г.Самара |
|
07 октября 2019 г. |
Дело N А55-25646/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Засыпкиной Т.С., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Лента" - до и после перерыва представителей Пайгачовой Н.В. (доверенность от 08.05.2019), Щукиной М.И. (доверенность от 21.01.2019),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - до перерыва представителя Владимерцевой Н.Н. (доверенность от 29.12.2018), после перерыва представитель не явился, извещено,
от третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Гудок" - до и после перерыва представителя Крыгиной Е.А. (доверенность от 27.05.2019),
от департамента градостроительства г.о. Самара - до перерыва представителя Поповой М.Н. (доверенность от 16.01.2019), после перерыва представитель не явился, извещено,
от министерства строительства Самарской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25-30 сентября 2019 года апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 июля 2019 года по делу N А55-25646/2018 (судья Кулешова Л.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лента", г.Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г.Самара, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Гудок", г.Самара, департамент градостроительства г.о. Самара, г.Самара, министерство строительства Самарской области, г.Самара,
о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лента" (далее - ООО "Лента", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 09.07.2018 N 63-0-1-212/3306/ 2018-1115 об отказе в осуществлении кадастрового учета, об обязании Управления Росреестра по Самарской области в срок не позднее 5 рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного акта, устранить допущенные нарушения прав ООО "Лента" путем внесения изменений в государственный кадастровый учет объекта недвижимости - нежилого помещения, по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, д. 131, кадастровый номер 63:01:0105001:1570.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Гудок" (далее - ООО "Гудок"), департамент градостроительства г.о. Самара, министерство строительства Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 июля 2019 года заявленные требования удовлетворены, решение Управления Росреестра по Самарской области от 09.07.2018 N 63-0-1-212/3306/2018-1115 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений сведений об объекте недвижимости - нежилом помещении кадастровый номер 63:01:0105001:1570, расположенном по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, д. 131, признано недействительным. На Управление Росреестра по Самарской области возложена обязанность в срок не позднее 5 рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного акта устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Лента" путем осуществления действий по государственному кадастровому учету изменений в сведения об объекте недвижимости - нежилое помещение, площадью 9823,3 кв.м, подземный этаж на отметке - 6,900, этаж N 1, по адресу: Самарская область, г.Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, д. 131, кадастровый номер 63:01:0105001:1570. С Управления Росреестра по Самарской области в пользу заявителя взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что решения о приостановлении и об отказе в государственном кадастровом учете приняты с учетом всех норм действующего законодательства. При этом экспертиза проекта перепланировки ООО "ЛАКТЕСКТ" от 2018 года проведена не была. Документов, подтверждающих возможность безопасного эксплуатирования реконструированного объекта уже после проведенной реконструкции в распоряжение регистрирующего органа, не представлялось.
По мнению заинтересованного лица, при проведении строительных работ затрагиваются конструктивные характеристики безопасности и надежности объекта. Происходит устройство нескольких фундаментов под уже построенным объектом, а также проводятся работы с несущими конструкциями здания. Более того, строительные изменения затронули внешнюю стену здания, что в любом случае влечет изменение архитектурного облика объекта, может влиять на безопасность его дальнейшей эксплуатации и требует получения разрешения на строительство
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Лента" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В порядке ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 25 сентября 2019 года объявлен перерыв до 09 час 05 мин 30 сентября 2019 года. Рассмотрение дела продолжено в судебном заседании 30 сентября 2019 года.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя министерства строительства Самарской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Самарской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители ООО "Лента", ООО "Гудок" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и просили оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) содержит сведении о праве собственности ООО "ЛЕНТА" на объект недвижимости - нежилое помещение, площадью 9823,3 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0105001:1570, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, д.131. Указанное нежилое помещение было приобретено ООО "Лента" на основании договора купли-продажи от 17.05.2017, заключенного с ООО "ГудОк", с целью осуществления заявителем своей коммерческой деятельности - размещения и функционирование гипермаркета "ЛЕНТА".
