г.Москва |
|
18 сентября 2019 г. |
Дело N А40-287086/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Веклича Б.С.,
судей: Гармаева Б.П., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козиным О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны РФ
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.05.2019 по делу N А40-287086/18, принятое судьей Эльдаеевым А.А. (шифр 47-2456)
по иску МУП "Инженерные сети г. Долгопрудного"
к Министерству обороны РФ
третье лицо: в/ч 52116
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
от истца: Скулов И.В. по доверенности от 29.07.2019 б/н;
от ответчика: Тришкин И.А. по доверенности от 26.07.2019 N 207/4/217д;
от третьего лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
МУП "Инженерные сети г.Долгопрудного" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к Министерству обороны РФ о взыскании 10 285 494,40 руб. долга.
Решением суда от 24.05.2019 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Истец возражает против доводов апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении. Представил письменный отзыв на жалобу.
Дело рассмотрено судом в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в рамках рассмотрения спора по делу N А41-71061/16 установлено, что МУП "Инженерные сети г.Долгопрудного", является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей потребителям города Долгопрудного Московской области услуги холодного водоснабжения и водоотведения.
Данный вывод судами сделан при оценке Постановления Администрации города Долгопрудного Московской области от 31.12.2013 N 1590-ПА, которым МУП "Инженерные сети г. Долгопрудного" определено гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения на территории городского округа Долгопрудный Московской области.
В рамках рассмотрения дела N А41-71061/16 установлено, что МУП "Инженерные сети г.Долгопрудного", как гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения, с 01.11.2015 осуществлялась поставка холодной воды и водоотведение в адрес:
- в/ч 52116, расположенной по адресу: 141720, М.О., г.Долгопрудный, мкр-он Хлебниково;
- ФГУ "754 ЦОМТИ МВО" Министерства обороны Российской Федерации, расположенного по адресу: 141700, М.О., г.Долгопрудный, мкр-он Хлебниково, Новое шоссе, д. 3;
- ФГКУ "988 ЦТСЭН" Министерства обороны Российской Федерации, расположенного по адресу: Московская область, г.Долгопрудный, мкр. Хлебниково, ул.Станционная, д. 2;
- ФГКУ "1586 ВКГ" Министерства обороны Российской Федерации, расположенного по адресу: 141700, М.О., г.Долгопрудный, мкр-он Хлебниково, ул.Новое шоссе, д.3.
Вопрос о взыскании задолженности за поставленные коммунальные ресурсы и оказанные услуги в адрес вышеуказанных организаций, ранее рассмотрен по делам N А41-13811/16, N А41-71061/16.
В рамках рассмотрения дела N А41-71061/16 ответчиком являлось ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа".
По результатам рассмотрения дела установлено, что ответчик не является надлежащим плательщиком за оказываемые услуги за период, исчисляемый после 01.11.2015.
В рамках рассмотрения обособленного дела N А41-13811/16 установлено, что надлежащим ответчиком не может являться и АО "ГУ ЖКХ", которое Распоряжением Правительства РФ от 11.06.2015 N 1089-р определено единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2015-2016 годах закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, включая электросетевое хозяйство, для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений.
В свою очередь, Министерством обороны РФ, в рамках указанного спора представлено объяснение письмом от 14.05.2016, согласно которому Министерство обороны РФ признает, что обязанность по заключению Договоров водоснабжения и водоотведения на объекты, принадлежащие Министерству обороны РФ, возложена на пользователей помещений, которыми являются командиры воинских частей и начальники учреждений Минобороны России.
То обстоятельство, что в/ч 52116, ФГУ "754 ЦОМТИ МВО" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "988 ЦГСЭН" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "1586 ВКГ" Министерства обороны Российской Федерации, являются фактическими потребителями и должны нести самостоятельную гражданско-правовую ответственность, установлено, в т.ч., в рамках дела N А41-71061/2016.
Факт поставки и период потребления холодной воды на объект ответчика, а равно принятие стоков, установлено в рамках рассмотрения споров по делам N А41-13811/16, N А41-71061/16.
В рамках рассмотрения указанных дел установлен факт потребления коммунального ресурса и оказания услуг по водоотведению ответчику без заключения договора водоснабжения и водоотведения.
