г. Самара |
|
03 октября 2019 г. |
Дело N А65-16881/2019 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Романенко С.Ш.,
без вызова сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Шалимова Артема Александровича на резолютивную часть решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 августа 2019 года (мотивированное решение от 21 августа 2019 года), принятое в порядке упрощенного производства по делу N А65-16881/2019 (судья Андреев К.П.),
по иску Общероссийской общественной организации "Российское Авторское Общество" (РАО) (ОГРН 1027739102654, ИНН 7703030403),
к индивидуальному предпринимателю Шалимову Артему Александровичу (ОГРН 312165013200117, ИНН 165046731229),
о взыскании 220000.00 руб. компенсации за нарушение исключительных прав на произведения
УСТАНОВИЛ:
Общероссийская общественная организация "Российское Авторское Общество" обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Индивидуальному предпринимателю Шалимову Артему Александровичу, г.Набережные Челны (ОГРН 312165013200117, ИНН 165046731229) о взыскании 220000.00 руб. компенсации за нарушение исключительных прав на произведения:
1. "The Cave" (Пещера), время звучания на записи 05.05-07.47 | ||||||
Творческая роль |
Авторы |
Общество/Правообладатели |
Сведения о регистрации |
|||
К |
Heil Reinhold Е |
Автор член иностранного ОКУП - GEMA (Германия) |
Договор между РАО и GEMA от 06.04.1995 г. |
|||
К |
Tykwer Tom |
Автор член иностранного ОКУП -GEMA (Германия) |
Договор между РАО и GEMA от 06.04.1995 г. |
|||
к |
Klimek Johnny |
Автор член иностранного ОКУП -GEMA (Германия) |
Договор между РАО и GEMA от 06.04.1995 г. |
|||
2. "Natural" (Натуральный), время звучания на записи 13:40 - 16.20. | ||||||
Творческая роль |
Авторы |
Общество/Правообладатели |
Сведения о регистрации |
|||
АТК |
Trantert Justin Drew |
Автор член иностранного ОКУП BMI-(США) |
Договор между РАО и BMI от 10.01.1996 г. |
|||
АТК |
Larsson Mattias Per |
Автор член иностранного ОКУП ST1M (Швеция) |
Договор между РАО и STIM от 12.10.1994 г. |
|||
АТК |
Fredriksson Robin Lennart |
Автор член иностранного ОКУП ST1M (Швеция) |
Договор между РАО и ST1M от 12.10.1994 г. |
|||
АТК |
Reynolds Daniel Coulter |
Автор член иностранного ОКУП BMI - (США) |
Договор между РАО и BMI от 10.01.1996 г. |
|||
АТК |
Sermon Daniel Wayne |
Автор член иностранного ОКУП BMI-(США) |
Договор между РАО и BMI от 10.01.1996 г. |
|||
АТК |
Mckee Benjmin Arthur |
Автор член иностранного ОКУП BMI-(США) |
Договор между РАО и BMI от 10.01.1996 г. |
|||
3. "Kids In The Dark" (Дети в темноте), время звучания на записи 16:28 - 20:00. | ||||||
Творческая роль |
Авторы |
Общество/Правообладатели |
Сведения о регистрации |
|||
АТК |
Gaskarth Alexander Wiliam |
Автор член иностранного ОКУП BMI- (США) |
Договор между РАО и BMI от 10.01.1996 г. |
|||
АТК |
Green Michael Joseph |
Автор член иностранного ОКУП BMI - (США) |
Договор между РАО и BMI от 10.01.1996 г. |
|||
4. "Land of the free" (Земля свободных), время звучания на записи 20:46-24:30. | ||||||
Творческая роль |
Авторы |
Общество/Правообладатели |
Сведения о регистрации |
|||
АТК |
Hansen Kai |
Автор член иностранного ОКУП - GEMA (Германия) |
Договор между РАО и GEMA от 06.04.1995 г. |
|||
5. "Times Like These" (Такие времена), время звучания на записи 24:48-28:20. | ||||||
Творческая |
Авторы |
Общество/П р ав ооб л а д ател и |
Сведения о регистрации |
|||
роль |
|
|
|
|||
ATK |
Theodore АН |
Автор член иностранного ОКУП BMI -(США) |
Договор между РАО и BMI от 10.01.1996 г. |
|||
ATK |
Danziger Zachary |
Автор член иностранного ОКУП BMI - (США) |
Договор между РАО и BMI от 10.01.1996 г. |
|||
ATK |
Alfieri Vincent Thomas |
Автор член иностранного ОКУП BMI - (США) |
