17 сентября 2019 г. |
дело N А83-19274/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.09.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.09.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Баукиной Е.А., судей Горбуновой Н.Ю., Мунтян О.И.,
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Замятиной М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Феодосии Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.06.2019 по делу N А83-19274/2018 (судья - Ищенко И.А.),
принятое по иску государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" (ОГРН 1149102047962, ИНН 9102028499; 295026, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Гайдара, д. 3А; филиал государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в городе Феодосия - 298100, Республика Крым, г. Феодосия, ул. Гарнаева, д. 67 А)
к администрации города Феодосии Республики Крым (ОГРН 1149102105690, ИНН 9108008516; 298100, Республика Крым, г. Феодосия, ул. Земская, д. 4)
о взыскании денежных средств,
при участии третьих лиц:
- федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1106191000838, ИНН 6165163801; 344018, Российская Федерация, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, переулок Соборный, д. 98),
- Акименко И. А. (298105, Республика Крым, г. Феодосия),
- общества с ограниченной ответственностью "ТехноПарк-Сити" (ОГРН 1149102040933, ИНН 9108002264; 298107, Республика Крым, г. Феодосия, ул. Федько, д. 60-Б),
- Петракова Е.И. (298107, Республика Крым, г. Феодосия),
- Петраковой К.П. (298107, Республика Крым, г. Феодосия),
- Кривцова В.А. (298107, Республика Крым, г. Феодосия),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания,
у с та н о в и л:
государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" (далее - ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к администрации города Феодосии Республики Крым (далее - Администрация) с иском о взыскании задолженности за потребление тепловой энергии в сумме 106608,00 руб.
Решением от 28.06.2018 в связи с частичным отказом ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" от иска прекращено производство по требованию о взыскании с Администрации задолженности в размере 30039,86 руб.; в остальной части исковые требования ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" удовлетворены; с Администрации в пользу ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" взыскана задолженность за поставленную тепловую энергию в размере 76568,14 руб. и судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3063,00 руб.
Не согласившись с указанным решением суда, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку истцом не доказано, что квартиры, за теплоснабжение которых он намеревается взыскать задолженность, не только переданы в муниципальную собственность, но и приняты в эту собственность, с четким соблюдением юридической процедуры. Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в в зоне расположения принадлежащих ему тепловых сетей или источников тепловой энергии не проведена проверка наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, оснований для потребления тепловой энергии в целях выявления бездоговорного потребления. Акт о бездоговорном потреблении тепловой энергии не представлен.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2019 апелляционная жалоба Администрации принята к производству.
От ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" 26.08.2019 поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.06.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения. Отзыв мотивирован тем, что жилые помещения по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, п.г.т. Приморский, ул. Гагарина, д. 10, кв. 36, и по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Луначарского, д. 4, кв. 10 являются муниципальной собственностью городского округа Феодосия Республики Крым. Ссылка Администрации, что данное имущество не принято в собственность Администрации с четким соблюдением юридической процедуры не могут быть приняты во внимание, так как свидетельствуют не о возникновении, а об оформлении права собственности.
До начала судебного заседания от Администрации 11.09.2019 поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго", федеральное государственное казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью "ТехноПарк-Сити", Акименко И. А., Петраков Е.И., Петракова К.П., Кривцов В.А., надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания по правилам статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. В соответствии со статьями 266, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражным судом первой и апелляционной инстанций установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отопительные периоды с 2014 по 2018 годы ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Феодосия осуществляло теплоснабжение жилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, п.г.т. Приморский, ул. Гагарина, дом 10, кв. 36; и по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Луначарского, д. 4, кв. 10.
С 2014 года управление недвижимым имуществом дома N 10 по ул. Гагарина, п.г.т. Приморский, г. Феодосия, Республика Крым осуществляло ООО "ТехноПарк-сити".
