г. Москва |
|
05 сентября 2019 г. |
Дело N А40-314269/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.Н. Садиковой,
судей Т.В. Захаровой, Н.И. Левченко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.В. Саватюхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31 мая 2019 года
по делу N А40-314269/18, принятое судьей Жбанковой Ю.В.,
по иску АО "ПГК" к ОАО "РЖД"
третье лицо: СПАО "Ингосстрах"
о взыскании 593 796 рублей 14 копеек
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Шмидт Н.В. по доверенности от 20.02.2018
от ответчика: Плюшко О.А. по доверенности от 25.05.2017
от третьего лица: извещено, представитель не явился
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Первая грузовая компания" (далее - АО "ПГК", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взысканиип 593 796 рублей 14 копеек убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего саомстоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено СПАО "Ингосстрах".
Решением арбитражного суда первой инстанции от 31.05.2019 исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Ответчик не согласился с принятым решением и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы, заявитель ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам представленного им отзыва в порядке ст. 262 АПК РФ.
Третье лицо своего представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом о дате и месте судебного разбирательства.
Повторно рассмотрев дело в отсутствие представителя третьего лица по правилам статей 123, 156, 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2019 на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом апервой инстанции, в марте- апреле 2018 года работниками Открытое акционерное общество "РЖД" забракованы и отцеплены в текущий ремонт принадлежащие АО "ПГК" вагоны N N 53645149, 56211121, 55727499, 93310597, 58986548, 55489181, 52062072, 42267450, 29016979, 56241052, 56703952 по неисправности колёсных пар "выщербины обода колеса" (код неисправности - 107) и "неравномерный прокат по кругу катания выше нормы" (код неисправности - 117).
Вышеуказанные вагоны перед перевозкой были признаны Ответчиком исправными и приняты к перевозке с оформлением транспортных железнодорожных накладных на перевозку груза, что подтверждается накладными (ф. ГУ-27у-ВЦ) N ЭС987578, ЭС7588888, ЭТ625377, ЭТ596841, ЭУ066924, ЭТ982207, В0111130, ЭУ532471, ЭУ373857, ЭУ446990, ЭУ440445.
Ответственность за перевозку указанных вагонов и обслуживание тормозного оборудования локомотивов и вагонов при их перевозке лежит на ответчике.
Кроме того, в силу ст. 20 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, он же обязан обеспечивать техническую исправность вагонов в пути следования.
Приняв вагоны к перевозке, ответчик тем самым подтвердил их техническую исправность. До возвращения вагонов ответчик несет ответственность за их сохранность, а также сохранность установленных на них узлов и деталей
В процессе перевозки вагоны были повреждены и отцеплены ответчиком в текущий отцепочный ремонт.
Отцепка указанных вагонов в текущий ремонт произведена на основании требований, установленных Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов). На каждый вагон перевозчиком оформлено уведомление о постановке вагонов в ремонт формы ВУ-23-М.
АО "ПГК" обеспечило текущий отцепочный ремонт вагонов в эксплуатационных вагонных ремонтных депо ОАО "РЖД" в соответствии с условиями Договоров на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов N ТОР-ЦВ-00-30/ДД/В-223/13 от 01.04.2013 г., ТОР-ЦДИЦВ/83/АО-ДД/В-760/17 от 22 ноября 2017 года, ООО "РейлТрансСервис" по договору 06/РТС/Д/АО-ДД/В-154/15 от 01.04.2015.
При выборочной проверке забракованных колесных пар, снятых с отцепленных вагонов представители Челябинского филиала АО "ПГК" - специалисты по эксплуатации и ремонту подвижного состава выявили специфические локальные повреждения на колесах - следы ползунов, сплощений на поверхности катания.
Для совместного комиссионного осмотра колесных пар спорных вагонов и составления актов осмотра с уполномоченными представителями ОАО "РЖД", в адрес перевозчика были направлены телеграммы. На комиссионных осмотрах колесных пар должностные лица присутствовали вагонного эксплуатационного депо (ВЧДэ) Оренбург, Карталы, Курган, Челябинск. Акты осмотра сопровождались фотографированием повреждений.
