г. Хабаровск |
|
14 октября 2019 г. |
А04-2389/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.,
судей Волковой М.О., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.,
при участии в заседании:
от администрации города Белогорск (ОГРН 1022800711647, ИНН 2804004986): Жуков Е.Н., представитель по доверенности от 10.04.2019 N 33,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (ОГРН 1102801004712, ИНН 2801150690): представитель не явился,
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727): представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Белогорска
на решение от 05.08.2019
по делу N А04-2389/2019
Арбитражного суда Амурской области,
принятое судьей Анышем Д.С.
по иску администрации города Белогорск в интересах муниципального образования г. Белогорск
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области
третье лицо: открытое акционерное общество "Российские железные дороги"
об обязании принять в федеральную собственность объект недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Белогорск в интересах муниципального образования г. Белогорск (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Амурской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (далее - ТУ Росимущества в Амурской области, ответчик) с иском об обязании принять в федеральную собственность объект недвижимого имущества - мост (путепровод) протяженностью 135,9 м, площадью 1 236,7 кв.м, кадастровый номер 28:02:000000:7053, расположенный в створе ул. Северная - ул. Авиационная города Белогорска Амурской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД").
Решением Арбитражного суда Амурской области от 05.08.2019 в удовлетворении иска отказано.
Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 05.08.2019 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска. Указывает, что спорный объект недвижимого имущества не значится в перечне предприятий и организаций муниципальной собственности, являющемся приложением N 23 к решению Амурского областного Совета народных депутатов от 22.11.1991. Поясняет, что нахождение путепровода в собственности муниципального образования возлагает на муниципалитет обязанность по несению значительных расходов, связанных с его содержанием. Считает, что нахождение спорного путепровода в муниципальной собственности нарушает положения федерального законодательства. Считает, что решение Белогорского городского суда Амурской области от 20.12.2018 N 2а-2347/2018 необоснованно принято во внимание судом первой инстанции при разрешении настоящего спора. Указывает, что путепровод неразрывно связан с земельным участком, находящимся в федеральной собственности. Ссылается на то, что спорный путепровод находится в эксплуатации ОАО "РЖД".
В возражении на апелляционную жалобу ТУ Росимущества в Амурской области просит оставить решение от 05.08.2019 без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Ответчик, третье лицо извещались о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представители в суд не прибыли.
На основании статьи 156 АПК РФ с учетом разъяснений, приведенных в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ответчика, третьего лица.
Заслушав представителя истца, исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как установлено судом из материалов дела, в соответствии с техническим паспортом от 10.09.2012 мост (путепровод) построен в 1988 году; его площадь составляет 1 236,7 кв.м; объект расположен в створе улиц Северная - Авиационная города Белогорска Амурской области; основными конструктивными элементами моста являются железобетонный фундамент, железобетонные опоры, железобетонные пролетные строения, асфальтобетонная проезжая часть, асфальтобетонная пешеходная часть, металлические ограждения, железобетонные лестницы, конусы.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости (запись 28:02:000000:7053-28/002/2019-1), муниципальному образованию город Белогорск Амурской области на праве собственности принадлежит объект недвижимости - мост (путепровод) с кадастровым номером 28:02:000000:7053, протяженностью 136 м, расположенный в городе Белогорске Амурской области. В качестве документа-основания внесения соответствующих сведений указано решение Амурского областного Совета народных депутатов от 22.11.1991. Спорный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 28:02:000000:191, площадью 3 794 500 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для Белогорской дистанции пути (ПЧ-17), место расположения - г. Белогорске Амурской области.
Собственником земельного участка с кадастровым номером 28:02:000000:191 является Российской Федерации (номер регистрации 28-28-01/02/015/2005-871 от 17.02.2006), земельный участок передан в аренду ОАО "РЖД" сроком на 49 лет по договору аренды земельного участка от 09.06.2005 N 166 (номер регистрации 28-28-01/010/2006-485).