В период эксплуатации нежилого помещения заявителем выполнены ремонтные работы по перепланировке нежилого помещения, которые заключались в монтаже внутренних перегородок некапитального характера (гипсокартон и алюминиевые конструкции) с целью организации новых помещений, обеспечивающих зонирование общего объема помещений для функционирования гипермаркета "ЛЕНТА". Всего таких помещений, согласно экспликации стало 140 (сто сорок), вместо первоначальных 16 (шестнадцати) помещений. В результате произведенных измерений после перепланировки общая площадь помещения уменьшилась и составила 9 485,4 кв.м.
ООО "Лента" 03.04.2018 обратилось с заявлением N 63-0-1-212/3306/2018-1115 о кадастровом учете изменений сведений об объекте недвижимости - нежилом помещении, площадью 9823,3 кв.м, подземный этаж на отметке - 6,900, этаж N 1, по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, д. 131, кадастровый номер 63:01:0105001:1570.
Управлением 06.04.2018 заявителю направлено уведомление N 63-0-1-212/3306/2018-1115 о приостановлении государственного кадастрового учета в связи с тем, что проектная документация, имеющаяся в составе технического плана, не содержит выводов относительно характера выполненных работ и необходимости получения разрешения на строительство для их проведения. Также в уведомлении указано на направление запросов о выяснении вопросов, о том требуется ли выдача разрешения на строительство для проведения вышеуказанной перепланировки, и соответственно получения разрешения на ввод в эксплуатацию сконструированного объекта недвижимости, а также вопроса о том, подлежит ли проектная документация, на основании которой подготовлен технический план, государственной экспертизе.( т. 1 л.д.18-22).
Заявитель 24.04.2018 представил в Управление Росреестра по Самарской области дополнительные документы для возобновления регистрации внесений изменений в кадастровый учёт объекта недвижимости, а именно: технический план здания, сооружения, помещения на оптическом компакт-диске; возражение на уведомление от 06.04.2018 о приостановлении государственной регистрации.
Управлением Росреестра по Самарской области 27.04.2018 заявителю направлено уведомление о продолжении приостановления осуществления действия по государственному кадастровому учету в отношении помещения с кадастровым номером 63:01:0105001:1570. В уведомлении указано на направление запросов о выяснении вопросов о том требуется, ли выдача разрешения на строительство для проведения вышеуказанной перепланировки и получения разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта недвижимости, а также вопроса о том, подлежит ли проектная документация, на основании которой подготовлен технический план, государственной экспертизе (т. 1 л.д. 23-26).
Управлением Росреестра по Самарской области 17.05.2018 заявителю направлено уведомление N 63-0-1-212/3306/2018-1115 о продолжении приостановления осуществления действия по государственному кадастровому учету, из которого следует, что министерство строительства Самарской области направило ответ на запрос N 3/1883 от 04.05.2018, однако данный ответ не содержит необходимую информацию, в связи с чем будет направлен повторный запрос. ( л.д. 27-30).
Управлением Росреестра по Самарской области 22.05.2018 заявителю направлено уведомление N 63-0-1-212/3306/2018-1115 о продолжении приостановления осуществления действия по государственному кадастровому учету в отношении помещения с кадастровым номером 63:01:0105001:1570. В уведомлении указано на получение информации о том, что поступившие в ответ на запрос письмо Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 01/14/8420 от 25.04.2018 и письмо департамента городского хозяйства и экологии городского округа Самары N 1-03/2/5184 от 10.05.2018 также не содержат необходимой информации. (т. 1, л.д.31-34).
Управлением Росреестра по Самарской области 28.05.2018 заявителю направлено уведомление о продолжении приостановления осуществления действия по государственному кадастровому учету в отношении помещения с кадастровым номером 63:01:0105001:1570, из которого следует, что министерство строительства Самарской области направило ответ на запрос N 3/1883 от 04.05.2018, однако данный ответ не содержит необходимую информацию, в связи с чем будет направлен повторный запрос (т. 1, л.д. 35-37).