Договор между РАО и ВМ1 от 10.01.1996 г. |
|||
6. "Shotgum", (Дробовик) время звучания на записи 29:15 -31:44. | ||||||
Творческая роль |
Авторы |
Общество/Правообладатели |
Сведения о регистрации |
|||
АТК |
Fagerholm Ardis |
Автор член иностранного ОКУП STIM (Швеция) |
Договор между РАО и STIM от 12.10.1994 г. |
|||
7. "Plug in baby", (Подключи ребенка) время звучания на записи 39:36 - 42.22 | ||||||
Творческая роль |
Авторы |
Общество/Правообладатели |
Сведения о регистрации |
|||
АТК |
Bellamy Matthew James |
Автор член иностранного ОКУП BMI - (США) |
Договор между РАО и BMI от 10.01.1996 г. |
|||
8. "Knock Me Off My", (Сбить меня с толку) время звучания на записи 36:50-38:50. | ||||||
Творческая роль |
Авторы |
Общество/Правообладатели |
Сведения о регистрации |
|||
АТК |
Edwards Timothy Andrew |
Автор член иностранного ОКУП SESAC (США) |
Договор между РАО и SESAC от 29.01.1999 г. |
|||
АТК |
Chisholm Elizabeth I |
Carmack Aaron К. |
Договор между РАО и ASCAP от 01.03.1995 г. |
|||
9. "Buddy holly", время звучания на записи 39:36 -42:22. | ||||||
Творческая роль |
Авторы |
Общество/Правообладатели |
Сведения о регистрации |
|||
АТК |
Cuomo Rivers |
Автор член иностранного ОКУП PRS (Великобритания) |
Договор между РАО и PRS от 01.01.1995 г. |
|||
10. "UGN", время звучания на записи 47:00 - 49:50. | ||||||
Творческая роль |
Авторы |
Общество/Правообладатели |
Сведения о регистрации |
|||
АТК |
Carmack Aaron К |
Автор член иностранного ОКУП ASCAP (США) |
Договор между РАО и ASCAP от 01.03.1995 г. |
|||
11. "Onto" of the world", (На вершине мира) время звучания на записи 53.13 - 54.42 | ||||||
Творческая роль |
Авторы |
Общество/П равообладател и |
Сведения о регистрации |
|||
АТК |
Gillan Lan |
Автор член иностранного ОКУП PRS (Великобритания) |
Договор между РАО и PRS от 01.01.1995 г. |
|||
АТК |
Paice Lan Anderson |
Автор член иностранного ОКУП PRS (Великобритания) |
Договор между РАО и PRS от 01.01.1995 г. |
|||
АТК |
Airey Donald Smith |
Автор член иностранного ОКУП PRS (Великобритания) |
Договор между РАО и PRS от 01.01.1995 г. |
|||
АТК |
Morse Steven J |
Автор член иностранного ОКУП BMI- (США) |
Договор между РАО и BMI от 10.01.1996 г. |
|||
АТК |
Glover Roger David |
Автор член иностранного ОКУП PRS (Великобритания) |
Договор между РАО и PRS от 01.01.1995 г. |
|||
АТК |
Ezrin Robert Alan |
Автор член иностранного ОКУП SOCAN (Канада) |
Договор между РАО и SOCAN от 27.10.1994 г. |
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 августа 2019 года исковые требования удовлетворены частично. С Индивидуального предпринимателя Шалимова Артема Александровича в пользу Общероссийской общественной организации "Российское Авторское Общество" 110 000 рублей компенсации за нарушение исключительных прав на произведения, 3 700 рублей в возмещение расходов на уплату государственной пошлины. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, уменьшить размер взыскиваемой с истца в пользу ответчика компенсации за нарушение прав на произведение.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Ответчик считает, что заявленные исковые требования носят чрезмерный характер.
В соответствии с требованиями статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается без вызова сторон.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
В настоящем деле обстоятельств, свидетельствующих о необходимости проведения судебного заседания при рассмотрении апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции - не усматривается.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в помещении крафт-бара "Рыжий рорри", принадлежащего ответчику, осуществлено публичное исполнение 7 музыкальных произведений с помощью технического средства.
