гор. Самара |
|
10 сентября 2019 г. |
Дело N А55-38802/2018 |
Резолютивная часть постановления оглашена 03 сентября 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 сентября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Пышкиной Н.Ю., Терентьева Е.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 сентября 2019 года в зале N 6 апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 3" городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 мая 2019 года, принятое по делу N А55-38802/2018 (судья Ануфриева А.Э.)
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 3" городского округа Тольятти (ОГРН 1086320019048)
к Публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Самараэнерго" (ОГРН 1026300956131)
с участием в деле третьего лица АО "ССК",
об урегулировании разногласий,
при участии в судебном заседании:
от истца - Хопрячкова М.В. представитель по доверенности от 12.11.2018;
от ответчика - Бабкин В.А. представитель по доверенности N 13 от 29.12.2018;
от третьего лица - не явились, извещены надлежащим образом,
Установил:
Истец - Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 3" городского округа Тольятти обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к ответчику - Публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Самараэнерго" об урегулировании разногласий по договору энергоснабжения N 05-3608э от 01 сентября 2018 года в части пунктов 2.2.2; абзаца 3 пункта 3.1.6; пункта 3.1.15; абзаца 3 пункта 6.4; абзаца 4 пункта 6.4; абзаца 9 пункта 6.4; Приложения N 3.1; Приложения N 3.2; Приложения N 4, а также разногласий по дополнительному соглашению N 1 к договору энергоснабжения N 05-3608э от 01 сентября 2018 года.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 09 апреля 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "ССК".
От истца поступило заявление об уточнении исковых требований, в котором отказывается от исковых требований в части урегулирования разногласий при заключении дополнительного соглашения N 1 к договору энергоснабжения N 05-3608э от 01 сентября 2018 года (пункты 3 и 4 просительной части искового заявления).
В порядке части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает отказ истца от иска в указанной части, как не противоречащий законам и иным нормативным правовым актам и не нарушающий права других лиц. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу в этой части подлежит прекращению.
Истец просит урегулировать разногласия, изложив спорные пункты в следующей редакции:
Пункт 2.2.2 Договора исключить;
Абзац 3 пункта 3.1.6 Договора исключить;
Пункт 3.1.15 Договора исключить;
Абзац 3 пункта 6.4 Договора исключить;
Абзац 4 пункта 6.4 Договора исключить;
Абзац 9 пункта 6.4 Договора исключить;
Пункты 1, 3 Приложения N 3.1 к Договору исключить;
Приложение N 3.2 к Договору исключить;
Пункты 1, 3, 4, 5, 6 Приложения N 4 к Договору исключить.
Ответчик настаивает на редакции спорных пунктов по тексту оферты договора энергоснабжения N 05-3608э от 01 сентября 2018 года по основаниям, изложенным в отзыве и дополнительных отзывах.
Третье лицо ООО "ССК", являясь сетевой организацией, с учетом особенностей схемы энергоснабжения объектов истца, полностью поддерживает позицию ответчика (гарантирующего поставщика).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 мая 2019 года суд принял частичный отказ от исковых требований в части урегулирования разногласий при заключении дополнительного соглашения N 1 к договору энергоснабжения N 05-3608э от 01 сентября 2018 года (пункты 3 и 4 просительной части искового заявления). Производство по делу в этой части прекратил. Урегулировал разногласия, возникшие между Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 3" городского округа Тольятти и Публичным акционерным обществом энергетики и электрификации "Самараэнерго" при заключении договора энергоснабжения N 05-3608э от 01 сентября 2018 года, изложив спорные пункты в следующей редакции:
Пункт 2.2.2 договора: "Требовать от "Покупателя" совершения действий, направленных на приостановление или ограничение режима потребления электрической энергии в отношении потребителей, заключивших договоры с "Гарантирующим поставщиком", а также потребителей услуг, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате потребленной электроэнергии".
Абзац 3 пункта 3.1.6 договора: "В случае не представления "Покупателем" сведений о показаниях приборов учета, указанных в приложениях 3.2 к настоящему договору и (или) иной информации, используемой для определения объемов поставляемой электрической энергии потребителями услуг, по форме Приложения N 10 к настоящему договору, а также в случае, если представленные сведения не согласованы с потребителями услуг, "Гарантирующий поставщик" для определения объема потребления электрической энергии (мощности) "Покупателем" использует показания приборов учета, и информацию, указанные в приложениях N 3.2 и N 10 к настоящему договору, представленные "гарантирующему поставщику" потребителями услуг".