В результате осмотра 11 вагонов было установлено, что на колёсных парах, отцепленных по неисправности "выщербины обода колеса, раковины" (код неисправности - 107) и "неравномерный прокат по кругу катания выше нормы" (код неисправности - 117) фактически обнаружены закатанные "ползуны на поверхности катания", образовавшиеся в результате их неправильной эксплуатации перевозчиком, с последующим появлением на них выщербин и неравномерного проката.
Таким образом, указанные повреждения появились не в связи с естественным износом колес, не являются эксплуатационными, а появились в результате повреждения.
Указанные обстоятельства зафиксированы в актах осмотра колёсных пар и подтверждаются фотоматериалом. Акты осмотра колёсных пар подписаны представителями ответчика.
В апреле-мае 2018 года работниками ОАО "РЖД" забракованы и отцеплены в текущий ремонт принадлежащие АО "ПГК" вагоны N 55363188, 52350873, 52089810, 52040425, 54399910, 44779080, 54536941, 62463252, 56239072, 55254262 по неисправности колёсных пар "выщербины обода колеса" (код неисправности - 107) и "неравномерный прокат по кругу катания выше нормы" (код неисправности - 117).
Вышеуказанные вагоны перед перевозкой были признаны Ответчиком исправными и приняты к перевозке с оформлением транспортных железнодорожных накладных на перевозку груза, что подтверждается накладными (ф. ГУ-27у-ВЦ) N ЭУ433085, ЭУ488908, ЭУ793643, ЭУ257685, ЭУ446990, Б0991077, В0095802, ЭФ 574838, ЭФ 155000, ЭФ 155000.
Ответственность за перевозку указанных вагонов и обслуживание тормозного оборудования локомотивов и вагонов при их перевозке лежит на ответчике.
Кроме того, в силу ст. 20 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, он же обязан обеспечивать техническую исправность вагонов в пути следования.
Приняв вагоны к перевозке, ответчик тем самым подтвердил их техническую исправность. До возвращения вагонов ответчик несет ответственность за их сохранность, а также сохранность установленных на них узлов и деталей. В процессе перевозки вагоны были повреждены и отцеплены ответчиком в текущий отцепочный ремонт.
Отцепка указанных вагонов в текущий ремонт произведена на основании требований, установленных Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов). На каждый вагон перевозчиком оформлено уведомление о постановке вагонов в ремонт формы ВУ-23-М.
АО "ПГК" обеспечило текущий отцепочный ремонт вагонов в эксплуатационных вагонных ремонтных депо ОАО "РЖД" в соответствии с условиями Договоров N ТОР-ЦВ-00-30/ДД/В-223/13 от 01.04.2013 г. на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов.
При проверке забракованных колесных пар, снятых с отцепленных вагонов представители Челябинского филиала АО "ПГК" - специалисты по эксплуатации и ремонту подвижного состава выявили специфические локальные повреждения на колесах - следы ползунов, сплощений на поверхности катания, выщербины по ползунам.
Для совместного комиссионного осмотра колесных пар спорных вагонов и составления актов осмотра с уполномоченными представителями ОАО "РЖД", в адре перевозчика были направлены телеграммы. На комиссионных осмотрах колесных пар должностные лица присутствовали вагонного эксплуатационного депо (ВЧДэ). Карталы, Оренбург, Курган, Челябинск. Акты осмотра сопровождались фотографированием повреждений.
В результате осмотра 10 вагонов было установлено, что на колёсных парах, отцепленных по неисправности "выщербины обода колеса, раковины" (код неисправности - 107) и "неравномерный прокат по кругу катания выше нормы" (код неисправности - 117) фактически обнаружены закатанные "ползуны на поверхности катания", образовавшиеся в результате их неправильной эксплуатации перевозчиком, с последующим появлением на них выщербин и неравномерного проката.
Таким образом указанные повреждения появились не в связи с естественным износом колес, не являются эксплуатационными, а появились в результате повреждения.
