г. Саратов |
|
23 января 2024 г. |
Дело N А57-6073/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена " 23 " января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен " 23 " января 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Шалкина В.Б.,
судей Лыткиной О.В., Самохваловой А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГАЛС-И"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 декабря 2023 года по делу N А57-6073/2023
по иску акционерного общества "Ситиматик" (ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149), г. Москва, в лице Саратовского филиала, г. Саратов,
к обществу с ограниченной ответственностью "ГАЛС-И" (ИНН 6455034117), г. Саратов,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Экотехника", г. Саратов,
о взыскании 105730,10 руб.,
при участии в судебном заседании: от АО "Ситиматик" - Малашиной А.Р., представителя по доверенности от 15.09.2023 N 101, от ООО "ГАЛС-И" - Шананиной Е.Р., представителя по доверенности от 28.06.2023, в отсутствие третьего лица, уведомленного надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области поступило исковое заявление акционерного общества "Ситиматик" в лице Саратовского филиала (далее - АО "Ситиматик", истец) обществу с ограниченной ответственностью "ГАЛС-И" (далее - ООО "ГАЛС-И", ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с июня по декабрь 2022 года в размере 105730,10 руб., судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 4172 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06.12.2023 по делу N А57-6073/2023 с ответчика в пользу истца взысканы задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с июня по декабрь 2022 года в размере 105730,10 руб., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4172 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ГАЛС-И" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что требования истца являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению; подписание протокола разногласий к договору от 02.06.2022 N 56/312/0016507 со стороны истца не было учтено судом первой инстанции; в судебное заседание истцом был представлен протокол согласования разногласий, который не подписан ответчиком и ранее ответчику не направлялся, поэтому имеется сомнение в давности изготовления данного документа и, как следствие, данный документ не может являться допустимым и относимым доказательством по делу; услуги истцом ответчику до настоящего времени не оказывались, факт оказания истцом услуг ничем не подтверждается, поэтому выставление счетов со стороны истца ответчику является необоснованным, ответчик по договору оказания услуг по вывозу ТБО не является потребителем и/или заказчиком услуг, следовательно, отсутствует обязанность по оплате данных услуг; ответчиком в материалы дела представлен договор на оказание услуг по вывозу отходов от 01.03.2019, заключенный ответчиком и ИП Архиповым Н.Н., по условиям которого исполнитель (ИП Архипов Н.Н.) представляет заказчику ООО "ГАЛС-И" в пользование бункер-накопитель металлический, а также производит вывоз отходов; истцом не были оказаны услуги по вывозу ТКО, поэтому ответчик был вынужден заключить договор со сторонней организацией для вывоза именно тех отходов, которые образуются у ответчика; представленные истцом маршрутные журналы и сопроводительное письмо от ООО "Экотехника", которыми истец хотел подтвердить факт выхода подрядчика на точку вывоза ответчика, являются недопустимыми и не относимыми доказательствами по делу; договор на оказание услуг по вывозу ТБО является незаключенным, поскольку не было согласовано приложение N 1 к договору о графике вывоза ТБО и услуги по вывозу ТБО фактически не были оказаны.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, письменных объяснениях истца в порядке статьи 81 АПК РФ, выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение суда не подлежит изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции,
в соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии: заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Таким образом, обязанность по внесению платы за оказанные услуги по обращению с ТКО возникает у потребителей при наличии двух условий:
- заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО;
- утвержденного тарифа на услуги по обращению с ТКО.
23.01.2018 между Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО "Управление отходами" (переименованное в АО "Ситиматик") на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25.12.2017 заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1).
Единый тариф на услугу регионального оператора Саратовской области филиала акционерного общества "Управление отходами" (переименованное в АО "Ситиматик") установлен и введен в действие с 12.08.2018 Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 N 28/1, Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 18.12.2020 N 35/111.
Зона деятельности определена Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, в Саратовской области, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 30.05.2020 N 262.
Таким образом, у собственников твердых коммунальных отходов возникает обязанность по оплате услуг регионального оператора.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N 89-ФЗ) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Пункт 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" закрепляет, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. При этом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.).
Пунктом 4 статьи 426 ГК РФ закреплено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.).
Пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ определяет, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила обращения с ТКО) утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1(1) Правил обращения с ТКО. Указанные Правила обращения с ТКО являются обязательными для Регионального оператора и собственников ТКО.
В соответствии с пунктом 8(1) Правил обращения с ТКО региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Как следует из материалов дела, между АО "Ситиматик" и ООО "ГАЛС-И" заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 56/312/0016507.
Договор был составлен на основании заявки, направленной в адрес регионального оператора ответчиком 01.06.2022.
