г. Санкт-Петербург |
|
03 октября 2019 г. |
Дело N А56-17681/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Будылева М.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу 13АП-16261/2019) закрытое акционерное общество "НЕВИНПАТ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.05.2019 по делу N А56-17681/2019 (судья Е.О. Карманова), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга (далее - Истец) обратилось в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "НЕВИНПАТ" (далее - Ответчик) с требованием о взыскании 15 578 руб. 28 коп. в возмещение убытков, возникшие в связи с несвоевременным представлением сведений за февраль 2017 в Пенсионный фонд Российской Федерации, повлекших незаконную выплату пенсии в завышенном размере Птичкиной Ольге Андреевне за период с 01.05.2017 по 31.10.2018.
Решением арбитражного суда в виде резолютивной части от 12.04.2019 требования удовлетворены в полном объеме. Полный текст решения изготовлен 27.05.2019.
В апелляционной жалобе Ответчик просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представитель истца с жалобой не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в обжалуемой Истцом части в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК Российской Федерации, без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам, в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дела в порядке упрощенного производства рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными главой 29 Кодекса (часть 1 статьи 226 АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Ответчик выступает страхователем по обязательному пенсионному страхованию и зарегистрировано в Государственном учреждении - Управлении пенсионного фонда Российской федерации в Адмиралтейском районе (далее - Управление) в качестве плательщика страховых взносов. Птичкина Ольга Андреевна состоит на учете в Управлении и является получателем страховой пенсии по старости. Протоколом от 23.01.2019 г. N 101 выявлен факт излишней выплаты страховой пенсии Птичкиной О.А. за период с 01.05.2017 г. по 31.10.2018 г. в размере 15 578 руб. 28 коп.
Вины пенсионера в образовании переплаты пенсии Истцом не установлено.
Переплата пенсии возникла по вине страхователя (работодателя) в связи с тем, что представленные сведения Ответчиком, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за февраль 2017, содержащие информацию о факте работы гр. Птичкиной О.А., представлены позже срока. 05.10.2018 от Ответчика по телекоммуникационным каналам связи поступила форма СЗВ-М с указанием отчетного периода "02-й месяц".
Данные сведения были автоматически приняты проверочным модулем, что подтверждается Уведомлением о приеме. Дата окончания приема формы СЗВ-М за период: февраль 2017 г. - 15 марта 2017 г.
Таким образом, Ответчиком нарушен установленный законом срок для подачи сведений. Несвоевременное представление сведений работодателем на пенсионера Птичкину О.А. сведений индивидуального (персонифицированного) учета, повлекло неправомерную выплату ему пенсии в завышенном размере и возникновение материального ущерба Пенсионному фонду.
В целях соблюдения досудебного порядка Истцом в адрес Ответчика было направлено письмо от 07.12.2018, в котором Ответчику было предложено в добровольном порядке погасить образовавшуюся сумму переплаты, требование Истца было оставлено без удовлетворения, что и явилось основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, полагает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон N 400-ФЗ) и ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N167-ФЗ) назначение, перерасчет и выплата трудовых пенсий, а также контроль за правильностью представления и достоверностью сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 14 Закона N 167-ФЗ страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика (органы Пенсионного фонда) документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения в Пенсионный фонд о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе о гражданах, принятых на работу либо уволенных с нее в отчетном месяце по форме СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах".
В соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) зачета в системе обязательного пенсионного страхования.
На основании ч. 3 ст. 28 Федерального закона N 400-ФЗ в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок возмещения средств предусмотрен положениями статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым: лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Спорная сумма страховой пенсии является неосновательным обогащением пенсионера поскольку излишне выплачена Управлением, в связи с отсутствием сведений индивидуального (персонифицированного) учета от Страхователя о факте работы застрахованных лиц.
В соответствии с ст. 16 Федерального закона N 167-ФЗ средства бюджета ПФР являются федеральной собственностью.
При не перечислении страхователями страховых взносов в ПФР нарушаются права застрахованных лиц на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, соответственно взыскание в судебном порядке недоимки по страховым взносам в ПФР; есть ни что иное, как защита государственных интересов в области государственного пенсионного обеспечения граждан - принципа, зафиксированного ст. 39 Конституции Российской Федерации.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что сумма неосновательного обогащения является материальным ущербом, причиненным федеральному бюджету и бюджету ПФР в результате непредставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета страхователем.