Указанные обстоятельства зафиксированы в актах осмотра колёсных пар и подтверждаются фотоматериалом. Акты осмотра колёсных пар подписаны представителями ответчика.
В соответствии с "Классификатором неисправностей вагонных колесных пар и их элементов МПС РФ", утв. Приказом МПС СССР 28.07.1977 года "ползун" описывается как плоское место колеса, глубиной более допускаемой. Причиной возникновения указано "скольжение (юз) колеса по рельсу при заклинивании колеса тормозом вагона либо при торможении съемным башмаком на сортировочной горке. Причиной заклинивания колёсных пар и образования ползунов являются неисправности тормозных приборов, нарушение правил регулировки рычажной передачи, неправильное управление тормозами локомотива, то есть исключительно виновные действия перевозчика ОАО "РЖД".
Ползун же является одной из причин выщербин на круге катания.
Ползун, согласно Классификатору является термомеханическим повреждением поверхности катания бандажа или безбандажного колеса, которое выражается в появлении на круговой поверхности катания плоского места, вызванного сильным торможением, при котором колеса заклиниваются из-за неправильной эксплуатации колесной пары.
Причиной возникновения ползунов является трение колеса по рельсу, которое возникает при торможении в результате неправильно отрегулированной тормозной рычажной передачи, неисправностей тормозного оборудования вагона или локомотива, регулировки скорости движения вагона на механизированных сортировочных горках при подкладывании тормозного башмака под одно колесо колесной пары.
Причиной появления на колёсных парах выщербин, по которым вагоны были отцеплены в текущий отцепочный ремонт, является повреждение поверхности катания колесной пары (ползун). Выщербина это выкрашивание участка поверхности катания более допускаемых размеров, возможно с наличием трещин или расслоений, идущих в глубь металла, в месте кратковременного скольжения заклиненных колесных пар по рельсам.
Причиной появления на колёсных парах неравномерного проката, является неоднородность свойств металла на поверхности катания колеса, образующаяся при торможении в результате тепловых и механических воздействий - характерные признаки наличие закатывающихся ползунов и наваров, а также выщербин
Аналогичное определение причин неисправностей было установлено также "Классификатором неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001- 2007", утвержденным ОАО "РЖД" 07.12.2007 года, который раскрывал причины и механизм возникновения неисправностей, устанавливал субъективное отношение перевозчика к неисправностям вследствие движения заклиненных колесных пар.
Данный документ разработан специализированной научно-исследовательской организацией ФГУП "ВНИИЖТ" и он является детализирующим и уточняющим документом ответчика по неисправностям колесных пар, который применялся самими ответчиком много лет как методологический документы для квалификации повреждений колесных вагонных пар.
В соответствии с пунктами 2 и 6 "Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277", утверждённой 16.05.1994 года с дополнениями и изменениями, утверждёнными указаниями МПС России от 11.06.1997 года N В-705у и от 19.02.1998 года N В-181у, техническое обслуживание тормозного оборудования локомотивов проверяют локомотивные бригады, слесари локомотивных депо, с последующей проверкой мастером (или бригадиром) и приемщиком локомотивных депо ОАО "РЖД".
Аналогичная ситуация при техническом обслуживании тормозного оборудования вагонов, которое осуществляют работники пунктов технического обслуживания (ПТО) эксплуатационных вагонных депо ОАО "РЖД". Выполнение работ контролирует старший по смене или старший осмотрщик вагонов.
В соответствии с приложением 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации 21.12.2010 N 286 (зарегистрированы Минюстом России 28.01.2011, регистрационный N 19627), ответственность за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава несут владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.
АО "ПГК", как владелец железнодорожного подвижного состава, обеспечивает содержание подвижного состава в исправном техническом состоянии путем заключения с вагонными ремонтными предприятиями договоров на текущий отцепочный и плановый (деповской или капитальный) ремонты вагонов.
Перевозку вагонов и обслуживание при перевозке вагонов тормозного оборудования локомотивов и вагонов осуществляет перевозчик - ОАО "РЖД".
Причиной появления на колёсных парах выщербин и неравномерного проката, по которым вагоны были отцеплены в текущий отцепочный ремонт, является повреждение поверхности катания колесной пары (ползун, закатанный ползун).
