город Воронеж |
|
27 августа 2019 г. |
Дело N А35-10902/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей: Семенюта Е.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Малюгиным П.А.
рассмотрев в открытом судебном апелляционную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 14.06.2019 по делу N А35-10902/2018 (судья Морозова М.Н.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональная экспертная организация "Дельта" (ОГРН 1034637027798, ИНН 4632033223) к управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области о признании незаконным отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на здание и обязании устранить нарушение,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональная экспертная организация "Дельта": Герасимов А.И., представитель по доверенности от 28.11.2018 сроком на один год; Полянская И.Н., генеральный директор на основании приказа от 05.12.2018;
от управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области - представители не явились, надлежаще извещено,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Межрегиональная экспертная организация "Дельта" (далее - ООО "МЭО "Дельта", общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным отказа управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее - управление Росреестра по Курской области, управление, регистрирующий орган) в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на здание - "Крытая стоянка для автомобилей", как объект законченного строительства, исключив его как объект незавершенного строительства (кад. номер 46:29:10285:160, Свидетельство о праве собственности 46 АИ N 033125 от 17.05.2011 г., по адресу: г. Курск, ул. Ломоносова, д. 3Б).
Также общество просило обязать управления Росреестра по Курской области осуществить государственный кадастровый учет и гос.регистрацию права собственности на здание - "Крытая стоянка для автомобилей", как объект законченного строительства, исключив его как объект незавершенного строительства.
Решением Арбитражного суда Курской области от 14.06.2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, управление Росреестра по Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Указывает на непредставление для государственной регистрации документа, удостоверяющего окончание строительства объекта капитального строительства - крытой стоянки для автомобилей по адресу г.Курск, ул. Ломоносова, 3Б в соответствии с разрешением на строительство от 26.10.2010 N RU46302000-1428. Также ссылается на отсутствие полномочий по установлению принадлежности объектов недвижимости к основным или вспомогательным.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "МЭО "Дельта" возражает против доводов апелляционной жалобы и просит оставить принятый по делу судебный акт без изменения.
Управление Росреестра по Курской области явку своих представителей не обеспечило, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Постановлением Администрации г. Курска от 26.06.2006 N 1902 в редакции постановления от 29.05.2007 N1549, ОООО "МЭО "Дельта" был предоставлен земельный участок для строительства административного здания и крытой стоянки.
ООО "МЭО "Дельта" на основании решения Комитета управления имуществом Курской области от 24.11.2010 N 01-18/2093 и договора от 02.12.2010 N3354-10ю в аренду был предоставлен земельный участок из земель населенных пунктом с кадастровым номером 46:29:102285:26, находящийся по адресу г. Курск, ул. Ломоносова, 3Б, для строительства административного здания для размещения лаборатории и крытой стоянки автомобилей в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору и являющейся его неотъемлемой частью, площадью 1903 кв.м.
26.10.2010 обществом было получено разрешение N ru46302000-1428 на строительство административного здания для размещения лаборатории и крытой стоянки автомобилей по указанному адресу.
23.03.2011 объект крытая автостоянка поставлен на кадастровый учет, выдан кадастровый паспорт на объект незавершенного строительства - "Крытая стоянка для автомобилей", площадью 100,8 кв.м. с уровнем готовности строительства 55% (т.1 л.д.122-126).
17.05.2011 за Обществом зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства - Крытая стоянка для автомобилей с назначением "нежилое" общей площадью застройки 100,8 кв.м., степенью готовности - 55% по адресу г. Курск, ул. Ломоносова, д.3Б, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимость (ЕГРН) сделана запись N 46-46-01/076/2011-104 и выдано свидетельство о государственной регистрации права 46АИ N 033125 (т.1 л.д.44).
Инвентарный номер объекта 38:401:001:003733500:0300:20000, литер В, условный кадастровый номер 46-46-01/076/2011-104.
Впоследствии, а именно 10.12.2015 за обществом зарегистрировано право собственности на нежилое помещение площадью 173,90 кв.м., этаж - подвал, 1, расположенное по адресу г. Курск, ул. Ломоносова, д.3Б, пом.II (т.1 л.д.48), о чем в ЕГРН внесена запись N 46-46/001-46/001/129/2015-255/1. Помещению присвоен кадастровый номер 46:29:102285:293.
