г. Владивосток |
|
11 октября 2019 г. |
Дело N А51-4551/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края",
апелляционное производство N 05АП-6592/2019
на решение от 26.07.2019
судьи Попова Е.М.
по делу N А51-4551/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению акционерного общества "Страховая группа "Спасские ворота-М" (ИНН 7717044533, ОГРН 1027739449913) в лице филиала "Владивостокский",
к Государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (ИНН 2540013343, ОГРН 1022502260648)
о признании недействительным акта проверки N 40 от 07.12.2018 в части,
при участии:
от государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края": Овчинников Э.В. по доверенности от 08.01.2019 N 1/19, сроком действия до 31.01.2020, диплом ЭВ N 303155, паспорт; Гурьянова Л.Н., по доверенности от 08.04.2019 N 17/19, сроком действия до 31.10.2019, диплом всг N 1746796, паспорт;
от акционерного общества "Страховая группа "Спасские ворота-М": Петрухина Н.А., по доверенности от 14.05.2019 N 246-ф, сроком действия до 14.08.2019, паспорт; Колпакова Е.Н., по доверенности от 01.01.2019, сроком действия до 31.12.2019, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Страховая группа "Спасские ворота-М" (далее - заявитель, страховая организация, АО "СГ "Спасские ворота-М") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (далее - ответчик, территориальный фонд, ТФОМС, фонд) о признании недействительным акта комплексной проверки соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использования средств обязательного медицинского страхования в филиале "Владивостокский" АО "СГ "Спасские ворота-М" от 07.12.2018 N 40 в части требований об оплате штрафа и уменьшения финансирования на сумму 862 701,3 руб., а также ходатайствует о снижении финансовых санкций.
Решением от 26.07.2019 суд признал незаконным акт комплексной проверки соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использования средств обязательного медицинского страхования в филиале "Владивостокский" акционерного общества "Страховая группа "Спасские ворота-М" от 07.12.2018 N 40 в части требований Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" о перечислении на его счет штрафа в сумме 11 757 114 рублей 38 копеек. В удовлетворении остальной части требований суд отказал. Также суд взыскал с Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" в пользу АО "СГ "Спасские ворота-М" судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 3000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом в части удовлетворенных требований, ТФОМС обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Территориальный фонд не согласен с решением суда в части снижения суммы штрафа на 699 000 рублей (233 случая, содержащие информацию по направлениям, выданным в круглосуточный стационар КГБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн" и на 11 058 114,38 рублей (в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)) по следующим основаниям.
КГБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн" было включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в 2017-2018 годах в условиях дневного стационара в рамках территориальной программы ОМС.
Решениями Комиссии по разработке территориальной программы ОМС на территории Приморского края от 24.01.2017 N 2 и от 15.12.2017 N 25 КГБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн" были выделены объемы предоставления медицинской помощи в условиях дневного стационара на 2017 и 2018 годы по профилям: терапия, хирургия, акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий).
По мнению апеллянта, поскольку Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила N 158н, Правила ОМС) занесение сведений в ЕИР предусмотрено только для субъектов и участников ОМС при реализации Федерального закона от 29 ноября 2010 N 326 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), то страховая медицинская организация должна была проверить корректность внесения сведений об условиях оказания медицинской помощи с кодом "1" в ЕИР.
В соответствии с главой XV Правил ОМС, Методическими рекомендациями ФФОМС, пунктами 6-10 раздела IV Регламента взаимодействия участников N 88, Договором N 3 страховая медицинская организация должна была проверить корректность внесения сведений в ЕИР, в том числе, в части сведений об условиях оказания медицинской помощи с кодом "1" в выданных медицинскими организациями направлениях.
Таким образом, по мнению фонда, в случае, если заявитель обладал информацией на момент проведения проверки фондом о том, что спорные 233 случая не подлежат учету, так как направления выданы в круглосуточный стационар и код "1" проставлен в ЕИР корректно, то страховая организация могла отразить причину отсутствия учета несостоявшихся госпитализаций в информационной справке.
Также, ТФОМС не согласен со снижением размера штрафа по статье 333 ГК РФ, поскольку такое снижение противоречит буквальному содержанию пункта 7 статьи 5, статьи 34 и статьи 38 Федерального закона N 326-ФЗ. При этом, уменьшение размера штрафных санкций в отношении страховых медицинских организаций, равно как и применение статьи 333 ГК РФ действующим законодательством не предусмотрено.
От страховой организации через канцелярию суда поступил письменный отзыв, приобщенный судом к материалам дела.