Уведомлением от 09.07.2018 N 63-0-1-212/3306/2018-1115 Управление Росреестра по Самарской области отказало заявителю в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации прав на основании статьи 27 Федерального закона от 21.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) в связи с истечением срока приостановления кадастрового учета и регистрации прав и не устранением причин, препятствующих их осуществлению, по основанию, предусмотренному пунктами 5, 9, 10 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, в связи с тем, что не представлены необходимые документы для осуществления государственного кадастрового учета; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации по межведомственным запросам; представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Заинтересованное лицо также ссылается на то, что были выполнены работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Министерства Регионального развития Российской Федерации N 624 от 30.12.2009 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - приказ N 624) и требует для их проведения выдачи разрешения (т. 1, л.д. 42-45).
Не согласившись с данным отказом, ООО "Лента" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, полагая, что данный отказ нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом заявитель ссылается на то, что Управлением Росреестра по Самарской области не принят во внимание акт департамента градостроительства г.о. Самара от 19.03.2018 N АП-3 оценки строительных мероприятий.
Кроме того, заявитель ссылается на то, что регистрация неоднократно приостанавливалась, однако при этом Управление Росреестра по Самарской области не указывало на наличие работ, влияющих на безопасность объекта недвижимости, и на необходимость представления дополнительных документов.
Согласно части 7 статьи 1 закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных указанным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ.
Исходя из части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статьей 26 Закона N 218-ФЗ предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Как отмечено выше, основанием для неоднократного приостановления осуществления кадастрового учета являлось не получение ответов на запросы в порядке межведомственного взаимодействия. Ни в одном из уведомлений после 27.04.2019 регистрирующий орган не предложил заявителю представить дополнительные документы. Также в уведомлениях отсутствовали доводы о несоответствии представленных документов требованиям закона.
Только в оспариваемом уведомлении в качестве основания для отказа в осуществлении кадастрового учета регистрирующий орган указал на то, что не представлены необходимые документы для осуществления государственного кадастрового учета; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), и на то, что были выполнены работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 624.
Действительно, заинтересованное лицо в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия", вправе запрашивать интересующие его сведения. Однако длительное непредставление или непредставление указанных сведений не является основанием для вынесения решения об отказе в государственном кадастровом учете.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 12 "Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета", в соответствии с которым непредставление органом или организацией в порядке межведомственного взаимодействия документов и информации, запрошенных органом кадастрового учета, само по себе не может повлечь отказ в осуществлении государственного кадастрового учета.
Таким образом, в данном случае основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета явились основания, не повлекшие приостановление кадастрового учета, что не соответствует требованиям ст. 27 Закона N 218-ФЗ.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела заинтересованным лицом не доказана обоснованность выводов, содержащихся в оспариваемом решении относительно характера выполненных работ.
Согласно п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, установленных ст. 51 ГрК РФ.
Под характеристиками безопасности здания или сооружения понимаются количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ (п. 1 ст. 51 ГрК РФ).
Под реконструкцией объектов капитального строительства понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п. 14 ст. 1 ГрК РФ).
Как указано в части 2 статьи 51 ГрК РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом (пункт 4 части 17 статьи 51 ГрК РФ).
Из анализа указанной нормы права следует, что для оценки законности отказа регистрирующего органа существенным условием является установление факта необходимости выдачи разрешения на строительство для проведения реконструкции и соответственно получение разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта недвижимости.
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.
Для решения вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности согласно подпунктам "г" и "з" пункта 3 статьи 28 Устава городского округа Самара департамент градостроительства г.о. Самары осуществляет в соответствии с ГрК РФ полномочия заинтересованного органа местного самоуправления городского округа по вопросам градостроительной деятельности, а также иные полномочия в сфере градостроительной деятельности в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Самарской области, решениями Думы городского округа Самара. В соответствии со статьей 28 Устава городского округа Самара департамент является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности.
Распоряжением департамента от 07.06.2017 N Д05-01-06/10-0-0 утверждено Положение о порядке проведения оценки выполненных строительных мероприятий изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, на территории городского округа Самара (далее - Положение).