В служебной муниципальной квартире по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, п.г.т. Приморский, ул. Гагарина, д. 10, кв. 36, проживал Макаренко Е.Н., который выбыл 17.06.2005 (справка от 15.02.2018 N 92) (т.д. 1, л.д. 28, 29).
В адрес ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" Администрацией 12.11.2018 представлено письмо от 08.11.2018 N 2-12/4221/2, согласно которому по представленной информации филиала ГУП РК "Крым БТИ" право собственности на жилое помещение - по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, п.г.т. Приморский, ул. Гагарина, д. 10, кв. 36 зарегистрировано за Громадой в лице Приморского поселкового совета на основании свидетельства на право собственности, выданного Приморским поселковым советом 08.12.2008. Согласно решению Приморского поселкового совета от 26.11.2007 N 571 квартира признана служебной и предоставлена учителю Безверхой Л.В, на состав семьи из 4 человек. Согласно лицевого счета, представленного ООО "Технопарк-сити" семья Безверхой Л.В. 11.12.2009 выписалась. Информация в отделе по учету и распределению жилой площади Администрации о том, что квартира свободная за период с 2009 года по настоящее время от ООО "Технопарк-сити" не поступала (т.д. 1, л.д. 22).
Постановлением Администрации от 24.03.2017 N 925 "Об изъятии имущества и включении в состав казны" у ООО "ТехноПарк-сити" изъято и включено в состав муниципальной казны муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым имущество муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым согласно приложению. На ООО "ТехноПарк-сити" возложена обязанность передать, а департаменту АГЗОиМИ г. Феодосии принять имущество по актам-приема-передачи в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления. Департаменту поручено включить имущество, указанное в пункте 1 настоящего постановления, в реестр муниципального имущества муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым в срок до 01.01.2020.
Администрация во исполнение пунктов 34 поручения Главы Республики Крым от 20.12.2018 N 1/01-32/8232 письмом от 27.12.2018 N 2-31/27472/1 направила в адрес филиала ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Феодосия реестр пустующих жилых и нежилых помещений муниципальной собственности для уточнения суммы задолженности за потребленные энергоресурсы, в который включены квартиры по адресам: г. Феодосия, п.г.т. Приморский, ул. Гагарина, дом 10, кв. 36 и г. Феодосия, ул. Луначарского, д. 4, кв. 10 (т.1, л.д. 74-76).
ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" обратилось к Администрации с претензией от 25.06.2018 N 1431 (т.д. 1, л.д. 18), в которой просило в десятидневный срок погасить задолженность по теплоснабжению служебной квартиры N 36, расположенной по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, п.г.т. Приморский, ул. Гагарина, д. 10, в которой никто не зарегистрирован; период задолженности за тепловую энергию с ноября 2014 года на 01.06.2018; сумма задолженности 66859,65 руб. Администрацией претензия получена 29.06.2018 (т.д. 1, л.д. 20), однако оставлена без исполнения.
ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" обратилось к Администрации с претензией от 08.10.2018 N 1884, в которой просило оплатить задолженность в сумме 9708,49 руб. за теплоснабжение квартиры N 10, расположенной по адресу: г. Феодосия, ул. Луначарского, д. 4, за период с 01.01.2017 по 30.09.2018. Администрацией претензия получена 11.10.2018 (т.д. 1, л.д. 21), однако оставлена без исполнения.
ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" выставило Администрации счет на оплату тепловой энергии от 04.10.2018 б/н для отопления жилого помещения по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Луначарского, д. 4, кв. 10, за период с 01.01.2017 по 30.09.2018 на сумму 9708,49 руб. (т. 1, л.д. 24).
Общая сумма задолженности Администрации за теплоснабжение вышеуказанных жилых помещений составила 76568,14 руб.