Ответчик своевременно не выявил данные повреждения, не отстранил вагоны от движения, не отремонтировал их, продолжил эксплуатацию вагонов путем направления их к пункту назначения. В результате возникают выщербины и неравномерный прокат.
Причины возникновения настоящих неисправностей четко определены вышеназванным Классификатором и указывают на ответственность ОАО "РЖД".
Неправильная эксплуатация выразилась в несоблюдении Перевозчиком правил регулировки скорости движения вагона на механизированных сортировочных горках, либо неправильно отрегулированной тормозной рычажной передачей на последнем перед отцепкой пункте осмотра, движение поезда при неубранном тормозном башмаке под одним колесом колесной пары
Местом повреждения являются пути общего пользования на перегоне от последнего пункта осмотра до станции, где вагон был отцеплен в ТОР.
ОАО "РЖД" повредило вагоны собственности АО "ПГК" посредством неправильной эксплуатации колёсных пар на путях общего пользования.
АО "ПГК" понесло затраты на выполнение работ по текущему отцепочному ремонту вагонов и ремонт колёсных пар, затраты на уведомление посредством телеграфа уполномоченных представителей перевозчика. Размер понесённых расходов подтверждается комплектом документов (соответствующими актами выполненных работ, расчётно-дефектными ведомостями, платежными поручениями), а размер убытков, возникших в результате обточки колесной пары, определен расчетным способом по ценам, установленным распорядительными документами истца (согласно Распоряжению от 09.06.2015 N АО-РД/ЗЭФ-51/15, Распоряжению от 24.01.2018 N АО-РД/378-10/18 любая обточка колеса понижает стоимость колесной пары на 4 312 руб.).
Между ответчиком и СПАО "Ингосстрах" заключен договор на оказание услуг по добровольному страхованию гражданской ответственности ОАО "РЖД" N 2072681 от 14.09.2016, сроком действия с 08.12.2016 в течение 24 месяцев. Застрахованным в том числе является риск причинения ущерба Страхователем Третьим лицам.
В силу ст. 723 ГК РФ в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с недостатками, которые делают результат работы не пригодным для предусмотренного в договоре использования заказчик вправе по своему выбору потребовать от подрядчика безвозмездного устранения недостатков в разумный срок, соразмерного уменьшения установленной за работу цены либо возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда.
В марте - мае 2018 года работниками ОАО "РЖД" забракованы и отцеплены в текущий ремонт принадлежащие АО "ПГК" вагоны претензия 280: 53645149 ( т.2 лд 46-59) 56211121 (т.2. лд 60-79) 55727499 ( т 2. 80-95) 93310597 ( т 2 лд 96-111) 58986548 ( т.2 лд.112-133) 55489181 ( т.2 лд 134- т3 лд 20) 52062072 (т.3 лд. 21-49) 42267450 (т.3 лд 50-83) 29016979 (т3 лд. 84-112) 56241052 (т.3. лд. 113- т 4 лд. 11) 56703952 (т.4. лд. 12-42) претензия 281 55363188 ( т.4. лд 43-71) 52350873 ( т.4. лд. 72-96) 52089810 ( т4. Лд 77-132) 52040425 (т.4 лд. 133, т.5. л.д. 7) 54399910 (т. 5. л.д. 8-55) 44779080 ( т.5. л.д. 56-79) 54536941 (т.5 80-105) 62463252 (т.5. 106-128) 56239072 ( т.5. 129- т.6. л.д. 3) 55254262 (т.6 л.д.4-33) по неисправности колёсных пар "выщербины обода колеса" (код неисправности - 107) и "неравномерный прокат по кругу катания выше нормы" (код неисправности -117).
Вышеуказанные вагоны перед перевозкой были признаны ответчиком исправными и приняты к перевозке с оформлением транспортных железнодорожных накладных на перевозку груза, что подтверждается накладными (ф. ГУ-27у-ВЦ)N ЭС987578, ЭС7588888, ЭТ625377, ЭТ596841, ЭУ066924, ЭТ982207, В0111130, ЭУ532471, ЭУ373857, ЭУ446990, ЭУ440445, ЭУ433085,ЭУ488908, ЭУ793643, ЭУ257685, ЭУ446990, Б0991077, В0095802, ЭФ574838, ЭФ155000, ЭФ155000 (т.1 листы дела 61-85, 91-105).