Пункт 3.1.15 договора: "Осуществлять фактические действия в своих электрических установках по ограничению режима потребления электрической энергии (мощности) и по отмене ограничения потребителей, заключивших договоры с "Гарантирующим поставщиком", а также потребителей услуг, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги по электроснабжению, по соответствующей заявке "Гарантирующего поставщика".
Абзац 3 пункта 6.4 из договора исключить.
Абзац 4 пункта 6.4: "- невыполнение законных требований "Гарантирующего поставщика" по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги по электроснабжению потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований)".
Абзац 9 пункта 6.4: "- несанкционированное подключение оборудования потребителей услуг к внутридомовым инженерным системам напрямую или в обход приборов учета, внесения изменений во внутридомовые инженерные системы".
Приложения N 3.1, N 3.2, N 4 - в редакции оферты ПАО "Самараэнерго" от 01 сентября 2018 года.
Также суд взыскал с Публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 3" г.о. Тольятти расходы по оплате госпошлины в сумме 6 000 руб.
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 3" городского округа Тольятти, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, урегулировать пункты 2.2.2, 3.1.15, абзац 4 пункта 6.4, абзац 9 пункта 6.4, Приложение N 4, в редакции истца.
Определением суда от 11 июля 2019 года апелляционная жалоба оставлена без движения, установлен срок до 02 августа 2019 года для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления апелляционной жалобы без движения.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2019 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 03 сентября 2019 года на 11 час. 30 мин.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика возражал против отмены оспариваемого судебного акта по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в обоснование исковых требований истец указывает, что ПАО "Самараэнерго" направило ООО "УК N 3" проект договора энергоснабжения N 05-3608э от 01 сентября 2018 года.
ООО "УК N 3" возвратило Договор с протоколом разногласий.
Таким образом, стороны не пришли к согласию по указанным выше пунктам, а именно по порядку введения режима ограничения потребления электроэнергии в отношении потребителей, а также по порядку определения объема электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, по ул. К.Маркса, 79, и ул. Ленина, 115, в гор. Тольятти, находящемся в управлении ответчика, в отношении которого собственниками жилых помещений принято решение о непосредственных расчетах с ресурсоснабжающей организацией.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Обосновывая решение, суд первой инстанции исходил из положений статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также норм Жилищного кодекса Российской Федерации и специального законодательства в сфере энергоснабжения.
Обжалуя судебный акт, заявитель указывает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, а выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, мотивированного отзыва, заслушав пояснения представителей сторон и изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (пункт 1 статьи 426 Кодекса).
Согласно пункту 3 статьи 426 и статье 445 Кодекса, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии с частью 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124.
Правила N 124 устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения, в том числе договора снабжения электрической энергией, в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (потребителям) коммунальной услуги (договоры ресурсоснабжения).
Условия договоров ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Правилами N 124, а в части, не урегулированной этими нормативными правовыми актами, - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения (пункты 3, 16 и 18 Правил N 124).
Согласно пункту 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 124, ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с названными Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
Согласно пункту 11 Правил N 124 в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе названным Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным названными Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Таким образом, заключение договора энергоснабжения является обязательным как для истца, так и для ответчика.
На момент принятия решения ни одна из сторон не заявила о прекращении договора.
Пункт 2.2.2 договора в оферте гарантирующего поставщика предусматривает право гарантирующего поставщика "требовать от "Покупателя" совершения действий, направленных на приостановление или ограничение режима потребления электрической энергии в отношении потребителей, заключивших договоры с "Гарантирующим поставщиком", а также потребителей услуг, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате потребленной электроэнергии".
Корреспондирующий пункт 3.1.15 договора в оферте гарантирующего поставщика предусматривает обязанность покупателя "осуществлять фактические действия в своих электрических установках по ограничению режима потребления электрической энергии (мощности) и по отмене ограничения потребителей, заключивших договоры с "Гарантирующим поставщиком", а также потребителей услуг, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги по электроснабжению, по соответствующей заявке "Гарантирующего поставщика".
В случае неисполнения "Покупателем" заявки "Гарантирующего поставщика" на отмену ограничения сторонних потребителей, чьи энергопринимающие устройства непосредственно технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства "Покупателя", и потребителей услуг "Покупатель" обязан возместить убытки "Гарантирующего поставщика", связанные с недопоставкой электрической энергии и мощности таким потребителям".
Абзац 3 и абзац 9 пункта 6.4 в оферте гарантирующего поставщика предусматривает, что покупатель несет ответственность в соответствии с нормами действующего законодательства РФ за:
"- нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии";
"- невыполнение законных требований "Гарантирующего поставщика" по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги по электроснабжению потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения "Покупателем" "Гарантирующему поставщику" убытков, понесенных им в результате невыполнения "Покупателем" указанных требований".
