г. Чита |
|
09 октября 2019 г. |
Дело N А58-6091/2019 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Якутская топливно-энергетическая компания" на решение Арбитражного Иркутской области от 21 августа 2019 года по делу N А58-6091/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению публичного акционерного общества "Якутская топливно-энергетическая компания" (ИНН 1435032049, ОГРН 1021401062187) к территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435034776, ОГРН 1021401062990) о признании незаконным и отмене постановления от 31.05.2019 N 151 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
(суд первой инстанции: судья Устинова А.Н.),
без вызова сторон,
установил:
публичное акционерное общество "Якутская топливно-энергетическая компания" (далее - заявитель, общество или ПАО "ЯТЭК") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) (далее - административный орган, Росстат) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 31.05.2019 N 151 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 августа 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель ставит вопрос об отмене обжалуемого решения как незаконного, принятого при неправильном применении норм материального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Росстат отзыв на апелляционную жалобу не представил.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены путем размещения информации в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети интернет: http://kad.arbitr.ru, что подтверждается отчётом о публикации определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учётом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
В данном случае судом апелляционной инстанции не установлена необходимость вызова сторон в судебное заседание.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, что ПАО "ЯТЭК" зарегистрировано в качестве юридического лица Министерством юстиции Республики Саха (Якутия) 16.05.1994 за регистрационным номером 766.
12.04.2019 должностным лицом административного органа составлена докладная записка на имя руководителя об обнаружении факта нарушения законодательства о предоставлении федеральной статистической отчетности по форме федерального статистического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организаций" за 2018 год.
08.05.2018 почтовой связью обществом получено уведомление от 26.04.2019 N 14-21-1414 о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении по факту не представления федеральной статистической отчетности по форме федерального статистического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организаций" за 2018 год в Росстат 15.05.2019 в 12-30 час. по адресу: Орджоникидзе, 27, каб. 222.
15.05.2019 начальником отдела статистики труда, образования, науки и инноваций Росстата в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, в котором зафиксирован факт непредставления федеральной статистической отчетности по форме федерального статистического наблюдения N 4- инновация "Сведения об инновационной деятельности организаций" за 2018 год, нарушение квалифицировано по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
16.05.2019 административным органом вынесено определение о назначении даты, времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 30.05.2018 в 4 15 часов 20 минут, в помещении по адресу: г. Якутск, ул. Орджоникидзе, 27, каб. 222.
Определение с протоколом об административном правонарушении от 15.05.2019 направлены в адрес общества с сопроводительным письмом от 16.05.2019 N 10-24-1028 заказным письмом N 67700035310161 и получены обществом 25.05.2019.
30.05.2019 в удовлетворение ходатайства представителя ПАО "ЯТЭК" заместителем руководителя административного органа вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на 31.05.2019 в 16-15 час.
31.05.2019 состоялось рассмотрение протокола от 16.05.2019 и других материалов в отношении ПАО "ЯТЭК" в присутствии представителя Топорковой Е.П. по доверенности от 26.11.2018 N 166, по результатам которого заместителем руководителя Росстата вынесено постановление N 1515 о признании виновным ПАО "ЯТЭК" в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
ПАО "ЯТЭК", не согласившись с привлечением к административной ответственности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учёта первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются положениями Федерального закона N 282-ФЗ от 29.11.2007 "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ), которые распространяют своё действие на респондентов, субъекты официального статистического учета и пользователей официальной статистической информацией (пункты 2, 3 статьи 1 Закона N 282-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 282-ФЗ целью данного Федерального закона является создание правовых основ для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных процессах в Российской Федерации.
Одним из принципов официального статистического учёта и системы государственной статистики является полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) (пункт 1 статьи 4 Закона N 282-ФЗ).
В силу части 1 статьи 8 Закона N 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 названной статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Первичные статистические данные в понимании пункта 7 статьи 2 Закона N 282-ФЗ - это документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения.
Сбор первичных статистических данных по правилам части 3 статьи 6 Закона N 282-ФЗ осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Форма федерального статистического наблюдения является формуляром - образцом статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащим вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за предоставление статистической информации (лица, уполномоченного предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица или от имени гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации), и позволяющим осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки статистической информации.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению в силу части 4 статьи 6 Закона N 282-ФЗ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с частью 6 статьи 8 Закона N 282-ФЗ юридические лица, имеющие обособленные подразделения, предоставляют субъектам официального статистического учета в установленном порядке первичные статистические данные, как по юридическим лицам, так и по таким подразделениям.
Согласно части 9 статьи 8 Закона N 282-ФЗ условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее - Положение N 620).
В соответствии с пунктом 3 названного Положения первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Согласно пункту 4 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 данного Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Первичные статистические данные и административные данные могут быть предоставлены респондентами субъектам официального статистического учета лично или через представителя, направлены в виде почтового отправления с описью вложения или переданы по телекоммуникационным каналам связи (пункт 10 Положения N 620).
Пунктом 11 Положения N 620 предусмотрено, что датой предоставления первичных статистических данных и административных данных считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, или дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, или дата фактической передачи субъекту официального статистического учета.