Ответственность за перевозку указанных вагонов и обслуживание тормозного оборудования локомотивов и вагонов при их перевозке лежит на ответчике.
В силу ст. 20 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, он же обязан обеспечивать техническую исправность вагонов в пути следования.
Отцепка указанных вагонов в текущий ремонт произведена на основании требований, установленных Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов). На каждый вагон перевозчиком оформлено уведомление о постановке вагонов в ремонт формы ВУ-23-М.
АО "ПГК" обеспечило текущий отцепочный ремонт вагонов в эксплуатационных вагонных ремонтных депо ОАО "РЖД" в соответствии с условиями Договора на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов ТОР-ЦДИЦВ/83/АО-ДД/В-760/17 от 22 ноября 2017 года. (листы дела т.1, л.д. 106-127)
При проверке забракованных колесных пар, снятых с отцепленных вагонов представители Челябинского филиала АО "ПГК" - специалисты по эксплуатации и ремонту подвижного состава выявили специфические локальные повреждения на колесах - следы ползунов, сплощений на поверхности катания, выщербины по ползунам.
Для совместного комиссионного осмотра колесных пар спорных вагонов и составления актов осмотра с уполномоченными представителями ОАО "РЖД", в адрес перевозчика были направлены телеграммы. На комиссионных осмотрах колесных пар должностные лица присутствовали вагонного эксплуатационного депо (ВЧДэ) Курган, Карталы, Бердяуш, Челябинск. Акты осмотра сопровождались фотографированием повреждений. Цветные фотоматериалы по каждому вагоны приобщены в материалы дела.
Акты осмотра колёсных пар с фиксацией результатов подписаны представителями ответчика (листы дела: т.2 лд.58, 73, 94, 110, 125, 147, т.3. л.д. 33, 63, 96, 126, т.4. л.д 25, 56, 85, 110, 146. т.5 л.д. 21, 68, 92, 118, 142, т.6 л.д. 16)
В результате осмотра 21 вагонов было установлено, что на колёсных парах, отцепленных по неисправности "выщербины обода колеса, раковины" (код неисправности - 107) и "неравномерный прокат по кругу катания выше нормы" (код неисправности - 117) фактически обнаружены закатанные "ползуны на поверхности катания", образовавшиеся в результате их неправильной эксплуатации перевозчиком, с последующим появлением на них выщербин и неравномерного проката.
В соответствии с "Классификатором неисправностей вагонных колесных пар и их элементов МПС РФ", утв. Приказом МПС СССР 28.07.1977 года ( т1 лист дела 53-55 )"ползун" описывается как плоское место колеса, глубиной более допускаемой. Причиной возникновения указано "скольжение (юз) колеса по рельсу при заклинивании колеса тормозом вагона либо при торможении съемным башмаком на сортировочной горке. Причиной заклинивания колёсных пар и образования ползунов являются неисправности тормозных приборов, нарушение правил регулировки рычажной передачи, неправильное управление тормозами локомотива, то есть исключительно виновные действия перевозчика ОАО "РЖД".
Ползун же является одной из причин выщербин на круге катания.
Ползун, согласно Классификатору является термомеханическим повреждением поверхности катания бандажа или безбандажного колеса, которое выражается в появлении на круговой поверхности катания плоского места, вызванного сильным торможением, при котором колеса заклиниваются из-за неправильной эксплуатации колесной пары.
Причиной возникновения ползунов является трение колеса по рельсу, которое возникает при торможении в результате неправильно отрегулированной тормозной рычажной передачи, неисправностей тормозного оборудования вагона или локомотива, регулировки скорости движения вагона на механизированных сортировочных горках при подкладывании тормозного башмака под одно колесо колесной пары.