В тот же день за обществом зарегистрировано право собственности на нежилое помещение площадью 33,20 кв.м., этаж 1, расположенное по адресу г. Курск, ул. Ломоносова, д.3Б, помещение, комнаты 9,10 (т.1 л.д.54), о чем в ЕГРН внесена запись N 46-46/001-46/001/129/2015-258/1. Помещению присвоен кадастровый номер 46:29:102285:2041.
Обществу выданы свидетельства о праве собственности, котпии которых представлены в материалы дела.
28.06.2018 ООО "МЭО Дельта" обратилось в Филиал ОБУ "МФЦ" N 1 по г. Курску и Курскому району с заявлением о регистрации права собственности на здание - "Крытая стоянка для автомобилей", как завершенного строительством объекта, исключив сведения о нем как об объекте незавершенного строительства.
К указанному заявлению были приложены заявление о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 28.06.2018 N 46/001/004/2018-13; приказ от 06.12.2017; Технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 22.06.2018, оптический компакт-диск, размер файла 16МБ; Устав от 21.06.2011; решение от 06.12.2017; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе от 27.05.2003; свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 26.05.2003; платежное поручение от 27.06.2018 N158; свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 17.11.2009; заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 26.06.2018 N 46-0-1-183/3201/2018-19.
Данные документы приняты регистрирующим оранном согласно расписке в получении документов на государственный кадастровый учет и(или) государственную регистрацию права собственности на здание.
В соответствии с Техническим планом от 22.06.2018 на здание, расположенное по адресу: 305016, Российская Федерация, Курская область, Курск г, Ломоносова ул., д. 3-Б, из которого следует, что крытая автостоянка с кадастровым номером 46:29:102285:160 имеет вспомогательное значение.
В соответствии со сведениями реестра прав на недвижимость в ЕГРН открыт раздел на объект незавершенного строительства - крытая стоянка для автомобилей, кадастровый номер 46:29:102285:160, расположенный по адресу: Россия, Курская область, г. Курск, ул. Ломоносова, дом N 36, право на который зарегистрировано в установленном действующим законодательством порядке, в том числе на основании разрешения на строительство объекта "Административное здание для размещения лаборатории и крытой стоянки автомобилей по ул. Ломоносова, З-б в городе Курске" N ru 46302000-1428 от 26.10.2010, выданного Комитетом архитектуры и градостроительства города Курска.
В разделе технического плана от 22.06.2018 "Сведения об объекте (объектах) недвижимости, из которого (которых) было образовано здание содержится информация об объекте с кадастровым номером 46:29:102285:160.
Согласно информации, содержащейся в Техническом плане, год завершения строительства здания - 2018.
Рассмотрев представленные для государственной регистрации документы, регистрирующий орган пришел к выводу о непредставлении обществом документа, удостоверяющего ввод в эксплуатацию объекта "крытая стоянка для автомобилей", в соответствии с разрешением на строительство N ru 46302000-1428 от 26.10.2010, проектной документацией.
Для осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности в отношении объекта разрешение на ввод в эксплуатацию заявителем не представлено.
Указанные выводы послужили основанием для приостановления 13.07.2018 действий по государственной регистрации спорного объекта.
В период срока приостановления, регистрирующим органом был сделан межведомственный запрос в Комитет архитектуры и градостроительства города Курска о предоставлении разрешения на строительство объекта недвижимости (Крытая стоянка для автомобилей), расположенного по адресу: Курская область, г. Курск, ул. Ломоносова, д. 3-Б.
Согласно ответу от 28.09.2018, полученному от Комитета архитектуры и градостроительства города Курска на запрос органа регистрации прав, разрешение на строительство объекта не выдавалось.
В связи с неустранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, обществу было направлено уведомление от 15.10.2018 об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности на здание - "Крытая стоянка для автомобилей", как объект законченного строительства как в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав до истечения срока приостановления государственной регистрации (п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), так и в связи с несоответствием требованиям законодательства Российской Федерации формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 7 ч. 1 ст. 26 названного Закона).