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности города Белогорска от 03.12.2018 N 6018 объект - мост (путепровод), расположенный в городе Белогорске Амурской области, внесен в реестр муниципальной собственности города Белогорска, объекту присвоен реестровый номер 7484.
В письме от 15.05.2019 N 01-01/2346, направленном в ТУ Росимущества в Амурской области, Администрацией предложено ответчику принять в федеральную собственность объект недвижимого имущества - мост (путепровод) с кадастровым номером 28:02:000000:7053.
В ответ на названное письмо ТУ Росимущества в Амурской области в письме от 31.05.2019 N 07-06/2234 отказало в принятии в федеральную собственность спорного объекта.
Администрация обратилась в арбитражный суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался следующими нормами материального права.
Пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) установлен перечень имущества, которое может находиться в федеральной собственности:
- имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
- имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;
- имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Согласно абзацу 12 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае:
- если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Абзацем 14 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусмотрено, что в случае передачи имущества муниципальной собственности в федеральную собственность предложения о передаче имущества направляются органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества.
Решения о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника федерального имущества, является Федеральное агентство по управлению имуществом (на территории Амурской области - ТУ Росимущества в Амурской области).
Как следует из разъяснений, приведенных в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2008 N 7321/08, внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации и признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" связано с передачей полномочий из одного уровня власти в другой.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П разъяснил, что положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, применяются в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают достижение договоренностей между ними, необходимость согласованных действий соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Дав оценку по правилам статьи 71 АПК РФ представленным в материалы дела доказательствам, в том числе: выписке из Единого государственного реестра недвижимости (запись 28:02:000000:7053-28/002/2019-1), выписке из реестра муниципальной собственности города Белогорска от 03.12.2018 N 6018, суд первой инстанции установил, что муниципальному образованию город Белогорск Амурской области на праве собственности принадлежит объект недвижимости - мост (путепровод) с кадастровым номером 28:02:000000:7053, протяженностью 136 м, расположенный в городе Белогорске Амурской области.
Исходя из анализа имеющейся в материалах дела переписки сторон (письма от 15.05.2019 N 01-01/2346, от 31.05.2019 N 07-06/2234), суд первой инстанции установил, что ТУ Росимущества в Амурской области отказало в принятии в федеральную собственность спорного объекта со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих использование муниципального имущества федеральной организацией, на не включение автомобильной дороги, частью которого является спорный мост, в перечень дорог федерального значения.
Доказательства наличия решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника федерального имущества о передаче спорного имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность, равно как и безусловные доказательства возможности фактического использования передаваемого имущества как наиболее эффективного в социально-экономическом плане для решения вопросов федерального значения, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции, мост (путепровод) протяженностью 135,9 м, площадью 1 236,7 кв.м, кадастровый номер 28:02:000000:7053, расположенный в створе ул. Северная - ул. Авиационная города Белогорска Амурской области, отнесен к конструктивным элементам автомобильной дороги.
На основании пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ предусмотрено искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ установлено, что к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
В зависимости от значения автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги, а в зависимости от вида разрешенного использования - на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (пункты 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги: соединяющие столицу Российской Федерации - город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации; включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть автомобильные дороги: соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации; являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения; являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации - городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.
Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
На основании приведенных норм, суд первой инстанции установил, что автомобильная дорога, на которой расположен спорный мост (путепровод) в створе ул. Северная - ул. Авиационная города Белогорска Амурской области в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения", не включена и не соответствует критериям отнесения к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, установленным пунктом 6 статьи 5 Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Кроме того судом первой инстанции приняты во внимание обстоятельства, установленные Белогорским городским судом Амурской области при рассмотрении административного дела N 2а-2347/2018, имеющие в силу статьи 69 АПК РФ преюдициальное значение для разрешения настоящего спора.