Суд, исследовав видеозапись, в которой зафиксирован факт контрольного прослушивания, пришел к выводу, что источником звука являлись технические средства, размещенные в помещении крафт-бара.
С целью установления факта использования произведений из репертуара Российского авторского общества 06.04.2019 представителем истца Сафиным Рафисом Шагимардановичем, действующим на основании доверенности N 1116/0195/4 (с) от 29.12.2018, выданной истцом, осуществлена видеозапись в помещении крафт бара "Рыжий рорри" по адресу: г. Набережные Челны, Проспект Вахитова, д.54 Г.
Как следует из видеозаписи, вход в помещение бесплатный, в указанном помещении осуществлялось публичное исполнение музыкальных произведений с помощью технических средств.
Согласно акту расшифровки записи музыкальных произведений от 10.04.2019, составленному Хайрутдиновым Зуфаром Гильмутдиновичем, установлено, что на ней записаны выше указанные, охраняемые музыкальные произведения.
Факт исполнения указанных произведений в помещении крафт бара "Рыжий рорри" принадлежащего ответчику, подтверждается актом расшифровки записи музыкальных произведений от 10.04.2019, видеозаписью контрольного прослушивания, чеком от 06.04.2019.
19.04.2019 г. в адрес ответчика была направлена претензия с требованием выплаты компенсации. Поскольку ответчик требования претензии не исполнил, истец обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.5 ст. 1242 ГК РФ организации по управлению правами на коллективной основе вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе. Аккредитованная организация (статья 1244) также вправе от имени неопределенного круга правообладателей предъявлять требования в суде, необходимые для защиты прав, управление которыми осуществляет такая организация.
Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия N 15 от 15.08.2003 истец аккредитован в качестве организации, осуществляющей управление правами, сбор, распределение и выплату вознаграждения деятельность в сфере осуществления прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения, о чем выдано свидетельство о государственной аккредитации организации по управлению правами на коллективной основе N РОК-02/08 от 24.12.2008 сроком на 5 лет.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации N 1164 от 15.08.2013 истец аккредитован в качестве организации, осуществляющей коллективное управление авторскими и смежными правами, на осуществление деятельности в сфере управления исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, что подтверждается свидетельством о государственной аккредитации организации по управлению правами на коллективной основе N МК-01/13 от 23.08.2013, сроком действия 10 лет.
В силу ч.1 ст. 1231 ГК РФ на территории Российской Федерации действуют исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, установленные международными договорами Российской Федерации и настоящим Кодексом.
С 27.05.1973 Российская Федерация является участником Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 года, а с 13.03.1995 - Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений 1886 года Международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Согласно ч.1 ст. 5 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 в отношении произведений, по которым авторам предоставляется охрана в силу настоящей Конвенции, авторы пользуются в странах Союза, кроме страны происхождения произведения, правами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены в дальнейшем соответствующими законами этих стран своим гражданам.
Таким образом, действие государственной аккредитации Российского авторского общества распространяется как на произведения российских авторов, так и на произведения иностранных авторов.
Уставом ООО "Российское Авторское Общество" также предусмотрено, что основной целью деятельности данной организации является реализация и защита авторских прав, в том числе путем управления имущественными правами на коллективной основе.
В силу пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" аккредитованная организация (статья 1244 ГК РФ) действует без доверенности, подтверждая свое право на обращение в суд за защитой прав конкретного правообладателя (или неопределенного круга лиц в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 5 статьи 1242 ГК РФ) свидетельством о государственной аккредитации.
Таким образом, истец имеет право на предъявление указанного иска в защиту конкретных правообладателей.
В соответствии с п.1 ч.2 ст. 1255, ч.1 ст. 1270 ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение).
Согласно разъяснениям, изложенным в п.32 постановления от 26.03.2009 N 5/29, в силу подпункта 6 пункта 2 статьи 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации использованием произведения считается в числе прочего его публичное исполнение, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи (который определяется судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела), независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.
Лицом, осуществляющим публичное исполнение произведения (в том числе при его представлении в живом исполнении), является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, то есть лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия.
Передача организации эфирного или кабельного вещания в соответствии со статьями 1303, 1304, 1330 Гражданского кодекса Российской Федерации является объектом смежных прав таких организаций. Использование музыкального произведения допускается при условии выплаты исполнителю вознаграждения. Право на получение вознаграждения является неотъемлемой частью исключительного права исполнителя на использование исполнения, и невыполнение этого требования должно квалифицироваться как нарушение смежных прав.