Истец просит пункты 2.2.2 и 3.1.15, абзацы 3 и 9 пункта 6.4 из договора исключить, мотивируя следующим.
Собственниками помещений многоквартирных жилых домов гор. Тольятти, ул. Карла Маркса, д. 79, гор. Тольятти, ул. Ленина, д. 115, приняты решения о заключении договора энергоснабжения непосредственно с организацией, оказывающей соответствующую услугу, а именно: ПАО "Самараэнерго".
В соответствии со статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации ресурсоснабжающая организация становится Исполнителем коммунальных услуг и начинает нести соответствующие обязанности.
Частью 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации определены обязанности управляющей компании по взаимодействию с ресурсоснабжающими организациями и собственниками помещений, если последними принято решение о заключении договора энергоснабжения непосредственно с организацией, оказывающей соответствующую услугу, а именно:
В случае, предусмотренном статьей 157.2 настоящего Кодекса, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны:
1) предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме;
2) осуществлять контроль качества коммунальных ресурсов и непрерывности их подачи до границ общего имущества в многоквартирном доме;
3) принимать от собственников помещений в многоквартирном доме и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме обращения о нарушениях требований к качеству коммунальных услуг и (или) непрерывности обеспечения такими услугами, нарушениях при расчете размера платы за коммунальные услуги и взаимодействовать с ресурсоснабжающими организациями и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами при рассмотрении указанных обращений, проведении проверки фактов, изложенных в них, устранении выявленных нарушений и направлении информации о результатах рассмотрения обращений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
4) обеспечивать ресурсоснабжающим организациям доступ к общему имуществу в многоквартирном доме для осуществления приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме либо по соглашению с ресурсоснабжающими организациями осуществлять приостановку или ограничение предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме.
Пункты Договора 2.2.2 и 3.1.15, по мнению истца, противоречит подпункту 4 части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также положениям пункта 32 и пункта 114 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (ред. от 15 сентября 2018 года) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", так как в данных правоотношениях гарантирующий поставщик является исполнителем.
Согласно пункту 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с пунктом 1(1) Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 442,
"ограничение режима потребления" - полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики потребителя, в том числе уровня потребления электрической энергии, осуществляемое в порядке и в случаях, которые определяются настоящими Правилами;
"исполнитель" - сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии в точке, точках поставки, сформированных в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых требуется введение ограничения режима потребления, в том числе в случае, когда энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя присоединены к бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства;
"субисполнитель" - сетевая организация либо иное лицо, включая садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества, которые не оказывают услуг по передаче электрической энергии и к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики которых технологически присоединены (в случае отсутствия надлежащего технологического присоединения - непосредственно присоединены) энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления которыми подлежит введению в соответствии с настоящими Правилами;
Пунктом 1(2) Правил ограничения N 442 определено, что субисполнитель осуществляет действия по введению ограничения режима потребления в соответствии с требованиями настоящих Правил, установленными для исполнителя, с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.
Введение ограничения режима потребления в отношении граждан - потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 17(1) Правил ограничения N 442).
Согласно пункту 114 Правил N 354 при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.
При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.
В случае когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.
Как указано выше, ООО "УК N 3" является управляющей организацией для многоквартирных жилых домов, в отношении которых заключается спорный договор энергоснабжения.
Все жилые помещения, находящиеся в многоквартирном доме, подключены к электроснабжению через общее имущество - через вводно-распределительное устройство и кабельные линии от ВРУ до жилых помещений. Отдельной выделенной линии и непосредственного подключения к сетям сетевой организации, минуя общедомовое оборудование многоквартирного дома, помещения не имеют.
По общему правилу ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса только до границы раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, и централизованных сетей.
Таким образом, истец, как управляющая организация многоквартирного дома, обеспечивает содержание и несет ответственность за все инженерные системы, относящиеся к общему имуществу.
Следовательно, в указанных правоотношениях управляющая организация, как лицо не оказывающее услуги по передаче электрической энергии, но к энергопринимающим устройствам которой (к внутридомовым сетям) технологически присоединены объекты потребителя, является субисполнителем ограничения и несет все права и обязанности, установленные Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии для исполнителя ограничения.
Таким образом, редакция ПАО "Самараэнерго" пункта 2.2.2 и абзаца 1 пункта 3.1.15 Договора соответствует действующему законодательству Российской Федерации, а доводы ответчика о необходимости исключения данного пункта из условий договора основаны на неправильном толковании норм права.