Полагая данный отказ незаконным, нарушающим его права и законные интересы, ООО "МЭО "Дельта" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости, Закон N 218-ФЗ).
Статьей 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Законом порядке.
В части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ перечислены документы, являющиеся основаниями для осуществления государственной регистрации прав, к которым, в том числе, относятся: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Порядок осуществления государственной регистрации прав регламентирован статьей 29 Закона N 218-ФЗ и включает в себя следующие стадии: прием заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; возврат прилагаемых к заявлению о государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 названного Закона; проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав; внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных названным Законом сведений, необходимых для осуществления государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных главой 3 названного Закона, либо уведомление об отказе в осуществлении государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных главой 3 Закона, либо уведомление о прекращении государственной регистрации прав; выдача документов после осуществления государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственной регистрации прав, либо после прекращения государственной регистрации прав.
В силу положений части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случаях, в частности, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Основанием для отказа в государственной регистрации прав является, как это следует из статьи 27 Закона N 218-ФЗ, неустранение в течение срока приостановления государственной регистрации причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, указанных в статье 26 названного Закона.
В силу п. 3 ч. 17 статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), ст.135 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под объектом вспомогательного назначения следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности. Выдача разрешения па строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Материалами дела подтверждается, что на государственную регистрацию были представлены документы, подтверждающие отнесение спорного объектам к объектам вспомогательного использования по отношению к основным, в том числе технический план здания, декларация об объекте недвижимости от 01..06.2018, кадастровый паспорт на здание - "Крытая стоянка для автомобилей" составлен БТИ - 23.03.2011, экспликация зданий и сооружений, а также проектная документация на Гараж на 2 места.
В частности, из указанных документов следует, что спорный объект расположен на земельном участке основного административного здания лаборатории и его целевым назначением является вспомогательные или обслуживающие функции к зданию, при этом объект расположен на земельном участке обособлено от основного объекта, в связи с чем право собственности на него должно быть зарегистрировано на основании представленных документов.
На данное обстоятельство прямо указано в заключении кадастрового инженера в Техническом плане здания, а также в строительно-техническом заключении эксперта-строителя ИП Герасимова А.И. от 15.06.2018 (т.2 л.д.28-33).
Поскольку ранее право собственности на спорный объект было зарегистрировано как на объект незавершенного строительства, то Росреестр располагал доркументами о том, что его размещение было предусмотрено при выдаче разрешения на строительство основного здания, что усматривается из содержания разрешения на строительство.
При этом, исходя из назначения основных зданий и вида деятельности заявителя, крытая стоянка автомобилей, по мнению суда, подлежит отнесению к объектам вспомогательного назначения.
Поскольку право собственности на основные объекты недвижимости зарегистрировано за Обществом, они введены в эксплуатацию, Обществом был представлен технический план объекта (том 2 л.д.15) из которого следует, что в 2018 году строительство крытой автостоянки также, окончено, то правовых оснований требовать от заявителя каких-либо документов дополнительно у регистрирующего органа не имелось.
При установленных обстоятельствах, исходя из материалов дела, сохранение в Реестре прав сведений о наличии по указанному адресу объекта незавершенного строительства не будет соответствовать действительности, а следовательно, эти сведения не будут отвечать критерию достоверности., что противоречит принципам ведения Государственного Реестра.
В связи с изложенным подлежат отклонению доводы управления Росреестра по Курской области об отсутствии у него полномочий по установлению принадлежности объектов недвижимого имущества к основным или вспомогательным.
При таких обстоятельствах требование о признании недействительным отказа управления в государственной регистрации права собственности, вопреки доводам заявителя, правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Вопрос о распределении государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом не решается, поскольку в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 14.06.2019 по делу N А35-10902/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-10902/2018
Истец: ООО "Межрегиональная экспертная организация Дельта"
Ответчик: Управление Росреестра по Курской области
Хронология рассмотрения дела:
16.03.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5406/19
10.12.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5181/19
25.11.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5406/19
27.08.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5181/19
14.06.2019 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-10902/18