Учитывая, что Администрацией в добровольном порядке задолженность не погашена, ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Феодосия обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд первой инстанции руководствовался нормами Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ), Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК), статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пришел к выводу, что муниципальное образование городской округ Феодосия Республики Крым в лице Администрации в силу закона, а именно - на основании распоряжения Совета Министров Республики Крым от 26.04.2016 N 412-р "О безвозмездной передаче недвижимого имущества из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность" и постановления администрации города Феодосии от 24.03.2017 N 925 "Об изъятии имущества и включении в состав казны" - имеет на праве муниципальной собственности жилые помещения по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, п.г.т. Приморский, ул. Гагарина, д. 10, кв. 36; Республика Крым, г. Феодосия, ул. Луначарского, д. 4, кв. 10. Следовательно, Администрация как орган исполнительной власти, выступающий от имени собственника муниципального имущества, за счет муниципальной казны обязана нести расходы по его содержанию.
Проверив в порядке, установленном главой 34 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в апелляционной жалобе и возражений против апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Предметом иска является требование теплоснабжающей организации к собственнику о взыскании задолженности за тепловую энергию, фактически поставленную в квартиры в многоквартирных домах, следовательно, к спорным правоотношениям применяются, прежде всего, специальные нормы жилищного законодательства и законодательства о теплоснабжении многоквартирных жилых домов (помещений).
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 2 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора, а у собственника жилого помещения - с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что у собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
Момент возникновения права собственности определяется правилами Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 8.1, статьи 218, 219, 223, пункт 4 статьи 212 ГК РФ).
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
Довод апелляционной жалобы относительного того, что спорные помещения не только переданы в муниципальную собственность ответчика, но не приняты в эту собственность, являются необоснованными ввиду следующего.
В силу положений части 3 статьи 7 Закона N 6-ФКЗ Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 01.01.2023 на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Пунктом 2 части 1 статьи 2 Закона N 38-ЗРК предусмотрено, что право коммунальной собственности территориальных громад, возникшее на основании ранее действовавших нормативно-правовых актов, признается собственностью соответствующих муниципальных образований.
Кроме того, Администрацией в адрес ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" с сопроводительным письмом от 27.12.2018 N 2-31/27472/1 направлен реестр (пустующих) жилых и нежилых помещений муниципальной собственности, для уточнения суммы задолженности за представленные услуги и потребление энергоресурсов, в котором в том числе, находятся и жилые помещения по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, п.г.т. Приморский, ул. Гагарина, д. 10, кв. 36; Республика Крым, г. Феодосия, ул. Луначарского, д. 4, кв. 10.
В силу изложенных положений Закона N 38-ЗРК вышеуказанные жилые помещения признаются принадлежащими на праве муниципальной собственности городскому округу Феодосия Республики Крым.
Отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) на вышеуказанные недвижимые объекты не влечет отсутствия самого права, поскольку в данном конкретном случае государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН является не правоустанавливающим, а правоподтверждающим юридическим фактом.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Судом установлено, что истцом не заключались договоры по теплоснабжению указанных в иске квартир.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 2 информационного Письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 4 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Из информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 следует, что отсутствие письменного договора с организацией, индивидуальным предпринимателем, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности своевременно произвести оплату фактически принятой энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 2 статьи 13, части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения.
В соответствии с п. п. 20, 28, 33 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, по договору потребитель обязан оплатить тепловую энергию, поставляемую ему теплоснабжающей организацией.
На основании части 9 статьи 2 Закона о теплоснабжении потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Из анализа вышеизложенных норм следует, что сложившиеся между ресурсоснабжающей организацией и собственником помещения в многоквартирном жалом доме фактические отношения по передаче коммунального ресурса по присоединенной сети, рассматриваются как договорные.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с части 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчик не оспаривает факт поставки тепловой энергии в жилые помещения по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, п.г.т. Приморский, ул. Гагарина, д. 10, кв. 36; Республика Крым, г. Феодосия, ул. Луначарского, д. 4, кв. 10 в период с 2014 по 2018 годы.