Указанными положениями Законов N 173-ФЗ и N 400-ФЗ не исключается ответственность работодателя по возмещению пенсионному фонду причиненного ущерба, если к возникновению названного ущерба привели виновные действия работодателя.
В пункте 17 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" о дополнительной ответственности работодателя в виде возмещения ущерба в размере излишне выплаченных сумм пенсии по отношению к ответственности работника, описывается ситуация, когда в связи с неисполнением соответствующей обязанности как работодателем, так и работником указанный ущерб подлежал взысканию в первую очередь именно с работника, однако в связи с невозможностью такого возмещения в силу определенных обстоятельств непосредственно работником (как виновным лицом, причинившим ущерб) обязанность по возмещению ущерба возлагается на работодателя. Таким образом, одним из существенных обстоятельств, имеющим значение для правильного разрешения возникшего спора, является установление виновного лица, чьи действия повлекли за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, которым в силу названных положений статьи 25 Закона N 173-ФЗ и статьи 28 Закона N 400-ФЗ может являться как работодатель, так и работник (пенсионер).
В силу части 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Статьей 1082 ГК РФ предусмотрено, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения своих прав, причинно-следственную связь между возникшим вредом (убытками) и действиями причинителя вреда, а также размер убытков. Доказыванию подлежит каждый элемент убытков.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности заявленных фондом требований.
Факт несвоевременного представления сведений за февраль 2017 г., повлекший незаконную выплату пенсии в завышенном размере Птичкиной О.А подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и Ответчиком не оспаривается.
Однако судом первой инстанции не учтено следующее.
Оценив в порядке статьей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы настоящего дела доказательства, апелляционный суд пришел к выводу о необоснованности иска в части в связи с представлением доказательств отсутствия вины ответчика.
С 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" (далее - Закон N 385-ФЗ).
В статье 2 этого закона статья 11 Закона N 27-ФЗ дополнена пунктом 2.2.
Из его содержания следует, что страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика. Данное положение вступило в силу с 01.04.2016 (часть 2 статьи 9 Закона N 385-ФЗ).
Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, указанные в пункте 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации (пункт 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Указанные сведения подаются страхователем по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п. Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н утверждена "Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах".
В пункте 24 Инструкции предусмотрено, что страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сведения представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ. Индивидуальные сведения представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.
Таким образом, сведения по форме СЗВ-М за февраль 2017 года ответчик должен был представить истцу не позднее 15.03.2017.
В обоснование заявленных требований фонд указал, что учреждение несвоевременно представило сведения по форме СЗВ-М за февраль 2017 года (сведения за этот месяц представлены 01.05.2017).
Несвоевременное предоставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета повлекло неправомерную выплату третьим лицам пенсии в завышенном размере и возникновение материального ущерба у истца.
Ответчик не оспаривал, что сведения по форме СЗВ-М за февраль 2017 года не были представлены в указанные выше сроки.
Вместе с тем, в качестве обстоятельства, подтверждающего отсутствие вины, указал, что в последующем сведений индивидуального (персонифицированного) учета за март, апрель 2017 года и т.д. представлялись ежемесячно и в предусмотренные действующим законодательством сроки, поэтому у фонда отсутствовали основания излишнего начисления и выплаты пенсии.
Представленными в дело протоколами входного контроля подтверждается, что сведения по форме СЗВ-М за последующие месяцы, представлялись в фонд своевременно.
Тем самым истец располагал сведениями о работе пенсионеров в учреждении, исходя из сданных отчетов по форме СЗВ-М за указанные выше периоды, однако выплачивал в соответствии с приведенными нормами пенсионерам длительное время (в период с 01.05.2017 по 31.10.2018 - соответственно) страховую пенсию в излишнем размере. Данное обстоятельство истцом не оспаривается.
При наличии своевременно представленных учреждением сведений по форме СЗВМ за последующие периоды и квартальных отчетов по форме РСВ-1 фонд должен был направить в адрес ответчика требование о предоставлении отчетности за февраль 2017 года.
Соответствующее право в спорный период было ему предоставлено Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н (пункты 40, 41, 68) Статья 3 Закона N 385-ФЗ дополнила Закон N 400 статьей 26.1, в которой урегулирован порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности.
