г. Санкт-Петербург |
|
26 сентября 2019 г. |
Дело N А56-35793/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): Кутина А.а. по доверенности от 26.03.2018
от ответчика (должника): Бонина М.Ф. по доверенности от 14.12.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20447/2019) ЗАО "ОРТО-С" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2019 по делу N А56-35793/2019(судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ЗАО "ОРТО-С"
к Государственному учреждению - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании незаконным положений аукционной документации
установил:
закрытое акционерное общество "ОРТО-С" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственному учреждению - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Учреждение) о признании незаконными положений аукционной документации (идентификационный код закупки 191781201412078130100100290080000323), содержащихся в пункте 2.1.5 раздела 23 извещения о проведении электронного аукциона требований к исполнителю по указанному государственному контракту: "Осуществлять прием Получателей по всем вопросам изготовления и выдачи Изделий, выполнения гарантийного ремонта Изделий по месту нахождения пунктов приема, организованных Исполнителем на территории Санкт-Петербурга не позднее 1 (одного) дня с момента заключения государственного контракта. Не позднее 1 (одного) дня с момента заключения государственного контракта Исполнитель передает Заказчику документы, подтверждающие право Исполнителя использовать помещения пунктов приема, адреса и графики работы пунктов приема. Количество пунктов - не менее 10 (десяти). Все пункты должны находиться в разных районах Санкт-Петербурга.
...Проход в пункты приема и передвижение по ним должны быть беспрепятственны для Получателей, в случае необходимости пункты приема должны быть оборудованы пандусами для облегчения передвижения Получателей. Пункты приема должны иметь туалетные комнаты, оборудованные для посещения инвалидами, со свободным доступом Получателей...".
Решением суда от 05.06.2019 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Общество имело право на оспаривание положений конкурсной документации. Также, по мнению подателя жалобы, требования, содержащиеся в оспариваемых пунктах конкурсной документации, являются чрезмерными и возлагают на участников аукциона в целом и его победителя в частности нецелесообразную и экономически необоснованную нагрузку по организации такого большого количества пунктов приема при возможности доставки изделий непосредственно на дом получателям за счет исполнителя.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Учреждения против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Государственным учреждением - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на электронной торговой площадке "РТС-Тендер" 11.02.2019 размещено извещение N 0272100000119000018 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви сложной для детей-инвалидов в 2019 году. Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 17 392 752 рублей.
Аукцион состоялся 07.03.2019 со снижением цены контракта на 5%. В связи с тем, что поданная победителем электронного аукциона ООО "Радуга" вторая часть заявки не соответствовала требованиям части 11 статьи 24.1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44- ФЗ), а также требованиям пункта 5 раздела I документации об электронном аукционе, аукцион признан несостоявшимся.
Право на заключение Контракта получил участник закупки, которому присвоен второй номер, с которым 03.04.2019 региональное отделение ФСС заключило государственный контракт на выполнение работ по изготовлению сложной ортопедической обуви для детей-инвалидов в 2019 году N Ф.2016.342877 (далее - Контракт) на сумму 16 610 078,16 рублей.
Как установил суд по материалам дела, контракт по результатам аукциона заключен в пользу третьих лиц (инвалидов), изделия, являющиеся предметом контракта, в распоряжение регионального отделения не передаются, а поставляются напрямую детям - инвалидам, в соответствии с условиями контракта.
Общество участия в закупке не принимало, но обжаловало ее как содержащую, по его мнению, существенные нарушения требований законодательства о контрактной системе.
Заявитель оспаривает пункт 2.1.5. раздела 23 Извещения о проведении электронного аукциона следующего содержания: "Осуществлять прием Получателей по всем вопросам изготовления и выдачи Изделий, выполнения гарантийного ремонта Изделий по месту нахождения пунктов приема, организованных Исполнителем на территории Санкт-Петербурга не позднее 1 (одного) дня с момента заключения государственного контракта. Не позднее 1 (одного) дня с момента заключения государственного контракта Исполнитель передает Заказчику документы, подтверждающие право Исполнителя использовать помещения пунктов приема, адреса и графики работы пунктов приема. Количество пунктов - не менее 10 (десяти). Все пункты должны находиться в разных районах Санкт-Петербурга";
- "Проход в пункты приема и передвижение по ним должны быть беспрепятственны для получателей, в случае необходимости пункты приема должны быть оборудованы пандусами для облегчения передвижения Получателей. Пункты приема должны иметь туалетные комнаты, оборудованные для посещения инвалидами, со свободным доступом получателей".
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Из пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее, в том числе сроки поставки товара.
Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения аукционов регулируется положениями параграфа 2 главы 3 Закона N 44-ФЗ.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
На основании части 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Объектом спорной закупочной процедуры является выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви сложной для детей-инвалидов в 2019 году.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела, суд первой инстанции, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства, исследовав документацию об электронном аукционе, приняв во внимание специфику объекта рассматриваемой закупочной процедуры и руководствуясь положениями Закона N 44-ФЗ, статьей 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 N 240 Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также Приложением N 2 Приказа Минздравсоцразвития России от 21.08.2008 N 439н "Об утверждении форм уведомления о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, направления на их получение либо изготовление, специального талона и именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями", пришел к правомерному выводу о соответствии закону оспариваемых положений.
На основании анализа положений приведенных актов, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание мотивированные заказчиком потребности в установлении в закупочной документации требований о наличии у исполнителя документов, подтверждающих право использования помещений для организации не менее десяти пунктов приема в разных районах Санкт-Петербурга, оборудованных пандусами, туалетными комнатами, обеспечивающими доступ инвалидам. Означенные требования, равно как требования об организации порядка приема получателей (время работы, максимальное время ожидания в очереди, количество пунктов) обоснованы заказчиком необходимостью соблюдения требований Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а само проведение закупки обусловлено выполнением заказчиком возложенных на него обязанностей.
С учетом изложенного, следует согласиться с выводом суда об отсутствии доказательств наличия в действиях регионального отделения каких-либо нарушений правил, установленных Законом N 44-ФЗ.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
Исходя из анализа положений части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, считающий незаконными положения закупочной документации, вправе обжаловать их вне зависимости от факта подачи заявки на участие в закупке, при этом такая жалоба может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.
Поскольку дата окончания срока подачи заявок определена 07.03.2019, а Общество, как усматривается из материалов дела, обратилось в суд с жалобой на положения аукционной документации 28.03.2019, т.е. с пропуском срока, установленного частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Означенное обстоятельство, применительно к предусмотренному названной нормой порядку обжалования, влечет отказ антимонопольного органа, являющегося контрольным органом в сфере закупок, от рассмотрения поданной с пропуском срока жалобы. Поскольку АПК РФ соответствующих положений не содержит, суд пришел к выводу о том, что пропуск срока исключает удовлетворение заявленных требований.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы Общества, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
По мнению апелляционной коллегии, судом правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2019 по делу N А56-35793/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-35793/2019
Истец: ЗАО "ОРТО-С"
Ответчик: ГУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