Пунктами 3.1 -3.3 Положения установлено, что проведение оценки выполненных строительных мероприятий изменения объекта капитального строительства осуществляется Комиссией по оценке выполненных строительных мероприятий изменения объектов капитального строительства в течении 30 дней со дня поступления заявления на основании распоряжения департамента, подготавливаемого уполномоченным структурным подразделением департамента в течении 5 рабочих дней со дня поступления заявления в департамент в форме согласно приложению N 2 к Положению.
По результатам проведенной оценки выполненных строительных мероприятий изменения объекта капитального строительства комиссией составляется акт оценки выполненных строительных мероприятий изменения объекта капитального строительства по форме согласно приложению N 3 к Положению.
Акт оценки выполненных строительных мероприятий изменения объекта капитального строительства утверждается руководителем департамента в пределах срока, предусмотренного пунктом 3.1 Положения не позднее 3 рабочих дней со дня его утверждения выдается заявителю (заявителем) лично или направляется по адресу, указанному в заявлении.
Как следует из рассматриваемого заявления, 20.02.2018 в департамент градостроительства г. о. Самары поступило заявление ООО "Лента" N СП-9/831 о выдаче заключения о соответствии градостроительным нормам строительных мероприятий, выполненных в нежилом помещении площадью 9 823,3 кв.м, расположенном по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, д. 131.
Из акта обследования и пояснений департамента в ходе рассмотрения дела следует, что по результатам оценки выполненных строительных мероприятий изменения капитального строительства и его частей, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, д. 131, Комиссией установлено следующее:
- в подземном этаже на отметке - 6,900 м установлены перегородки на площади 9317,2 кв.м с образованием ста тридцати трех помещений. Выполнена внутренняя отделка помещений. Подведены водонесущие коммуникации к санузлам, душевым, кухням;
- на первом этаже на отметке + 0,000 м установлены перегородки в подсобных помещениях с образованием семи новых помещений. Выполнена внутренняя отделка помещений. Подведены коммуникации к санузлам. Большая часть перегородок выполнена из трехслойных стеновых панелей с утеплителем - минеральной ватой на основе базальтового волокна производства ООО "ПанРайт". У наружной стены установлены три погрузочно-разгрузочных площадки с перегрузочным оборудованием - доквеллерами и докшелтерами.
Комиссий при обследовании объекта использована документация, представленная ООО "Лента", в том числе:
- технические паспорта и обморочные чертежи (поэтажные планы) подземного и первого этажей до и после перепланировки, выполненные ООО "Аналитический цент" в 2016 году;
- заключение ООО "ЛАКТЕСТ" по результатам обследования помещений литера АО, расположенных в подземном и первом этажах здания ТК "Гудок" от 2018 года;
- проект перепланировки ООО "ЛАКТЕСТ" от 2018 года.
Также ООО "Лента" представило следующие документы:
- проект "Торговый комплекс, расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, д. 133. Свайные фундаменты" (шифр 209-2013-КЖ0. 1 209-213-КЖ0), выполненный ООО "СТРОЙРЕСУРСПРОЕКТ" в 2013 году;
- проектная документация по объекту: "Торгово-развлекательный комплекс, расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, д. 133", разработанная ООО "Апекс", ООО "Хоумленд Архитектура", ООО "ИнженерМаркет" в 2014 году;
- технический паспорт "Рабочие чертежи здания торгового комплекса. Каркас" (шифр И-1904.01), выполненный ООО "РУККИ РУС" в 2013 году;
- положительное заключение негосударственной экспертизы N 2-1-10013-14 от 21.08.2014.
Согласно проекту "Торговый комплекс, расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, д. 133. Свайный фундаменты" (шифр 209-2013-КЖО. 1 209-213-КЖО), выполненному ООО "Стройресурспроект" в 2013 году, а также положительному заключению негосударственной экспертизы N 2-10013 от 21.08.2014 при разработке проекта и последующим строительстве в здании изначально было предусмотрено оборудование трех погрузочно-разгрузочных площадок с перегрузочным оборудованием - доквеллерами и докшелтерами.
Таким образом, установленные в заранее предусмотренных для этого проемах во внешней стене, не относящейся к несущим конструкциям здания, доквеллеры и докшелтеры в соответствии с проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу, не являются отклонением от проекта.
