г. Саратов |
|
04 октября 2019 г. |
Дело N А57-18888/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Волковой Т.В., Жаткиной С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Беджанян Э.А.,
при участии в судебном заседании представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области - Е.В. Колосовой, действующей на основании доверенности от 10.09.2019.
представителя общества с ограниченной ответственностью "Спецстрой" - А.Ю. Смирнова, действующего на основании доверенности от 10.09.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 июня 2019 года по делу N А57-18888/2018
по исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу (ИНН 5262209369, ОГРН 1075262003992)
к обществу с ограниченной ответственностью "Спецстрой" (ИНН 6441025730, ОГРН 1146441000232)
третьи лица: Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области (ИНН 6455059390, ОГРН 1136455002507), Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (ИНН 6455039436, ОГРН 1056405504671), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг", индивидуальный предприниматель Симонян Самвел Размикович (ИНН 640700918327, ОГРНИП 317645100079212), Рогожникова Ольга Васильевна, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Территориальное управление Федерального агентства по управлению
государственным имуществом в Саратовской области (ИНН 6454101145, ОГРН 1106454003028), Государственное автономное учреждение "Черкасский лесхоз" (ИНН 6408000738, ОГРН 1026401676432), администрация Колоярского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области (ИНН 6441014960, ОГРН 1066441000075)
о признании недействительными результатов межевания земельного участка, снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, признании отсутствующим права собственности на земельный участок, признании отсутствующим права аренды на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу обратился в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Спецстрой":
- о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 64:08:000000:4507;
- о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 64:08:000000:4507;
- о признании отсутствующим права собственности ООО "Спецстрой" на земельный участок с кадастровым номером 64:08:000000:4507 и исключении его из единого государственного реестра недвижимости;
- о признании отсутствующим права аренды Симонян С.Р. на земельный участок с кадастровым номером 64:08:000000:4507.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 24 июня 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с принятым судебным актом, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ООО "Спецстрой" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела представлен письменный отзыв на жалобу, в котором указанное лицо возражает против доводов жалобы, настаивает на законности и обоснованности решения суда первой инстанции, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ООО "Спецстрой" и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом путем направления почтовых извещений в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и размещением информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебный акт в сети "Интернет" размещен 28.08.2019, что следует из отчета о публикации судебного акта.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей ООО "Спецстрой" и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
На три лесных участка, относящихся к категории "земли лесного фонда", имеются свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации:
- с кадастровым номером 64:08:000000:1, зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество 29.12.2004 сделана запись регистрации N 64-01/08-1163/2004-181, свидетельство о государственной регистрации права серия 64 АА N 917863 от 29.12.2004;
- условный номер 64-64-16/027/2008-033, зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество 14.04.2008 г. сделана запись регистрации N 64-64-16/027/2008-033, свидетельство о государственной регистрации праве серия 64 АБ N 868150 от 17.04.2008;
- условный номер 64-64-16/027/2008-032, зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество 14.04.2008, сделана запись регистрации N 64-64-16/027/2008-032, свидетельство о государственной регистрации права серия 64 АБ N 868151 от 17.04.2008.
На часть земель лесного фонда имеется выписка из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которой объект недвижимости: земельный участок; кадастровый номер: 64:08:000000:4507, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства; вид права: собственность; номер и дата государственной регистрации права: N 64:08:000000:4507-64/007/2017-2 от 31.08.2017, правообладатель: ООО "Спецстрой". Обременение объекта недвижимости: аренда, дата государственной регистрации: 06.03.2018, номер государственной регистрации: N 64:08:000000:4507-64/007/2018-4; срок аренды с 06.03.2018 по 24.02.2023, лицо, в пользу которого установлено обременение: Симонян Самвел Размикович.
Согласно заключению филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект" N 3 "О пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий" участок лесного фонда, (Саратовская область, Черкасское лесничество, Колоярское участковое лесничество квартал 3 часть выдела 1) частично пересекается с земельным участком с кадастровым номером 64:08:000000:4507, общая площадь пересечения 22495 кв. м., которая состоит из 7 контуров (отдельных друг от друга участков пересечения), согласно координат поворотных точек границ пересекаемой части земельного участка с кадастровым номером 64:08:000000:4507, указанных в таблице, указанной в иске.
Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2014 N 1021-р полномочия по определению границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков возложены на ФГБУ "Рослесинфорг".
На основании заключения и выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 64:08:000000:4507 следует, что часть земель лесного фонда площадью 22495 кв. м, была незаконно переведена в другую категорию и передана в собственность ответчику, а затем передана в аренду, чем были нарушены имущественные права и законные интересы Российской Федерации.
Постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 64:08:000000:4507 была произведена без обязательного согласования границ в нарушение ст. 35 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", и должна быть признана ничтожной, так как совершена в нарушение требований действующего законодательства.
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
Истец полагает, что данные обстоятельства, свидетельствуют о том, что земельный участок не может быть использован и не используется как земли сельскохозяйственного назначения, следовательно, исходя из пункта 3 части 6 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", границы (и категория) лесных участков не изменяются.
Постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 64:08:000000:4507, по мнению истца, была произведена без обязательного согласования границ в нарушение статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" и должна быть признана ничтожной, так как совершена в нарушение требований действующего законодательства.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, а также указывая, что имеется факт нарушения, выразившийся в постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 64:08:000000:4507 (в части пересечения с землями лесного фонда) с изменением категории земель с земель лесного фонда на земли сельскохозяйственного назначения и передача участка в залог, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в иске, исходил из отсутствия достаточных оснований для его удовлетворения.
Выводы суда первой инстанции не противоречат закону, фактическим обстоятельствам дела и собранным доказательствам.
Пунктами 1, 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) установлено, что в соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом. От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Органы государственной власти от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде.
Статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон к Лесному кодексу) земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона N 221 государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
В силу части 3 статьи 45 Закона N 221 сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Данная норма соответствует нормам ранее действовавших Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", поскольку при составлении землеустроительной документации и документов государственного земельного кадастра подлежали определению границы земельных участков, сведения о которых в силу части 3 статьи 45 и статьи 7 Закона N 221 подлежат включению в государственный кадастр недвижимости.
В случае наличия у правообладателей землеустроительной документации, составленной в соответствии с нормами Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" и требований, и представления ее на государственный кадастровый учет в период действия Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", координаты границ земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр и впоследствии в государственный кадастр недвижимости. В этом случае границы земельных участков являются установленными.
При этом пунктом 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, предусмотрено, что орган кадастрового учета на основании заявления правообладателя, а также правоустанавливающих и подтверждающих право документов выносит решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений с присвоением им статуса "ранее учтенных объектов недвижимости".
Согласно пункту 59 Постановления N 10/22, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ со дня вступления в силу Закона N 218-ФЗ сведения реестра и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в реестре и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе, указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ реестр недвижимости состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 64:08:000000:4507, выделен из состава земель сельскохозяйственного назначения и поставлен на кадастровый учет. Образование земельного участка 64:08:000000:4507 осуществлено в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", с учетом положений статьи 38-40 Закона N 221-ФЗ.
Доказательств обратного суду не представлено.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из установленного факта отсутствия в материалах дела доказательств межевания границ участка лесного фонда, согласования границ участков со смежными землепользователями, наличия границ данного участка на местности.
Согласно пункту 6 статьи 47 закона N 221-ФЗ участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Согласно пункту 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Статья 92 Лесного кодекса (в редакции ФЗ N 361-ФЗ от 03.07.2016 г.) предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Кадастровый учет по единым правилам всех, и в том числе лесных земельных участков, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.
В соответствии с нормами Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.
При этом, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.
Из представленных в материалы дела кадастровых выписок и иных документов усматривается, что земельный участок: земли лесного фонда, по адресу: Саратовская область, Вольский район, Черкасское лесничество, Колоярское участковое лесничество квартал 3, часть выдела 1, не имеет установленных в соответствии с требованиями земельного законодательства границ. Данное обстоятельство апеллянтом не опровергнуто.
Выписка из государственного лесного реестра, заключение ФГУП "Рослесинфорг" на основании материалов лесоустройства, подготовленные с использованием системы РГИС, не могут являться достаточными доказательствами, подтверждающими факт наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда.
Иных доказательств наложения границ не представлено.