Причиной появления на колёсных парах выщербин, по которым вагоны были отцеплены в текущий отцепочный ремонт, является повреждение поверхности катания колесной пары (ползун). Выщербина это выкрашивание участка поверхности катания более допускаемых размеров, возможно с наличием трещин или расслоений, идущих в глубь металла, в месте кратковременного скольжения заклиненных колесных пар по рельсам.
Причиной появления на колёсных парах неравномерного проката, является неоднородность свойств металла на поверхности катания колеса, образующаяся при торможении в результате тепловых и механических воздействий - характерные признаки наличие закатывающихся ползунов и наваров, а также выщербин
В соответствии с пунктами 2 и 6 "Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277", утверждённой 16.05.1994 года с дополнениями и изменениями, утверждёнными указаниями МПС России от 11.06.1997 года N В-705у и от 19.02.1998 года N В-181у, техническое обслуживание тормозного оборудования локомотивов проверяют локомотивные бригады, слесари локомотивных депо, с последующей проверкой мастером (или бригадиром) и приемщиком локомотивных депо ОАО "РЖД".
Аналогичная ситуация при техническом обслуживании тормозного оборудования вагонов, которое осуществляют работники пунктов технического обслуживания (ПТО) эксплуатационных вагонных депо ОАО "РЖД". Выполнение работ контролирует старший по смене или старший осмотрщик вагонов.
В соответствии с приложением 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации 21.12.2010 N 286 (зарегистрированы Минюстом России 28.01.2011, регистрационный N 19627), ответственность за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава несут владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.
АО "ПГК", как владелец железнодорожного подвижного состава, обеспечивает содержание подвижного состава в исправном техническом состоянии путем заключения с вагонными ремонтными предприятиями договоров на текущий отцепочный и плановый (деповской или капитальный) ремонты вагонов.
Перевозку вагонов и обслуживание при перевозке вагонов тормозного оборудования локомотивов и вагонов осуществляет перевозчик - ОАО "РЖД".
Причиной появления на колёсных парах выщербин и неравномерного проката, по которым вагоны были отцеплены в текущий отцепочный ремонт, является повреждение поверхности катания колесной пары (ползун, закатанный ползун).
Причины возникновения настоящих неисправностей определены и указывают на ответственность ОАО "РЖД".
Неправильная эксплуатация выразилась в несоблюдении Перевозчиком правил регулировки скорости движения вагона на механизированных сортировочных горках, либо неправильно отрегулированной тормозной рычажной передачей на последнем перед отцепкой пункте осмотра, движение поезда при неубранном тормозном башмаке под одним колесом колесной пары
Местом повреждения являются пути общего пользования на перегоне от последнего пункта осмотра до станции, где вагон был отцеплен в ТОР.
ОАО "РЖД" повредило вагоны собственности АО "ПГК" посредством неправильной эксплуатации колёсных пар на путях общего пользования.
При этом в результате обточки поверхности катания колесных пар они утратили свою первоначальную стоимость и технические характеристики, в связи с уменьшением толщины обода колеса. Таким образом, кроме расходов, связанных с устранением повреждения, в состав убытков входят убытки, возникающие в результате обточки колесных пар, которые представляют собой разницу между первоначальной стоимостью колесной пары и стоимостью колесной пары после обточки.
АО "ПГК" понесло затраты на выполнение работ по текущему отцепочному ремонту вагонов, затраты на ремонт колёсных пар, затраты на уведомление посредством телеграфа уполномоченных представителей перевозчика. Размер понесённых расходов подтверждается представленными в материалы дела доказательствами (актами выполненных работ, расчётно-дефектными ведомостями, платежными поручениями), а размер убытков, возникших в результате обточки колесной пары, определен расчетным способом по ценам, установленным распорядительными документами Истца (согласно Распоряжению от 09.06.2015 N АО-РД/ЗЭФ-51/15 любая обточка колеса понижает стоимость колесной пары на 4 312 рублей (листы дела т.1 л.д. 42-43).