Конструкции докшелтеров и доквелеров не затрагивают основные несущие конструкции здания ТК "Гудок". Доквеллеры и докшелтеры, выполненные согласно проекту, стоят на собственном основании и не превышают установленную нагрузку. Крепление к зданию осуществляется исключительно к стене ограждающими конструкциями. Соответственно влияние на основной каркас здания не оказывают. Оборудование погрузочно-разгрузочных площадок предусмотрено проектом строительства здания "Торговый комплекс, расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, д. 133. Свайный фундамент" (шифр 209 -2013-КЖ0. 1 209-213-КЖ0), выполненным ООО "СТРОЙРЕСУРСПРОЕКТ" в 2013 году.
Согласно проекту "Торговый комплекс, расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, д. 133. Свайные фундаменты" (шифр 209 -2013-КЖО. 1 209-213-КЖО), выполненному ООО "СТРОЙРЕСУРСПРОЕКТ" в 2013 году, а также Положительному заключению негосударственной экспертизы N 2-1-0013 от 21.08.2014 при разработке проекта и последующем строительстве в здание предусмотрен монтаж внутренних водонесущих коммуникаций (внутри здания), в том числе распределение коммуникаций по санузлам.
Указанные работы по распределению водонесущих труб от ранее установленных при строительстве внутренних водонесущих коммуникаций выполнены согласно проектной документации, прошедшей государственную экспертизу, и также не затрагивают конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности здания.
Согласно подпункту 2 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" такими характеристиками являются количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, оснований, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых- обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности.
Таким образом, в соответствии с пунктом 4 части 17 статьи 51 ГрК РФ на выполнение указанных работ не требуется выдача разрешения на строительство.
Учитывая изложенное по результатам проведенного осмотра комиссией был сделан вывод о том, что выполненные строительные мероприятия изменения объекта капитального строительства и (или) его частей не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства и(или) его частей, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, д. 131, и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, в результате чего был выдан акт оценки выполненных строительных мероприятий изменения объекта капитального строительства N АП-3 от 19.03.2018 (т.1, л.д. 55-59).
Представленная в материалы дела проектная документация торгового цента "ГудОК" свидетельствует о том, что при строительстве данного торгового объекта изначально предусматривалось размещение гипермаркета "Лента" на первом и подземном этажах после проведенной в помещениях перепланировки. Следует отметить, что оценка проектной документации, соблюдения установленных требований по обеспечению безопасности эксплуатации торгового цента при строительстве объекта недвижимости -торгового центра "Гудок" была предметом исследования в рамках дела А55-26096/2015 от 31.12.2015, которым признано право собственности на здание торгового комплекса.
В силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка). Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах
Поскольку в проектной документации, получившей положительное заключение негосударственной экспертизы было предусмотрено оборудование трех погрузочно-разгрузочных площадок с перегрузочным оборудованием - доквеллерами и докшелтерами, а также монтаж внутренних коммуникаций, в контексте названной выше правовой нормы с учетом вступившего в законную силу судебного акта следует сделать вывод о том, что выполненные в ходе перепланировки работы не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства и(или) его частей по сравнению с тем, как они имели место при постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на торговый центр "Гудок".
В связи с изложенным доводы заинтересованного лица о выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30.12.2009 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", являются несостоятельными.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в соответствии с проектом ООО "Лаборатория качества и технологии строительства" (далее - ООО "Лактест") перепланировки в нежилых помещениях (литер А), расположенных в подземном и на первом этажах здания торгового центра ООО "Гудок" по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Красноармейская, д. 131, выполнены работы по перепланировке нежилого помещения, которые заключались в установке (монтаже) новых перегородок в подземном и на первом этажах, установки дополнительного перегрузочного оборудования погрузочно-разгрузочных площадок (доквеллеров и докшелтеров). В части помещений подземного и первого этажей литера А установлена перегородка с целью образования новых помещений (т.1, л.д. 61 -89).