В силу ч.1 ст. 1259 ГК РФ музыкальные произведения с текстом или без текста являются объектами авторских прав.
Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности, публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения (п.6 ч.2 ст. 1270 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если данным Кодексом не предусмотрено иное.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными данным Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную данным Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается данным Кодексом.
В п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2006 года N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах" разъяснено, что истец обязан доказать факт принадлежности ему авторского права и (или) смежных прав или права на их защиту, а также факт использования данных прав ответчиком. В свою очередь, ответчик обязан доказать выполнение им требований указанного закона при использовании произведений и (или) объектов смежных прав. В противном случае физическое или юридическое лицо признается нарушителем авторского права и (или) смежных прав, и для него наступает гражданско-правовая ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.2 ст. 64 АПК РФ в качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио - и видеозаписи и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Ведение видеозаписи (в том числе, и скрытой камерой) в местах, очевидно и явно открытых для общего посещения и не исключенных в силу закона или правового обычая от использования видеозаписи, является элементом самозащиты гражданского права, что соответствует ст. 14 ГК РФ и корреспондирует ч.2 ст. 45 Конституции Российской Федерации, согласно которой, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В силу пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о защите нарушенных интеллектуальных прав судам следует учитывать, что законом не установлен перечень допустимых доказательств, на основании которых устанавливается факт нарушения (статья 55 ГПК РФ, статья 64 АПК РФ). Поэтому при разрешении вопроса о том, имел ли место такой факт, суд в силу статей 55 и 60 ГПК РФ, статей 64 и 68 АПК РФ вправе принять любые средства доказывания, предусмотренные процессуальным законодательством, в том числе полученные с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в частности сети "Интернет".
Факт неправомерного распространения контрафактных материальных носителей в рамках договора розничной купли-продажи может быть установлен не только путем представления кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, а также заслушивания свидетельских показаний (статья 493 ГК РФ), но и на основании иных доказательств, например аудио- или видеозаписи.
Для признания аудио- или видеозаписи допустимым доказательством согласия на проведение аудиозаписи или видеосъемки того лица, в отношении которого они производятся, не требуется.
Учитывая изложенные обстоятельства, арбитражный суд правомерно принял указанные доказательства в качестве допустимого, так как они не противоречат нормам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Суда по интеллектуальным правам от 13.02.2014 года по делу N А65-21481/2012, от 15.01.2014 года по делу N А65-5494/2013, от 24.02.2014 года по делу N А53-35230/2012).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 29 от 26.03.2009 года "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ" лицом, осуществляющим публичное исполнение произведения (в том числе при его представлении в живом исполнении), является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, то есть лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия.
Ответчик без согласия правообладателей воспроизводил музыкальные произведения с помощью технических средств, размещенных в помещении столовой, то есть, в месте, открытом для свободного посещения, что по смыслу действующего гражданского законодательства является публичным исполнением произведения (аналогичная правовая позиция изложена в определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 10.06.2013 года N ВАС-6715/13, постановлении Суда по интеллектуальным правам от 24.02.2014 года по делу N А53-35230/2012 и постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2013 года по делу N А53-35230/2012, а также согласуется с позицией, изложенной в определении Верховного суда РФ от 12.03.2013 года N 24-КГ13-1).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности: публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.
Следовательно, организация в месте, открытом для свободного посещения, публичного исполнения музыкальных произведений с помощью технического средства по смыслу действующего гражданского законодательства является использованием произведения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 93 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" в силу подпункта 6 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ использованием произведения считается в числе прочего его публичное исполнение, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи (который определяется судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела), независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.
Лицом, осуществляющим публичное исполнение произведения, является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, то есть лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия.
Лицо, организующее публичное исполнение, должно заключить договор о предоставлении ему права на публичное исполнение произведения с правообладателем или организацией по управлению правами на коллективной основе и выплачивать полагающееся вознаграждение.
Публичное исполнение произведения требует получения согласия правообладателя или организации по управлению правами на коллективной основе независимо от того, осуществляется такое исполнение за плату или бесплатно (пункт 2 статьи 1270 ГК РФ), а также от того, является представление произведения (или организация представления произведения) основным видом деятельности или же представляет собой звуковое сопровождение иной деятельности (например, в кафе, ресторанах, торговых центрах, на территории спортивных объектов и т.п.).