Перевозчику - ОАО "РЖД", до обращения в арбитражный суд направлены претензии: N АО-ИД/ПР/ФЧлб-280/18 от 27.06.2018 года о возмещении затрат Акционерного общества "ПГК" на сумму 303 969 рублей 50 копеек (листы дела т.1., л.д. 56-60). Ответчик получил её согласно штампу входящей корреспонденции 25.07.18, и оставил её без ответа и удовлетворения. N АО-ИД/ПР/ФЧлб-281/18 от 27.06.2018 года о возмещении затрат АО "ПГК" на сумму 289 826 рублей 64 копеек (листы дела т. 1, л. д. 86-90) ответчик получил её согласно штампу входящей корреспонденции 25.07.18, и оставил её без ответа и удовлетворения.
Исходя из вышеуказанных обстоятельств, с учётом доказанности факта несения убытков по вине ответчика, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению исходя из нижеследующих оснований.
Так, вагоны, поименованные в иске перед перевозкой были признаны Ответчиком исправными, и были приняты Ответчиком к перевозке со станций со станций Южно-Уральской железной дороги, с оформлением транспортных железнодорожных накладных на перевозку груза.
Принятие вагонов к перевозке подтверждается накладными (ф.ГУ-27у-ВЦ) оформленными на каждый вагон.
Приняв вагоны к перевозке, ответчик тем самым подтвердил их техническую исправность. В процессе перевозки вагоны были повреждены, забракованы и отцеплены ответчиком в текущий отцепочный ремонт по неисправности колёсных пар "выщербины обода колеса" (код неисправности -107), "неравномерный прокат по кругу катания выше нормы" (код неисправности -117).
Истец телеграммами пригласил ответчика для проведения расследования по данным отцепкам.
Повреждения зафиксированы следующими доказательствами: актами осмотра по всем спорным вагонам, подписанными со стороны РЖД. В Актах указаны повреждения, ранее квалифицированные ОАО РЖД как неравномерный прокат, выщербины с указанием причины возникновения, фотоматериалами по каждому вагону
Вопреки доводам апелляционной жалобы эксплуатационная неисправность, согласно классификатору КЖА 2005 04 (п 2.5) - это неисправность, вызванная естественным износом деталей и узлов вагона или произошедшая по причинам, не связанным с низким качеством изготовления или планового ремонта вагона.
При этом под категорию "повреждения" в данном классификаторе (п. 2.5) подпадают неисправности, вызванные нарушением установленных правил и условий эксплуатации вагона при маневровых и погрузочно-выгрузочных работах. Это означает, что если вагон поврежден не при маневровых и погрузочно-выгрузочных работах, то основания отнесения неисправности к категории "Повреждение" по данному классификатору отсутствуют.
При этом, "технологической" является неисправность, связанная с качеством изготовления или ремонта вагона, его узлов и деталей. Иных категорий неисправностей классификатор не содержит. Таким образом, любой дефект, коль скоро он не связан с низким качеством изготовления или планового ремонта вагона или с повреждением вагона именно при маневровых и погрузочно-выгрузочных работах, называется в классификаторе КЖА 2005 04 эксплуатационным. Поэтому классификатор КЖА 2005 04 не раскрывает причины возникновения ползуна.
Классификатор неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007, утвержденный 07.12.2007, равно как и "Классификатор неисправностей вагонных колесных пар и их элементов МПС РФ", утв. Приказом МПС СССР 28.07.1977 года использованы не как доказательства, подтверждающие вину ответчика, а как нормативная база, как документ изданный и применяемый самим ответчиком на протяжении ряда лет с понятным профессиональным описанием повреждений колёс и причин их возникновения.
Ссылки ответчика на техническое заключение специалиста, по фотографиям колесных пар, не являющихся предметом иска, не имеют отношения к повреждению конкретных колесных пар.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2019 года по делу N А40-314269/18 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Н. Садикова |
Судьи |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-314269/2018
Истец: АО ПГК в лице Челябинского филиала
Ответчик: ОАО "РЖД"
Третье лицо: СПАО "Ингосстрах"
Хронология рассмотрения дела:
28.08.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13134/20
17.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14932/20
09.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-314269/18
05.09.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-42291/19
31.05.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-314269/18