Согласно заключению, выполненному ООО "Лактест", имеющим свидетельство о допуске СР/О N 0168.06-2010-6318143 812-п-ОЗ 8, по результатам обследования нежилых помещений, расположенных в подземном и на первом этажах здания торгового центра "ГудОК" по ул. Красноармейская, д. 131 в г. Самара сделан вывод:
"2.1. Перепланировка в помещениях гипермаркета "Лента" - расположенных на отметке + 0,000 м. - на первом этаже здания торгового центра "ГудОк" ( в осях "209"-"226" и "ББ" - "БП") выполнена в соответствии с проектом.
2.1.1. При выполнении строительных мероприятий выполнены новые перегородки.
2.1.2. Новые перегородки не затрагивают несущие конструкции здания (ростверки фундаментов, колонны, полы) и не создают дополнительных нагрузок, не предусмотренных проектом строительства здания.
2.2. Оборудование погрузочно-разгрузочных площадок предусмотрено проектом строительства здания.
2.2.1. По результатам проведенного обследования нами сделан вывод: вновь выполненные конструкции - перегородки на отметках - 6,900 м и +0,000 м, оборудование погрузочно-разгрузочных площадок находятся в нормативном техническом состоянии в соответствии с классификацией ГОСТ 31937 - 2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния".
Выполненные работы не влияют на конструктивные характеристики надежности и безопасности здания и не превышают предельно допустимые параметры разрешенного строительства, установленные Градостроительным кодексом РФ. В соответствии со статьёй 51, части 17, п. 4 выдача разрешения на строительство, реконструкцию не требуется" (т.1, л.д. 90-98).
Из представленных заявителем дополнений к подготовленному ранее заключению ООО "Лактест" по результатам обследования помещений (литер А), расположенных в подземном и на первом этажах торгового центра "ГудОк" следует, что:
1. К конструкциям подземной части Торгового центра относятся фундаменты -монолитные железобетонные свайные отдельно стоящие, под колонны на бетонной подготовке; болты фундаментные;
2. К конструкциям надземной части Торгового центра относятся:
2.1. колонны -стальные, базы колонн выполнены с опорными плитами, приваренными к стволу колонны на заводе;
2.2. стойки фахверка - стальные;
2.3. покрытие - стальные конструкции из стропильных ферм пролетом 2 4 м, двухскатные с уклоном верхнего пояса, горизонтальным нижним поясом и равномерной треугольной решеткой с нисходящими опорными раскосами. Все заводские соединения элементов стропильных и подстропильных ферм сварные.
3. Перегородки торговых помещений выполнены гипсокартонными по металлическому каркасу со звукоизоляционным заполнением минеральной ватой и со светопрозрачными витражными конструкциями по фасадной части помещений.
4. Наружные стены выполнены из сэндвич-панелей с минераловатным утеплителем.
Таким образом, в части подземного этажа литера А торгового центра были установлены только перегородки для образования новых 133 (сто тридцать три) помещений на общей площади 9 317,2 кв. м. К несущим конструкциям подземной части перегородки не относятся; в части надземного этажа литера А торгового центра были установлены перегородки в имеющемся подсобном помещении N 5 площадью 158,2 кв. м. К конструкциям надземной части перегородки относятся только в здании торгового центра, а не в имеющемся помещении торгового центра; перегородки выполнены из гипсоволокнистых листов и установлены по металлическим направляющим; выполнена внутренняя отделка помещений, осуществлено подключение к имеющимся инженерным коммуникациям; выполнена модернизация трех установленных при строительстве торгового центра погрузочно-разгрузочных площадок (докшелтеры, доквеллеры) на отметке 0,000 м у наружной стены по оси "226".
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что перечень выполненных работ свидетельствует о том, что при их проведении изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей (этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения не произошло. Конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности помещений и здания в целом, в т.ч. несущие конструкции, и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Таким образом, проведенные в нежилом помещении работы в силу п. 14 ст. 1 ГрК РФ не являются реконструкцией, в связи с чем доводы Управления Росреестра о необходимости предоставления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию неправомерны.
По мнению регистрирующего органа, само по себе изменение площади объекта является достаточным основанием для вывода об имевшей место его реконструкции, не подпадающей под действие пункта 4 части 17 статьи 51 ГрК РФ.
