением требований законодательства, не является надлежащим документом, подтверждающим соответствие продукции требованиям государственных стандартов.
Как уже было установлено выше, декларация о соответствия N РОСС GL.АД34.Д01230, выданная органом по сертификации продукции ООО "НОРМА КАЧЕСТВА" (аттестат аккредитации КА.Ки.11АД34) на основании протокола испытаний испытательной лабораторией ООО "Квалитет-Стандарт" (МОСТ RU.04HAE0.HJI0012). При этом, по сведениям Федеральной службы по аккредитации орган по сертификации ООО "НОРМА КАЧЕСТВА" не имело в области аккредитации кода ОКПД 2 - 10.20.13 и кода ТН ВЭД - 0303, аттестат аккредитации МОСТ Ки.04ИАЕ0.ИЛ0012 испытательной лаборатории ООО "Квалитет-Стандарт" в Едином реестре аккредитованных лиц отсутствует.
Таким образом, по результатам таможенного контроля установлено, что декларация о соответствии N РОСС GL.АД34.Д01230 от 31.08.2017 не может служить документом, подтверждающим соответствие товаров требованиям Технических регламентов и национальных стандартов, а следовательно является не может применять для подтверждения установленных запретов и ограничений в отношении ввезенного товара.
Согласно статье 205 ТК ТС обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру возлагается на декларанта.
ООО "Новатор" является получателем вышеуказанных товаров, Общество представило в таможенный орган поименованные ДТ, а также декларацию о соответствии N РОСС GL.АД34.Д01230, являющуюся недействительным документом. При этом, Таможней установлено, что Общество является заказчиком проведенных испытательной лабораторией испытаний, а поэтому обязано было проверить статус данной лаборатории на предмет ее компетенции и наличия у нее аккредитации, а также проверить проведения, содержащиеся в открытом доступе на сайте Росаккредитации на предмет наличия компетенции органа по сертификации ООО "НОРМА КАЧЕСТВА" на осуществление регистрационных действий в отношении продукции по коду ОКПД 2 - 10.20.13 и коду ТН ВЭД - 0303.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ООО "Новатор" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, в том числе субъективной стороны правонарушения.
Объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ООО "Новатор" установленных законом обязанностей, предусмотренных положениями статей 181, 183 ТК ТС, не установлено.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Суд первой инстанции также не нашел оснований с учетом конкретных обстоятельств дела оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, а также учитывая характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения.
Наказание назначено Обществу в минимальном размере санкции части 3 статьи 16.2 КоАП РФ, оснований считать назначенное заявителю наказание несправедливым и несоразмерным совершенному правонарушению не имеется.
Судом дана надлежащая оценка обстоятельствам дела, правильно применены нормы материального права, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 мая 2019 года по делу N А56-151519/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новатор" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-151519/2018
Истец: ООО "НОВАТОР"
Ответчик: БАЛТИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