В силу пункта 14 Положения N 620 не предоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Приказом Росстата от 06.08.2018 N 487 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий" утверждена и введена в действие с отчета за 2018 год форма федерального статистического наблюдения N 4-информ "Сведения об инновационной деятельности организации", в соответствии с которой юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) представляют указанные сведения территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу в срок до 02 апреля после отчётного периода.
В пункте 1 Раздела "Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения" Приложения N 5 Приказа Росстата от 06.08.2018 N 487 установлено, что форму федерального статистического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации" (далее - форма федерального статистического наблюдения) предоставляют юридические лица, кроме субъектов малого предпринимательства, осуществляющие экономическую деятельность в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД2 ОК 029- 2014 (КДЕС Ред. 2))
- в сфере выращивания однолетних культур (код 01.1);
- выращивания многолетних культур (код 01.2);
- выращивания рассады (код 01.3);
- животноводства (код 01.4),
- смешанного сельского хозяйства (код 01.5),
- деятельности вспомогательной в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции (код 01.6);
- добычи полезных ископаемых (Раздел В);
- обрабатывающих производств (Раздел С);
- обеспечения электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (Раздел D) (за исключением торговли электроэнергией (код 35.14); торговли газообразным топливом, подаваемым по распределительным сетям (код 35.23),
- торговли паром и горячей водой (тепловой энергией) (35.30.6));
- водоснабжения; водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (Раздел E);
- производству кровельных работ (43.91);
- работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки (код 43.99);
- деятельности издательской (код 58);
- деятельности в сфере телекоммуникаций (код 61);
- разработки компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги (код 62);
- деятельности в области информационных технологий (код 63);
- деятельности в области права и бухгалтерского учета (код 69);
- деятельности головных офисов; консультирования по вопросам управления (код 70);
- деятельности в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа (код 71);
- деятельность в сфере научных исследований и разработок (код 72);
- деятельности рекламной и исследования конъюнктуры рынка (код 73);
- деятельности профессиональной научной и технической прочей (код 74).
Пунктом 2 Приказа Росстата от 06.08.2018 N 487 установлено предоставление данных по утвержденным приказом формам федерального статистического наблюдения по адресам и в сроки, установленные в формах.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, ПАО "ЯТЭК" осуществляет деятельность: код и наименование деятельности - 06.10 добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14 - статьи деятельность по добыче сырой нефти и нефтяного (попутного) газа (06.10) относится к разделу В (добыча полезных ископаемых).
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, ПАО "ЯТЭК" обязано было представить в территориальный орган Росстата сведения по форме 4-инновация за 2018 год не позднее 02.04.2019, однако данную обязанность не исполнило. Указанное деяние образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что общество не было проинформировано о наличии обязанности по представлению спорных сведений статистической отчетности, судом первой инстанции правомерно отклонён в силу следующего.
В соответствии с пунктом 4 Положения N 620 формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 420, Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учёта, формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, по контролю в сфере официального статистического учёта.
В полномочия, осуществляемые Росстатом, включается утверждение форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учёта, если иное не установлено федеральными законами (подпункт 5.5 Положения N 420).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Положения N 620 предоставление респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учёта осуществляется с соблюдением, в том числе, условия о доведении субъектами официального статистического учёта форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению до респондентов в порядке, установленном пунктом 4 Положения.
В пункте 4 Положения N 620 установлено, что субъекты официального статистического учёта на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении.
Бланки утвержденных в установленном порядке форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению предоставляются субъектами официального статистического учёта по запросу респондентов безвозмездно.
Следовательно, Приказ Росстата об утверждении форм статистического наблюдения, указаний по их заполнению и перечня респондентов является техническим информационным документом, изданным полномочным государственным органом, для обеспечения получения статистических данных в целях реализации требований Закона N 282-ФЗ.
Способ доведения до заинтересованных лиц, утвержденных данным Приказом форм и порядка их заполнения, информационный ресурс их размещения установлены нормативно Постановлением N 620: формы, порядок их заполнения, сроки представления, перечень респондентов по кодам видов деятельности подлежат размещению на сайте субъекта официального статистического учёта.
Копия размещённого на официальном сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) sakha.gks.ru перечня отчетности, подлежащей предоставлению ПАО "ЯТЭК", представлена в материалы дела.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о наличии у административного органа законных оснований для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ и вынесения постановления о назначении административного наказания.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судами как первой, так и апелляционной инстанции не установлено.
Протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания вынесены уполномоченными должностными лицами, при надлежащем извещении общества, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Суд апелляционной инстанции с учётом установленных фактических обстоятельств совершения правонарушения и степени его общественной опасности, не усмотрел в действиях общества признаков малозначительности административного правонарушения.
Мера наказания (административный штраф) определен административным органом в соответствии с санкцией, предусмотренной части 1 статьи 13.9 КоАП РФ, в минимальном размере.
При этом, суд апелляционной инстанции полагает, что избранная административным органом мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объёме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта в данной части. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Суд апелляционной инстанции разъясняет обществу, что согласно части 4 статьи 229 АПК РФ решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса..
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 августа 2019 года по делу N А58-6091/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
В.А.Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-6091/2019
Истец: ПАО "Якутская топливно-энергетическая компания"
Ответчик: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия)