город Ростов-на-Дону |
|
04 октября 2019 г. |
дело N А53-7263/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ильиной М.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителей истца Жуковой Т.Н. по доверенности от 09.01.2019, Добряковой К.С. по доверенности от 01.02.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница N 1", г. Волгодонск Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.07.2019 по делу N А53-7263/2019 (судья Твердой А.А.) по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области к ответчику муниципальному учреждению здравоохранения "Городская больница N 1", г. Волгодонск Ростовской области о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ростовской области (далее - истец, ТФОМС Ростовской области, фонд) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к муниципальному учреждению здравоохранения "Городская больница N 1", г. Волгодонск Ростовской области (далее - ответчик, учреждение) о взыскании средств, использованных не по целевому назначению в размере 910 972 рубля 73 копейки, пени в размере 173 763 рубля.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.07.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему:
- проверяемым периодом в акте проверки значится 01.04.2016-31.03.2017, тогда как фактически проверка затронула 2015 год;
- ответчик обращался к администрации с заявлением о выделении дополнительных бюджетных ассигнований для оплаты земельного налога за период 2015 и 2016 года, однако средства были выделены только на оплату земельного налога за 2016 год;
- ставка рефинансирования указана судом неверно.
Истец с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители истца поддержали доводы отзыва, ответчик явку не обеспечил, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ростовской области осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии (п. 12 ч. 7 ст. 34 Федерального закона N 326-ФЗ от 29.11.2010 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
В соответствии с Положением о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями (утв. Приказом ФОМС N 73 от 16.04.2012), а также Приказом ТФОМС Ростовской области N 11-205 от 17.04.2017 фондом была проведена тематическая проверка использования средств ОМС в МУЗ "Городская больница N 1" г. Волгодонска Ростовской области за период с 01.04.2016 по 31.03.2017.
В результате проверки сторонами подписан Акт тематической проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 19.05.2017, которым установлено нецелевое использование средств ОМС, выразившееся в уплате за счет средств ОМС земельного налога за земельный участок, на котором расположено отделение сестринского ухода МУЗ "Городская больница N 1" г. Волгодонска, в размере 1 569 572 рубля 73 копейки.
На балансе МУЗ "Городская больница N 1" в постоянном (бессрочном) пользовании находится земельный участок, с кадастровым номером 61:48:030502:4, расположенный по адресу: г. Волгодонск, ул. Ленина, 11, площадью 5669 кв.м, на котором расположено отделение сестринского ухода МУЗ "Городская больница N1".
МУЗ "Городская больница N 1" предоставлена к Акту проверки от 19.05.2017 справка о сумме начисленного и перечисленного земельного налога за период с 01.01.2015 по 31.03.2017 из средств ОМС и средств от приносящей доход деятельности, в которой отражена уплата земельного налога за счет средств ОМС за земельный участок, по адресу: г. Волгодонск, ул. Ленина, 11, на котором расположено отделение сестринского ухода.
За 2015-2016 гг. за земельный участок, по адресу: г. Волгодонск, ул. Ленина, 11, был начислен земельный налог в размере 1 922 518 руб.
За период с 01.01.2015 по 31.03.2017 МУЗ "Городская больница N 1" перечислен земельный налог за 2015-2016 годы:
- 352 945 рублей 27 копеек - из средств от приносящей доход деятельности;
- 1 569 572 рубля 73 копейки - из средств ОМС.
Законодательно установлен источник финансирования отделения сестринского ухода МУЗ "Городская больница N 1" - бюджетные ассигнования местных бюджетов, получаемые местными бюджетами из бюджета Ростовской области в порядке, определенном Постановлением Правительства Ростовской области от 20.01.2012 N 66.
Как указывал истец, финансирование отделения сестринского ухода МУЗ "Городская больница N 1", в том числе уплата земельного налога за земельный участок, на котором данное отделение расположено, из средств ОМС противоречит действующему законодательству и является нецелевым расходованием средств ОМС.
На основании Акта проверки от 19.05.2017 и пункта 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ фондом выставлено требование N 30 от 23.05.2017 о восстановлении средств ОМС, неправомерно направленных МУЗ "Городская больница N 1" г. Волгодонска на оплату земельного налога подразделения, содержащегося за счет средств бюджета (отделение сестринского ухода) в размере 1 569 572 рубля 73 копейки, а также об уплате штрафа в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств в размере 156 957 рублей 27 копеек, общая сумма составила 1 726 530 рублей со сроком возмещения до 06.06.2017.
Во исполнение требования ТФОМС Ростовской области N 30 от 23.05.2017 ответчиком 20.09.2017 частично были восстановлены средства ОМС, использованные на оплату земельного налога, в размере 658 600 рублей, в результате чего размер денежных средств, неправомерно направленных ответчиком на уплату земельного налога, в настоящее время составляет 910 972 рубля 73 копейки.
Также ответчиком был уплачен штраф по требованию ТФОМС Ростовской области N 30 от 23.05.2017 в размере 156 957 рублей 27 копеек.
В мае 2018 года фондом осуществлялась комплексная проверка использования средств ОМС МУЗ "Городская больница N 1" г. Волгодонска, по результатам которой сторонами был подписан Акт комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 31.05.2018, подписанный МУЗ "ГБ N 1" г. Волгодонска без возражений. В Акте от 31.05.2018 отмечено, что в бюджет фонда не восстановлена сумма неправомерно уплаченного из средств ОМС земельного налога за земельный участок по адресу: г. Волгодонск ул. Ленина, 11, на котором расположено отделение сестринского ухода, в размере 910 972 рубля 73 копейки.
Поскольку требование ТФОМС Ростовской области N 30 от 23.05.2017 не было исполнено в установленный срок (в течение 10 рабочих дней - до 06.06.2017), в соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за несвоевременное восстановление средств ОМС на счет ТФОМС Ростовской области истцом ответчику начислены пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций (9,25% годовых), от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
По состоянию на 01.12.2018 размер пени составляет 173 763 рубля 97 копеек.
Фондом была направлена претензия (исх. N 20-7545 от 06.12.2018) в адрес ответчика, которая осталась без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения фонда в суд с иском.
Статьей 13 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Согласно п.1 ст.19 Федерального Закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В Определении Конституционного суда Российской Федерации от 24.10.2013 N 1648-О дано разъяснение, что в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.
Однако, уплата земельного налога в данном случае за счет средств ОМС противоречит законодательству, поскольку на данные цели установлены иные источники финансирования.
Согласно ст. 4 Областного закона от 07.09.2011 N 660-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по организации оказания медицинской помощи" финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется путем предоставления местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Финансирование отделения сестринского ухода, расположенного на вышеуказанном земельном участке, в проверяемый период осуществлялось из средств областного бюджета в соответствии с Постановлением Правительства Ростовской области от 20.01.2012 N 66 "О порядке предоставления субвенции на осуществление полномочий по организации оказания жителям Ростовской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в рамках реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в медицинских организациях, подведомственных органу исполнительной власти Ростовской области в сфере охраны здоровья)" (далее - Порядок).
Порядок определяет механизм перечисления и расходования субвенций на осуществление полномочий по организации оказания жителям Ростовской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в рамках реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В пункте 2 Порядка установлено, что субвенция направляется в местные бюджеты в целях организации оказания медицинской помощи, оказываемой патологоанатомическими бюро (отделениями), домами (отделениями) сестринского ухода, санаториями, медицинской помощи, оказываемой ВИЧ-инфицированным, хосписной и паллиативной медицинской помощи.
Постановлением Правительства Ростовской области от 22.12.2014 N 856 "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ростовской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (пункт 3 раздела VII) определено, что за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов осуществляется финансовое обеспечение медицинской помощи, предоставляемой, в том числе, домами (отделениями) сестринского ухода.
Постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2015 N 165 "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ростовской области на 2016 год" (пункт 3 раздела VII) определено, что за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов осуществляется финансовое обеспечение медицинской помощи, предоставляемой домами (отделениями) сестринского ухода.
Таким образом, законодательно установлен источник финансирования отделения сестринского ухода МУЗ "Городская больница N 1" г. Волгодонска - бюджетные ассигнования местных бюджетов, получаемые местными бюджетами из бюджета Ростовской области в порядке, определенном Постановлением Правительства Ростовской области от 20.01.2012 N 66.
Согласно пункту 1.4. Постановления Администрации г. Волгодонска от 04.08.2014 N 2701 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета города Волгодонска муниципальным бюджетным и автономным учреждениям" финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Из вышеизложенного следует, что финансирование отделения сестринского ухода МУЗ "Городская больница N 1" г. Волгодонска, в том числе уплата земельного налога за земельный участок, на котором данное отделение расположено, из средств ОМС противоречит действующему законодательству и является нецелевым расходованием средств ОМС.
Согласно части 11 статьи 40 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном медицинском страховании) территориальный фонд обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Согласно пункту 9 статьи 39 Закона об обязательном медицинском страховании за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Исходя из содержания указанной нормы права, в случае неуплаты больницей штрафа взыскание его в судебном порядке действующим законодательством не исключается.
В силу пунктов 29 и 30 Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере ОМС территориальными фондами ОМС, утвержденного приказом Федерального фонда ОМС от 16.04.2012 N 73, в случае выявления в деятельности страховой медицинской организации (филиала страховой медицинской организации) фактов нарушения законодательства об обязательном медицинском страховании, требующих незамедлительных мер по их устранению, в случае неисполнения страховой медицинской организацией (филиалом страховой медицинской организации) требований территориального фонда о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней, а также в случае неустранения выявленных нарушений в установленные сроки территориальный фонд вправе направить соответствующую информацию и материалы проверки в правоохранительные и судебные органы для привлечения виновных лиц к ответственности.
Наличие указанного права (направить соответствующую информацию и материалы проверки в правоохранительные и судебные органы для привлечения виновных лиц к ответственности) также не исключает право требования в судебном порядке применения к больнице (юридическое лицо) ответственности в виде штрафа, предусмотренного в части 9 статьи 39 Закона об обязательном медицинском страховании.