Представители ТФОМС в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали. Представители АО "СГ "Спасские ворота-М" на доводы жалобы возразили по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лица, участвующие в деле, возражений относительно проверки только части судебного акта не заявили, апелляционная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Между АО "СГ "Спасские ворота-М" в лице филиала "Владивостокский" и государственным учреждением "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" заключен договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 28.12.2011 N 3 (далее - Договор ).
Фондом в соответствии с планом проведения комплексных проверок страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) и приказом ГУ ТФОМС ПК от 23.10.2018 N 485-П (с изменениями, внесенными приказами от 12.11.2018 N 527-П, от 22.11.2018 N551-П) проведена комплексная проверка соблюдения законодательства об ОМС и использования средств ОМС в филиале "Владивостокский" АО "Страховая группа "Спасские ворота-М".
По результатам проверки Территориальным фондом составлен акт комплексной проверки соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использования средств обязательного медицинского страхования в филиале "Владивостокский" АО "СГ "Спасские ворота-М" от 07.12.2018 N 40 (далее - Акт проверки), содержащий требование об оплате финансовых санкций за невыполнение условий Договора, согласно Приложению N 3 к нему:
- по п. 11.2 штраф за счет собственных средств СМО в размере 10 % от суммы средств, перечисленных территориальным фондом на ведение дела СМО за октябрь 2017 года - сентябрь 2018 года на общую сумму 6 381 595,69 руб.;
- по п.11.4 штраф за счет собственных средств СМО в размере 10 % от суммы средств, перечисленных территориальным фондом на ведение дела СМО за ноябрь 2017 года и июнь 2018 года на общую сумму 1 157 733,98 руб.;
- по п. 20 штраф за нарушение порядка информационного сопровождения застрахованных лиц на любом этапе оказания им медицинской помощи за счет собственных средств СМО в размере 4 902 000,00 руб.;
- по п.7 штраф за предоставление недостоверной отчетности по таблицам N N 3-7 Отчета об информационном сопровождении застрахованных лиц на всех этапах оказания медицинской помощи в размере 209 247,78 руб.;
- по п. 8 штраф за нарушение срока рассмотрения жалоб застрахованных лиц за счет собственных средств СМО в размере 14 946,27 руб.;
- по п.2.3 внесение в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц записей, содержащих недостоверные сведения штраф в размере 78 000,00 руб.;
- по п.2.1 ведение персонифицированного учета сведений об обязательном медицинском страховании с нарушением установленного порядка штраф в размере 156 000,00 руб.;
- по п. 11.1 штраф в размере 86 270,13 руб. и уменьшение финансирования на сумму 862 701,30 руб. за невыявление дефектов, соответствующих перечню оснований для отказа (уменьшению) оплаты медицинской помощи, установленному Порядком организации и проведения контроля по ОМС.
Уплата указанных штрафов должна быть произведена путем перечисления на расчетный счет государственного учреждения "Территориального фонда обязательного медицинского страхования Приморского края".
Не согласившись с выводами, содержащимися в Акте проверки, филиал "Владивостокский" АО "Страховая группа "Спасские ворота-М" направил в адрес Территориального фонда возражения от 12.12.2018 исх. N 1669.
Письмом Территориального фонда от 19.12.2018 (исх.N 4375/06) в удовлетворении возражений было отказано.
Общество, посчитав, что акт проверки от 07.12.2018 N 40 по пунктам 11.2, 11.4, 20, 7, 11.1 Перечня санкций не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения в обжалуемой части в связи со следующим.
Согласно статье 1 Федерального закона N 326-ФЗ данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ, территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика и осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Аналогичные полномочия закреплены в пункте 8.12 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н.
Исходя из содержания части 11 статьи 40 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, а также контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
В случае выявления нарушений договорных обязательств территориальный фонд при возмещении страховой медицинской организации затрат на оплату медицинской помощи уменьшает платежи на сумму выявленных нарушений или неисполненных договорных обязательств. Перечень нарушений договорных обязательств устанавливается правилами обязательного медицинского страхования. Перечень санкций за нарушения договорных обязательств устанавливается договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (пункт 14 статьи 38 Федерального закона N 326-ФЗ).
Приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 N 1030н утверждена форма типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, в приложении N 3 к которому приведен перечень санкций за нарушения договорных обязательств.
Пунктом 20 Перечня санкций за нарушение порядка информационного сопровождения застрахованных лиц на любом этапе оказаний им медицинской помощи установлена санкция: штраф в размере 3 000 рублей за каждый случай нарушения
Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 утверждено Положение о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 21 указанного Положения по результатам проверки составляется акт проверки. В случае несогласия с актом проверки страховая медицинская организация вправе представить письменные возражения на акт.
В соответствии с пунктом 25 Положения в случае несогласия с результатом рассмотрения территориальным фондом письменных возражений на акт проверки страховая медицинская организация (филиал страховой медицинской организации) вправе обжаловать данное решение в досудебном и (или) судебном порядке.