В соответствии с пунктом 1.1 договора N 56/312/0016507 по настоящему договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - договор) региональный оператор обязуется обеспечить прием твердых коммунальных отходов в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, а также их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 1.4 договора N 56/312/0016507 дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - 20.06.2022.
Пунктом 2.1 договора N 56/312/0016507 предусмотрено, что под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц.
Согласно пункту 2.3 договора расчет размера платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ, по следующей формуле:
P = Qтко * T отх,
где:
P - размер платы за услугу по обращению с ТКО за расчетный период для потребителя;
Q тко - количество твердых коммунальных отходов за расчетный период для потребителя, определяемое в соответствии с п. 4.1 настоящего договора (при наличии у потребителя нескольких объектов количество твердых коммунальных отходов определяется как сумма количества твердых коммунальных отходов на каждом объекте потребителя);
T отх - цена на услугу по обращению с ТКО, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
Плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами начисляется региональным оператором с даты начала оказания услуг, указанной в пункте 1.4. настоящего договора (пункт 2.4 договора).
Согласно пункту 2.5 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пункт 3 договора N 56/312/0016507 на оказание услуг по обращение ТКО содержит права и обязанности сторон.
В приложении к договору N 56/312/0016507 на оказание услуг по обращению с ТКО "Информация по предмету договора" сторонами согласован объект образования отходов, объем принимаемых ТКО, количество и вместимость контейнеров, а так же периодичность вывоза ТКО.
Актом обследования от 16.05.2022 N 00002088, подписанного представителями регионального оператора и потребителя, по спорному объекту было зафиксировано, что на территории ответчика имеется КПИП (контейнерная площадка индивидуального пользования). Количество контейнеров - 1, объем - 7,8 м3).
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что стороны вступили в гражданско-правовые отношения по возмездному оказанию услуг, которые подлежат регулированию нормами главы 39 ГК РФ.
Пунктом 1 статьи 781 ГК РФ предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
При рассмотрении споров, связанных с оплатой оказанных в соответствии с договором услуг, арбитражным судам необходимо руководствоваться положениями статьи 779 ГК РФ, по смыслу которых исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности). При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1999 года N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг").
По смыслу статей 779, 781 ГК РФ услуга в качестве предмета договора неотделима от процесса ее оказания и потребляется в процессе исполнения договора возмездного оказания услуг, следовательно, услуги могут не иметь материального результата, который можно было бы сдать или принять, в то же время оплате подлежат фактически оказанные услуги. При возмездном оказании услуг заказчика интересует именно деятельность исполнителя, не приводящая непосредственно к созданию вещественного результата и связанная с совершением действий, не имеющих материального воплощения. Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2010 года N 18140/09 по делу N А56-59822/2008.
В соответствии со статьей 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702-729) и положения о бытовом подряде (статьи 730-739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779-782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
На основании пункта 1 статьи 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
В силу статьи 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Статьями 779 - 782 ГК РФ не урегулировано, каким образом оформляется приемка заказчиком услуг, оказанных исполнителем, вследствие чего подлежат применению общие положения о подряде.
Согласно пункту 1 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п. либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Статья 309 ГК РФ устанавливает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В силу положений статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Договор N 56/312/0016507 заключен в отношении объекта, расположенного по адресу: Саратовская обл., г. Саратов, мкр. Елшанка, ул. Автокомбинатовская, зд. 3, стр. 1, расчетная единица - м3 (контейнер объемом 7,8 м3, периодичность вывоза - 1 раз в неделю (СБ).
В своем отзыве на исковое заявление ответчик ссылается на то, что сторонами не были согласованы существенные условия договора, а именно периодичность вывоза ТКО, следовательно, договор на обращение с ТКО между сторонами спора не является заключенным.
Как следует из отзыва на исковое заявление, представленного представителем ООО "ГАЛС-И", ответчик, получив договор с периодичностью вывоза 1 раз в неделю (СБ), направил в адрес регионального оператора протокол разногласий, указав в нем периодичность - "в течении 24 часов с момента поступления оператору заявки потребителя".
На данный протокол разногласий региональным оператором был составлен протокол согласования разногласий, в котором приложение N 1 к договору в части периодичности вывоза было оставлено в редакции регионального оператора (1 раз в неделю, СБ).
Данный протокол согласования разногласий был нарочно получен представителем ООО "ГАЛС-И" в офисе АО "Ситиматик" 08.08.2022, о чем свидетельствует отметка на сопроводительном письме к протоколу согласования разногласий.
В соответствии с пунктом 23 Правил N 1156 вывоз ТКО осуществляет оператор по обращению с ТКО специализированными транспортными средствами.