Под реконструкцией объектов капитального строительства в соответствии с пунктом 14 статьи 1 ГрК РФ понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
При таких обстоятельствах, отказывая в проведении регистрационных действий в связи с непредставлением разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, административный орган должен был учитывать не только факт изменения параметров объекта по площади, но и наличие данных о том, затрагивают ли данные изменения конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта и не превышают ли предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Как установлено судом, дополнительно представленные обществом на регистрацию документы таких сведений не содержали, иных сведений регистрирующим органом получено не было.
По материалам дела работы ограничивались только внутренним пространством помещений, не затрагивали несущие элементы здания, привели к уменьшению площади помещений с 9823,3 кв. до 9317,2 кв.м за счет возведения некапитальных стен.
Данное обстоятельство также подтверждается заключением кадастрового инженера ООО "Аналитический центр" Карамзина В.А., из которого следует, что произведенная перепланировка выполнена в соответствии с проектной документацией и не затрагивает надежность пространственного каркаса здания и не изменяет эксплуатационные характеристики здания. Несущая способность его фундамента не изменилась, изменения не повлияли на надежность и безопасность дальнейшей эксплуатации (т.6, л.д. 43-45).
Представленные заявителем на регистрацию и в материалы дела документы (технический паспорт, проект по выполнению строительных мероприятий в нежилом помещении, акт оценки выполненных строительных мероприятий изменения объекта капитального строительства, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом N АП-3 от 19.03.2018, составленный департаментом градостроительства г.о. Самара в соответствии с полномочиями, установленными п. 3 ст. 28 Устава г.о. Самара, постановлением администрации г.о. Самара от 11.01.2017 N 1 "О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", проектная документация на торговый центр, решение Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-26096/2015 от 31.12.2015) свидетельствуют о том, что ООО "Лента" не осуществляло реконструкцию объекта, требующую в соответствии с градостроительным законодательством разрешения уполномоченного органа на строительство (реконструкцию) и не должно было обращаться за получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Поскольку в данном случае произведенные работы не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта недвижимости и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, суд приходит к выводу, что у заявителя отсутствует необходимость получения разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию спорного объекта.
Доводы заинтересованного лица о том, что акт оценки департамента градостроительства г. о. Самара не может быть принят во внимание противоречит названным выше нормам. Аналогичный вывод содержится в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 12 февраля 2019 года N Ф06-43128/2019.
Ссылки Управления Росреерстра на то, что объект не был веден в эксплуатацию в установленном порядке, несостоятельны, поскольку в данном случае в отсутствие акта ввода в эксплуатацию торговый центр был поставлен на кадастровый учет и осуществлена регистрация права собственности на основании судебного акта о признании права собственности, эта причина не может являться основанием для отказа в кадастровом учете части объекта.
Кроме того, следует отметить, что в оспариваемом отказе отсутствует указание на конкретные работы по каждому этажу, которые оказывают на безопасность объектов капитального строительства. Поэтому при наличии заключения органа, уполномоченного в данном случае выдавать разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, о том, что выполненные работы не являются реконструкцией, этот довод отклонен судом.
Ссылки Управления Росреестра на отсутствие у департамента соответствующих прав опровергаются отзывом министерства строительства Самарской области (т.4, л.д. 49-52).
Учитывая изложенное выше, а также то обстоятельство, что регистрирующему органу заявителем были представлены все документы, необходимые для государственной регистрации кадастрового учета, на нежилое помещение, с кадастровым номером 63:01:0105001:1570, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Красноармейская, д. 131, обжалуемое решение Управления Росреестра по Самарской области от 09.07.2018 N 63-0-1212/3306/2018-1115 об отказе в осуществлении кадастрового учета, является неправомерным, в связи с чем заявленные требования суд первой инстанции удовлетворил.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Заявитель при уточнении заявления в части номера оспариваемого уведомления в ходатайстве от 19.10.2018 применительно к ст. 201 АПК РФ указал только кадастровый номер объекта. Однако суд посчитал необходимым дополнительно указать площадь после перепланировки и количестве этажей, что не является выходом за пределы заявленных требований, поскольку предметом оспаривания является конкретный ненормативный акт.