Кроме того, факт установки приборов учета, согласно показаниям которых ведется учет ресурса и используются данные для начисления, подтверждается:
- актом о приемке прибора учета N 9082237 от 04.10.2002 с паспортом изделия;
- актом о приемке прибора учета N 9368035 от 04.10.2002 с паспортом изделия;
В Постановлении Администрации города Долгопрудного Московской области от 31.12.2013 N 1590-ПА, которым МУП "Инженерные сети г.Долгопрудного" определено гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения на территории городского округа Долгопрудный Московской области, подтверждается факт отсутствия иного поставщика аналогичного ресурса на территории городского округа Долгопрудный Московской области.
Общая стоимость водопотребления и водоотведения в/ч 52116, исчисленная, исходя из данных приборов учета, за период с ноября 2015 года по декабрь 2016 года, составила 10 285 494,40 руб.
В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт бездоговорного потребления ресурса ответчиком подтвержден материалами дела, доказательств оплаты долга не представлено.
Рассматривая спор, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил нормы материального права.
Доводы жалобы о том, что поставка ресурса в виде холодной воды и приема сточных вод проводилась без заключенного контракта, что со стороны истца не представлено в дело доказательств принадлежности объектов РФ в лице Министерства обороны РФ, на которые осуществлялась поставка ресурса, отклоняются судом.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции взаимоотношения сторон были предметом рассмотрения в рамках обособленных споров (дело N А41-13811/16, дело N А41-71061/16).
В рамках рассмотрения обособленного спора (дело N А41-13811/16), в котором принимало участие Министерство обороны РФ, было установлено, что в период с ноября 2015 года по декабрь 2015 года, МУП "Инженерные сети г. Долгопрудного" предоставило услуги по водоснабжению и водоотведению для нужд Министерства обороны.
В соответствии с п.6. Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", если для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения органами местного самоуправления определена гарантирующая организация, соответствующие договоры холодного водоснабжения, водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения заключаются с такой гарантирующей организацией.
Судом установлено, что Постановлением Администрации города Долгопрудного Московской области от 31.12.2013 N 1590-ПА МУП "Инженерные сети г.Долгопрудного" определено гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения на территории городского округа Долгопрудный Московской области.
В случае избрания гарантирующей организации, она становится единственным поставщиком для абонентов, которые присоединены к централизованной системе водоснабжения и водоотведения.
В этом случае закупка Министерством обороны РФ должна осуществляться на основании п.п.8 п.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В целях оформления договорных отношений МУП "Инженерные сети г.Долгопрудного" направило в адрес АО ГУ "ЖКХ" договора на поставку водоснабжения и водоотведения N 25 Ф от 01.11.2015, N 26 Ф от 01.11.2015, N 27 Ф от 01.11.2011, N 28 Ф от 01.11.2015.
Договоры водоснабжения и водоотведения возвращены МУП "Инженерные сети г.Долгопрудного" с объяснением причин, по которым они не могут быть заключены и до настоящего времени договоры на транспортировку не заключены.
Причинами возврата договоров послужила позиция Министерства обороны, выраженная в представленном в дело письме от 14.05.2016, согласно которой Министерство обороны РФ обязано заключить договор водоснабжения и водоотведения (государственный контракт на услуги водоснабжения и водоотведения) с истцом.
Обязанность по заключению прямых договоров возложена на Управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Западного военного округа, также у истца возникает обязанность по заключению договоров транспортировки на основании п.5 ст.12 Федерального закона РФ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
12.05.2014 Министерством обороны РФ даны указания Командующим войсками ЗВО, ЦВО, ЮВО, ВВО о заключении прямых договоров по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения с гарантирующими организациями и поставщиками, осуществляющими поставку воды в местах, где отсутствует присоединение сетей водоснабжения и водоотведения, принадлежащих Министерству обороны РФ, независимо от избрания гарантирующей организации, но до момента избрания гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, обязанность по заключению договоров водоснабжения и водоотведения на объекты, принадлежащие Министерству обороны РФ, возложена на пользователей помещений, которыми являются командиры воинских частей и начальники учреждений Минобороны России.
Преюдициально установлено, что МУП "Инженерные сети г.Долгопрудного", как гарантирующая организация в сфере водоснабжения и водоотведения на территории городского округа Долгопрудный Московской области, в юридически значимый период времени (с ноября по декабрь 2015 года), в рамках неподписанных договоров на поставку водоснабжения и водоотведения N 25Ф от 01.11.2015, N 26Ф от 01.11.2015, N 27Ф от 01.11.2011, N 28Ф от 01.11.2015, предоставило услуги по водоснабжению и водоотведению для нужд Министерства обороны.