Исходя из анализа указанных норм права, право на обращение фонда с данным требованием вытекает из наличия у него полномочий по контролю за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями, в связи с тем, что штраф уплачивается в бюджет территориального фонда, а также ввиду того, что фонд является стороной заключенных в соответствии с требованиями статьи 39 Закона об обязательном медицинском страховании договоров (статьи 4, 44 АПК РФ).
На основании Акта проверки от 19.05.2017 и пункта 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ Фондом было выставлено требование N 30 от 23.05.2017 о восстановлении средств ОМС, неправомерно направленных МУЗ "Городская больница N1" г. Волгодонска на оплату земельного налога подразделения, содержащегося за счет средств бюджета (отделение сестринского ухода) в размере 1 569 572 рубля 73 копейки, а также об уплате штрафа в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств в размере 156 957 рублей 27 копеек, общая сумма составила 1 726 530 рублей со сроком возмещения до 06.06.2017.
Во исполнение требования ТФОМС Ростовской области N 30 от 23.05.2017 ответчиком 20.09.2017 частично были восстановлены средства ОМС, использованные на оплату земельного налога, в размере 658 600 рублей, в результате чего размер денежных средств, неправомерно направленных ответчиком на уплату земельного налога, в настоящее время составляет 910 972 рубля 73 копейки. Также ответчиком был уплачен штраф по требованию ТФОМС Ростовской области N 30 от 23.05.2017 в размере 156 957 рублей 27 копеек.
Поскольку требование ТФОМС Ростовской области N 30 от 23.05.2017 не было исполнено в установленный срок (в течение 10 рабочих дней - до 06.06.2017), в соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона N326-ФЗ за несвоевременное восстановление средств ОМС на счет ТФОМС Ростовской области истцом ответчику начислены пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций (9,25% годовых), от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. По состоянию на 01.12.2018 размер пени составляет 173 763 рубля 97 копеек.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что средства, использованные не по целевому назначению, подлежат взысканию, пени также подлежат взысканию и должны начисляться согласно части 9 статьи 39 Закона об обязательном медицинском страховании.
Доводы апеллянта о том, что нецелевое использование спорных денежных средств возникло ввиду отказа в выделении администрацией бюджетных ассигнований на оплату земельного налога за 2015 год, отклоняются судебной коллегией как не влияющие на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Как подтверждается материалами дела, требование N 30 от 23.05.2017 выставлено фондом 23.05.2017. На момент выставления требования действовала ставка рефинансирования Банка России 9,25 % годовых.
Таким образом, в силу прямого указания части 9 статьи 39 Закона об обязательном медицинском страховании при расчете пени подлежит применению ставка рефинансирования Банка России, действовавшая на день предъявления санкций, то есть 9,25 % годовых.
В связи с изложенным, доводы ответчика о расчете пени по ставкам, действовавшим в период просрочки, подлежат отклонению.
Расчет пени судом первой инстанции проверен, признан арифметически и методологически верным.
Ответчиком заявлено ходатайство о снижении неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" разрешая вопрос о соразмерности неустойки последствиям нарушения денежного обязательства и с этой целью определяя величину, достаточную для компенсации потерь кредитора, суды могут исходить из двукратной учетной ставки (ставок) Банка России, существовавшей в период такого нарушения. Вместе с тем для обоснования иной величины неустойки, соразмерной последствиям нарушения обязательства, каждая из сторон вправе представить доказательства того, что средний размер платы по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым кредитными организациями субъектам предпринимательской деятельности в месте нахождения должника в период нарушения обязательства, выше или ниже двукратной учетной ставки Банка России, существовавшей в тот же период.
Снижение судом неустойки ниже определенного таким образом размера допускается в исключительных случаях, при этом присужденная денежная сумма не может быть меньше той, которая была бы начислена на сумму долга исходя из однократной учетной ставки Банка России. Снижение неустойки ниже однократной учетной ставки Банка России на основании соответствующего заявления ответчика допускается лишь в экстраординарных случаях, когда убытки кредитора компенсируются за счет того, что размер платы за пользование денежными средствами, предусмотренный условиями обязательства (заем, кредит, коммерческий кредит), значительно превышает обычно взимаемые в подобных обстоятельствах проценты.
Суд указал, что установленный частью 9 статьи 39 Закона об обязательном медицинском страховании размер пени не является чрезмерно высоким. При этом размер такой неустойки значительно ниже двукратной учетной ставки (ставок) Банка России.
При таких обстоятельствах, оснований для уменьшения законной неустойки, установленной частью 9 статьи 39 Закона об обязательном медицинском страховании, суд не усмотрел.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования о взыскании денежных средств, использованных не по целевому назначению, в размере 910 972 рубля 73 копейки, пени в размере 173 763 рубля подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.07.2019 по делу N А53-7263/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-7263/2019
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА N1", Г. ВОЛГОДОНСК, РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