В соответствии с определением Конституционного суда Российской Федерации от 04.12.2003 N 418-ОК к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Учитывая изложенные положения законодательства, акт проверки с сообщением о результатах рассмотрения возражений может быть оспорен в судебном порядке в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, поскольку носит властно-распорядительный характер и непосредственно данным актом на заявителя возлагаются определенные обязанности.
Как следует из материалов дела, между ТФОМС и страховой организацией заключен договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 28.12.2011 N 1 (далее - договор от 28.12.2011 N 1), по условиям которого территориальный фонд принял на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования, а заявитель - оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
Пунктом 2.23 договора от 28.12.2011 N 1 предусмотрена обязанность Общества осуществлять контроль объемов, сроков, качества и условий представления медицинской помощи застрахованным лицам в медицинских организациях, включенных в реестр медицинских организаций, с которыми страховой медицинской организацией заключены договоры на оказание и оплату медицинской помощи, в том числе путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи в соответствии с Порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденным приказом Федерального фонда от 01.12.2010 N 230 (далее - Порядок контроля), и представлять в территориальный фонд отчет о результатах контроля.
Согласно пункту 6.3 договора от 28.12.2011 N 1 страховая медицинская организация несет ответственность перед Фондом за невыполнение условий договора в части осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий представления медицинской помощи.
При выявлении нарушений договорных обязательств Фонд применяет штрафные санкции согласно приложению N 3 "Перечень санкций за нарушение договорных обязательств по настоящему договору" (далее - Перечень санкций) к договору от 28.12.2011 N 1.
При проверке сплошным способом организации ведения учета информации о застрахованных лицах, в отношении которых не состоялась запланированная госпитализация, со стороны страховых представителей филиала "Владивостокский" АО "Страховая группа "Спасские ворота-М", за период 01.01.2017 - 30.09.2018 установлены факты отсутствия учета за несостоявшимися госпитализациями в 1 634 случаях. Сумма штрафа составляет 4 902 000,00 руб. (3 000 руб. х 1 634).
В соответствии с пунктом 20 Перечня санкций (Приложения N 3 к договору), по данному нарушению начислен штраф в размере 3000 руб. за каждый случай нарушения, что составило 4 902 000,00 руб. (3 000, 00 руб. х 1 634).
Согласно пункту 199 Правил ОМС страховая медицинская организация осуществляет информационное сопровождение застрахованных лиц на всех этапах оказания им медицинской помощи и обеспечивает информирование застрахованных лиц и их законных представителей.
В соответствии с пунктом 203 Правил ОМС информационное сопровождение застрахованных лиц осуществляется на основе программного комплекса территориального фонда интегрированного с информационными системами территориального фонда по персонифицированному учету сведений о застрахованных лицах и сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, работающего круглосуточно в режиме онлайн (далее - Единый информационный ресурс).
В ходе проверки ведения учета заявителем несостоявшихся госпитализаций Территориальным органом использовался Единый информационный ресурс. Затем, данные, внесенные СМО в Единый информационный ресурс, сравнивались с данными файлов со сведениями об оказанной медицинской помощи за период 2017 года - сентябрь 2018 года, поступившими в Территориальный Фонд в соответствии с Регламентом N 79. Так же, в рамках проверки Фондом у СМО запрашивались документы, подтверждающие наличие факта ведения учета случаев о не состоявшихся госпитализации застрахованных лиц.
По результатам анализа информации, полученной из документов от СМО, из Единого информационного ресурса, файлов со сведениями об оказанной медицинской помощи, проверяющими выявлено отсутствие информационного сопровождения застрахованных лиц в части ведения указанного учета.
Вместе с тем, оценив представленные документы, суд пришел к выводу, что сумма начисленного штрафа по данному основанию подлежит уменьшению на 699 000 руб. (233х3000).
При этом, суд руководствовался следующим.
Пунктом 82 Методических рекомендаций ФФОМС от 25.06.2018 N 6696/30-2/5564 содержится порядок действий при проверке несостоявшейся госпитализации, по которому СМО должно выяснить причину несостоявшейся госпитализации и сообщить ее в МО, выдавшую направление на плановую госпитализацию, для изменения даты госпитализации застрахованного лица и информировать об этом застрахованное лицо.
Как установлено судом, 233 записи из 1634, выявленных в ходе проверки, содержат информацию по направлениям, выданным в круглосуточный стационар Госпиталя для ветеранов войн.
КГБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн" включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в 2017-2018 годах в условиях дневного стационара в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Решениями Комиссии по разработке территориальной программы ОМС на территории Приморского края от 24.01.2017 N 2 и от 15.12.2017 N 25 КГБУЗ "Госпиталя для ветеранов войн" были выделены объемы предоставления медицинской помощи в условиях дневного стационара на 2017 и 2018 годы по профилям: терапия, хирургия, акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий).