При этом ссылка жалобы на судебную практику, судебной коллегией отклоняется, поскольку обстоятельства указанного заявителем дела отличны от обстоятельств настоящего дела. Кроме того, по указанному заявителем делу, судебный акт еще не вступил в законную силу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В пункте 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, поэтому ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом.
Реализация права на возмещение убытков в судебном порядке основана не на договоре энергоснабжения, а на нормах гражданского законодательства (деликт), не зависит от включения или не включения в договор положений об обязанности возместить убытки гарантирующего поставщика (абзаца второго пункта 1.1.15).
Вместе с тем, в пунктах 2.2.2, 3.1.15, 6.4 договора речь идет о процедуре по ограничению режима потребления электрической энергии по инициативе гарантирующего поставщика.
Раздел II Порядка ограничения N 442 регламентирует действия инициатора ограничения потребления, который, кроме того, вправе осуществлять соблюдения потребителем введенного в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного или частичного ограничения режима потребления.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно счел необходимым исключить из договора абзац 3 пункта 6.4, а абзац 4 пункта 6.4 изложить в следующей редакции "- невыполнение законных требований "Гарантирующего поставщика" по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги по электроснабжению потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований)".
При этом ссылка жалобы на необоснованность применения в данном случае положений пункта N 442 судебной коллегией отклоняется как несостоятельная.
Абзац 3 пункта 3.1.6 в оферте гарантирующего поставщика предусматривает, что "В случае не представления "Покупателем" сведений о показаниях приборов учета, указанных в приложениях 3.2 к настоящему договору и (или) иной информации, используемой для определения объемов поставляемой электрической энергии потребителями услуг, по форме Приложения N 10 к настоящему договору, а также в случае, если представленные сведения не согласованы с потребителями услуг, "Гарантирующий поставщик" для определения объема потребления электрической энергии (мощности) "Покупателем" использует показания приборов учета, и информацию, указанные в приложениях N 3.2 и N 10 к настоящему договору, представленные "гарантирующему поставщику" потребителями услуг"
Истец просит абзац 3 пункта 3.1.6 из договора исключить, полагая, что содержание данного абзаца противоречит пункту 1 части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому управляющая организация, обязана предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений_).
Согласно пункту 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, в том числе объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям нежилых помещений в многоквартирном доме, сроки и порядок передачи указанной информации, а также порядок проверки ресурсоснабжающей организацией показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Кроме того, данный пункт не возлагает дополнительных обязанностей в виде предоставления данных приборов учета, а предоставляет Истцу дополнительные права и предусматривает порядок расчетов при непредоставлении показаний индивидуальных приборов учета.
Учитывая, что редакция пункта 3.1.6 не нарушает права сторон и основана на нормах права, основания для исключения данного пункта отсутствуют.
В указанной части судебный акт сторонами не оспорен.
Как следует из материалов дела, многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО "УК N 3", оборудованы общедомовыми приборами учета электроэнергии.
Приложение N 3.1 к договору редакции оферты ПАО "Самараэнерго" содержит перечень точек поставки (точек учета приема) электрической энергии в сети покупателя.
В Приложении N 3.2 к договору в редакции оферты ПАО "Самараэнерго" указаны потребители, у которых заключены договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком и которые производят оплату в адрес гарантирующего поставщика.
Как следует из приложений к договору, пояснений истца ответчика и третьего лица, многоквартирные дома оборудованы приборами учета, учитывающими потребление в местах общего пользования, населения.
При этом места установки указанных приборов является самостоятельными точками учета и точками поставки электроэнергии.
Приложение N 4 к договору в редакции оферты ПАО "Самараэнерго" содержит схему определения объемов потребления электрической энергии, согласно которой объем электроэнергии, подлежащий оплате управляющей организацией, определяется как разница показаний общедомовых показаний приборов учета (Приложение 3.1) и показаний приборов учета потребителей, заключивших договоры с гарантирующим поставщиком (Приложение 3.2).
Пункты 7 и 8 приложения N 4 в виде формулы предусматривают, что объем потребления электрической энергии определяется по сумме показаний общедомовых приборов учета, учитывающих весь объем поставленной электроэнергии, за вычетом потребления населения по показаниям приборов учета граждан-потребителей.
Истец предлагает исключить пункты 1, 3 Приложения N 3.1, Приложение N 3.2; пункты 1, 3, 4, 5, 6 Приложения N 4, ссылаясь на приоритет учетного потребления коммунальных ресурсов.
В этом случае, согласно доводам истца, объем электроэнергии будет определяться без учета объема зафиксированного приборами, которые установлены на общем вводе разводки по жилым помещениям. Сумма же показаний приборов учета на места общего пользования будет более точно определять объем потребления электроэнергии на общедомовые нужды.