Ответчик без согласия правообладателей воспроизводил музыкальные произведения с помощью технических средств, размещенных в помещении кафе, то есть, в месте, открытом для свободного посещения, что по смыслу действующего гражданского законодательства является публичным исполнением произведения.
Поскольку ответчиком доказательств заключения лицензионных договоров в порядке, предусмотренном статьями 1233, 1243 Гражданского кодекса Российской Федерации не представлено, то спорные произведения использованы им неправомерно.
В силу ст. 1301 ГК РФ в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с ч.3 ст. 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда; в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.
В соответствии с пунктами 61, 62 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", заявляя требование о взыскании компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда, истец должен представить обоснование размера взыскиваемой суммы (пункт 6 части 2 статьи 131, абзац восьмой статьи 132 ГПК РФ, пункт 7 части 2 статьи 125 АПК РФ), подтверждающее, по его мнению, соразмерность требуемой им суммы компенсации допущенному нарушению, за исключением требования о взыскании компенсации в минимальном размере.
Рассматривая дела о взыскании компенсации, суд, по общему правилу, определяет ее размер в пределах, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (абзац второй пункта 3 статьи 1252).
По требованиям о взыскании компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей суд определяет сумму компенсации исходя из представленных сторонами доказательств не выше заявленного истцом требования.
Суд определяет размер подлежащей взысканию компенсации и принимает решение (статья 196 ГПК РФ, статья 168 АПК РФ), учитывая, что истец представляет доказательства, обосновывающие размер компенсации (абзац пятый статьи 132, пункт 1 части 1 статьи 149 ГПК РФ, пункт 3 части 1 статьи 126 АПК РФ), а ответчик вправе оспорить как факт нарушения, так и размер требуемой истцом компенсации (пункты 2 и 3 части 2 статьи 149 ГПК РФ, пункт 3 части 5 статьи 131 АПК РФ).
При этом в соответствии с абзацем 5 пункта 1 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации объектами авторских прав являются, в частности, музыкальные произведения с текстом или без текста.
Гражданским законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность за нарушение исключительных прав на произведение в целом. В соответствии с пунктом 2 статьи 1258 Гражданского кодекса Российской Федерации произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно.
Как установлено арбитражным судом ответчик осуществлял бездоговорное использование 11 музыкальных произведений.
При этом, как следует искового заявления сумма иска (размер компенсации) определена истцом исходя из 20 000 рублей за каждое музыкальное произведение, согласно Постановлению Авторского совета РАО Протокол N 2 от 24.04.2014.
Пунктом 6 информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.12.2007 N 122 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности" разъяснено и следует из статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, что компенсация подлежит взысканию с лица, нарушившего исключительное право на использование произведения, если оно не докажет отсутствие своей вины в этом нарушении.
В нарушение положений ст. 65 АПК РФ ответчик не представил доказательств отсутствия вины в рассматриваемом нарушении исключительного права на использование произведения, равно как и не представил доказательств правомерного использования спорных музыкальных произведений.
Ответчик в суде первой инстанции не заявил о снижении размера компенсации.
Таким образом, суд первой инстанции, учитывая количество публичного исполнения музыкальных произведений и минимальный размер компенсации, установленный статьей 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также исходя из разового характера нарушения, степени вины нарушителя, правомерно посчитал возможным снизить сумму компенсации до 110 000 рублей, из расчета 10 000 рублей за одно произведение, как обоснованную и отвечающую принципам разумности и справедливости..
Доводы ответчика судом отклонены и признаны необоснованными. Предпринимателем не представлены доказательства наличия у него права на использование названных товарных знаков.
Факт нарушения ответчиком прав истца на товарные знаки путем реализации контрафактного товара подтвержден совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств и иное толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений судом норм права, которые могли повлиять на исход дела.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных в дело доказательств, соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 101, 110, 229, 266, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 августа 2019 года (резолютивную часть от 02 августа 2019 года), принятое в порядке упрощенного производства по делу N А65-16881/2019 - оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Шалимова Артема Александровича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Суд по интеллектуальным правам через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.Ш. Романенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-16881/2019
Истец: Общероссийская "Российское Авторское Общество" РАО, г.Казань, Общероссийская "Российское Авторское Общество" РАО, г.Москва
Ответчик: ИП Шалимов Артем Александрович, г.Набережные Челны