Медицинские организации, работающие в системе ОМС и оказывающие первичную медико-санитарную помощь направляют пациентов на госпитализацию, в том числе в дневной стационар в поликлинике. По таким несостоявшимся госпитализациям в дневном стационаре так же должен проводиться учет СМО.
Вместе с тем все 233 застрахованных были направлены в круглосуточный стационар Госпиталя для ветеранов войн, который финансируется из федерального бюджета, в связи с чем по указанным случаям у СМО не возникло обязанности по информационному сопровождению указанных пациентов, поскольку у СМО не было возможности обрабатывать указанную информацию, в связи с тем, что круглосуточный стационар Госпиталя для ветеранов войн данные в ЕИР не подает.
Направления на госпитализацию в Госпиталь для ветеранов войн содержали сведения об условиях оказания медицинской помощи - "1" (Согласно приказу ФФОМС N 79 от 07.04.2011, федеральной справочник V006 " Классификатор условий оказания медицинской помощи": "1" - круглосуточный стационар, "2" - дневной стационар, "3"- поликлиника, "4" - скорая помощь). Указанные условия оказания медицинской помощи проставлялись в направлении с обозначение "1", как круглосуточный стационар.
Из списков по "ГВВ" видно, что 233 пациентам направления были выписаны в круглосуточный стационар Госпиталя ветеранов войн, который не входит в программу ОМС по стационарной помощи и финансирование происходит из бюджета.
В связи с изложенным судом правомерно произведено уменьшение штрафных санкций на 699 000 руб. (233 х 3000 руб.). Доводы фонда в указанной части подлежат отклонению.
Рассмотрев ходатайство заявителя о снижении суммы штрафа в порядке статьи 333 ГК РФ, суд пришел к выводу о том, что размер штрафа, указанный в Акта комплексной проверки соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использования средств обязательного медицинского страхования в филиале "Владивостокский" акционерного общества "Страховая группа "Спасские ворота-М" от 07.12.2018 N 40, подлежит уменьшению до 10% от суммы средств, подлежащих уплате, то есть до 1 228 679 рублей 38 копеек (12 985 793,76 - 699 000): 10).
Поддерживая вывод суда о возможности снижения штрафных санкций по статье 333 ГК РФ, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Штрафная санкция за невыполнение условий договора о финансовом обеспечении, предусмотренная пунктом 13 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ, должна отвечать принципам справедливости, соразмерности и пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Соответственно, при назначении рассматриваемого в настоящем случае наказания судом могут быть учтены установленные на основании представленных в материалы дела доказательств факты, характеризующие обстоятельства совершения правонарушения и отношение привлекаемого к ответственности лица к совершенному правонарушению, и позволяющие индивидуализировать назначаемое наказание, соответствующее совершенному правонарушению.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 19.01.2016 N 2-П указал, что в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 25 февраля 2014 года N 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Применительно к заявленному к взысканию с Общества штрафу, учитывая статус общества, социально значимый вид деятельности, обстоятельства выявленных нарушений, степень вины заявителя, а также правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении от 24.06.2009 N 11-П, определении от 21.12.2000 N 263-О, Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, о том, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности, арбитражный суд первой инстанции снизил размер предъявленного к взысканию штрафа до 1 228 679,38 руб.
При этом, как справедливо отмечено судом первой инстанции Федеральный закон N 326-ФЗ, который регулирует отношения, возникшие между сторонами на основании указанных договоров о финансовом обеспечении и приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 28.02.2011 N 158н прямо не запрещают снижать предусмотренные им санкции (штрафы) за допущенные страховыми медицинскими организациями нарушения в области страхования, в связи с чем, вопреки доводам фонда, уменьшение, установленного в части 13 статьи 38 названного закона штрафа, в порядке статьи 333 ГК РФ, допустимо.
Из пунктов 66, 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" следует, что правила о снижении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ применяются также в случаях, когда неустойка определена законом. Перечень законов, приведенный в п. 78 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 7, не является исчерпывающим.
Кроме того, данный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.08.2016 N 306-ЭС169183, от 29.12.2017 N 310-ЭС17-19283.
Поскольку выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании доказательств по делу, при правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены решения суда в обжалуемой части.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права, не опровергают выводов суда первой инстанции об обстоятельствах дела, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда в обжалуемой части.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается, поскольку в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса РФ фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.07.2019 по делу N А51-4551/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-4551/2019
Истец: АО "СТРАХОВАЯ ГРУППА "СПАССКИЕ ВОРОТА-М"
Ответчик: Государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края"