Суд первой инстанции обязал Управление Росреестра по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления действий по государственному кадастровому учету изменений в сведения об объекте недвижимости - нежилое помещение, площадью 9823,3 кв.м, подземный этаж на отметке -6,900, этаж N 1, по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, д. 131, кадастровый номер 63:01:0105001:1570, в 5-дневный срок с даты вступления решения в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решения о приостановлении и об отказе в государственном кадастровом учете приняты с учетом всех норм действующего законодательства, судом апелляционной инстанции не принимаются как не подтвержденные надлежащими доказательствами.
Следует отметить, что заинтересованное лицо не представило суду надлежащих доказательств проведения заявителем работ, предусмотренных разделом Ш приказа N 624, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также того, что несущие конструкции были подвергнуты изменениям, что допущено превышение предельных параметров, установленных градостроительным регламентом. Между тем департаментом градостроительства городского округа Самара был составлен акт оценки выполненных строительных мероприятий изменения объекта капитального строительства N АП-3 от 19.03.2018 по форме, которая утверждена распоряжением департамента от 07.06.2017 N Д05-01-6/10-0-0. В данном акте прямо указано на отсутствие необходимости получения разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатации по результатам выполненных строительных мероприятий изменения объекта капитального строительства, поскольку они не затрагивают конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства и его частей.
Также в заключении ООО "Лаборатория качества и технологии строительства", которое подготавливало проект перепланировки в нежилых помещениях (литера А), расположенном в подземном и на первом этажах здания торгового центра "ГудОк", сделан вывод о том, что новые перегородки не будут затрагивать несущие конструкции здания (ростверки фундаментов, колонны, полы) и не будут создавать дополнительных нагрузок, не предусмотренных проектом строительства здания.
Кадастровый инженер Карамзин В.М. в своем заключении от 20.06.2019 N 03-0620 указал, что выполненные перегородки не нарушают целостность несущих (согласно проекту) колонн здания и не являются несущими конструкциями подземной и надземной частей здания торгового центра.
Ссылка на то, что экспертиза проекта перепланировки ООО "ЛАКТЕСКТ" от 2018 года проведена не была, несостоятельна, так как ч.2.2 ст.49 ГрК РФ, согласно которой в случае, если объекты капитального строительства, указанные в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной, была введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ, вступившим в действие с 04.08.2018. Между тем оспариваемый отказ в осуществлении кадастрового учета был вынесен Управлением Росреестра 09.07.2018.
Ссылки заинтересованного лица на непредставление документов, подтверждающих возможность безопасного эксплуатирования реконструированного объекта после проведенной реконструкции, необоснованны. В отношении торгового центра "ГудОк", с учетом плана перепланировки нежилого помещения гипермаркета "ЛЕНТА", которое входит в состав здания (объект защиты) экспертами ООО "Экспертиза пожарной безопасности" 26.02.2018 подготовлено заключение N 04/18-НОР о независимой оценке пожарного риска (НОР), согласно которому на момент рассмотрения исключена возможность превышения значений допустимого пожарного риска. Согласно выводам данного экспертного заключения индивидуальный пожарный риск для торгового центра "ГудОк" (включая все помещения, в том числе гипермаркета "ЛЕНТА") не превышает нормативного значения; на указанном объекте защиты выполнены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Кроме того, ООО "Экспертиза пожарной безопасности" по заявлению ООО "Лента" 10.06.2019 была проведена дополнительная экспертиза о выполнении условий соответствия объекта защиты (гипермаркет "ЛЕНТА") требованиям пожарной безопасности после изменения объемно-планировочных решений, по результатам которой составлено экспертное заключение от 10.06.2019 N 10/19-ЭЗ о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности, установленным законодательством.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.
На основании изложенного решение суда от 26 июля 2019 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заинтересованного лица - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Управлением Росреестра по Самарской области в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 июля 2019 года по делу N А55-25646/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.