Стоимость потребленной энергии истец определил на основании тарифов, утвержденных Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым; представил в материалы дела выписки по лицевым счетам:
- 55+20592 (муниципальная квартира по адресу: п.г.т. Приморский, ул. Гагарина, д. 10, кв. 36) за период с ноября 2014 года по апрель 2018 года на сумму 66859,65 руб.;
- 3+4934 (муниципальная квартира по адресу: г. Феодосия, ул. Луначарского, д. 4, кв. 10) за период с января 2017 года по апрель 2018 года на сумму 9708,49 руб.
Ответчиком обязательства по оплате за тепловую энергии на общую сумму 76568,14 руб. не выполнены.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции разъясняет следующее.
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется главой 24.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию, по которым в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств бюджета муниципального образования.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление от 28.05.2019 N 13), положения главы 24.1 БК РФ разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения.
На финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования - возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования. Минфин России также осуществляет исполнение судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета, а финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы муниципальных образований исполняют судебные акты о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок соответственно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или за счет средств местного бюджета (статья 242.2 БК РФ).
Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 БК РФ), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 БК РФ). Имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 Кодекса), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования.
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен бюджетным законодательством и не может быть произвольно определен судом при изложении резолютивной части судебного акта.
Согласно пункту 19 Постановления от 28.05.2019 N 13 судам следует иметь в виду, что исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в статье 6 БК РФ, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 Кодекса, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
Правила статьи 161 Кодекса, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
Согласно статье 50 Устава муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым (далее - Устав), принятого решением 5-й сессии Феодосийского городского совета 1 созыва от 17.11.2014 N 65, от имени городского округа Феодосия права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет Администрация в пределах полномочий, определенных настоящим Уставом и муниципальными правовыми актами.
В соответствии со статьей 36 Устава к полномочиям Администрации по решению вопросов местного значения относятся: составление и исполнение бюджета городского округа Феодосия, осуществление контроля за его исполнением; пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Феодосия в порядке, установленном Городским советом; организация в границах городского округа Феодосия электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения городского округа Феодосия топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и др. Администрация является органом, осуществляющим исполнение полномочий муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым (собственника квартир).
Обязанность ответчика по перечислению денежных средств возникла в связи с неисполнением гражданско-правового обязательства, а не вследствие причинения вреда (деликта).
Следовательно, эти обязательства не регулируются статьей 242.2 БК РФ, посвященной особенностям исполнения судебных актов по искам к публично-правовым образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Учитывая, что взыскиваемая задолженность возникла на основании гражданско-правовой сделки, подлежит применению статья 242.5 БК РФ, регулирующая исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений.
В соответствии с порядком, предусмотренным статьей 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику, как получателю средств местного бюджета, лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
С учетом изложенного ответчиком по делу является муниципальное образование городской округ Феодосия Республики Крым в лице администрации города Феодосии Республики Крым, а взыскание долга должно быть произведено за счет местного бюджета городской округ Феодосия Республики Крым.
Указанное неправильное применение норм процессуального права (неточное указание ответчика по делу) не привело и не могло привести к принятию неправильного решения, влияющего на субъективные права и обязанности Администрации как лица, выступающего в спорном правоотношении от имени муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым и главного распорядителя бюджетных средств, за счет которых должно быть исполнено денежное обязательство по оплате истцу стоимости потребленной по гражданско-правовому договору тепловой энергии.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
Поскольку заявитель апелляционной жалобы в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в связи с рассмотрением апелляционной жалобы не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.06.2019 по делу N А83-19274/2018 оставить без изменения; апелляционную жалобу администрации города Феодосии Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Баукина |
Судьи |
Н.Ю. Горбунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-19274/2018
Истец: ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМТЕПЛОКОММУНЭНЕРГО" В ГОРОДЕ ФЕОДОСИЯ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Акименко Игорь Алексеевич, Кривцов В. А., ООО "ТЕХНОПАРК-СИТИ", Петраков К. П., Петракова Е. И., Федеральное государственное казенное учреждение "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерство обороны Российской Федерации