Статья 26.1 Закона N 400 вступила в законную силу с 1 января 2016 года, за исключением частей 4-10 (абз. 6-12 п. 2 ст. 3 Закона N 385-ФЗ), которые вступили в действие с 1 мая 2016 года (части 1, 3 статьи 9 Закона N 385-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26.1 Закона N 400 пенсионерам, осуществляющим работу_, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - обязательному пенсионному страхованию), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом_ выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии_ и корректировки размера страховой пенсии_, имеющих место в период осуществления работы_
В соответствии с частью 3 статьи 26.1 Закона N 400 (в ред. от 01.01.2016) пенсионерам, прекратившим осуществление работы_, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом_, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии_ и корректировки размера страховой пенсии_, имевших место в период осуществления работы_
Из содержания этих норм следует, что выплата индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) поставлена в зависимости от осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, поскольку право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер. Как было указано выше, сведения осуществляет ли пенсионер работу и (или) иную деятельность фонд получает от страхователя, который представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера по форме СЗВ-М.
При этом в силу части 4 статьи 26.1 Закона N 400 уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы возложено на фонд (в данном случае на истца), который обязан ежемесячно проверять это обстоятельство на основании формы СЗВ-М, которую в свою очередь, ежемесячно, обязан представлять страхователь (в данном случае ответчик).
Порядок принятия решения о наличии оснований для начала (прекращения) выплаты индексации и срок для начала (прекращения) выплаты индексации, указаны в частях 6, 7 статьи 26.1 Закона N 400.
Согласно части 6 статьи 26.1 Закона N 400 решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
В соответствии с частью 7 статьи 26.1 Закона N 400 суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
Порядок действий фонда, в случае выявления обстоятельств, влекущих необходимость увеличения или уменьшения сумм, подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, указаны соответственно в частях 9 или 10 статьи 26.1 Закона N 400.
В данном случае истец выявил обстоятельства, влекущего уменьшение сумм начисленной пенсии, поскольку из-за своевременного непредставления ответчиком сведений по форме СЗВ-М страховая пенсия и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) были исчислены и выплачены с учетом индексации, т.е. в большем размере, чем это было предусмотрено для пенсионера.
В части 10 статьи 26.1 Закона N 400 указано, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В указанном случае удержание не производится по причине отсутствия вины со стороны пенсионера. Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н утверждены "Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии" (далее - Правила N 885н).
Согласно пункту 84 Правил N 885н выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 85 Правил N 885н определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В пункте 86 Правил N 885н предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В силу пункта 88 Правил N 885н, в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 настоящих Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил N 885н).
Из содержания приведенных пунктов Правил N 885н следует, что выплата неработающим пенсионерам, индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения. Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ (пункт 88 Правил N 885н).
В пункте 90 Правил N 885н указано, что в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 настоящих Правил, без удержания за прошлое время.
Таким образом, вина ответчика имеется только в причинении ущерба за май 2017 года в размере 846,97 рублей, поскольку уже следующие сведения по форме СЗВ-М за март 2017 года предоставлены истцу своевременно и в них указано, что третье лицо осуществляло работу.
Последующие сведения по форме СЗВ-М также представлены ответчиком в сроки, установленные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции Закона N 385-ФЗ.
Фонд не был лишен возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за март 2017 года, полученных в апреле 2017, уже в мае 2017 года принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии.
Аналогичная правовая позиция сформулирована в постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.09.2018 по делу N А42-9862/2017, от 14.11.2018 по делу N А42-9433/2017.
Кроме того, застрахованное лицо, вправе прекратить трудовые отношения со страхователем, а в следующем месяце повторно заключить трудовой договор.
В этом случае, непредставление сведений о физическом лице, прекратившем трудовую деятельность, будет являться правовым основанием для выплаты индексации, и последующее (в следующем месяце) устройство на работу к тому же работодателю не свидетельствует об излишней выплате Пенсионным фондом денежных средств.
Факт отсутствия увольнения и дальнейшего трудоустройства физического лица, может быть опровергнут исключительно предоставлением сведений за соответствующий период в отношении конкретного лица, либо отчетностью по форме РСВ-1.
Таким образом, учитывая, что фондом не доказана совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на учреждение ответственности в виде возмещения убытков, оснований для удовлетворения иска в полном объеме не имеется.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит изменению, а заявленные фондом требования - удовлетворению частично.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.05.2019 по делу N А56-17681/2019 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
Взыскать с закрытое акционерное общество "НЕВИНПАТ" в пользу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга 846, 97 руб. убытков.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-17681/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВО ФРУНЗЕНСКОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Ответчик: ЗАО "НЕВИНПАТ"