Согласно пункту 4 статьи 60.2 Закона N 218 границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях реестра, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Таким образом, поскольку постановка на кадастровый учет и приобретение ООО "Спецстрой" прав, с их последующей регистрацией, на земельный участок с кадастровым номером 64:08:000000:4507 произошли до 01.01.2016, следовательно, границы лесного участка подлежат изменению в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях реестра.
Доказательств нарушения прав истца ответчиком суду не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса могут располагаться как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 г. N 16576/11, сами по себе материалы лесоустройства и таксационные описания не являются доказательствами принадлежности земельного участка к землям лесного фонда при наличии документов, свидетельствующих об отнесении земельного участка к землям иной категории.
Более того, согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями реестра, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в реестре, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Действующим законодательством закреплен приоритет сведений, содержащихся в реестре над сведениями государственного лесного реестра, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что земельный участок с кадастровым номером 64:08:000000:4507 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Судом первой инстанции установлено, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 64:08:000000:4507 внесены в Единый государственный реестр недвижимости 31.08.2017 года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 31.08.2017 сделана запись регистрации N 64:08:000000:4507-64/007/2017-2..
Земельный участок с кадастровым номером 64:08:000000:4507 сформирован как "единое землепользование", в соответствии с приказом Росземкадастра от 15.06.2001 года N П/119 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра" (утратил силу) - составной земельный участок. Сведения о земельном участке 64:08:000000:4507 носят статус сведений "актуальный" ("ранее учтенный",
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 64:08:000000:4507 выделен из состава земель сельскохозяйственного назначения и поставлен на кадастровый учет.
Образование земельного участка 64:08:000000:4507 осуществлено в соответствии с требованиями ФЗ от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", с учетом положений статьи 38-40 Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Доказательств обратного суду не представлено.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 52 постановления N 10/22 оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в реестр. В случаях, когда запись в реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Оспаривание зарегистрированного права означает оспаривание тех оснований, по которым возникло конкретное право определенного лица.
Согласно частям 1 и 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, оснований для признания ничтожными договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 64:08:000000:4507 не усмотрел, оснований для признания отсутствующим права собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 64:08:000000:4507 судом также не установлено.
По общему правилу, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Однако такая обязанность не является безграничной. Если истец в подтверждение своих доводов приводит убедительные доказательства, а ответчик с ними не соглашается, не представляя документы, подтверждающие его позицию, то возложение на истца дополнительного бремени опровержения документально неподтвержденной позиции процессуального оппонента будет противоречить состязательному характеру судопроизводства (статьи 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Непредставление доказательств должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированного со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент, участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 марта 2012 года N 12505/11).
Арбитражное судопроизводство в России строится на основе принципа состязательности (статьи 123 Конституции Российской Федерации, статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), который заключается в обеспечении сторонам дела "паритетной" возможности доказывать свою правовую позицию всеми доступными им согласно закону способами. Этот принцип в силу его прямого закрепления в Конституции Российской Федерации носит универсальный характер и распространяется на все категории судебных споров. Неиспользование стороной возможности представить доказательства в обоснование своих требований (возражений) по делу оставляет риск возникновения для нее негативных последствий такого процессуального поведения. В арбитражном процессе суд согласно Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации не играет активной роли в сборе доказательств, а лишь обеспечивает их надлежащее исследование на началах независимости, объективности и беспристрастности.
Суд первой инстанции в ходе судебного разбирательства неоднократно разъяснял право на проведение экспертизы по настоящему делу, однако от проведения экспертизы истец отказался.
Суд апелляционной инстанции считает, что разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 июня 2019 года по делу N А57-18888/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.С. Борисова |
Судьи |
Т.В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-18888/2018
Истец: Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу
Ответчик: ООО "Спецстрой"
Третье лицо: Администрация Колоярского МО Вольского МР Саратовской области, ГАУ "Черкасский лесхоз", ИП Симонян С.Р., Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, Министерство природных ресурсов и экологии СО, Рогожникова О.В., Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, Управление Росреестра по СО, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, ФГБУ "Рослесинфорг", ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ филиал "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект", ФГБУ филиал "ФКП Росреестра" по Саратовской области
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2518/20
26.12.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-55667/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-18888/18
04.10.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8389/19
24.06.2019 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-18888/18