Согласно положениям статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.
Факт сбора и транспортирования ТКО подтверждается предоставленными оператором по обращению с ТКО маршрутными журналами за период с 25.06.2022 по 31.12.2022 включительно.
Пунктом 30 Правил N 1156 установлено, что в отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов. Такой журнал может вестись в электронном виде.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 09.02.2017 N 113 "Об утверждении маршрутного журнала движения мусоровозов на территории Саратовской области" утверждена форма маршрутного журнала учета сведений о движении транспортных средств используемых для перевозки ТКО оператором по обращению с ТКО, осуществляющим транспортирование ТКО.
Доказательств того, что ТКО вывозились ответчиком собственным транспортом либо иной специализированной организацией, в материалы дела не представлено.
Ответчик не представил доказательств нарушения со стороны АО "Ситиматик" требований законодательства в части вывоза ТКО.
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в Определении от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978, следует, что образование твердых коммунальных отходов является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование отходов.
Оснований для освобождения ответчика от обязанности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами арбитражный суд не усматривает, доказательств самостоятельного вывоза и утилизации отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, ответчиком арбитражному суду не представлено. Учитывая общедоступность контейнерных площадок общего пользования, ответчик не был лишен права складирования твердых коммунальных отходов в контейнерные площадки общего пользования согласно территориальной схеме.
Из содержания пунктов 1 и 3 статьи 13.4. Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" усматривается, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требования законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Транспортирование твердых коммунальных отходов с мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов общего пользования за период с даты начала оказания услуг, определенной пунктом 1.4. договора, осуществлялось исключительно силами регионального оператора. Все сотрудники ответчика без исключения образовывают в результате своей деятельности твердые коммунальные отходы.
Довод ответчика о неоказании истцом услуг и нарушение условий договора 56/312/0016507 отклонен судом первой инстанции в силу следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641 (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") утвержден порядок осуществления сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, которым установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 30 мая 2020 года N 262 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Саратовской области" утверждена территориальная схема обращения с отходами на территории Саратовской области. Сведения по всем контейнерным площадкам, которые находятся в Саратовской области, подтверждаются информацией с официального сайта Министерства природных ресурсов Саратовской области.
Данная информация не оспорена ответчиком в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Аналогичный порядок расчетов определен в типовой форме договора, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, в пункте 15: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов или исходя из массы твердых коммунальных отходов - нужное указать".
Таким образом, типовая форма договора предусматривает два способа определения коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов:
- исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов,
- количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, по к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным договором.
В силу пунктов 1, 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Принцип свободы договора предполагает добросовестность действий его сторон, разумность и справедливость его условий, в частности, их соответствие действительному экономическому смыслу заключаемого соглашения.
Свобода договора предполагает, что стороны действуют по отношению друг к другу на началах равенства и автономии воли и определяют условия договора самостоятельно в своих интересах, при этом не означает, что стороны при заключении договора могут действовать и осуществлять права по своему усмотрению без учета прав других лиц (своих контрагентов), а также ограничений, установленных Кодексом и другими законами.
В соответствии со статьей 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Норма, определяющая права и обязанности сторон договора, толкуется судом исходя из ее существа и целей законодательного регулирования, то есть суд принимает во внимание не только буквальное значение содержащихся в ней слов и выражений, но и те цели, которые преследовал законодатель, устанавливая Данное правило (пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 2014 года N 16 "О свободе Договора и ее пределах").
Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду (пункт 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора").
То обстоятельство, что истец является единственной специализированной организацией, осуществляющей сбор, хранение, транспортировку и утилизацию твердых бытовых отходов от ответчика, не опровергнуто, доводы ответчика об оказании услуг по вывозу мусора иным лицом (ИП Архиповым Н.Н.) по договору на оказание услуг по вывозу отходов от 01.03.2019 опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
По условиям договора на оказание услуг по вывозу отходов от 01.03.2019, заключенного ИП Архиповым Н.Н. (исполнителем) и ООО "ГАЛС-И" (заказчиком), исполнитель оказывает услуги по приемку и вывозу производственных отходов V класса опасности с территории и объектов заказчика и последующей их передаче на лицензированный полигон отходов, а заказчик принимает и оплачивает услуги в соответствии с условиями настоящего договора.
Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов", содержит целый раздел в блоке 7, посвященный коммунальным отходам: в соответствии с ФККО в тип "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) включены следующие группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам:
7 31 100 00 00 0 Отходы из жилищ;
7 31 200 00 00 0 Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 31 300 00 00 0 Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 33 100 00 00 0 Мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к твердым коммунальным отходам;
7 34 100 00 00 0 Мусор и смет от уборки железнодорожных и автомобильных вокзалов, аэропортов, терминалов, портов, станций метро, относящийся к твердым коммунальным отходам;
7 34 200 00 00 0 Мусор и смет от уборки подвижного состава железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, относящийся к твердым коммунальным отходам;
7 34 900 00 00 0 Прочие отходы при предоставлении транспортных услуг населению, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 35 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 36 200 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки гостиниц, отелей и других мест временного проживания, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 36 400 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки помещений организаций, оказывающих социальные услуги, относящиеся к твердым коммунальным отходам
7 37 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам
7 39 400 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг парикмахерскими, салонами красоты, соляриями, банями, саунами, относящиеся к твердым коммунальным отходам.
Под данный перечень также подпадают и отходы, образующиеся в процессе обслуживания автотранспорта.
Условием образования твердых коммунальных отходов является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к твердым коммунальным отходам, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние "смесь материалов и изделий". Условия образования твердых коммунальных отходов обуславливают также особенность их удаления, которое осуществляется в настоящее время, в основном, путем захоронения, в ряде случаев с предварительной сортировкой. Виды отходов, отнесенные к твердым коммунальным отходам, относятся к IV или V классу опасности в силу того, что в составе присутствуют в основном отходы материалов и изделий, отнесенных к IV и/или V классу опасности.
Согласно положениям статьи 1 Закона об отходах производства и потребления вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Вместе с тем, предметом вышеназванного договора от 01.03.2019, представленного ответчиком, является услуга по обращению с производственными отходами V класса опасности, не относящимися к твердым коммунальным отходам.
Кроме того, непосредственно представитель ответчика подтвердил суду апелляционной инстанции, что по договору на оказание услуг по вывозу отходов от 01.03.2019 ИП Архиповым Н.Н. не оказываются услуги по приему и вывозу ТКО.
Истец по настоящему спору предъявил требование об оплате оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
По смыслу статей 1, 24.6 Закона об отходах производства и потребления региональный оператор является единственным лицом, обеспечивающим сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации. Никто, кроме регионального оператора и его операторов, не вправе оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на определенной ему территории, указанной в соответствующей лицензии.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 16.11.2023 N Ф06-10218/2023 по делу N А57-29773/2022.
ИП Архипов Н.Н. не наделен статусом регионального оператора, не представил лицензию на сбор, транспортирование, утилизацию и захоронение ТКО,
следовательно, данное лицо в силу закона не имеет права осуществлять деятельность по оказанию услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, соответствующая лицензия не представлена в материалы дела.
Следовательно, заключение ответчиком и ИП Архиповым Н.Н. договора на оказание услуг по вывозу и передаче производственных отходов V класса опасности с объекта заказчика не освобождает собственника твердых коммунальных отходов от заключения договора с региональным оператором (истцом) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из представленных в материалы дела документов не следует, что со стороны регионального оператора имеются какие-либо нарушения требований санитарных правил и норм или условий заключенного договора по обращению с твердыми бытовыми отходами, в частности, наличие несанкционированных свалок на принадлежащей ответчику территории, обращения на несвоевременный вывоз твердых бытовых отходов за вышеуказанный период.
Следовательно, отсутствие мусора на контейнерных площадках ответчика свидетельствует о том, что услуги по вывозу твердых коммунальных отходов фактически истцом оказаны.
Кроме того, согласно пункту 5 договора ТКО N 56/312/0016507 в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора.
При отсутствии уведомления регионального оператора о составлении акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору акт, составленный потребителем без участия представителя регионального оператора, является недействительным.
Акты, являющиеся основанием для перерасчета начислений, не представлены ответчиком в материалы дела.
Доказательств того, что ТКО вывозились ответчиком собственным транспортом либо иной специализированной организацией, в материалы дела также не представлено.
Ответчик не представил доказательства нарушения со стороны АО "Ситиматик" требований законодательства в части вывоза ТКО.
При указанных обстоятельствах исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Судебные расходы по делу распределены между сторонами в соответствии со ст. 110 АПК РФ и возложены на ответчика как на проигравшую сторону арбитражного процесса.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, как того требуют положения пункта 2 статьи 71 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, письменных объяснений истца в порядке статьи 81 АПК РФ, судебная коллегия соглашается со всеми выводами, сделанными судом первой инстанции, и также считает, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой, представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 АПК РФ не является основанием для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление суда, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 декабря 2023 года по делу N А57-6073/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Б. Шалкин |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-6073/2023
Истец: АО Ситиматик
Ответчик: ООО "Галс-И"
Третье лицо: ООО "Экотехника"