С учетом позиции Министерства обороны РФ, выраженной в N А41-13811/16, МУП "Инженерные сети г.Долгопрудного" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ФКУ "Объединённое стратегическое командование Западного военного округа".
В рамках обособленного спора (дело N А41-71061/16) установлено, что МУП "Инженерные сети г. Долгопрудного" договоры N 25 Ф от 01.11.2015, N 26 Ф от 01.11.2015, N 27 Ф от 01.11.2011, N 28 Ф от 01.11.2015 (которые ранее были адресованы АО ГУ "ЖКХ") направило в адрес ФКУ "ОСК ЗВО".
Договоры не подписаны, при этом обязательства по водоснабжению и водоотведению со стороны МУП "Инженерные сети г. Долгопрудного" для нужд Министерства обороны, в т.ч. для в/ч 52116, за период с ноября 2015 года по август 2016 года выполнены в полном объеме.
Таким образом, преюдициально установлено, что в период с ноября 2015 года по август 2016 года МУП "Инженерные сети г.Долгопрудного", как гарантирующая организация в сфере водоснабжения и водоотведения на территории городского округа Долгопрудный Московской области, предоставило услуги по водоснабжению и водоотведению для нужд Министерства обороны, в т.ч. в адрес в/ч 52116.
Согласно ч.2 ст.69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из представленного в материалы дела договора на отпуск питьевой воды и приема сточных вод N 94/Ф1 от 01.07.2011, расшифровки начислений с июня по октябрь 2015 года, с актами, расшифровок начислений во внедоговорном периоде, договора N 28Ф от 01.01.2017 холодного водоснабжения и водоотведения, расшифровок начисления с января по март 2017 года, договора N 28/17Ф от 24.07.2017 холодного водоснабжения и водоотведения, расшифровок начислений за апрель 2017 года с актом, следует, что до момента начала периода бездоговорного потребления между МУП "Инженерные сети г.Долгопрудного" и ОАО "Славянка", в интересах Министерства обороны РФ заключен договор на отпуск питьевой воды и приема сточных вод N 94/Ф1.
В рамках данного договора расчеты велись по приборам учета, данные которых принимались за основу обеими сторонами, что следует из фактов подписания акта и фактов оплаты.
После отказа ОАО "Славянка" от исполнения договора в виду прекращения полномочий, МУП "Инженерные сети г.Долгопрудного" продолжило учет показаний прибора, что следует из карточек/расшифровок, подготавливаемых абонентским отделом по показаниям ПУ.
После истечения внедоговорного периода, а именно 01.01.2017 между МУП "Инженерные сети г.Долгопрудного" и ФКУ "ОСК ЗВО", действующим в интересах Министерства обороны РФ, заключен договор N 28Ф холодного водоснабжения и водоотведения.
24.06.2017 между МУП "Инженерные сети г. Долгопрудного" и ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны заключен 28/17Ф холодного водоснабжения и водоотведения.
В период внедоговорного водопотребления со стороны Министерства обороны РФ в адрес МУП "Инженерные сети г.Долгопрудного" направлено письмо/предупреждение о недопустимости прекращения подачи ресурса и отказа от оказания услуг в бездоговорной период (Письмо Министерства обороны РФ от 03.12.2015).
Согласно ст.ст.1102, 1109 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 Гражданского кодекса РФ.
При этом не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Услуги оказывались истцом войсковой части, которая в силу специфики своей деятельности должна поддерживать всегда свою боеготовность в целях защиты интересов государства, а прекращение подачи личному составу войсковых частей воды и отсутствия у них системы водоотведения может расцениваться в силу положений, содержащихся в Указе Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173, как действия, нарушающие безопасность государства.
Согласно правовой позиции, выраженной Верховным Судом РФ в п.п.21 - 23 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта или с превышением его максимальной цены в случаях, когда из закона следует, что поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг являются обязательными для соответствующего исполнителя вне зависимости от его волеизъявления.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно исходил из преюдициально установленных обстоятельств, связанных с поставкой коммунального ресурса в адрес в/ч 52116 в юридически значимый период времени, а также пришел к выводу об обоснованности заявленных требований в полном объеме.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.176, 266-269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.05.2019 по делу N А40-287086/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-287086/2018
Истец: МУП "Инженерные сети г. Долгопрудного"
Ответчик: Министерство обороны РФ
Третье лицо: в/ч 52116
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23234/19
29.09.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-41937/20
24.12.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23234/19
18.09.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-40299/19
24.05.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-287086/18