Аналогичные доводы заявлены истцом и в апелляционной жалобе.
Вместе с тем, указанные доводы основаны на неверном толковании норм права и правомерно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06 мая 2011 года Потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю вжилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги(за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (ОДН).
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальными ли общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. Согласно пункту 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу,предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В соответствии с пунктом 45 Правил N 354 если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенная в соответствии с пунктом 44 настоящих Правил, за такой расчетный период потребителям не начисляется.
Исходя из содержания указанных норм, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 Правил N 354, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым)прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, рассчитывается как разница между объемом коммунальной услуги, определенным по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, и объемом коммунальной услуги, потребленным в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме.
Кроме того, аналогичная норма содержится в подпункте "а" пункта 21 (1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124, согласно которому объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Вместе с тем, в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в МКД за расчетный период (Vпотр) превышает или равна величине объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Vодпу), не исключают перерасчет.
Из содержания приведенных норм следует императивно установленный порядок расчета потребленного на общедомовые нужды энергоресурса.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 "коллективный (общедомовый) прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом;
Учитывая, что многоквартирный дом оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета в смысле приведенного понятия, не учитывать показания какого-либо из этих приборов учета при определении Vодпу (объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета) для целей определения Vд при применении формулы, установленной п. "а" пункта 21 (1) Правил N 124, основания отсутствуют.
Таким образом, определение объема потребления электрической энергии осуществляется по сумме показаний общедомовых приборов учета, учитывающих весь объем поставленной электроэнергии, за вычетом потребления населения по показаниям приборов учета граждан-потребителей, что соответствует приведенным нормам.
Иного порядка определения объема потребленного энергоресурса на общедомовые нужды в МКД, оборудованным общедомовыми (коллективными) приборами учета, Правилами не предусмотрено.
Таким образом, способ определения фактического объема (количества) коммунального ресурса, поставленного при содержании общего имущества, предложенная гарантирующим поставщиком в пункте 2 приложения N 6, соответствует формуле указанной в подпункте "а" пункта 21(1) Правил N 124, и основания для исключения из схемы определения объемов - из приложений N 3.1, N 3.2, N 4 отдельных точек учета и точек поставки по отдельным общедомовым приборам учета, как предлагает истец, правовые основания отсутствуют.
Аналогичный вывод содержится в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 14 февраля 2019 года по делу N А55-30826/2017, постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 января 2019 года по делу N А55-18528/2018, постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2019 года по делу N А55-21166/2018.
При этом ссылка жалобы на вторичность применения в настоящем случае положения Правил N 354 перед Жилищным законодательством является несостоятельной.
Абзац 9 пункта 6.4 предусматривает, что покупатель несет ответственность в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации за "- действия потребителей услуг, которые повлекли нарушение установленных законодательством РФ показателей качества электрической энергии и нарушение режима ее потребления, выразившиеся в использовании бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные "Покупателем" до сведения потребителей услуг, самовольном нарушении пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтаже приборов учета и осуществлении несанкционированного вмешательства в работу указанных приборов учета, а также несанкционированном подключении оборудования потребителей услуг к внутридомовым инженерным системам напрямую или в обход приборов учета, внесения изменений во внутридомовые инженерные системы".
Согласно пункту 35 Правил N 354 потребитель не вправе:
- использовать бытовые машины (приборы, оборудование), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей;
- самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета;
- несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Учитывая, что в рассматриваемом случае у гарантирующего поставщика заключены прямые договоры с потребителями - владельцами жилых помещений, с учетом части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, возложение на управляющую организацию частью 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации ответственности за действия таких потребителей, неправомерно, в связи с чем суд считает, что абзац 9 пункта 6.4 необходимо изложить в следующей редакции: "- несанкционированное подключение оборудования потребителей услуг к внутридомовым инженерным системам напрямую или в обход приборов учета, внесения изменений во внутридомовые инженерные системы".
В соответствии со статьей 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Согласно пункту 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 года N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при частичном удовлетворении требования неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку (например, требования о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок), расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения. Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В связи с вышеизложенным Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 30 мая 2019 года, принятого по делу N А55-38802/2018 и для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 мая 2019 года, принятое по делу N А55-38802/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 3" городского округа Тольятти - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
Н.Ю. Пышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-38802/2018
Истец: ООО "Управляющая компания N3" г.о. Тольятти
Ответчик: ПАО энергетики и электрификации "Самараэнерго"
Третье лицо: АО "ССК"
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54674/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54674/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54674/19
10.09.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11749/19
30.05.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-38802/18