Так, решением Белогорского городского суда Амурской области от 20.12.2018 по делу N 2а-2347/2018, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 04.04.2019, удовлетворен иск прокуратуры города Белогорска к администрации города Белогорска о возложении обязанности разработать проектное решение по устранению недостатков, выявленных при проверках путепровода, расположенного в створе улиц Северная - Авиационная в г. Белогорске Амурской области, устранить выявленные недостатки.
Судебными актами по делу N 2а-2347/2018 установлено, что мост (путепровод), расположенный в городе Белогорске Амурской области в створе улиц Северная - Авиационная через железнодорожные пути, является составной (технологической) частью автомобильной дороги общего пользования местного значения, в инфраструктуру железной дороги не входит.
На основании изложенных обстоятельств, установив, что спорный объект является составной (технологической) частью автомобильной дороги общего пользования местного значения, в инфраструктуру железной дороги не входит, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что передача спорного моста в федеральную собственность не имеет объективную необходимость для осуществления федеральным органом исполнительной власти своих полномочий - объект не предназначен для решения вопросов федерального значения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции об обстоятельствах дела.
Довод Администрации, аналогичный доводу, приведенному в апелляционной жалобе, о том, что спорный объект недвижимого имущества не значится в перечне предприятий и организаций муниципальной собственности, являющемся приложением N 23 к решению Амурского областного Совета народных депутатов от 22.11.1991, отклонен судом первой инстанции на основании следующего.
Как следует из приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к объектам, относящимся к муниципальной собственности, относятся объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), внешнего благоустройства.
На основании статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 Устава муниципального образования города Белогорска к вопросам местного значения города Белогорска отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании приведенных норм мост (путепровод) протяженностью 135,9 м, площадью 1 236,7 кв.м, кадастровый номер 28:02:000000:7053, расположенный в створе ул. Северная - ул. Авиационная города Белогорска Амурской области является объектом социального использования, предназначен для решения вопросов местного значения, в силу его функционального предназначения относится к муниципальной собственности и не может находиться в федеральной собственности, поскольку не является имуществом, необходимым для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, в связи с чем, не подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в силу прямого указания закона.
При таких обстоятельствах само по себе отсутствие в приложении N 23 к решению Амурского областного Совета народных депутатов от 22.11.1991 названного объекта не является основанием для отнесения его к федеральной собственности.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что нахождение спорного путепровода в муниципальной собственности нарушает положения федерального законодательства, отклоняется апелляционным судом, как основанная на не правильном понимании ответчиком норм материального права.
Отклоняется апелляционным судом, как противоречащий статье 69 АПК РФ, довод жалобы относительно необоснованного принятия во внимание судом первой инстанции во внимание решения Белогорского городского суда Амурской области от 20.12.2018 N 2а-2347/2018.
Не влечет отмену судебного акта ссылка заявителя жалобы на то, что нахождение путепровода в собственности муниципального образования возлагает на муниципалитет обязанность по несению значительных расходов, связанных с его содержанием.
Как верно установлено судом первой инстанции, мост (путепровод) протяженностью 135,9 м, площадью 1 236,7 кв.м, кадастровый номер 28:02:000000:7053, расположенный в створе ул. Северная - ул. Авиационная города Белогорска Амурской области, является составной (технологической) частью автомобильной дороги общего пользования местного значения, несение расходов на содержание которой является обязанностью муниципалитета в силу закона.
Само по себе нахождение путепровода вблизи земельных участков федеральной собственности, не является основанием для отнесения его к федеральной собственности в силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Подлежит отклонению довод жалобы относительно эксплуатации спорного объекта третьим лицом, поскольку в данном конкретном случае объект является частью автомобильной дороги общего пользования местного значения и не входит в инфраструктуру железной дороги.
По приведенным основаниям доводы апелляционной жалобы отклонены. Неправильное применение судом первой инстанции норм материального права или нарушение норм процессуального права не установлено.
От уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы заявитель освобожден на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 05.08.2019 по делу N А04-2389/2019 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-2389/2019
Истец: Администрация г. Белогорска
Ответчик: ТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Амурской области
Третье лицо: ОАО "Российские железные дороги"