г. Ессентуки |
|
15 октября 2019 г. |
Дело N А20-929/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.10.2019.
Полный текст постановления изготовлен 15.10.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Макаровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковым М.А.,
при участии в судебном заседании: от ООО "ГЛАСС" - Олейниковой Т. В. (доверенность от 16.09.2019), от Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по КБР - Устарханова Р. А. (доверенность от 25.12.2018), Дубинко П. И. (доверенность от 25.12.2018), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шарибова Аркадия Анатольевича на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.08.2019 по делу N А20-929/2018 (судья Л.К. Дабагова)
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Шарибов Аркадий Анатольевич (далее - глава КФХ, налогоплательщик) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Кабардино-Балкарской Республике (далее - инспекция) о признании недействительными требования от 20.07.2017 N 557843 и решения от 16.09.2017 N 49407.
Решением от 11.07.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.09.2018, заявленные требования удовлетворены на том основании, что требование вынесено с пропуском совокупности установленных сроков на принудительное взыскание в бесспорном порядке.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.11.2018, решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.07.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2018 по делу N А20-929/2018 отменены, дело направлено в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики на новое рассмотрение. При этом суд кассационной инстанции указал, что судами сделан преждевременный вывод о сроках уплаты страховых взносов главой КФХ и дне выявления недоимки.
Решением суда от 05.08.2019, в удовлетворении требования главы КФХ отказано поскольку налоговым органом не пропущен совокупный установленный срок на принудительное взыскание в бесспорном порядке, требование является действительным, то и вынесенное впоследствии решение налогового органа от 16.09.2017 N 49407, направленное на его исполнение, также является действительным.
В апелляционной жалобе глава КФХ просит отменить решение суда и удовлетворить требования, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В частности, заявитель считает, что суд не учел, что требование вынесено с пропуском совокупности установленных сроков на принудительное взыскание в бесспорном порядке.
Инспекция в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекция выставила главе КФХ требование N 557843 об уплате 20 967 рублей 75 копеек страховых взносов 200 рублей 07 копеек пеней по состоянию на 20.07.2017, со сроком исполнения 09.08.2017.
Поскольку в добровольном порядке требование не исполнено, инспекция вынесла решение 16.09.2017 N 49407 о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике от 17.01.2018 N 03/1-03/00234@ требование и решение инспекции оставлены без изменения.
Глава КФХ обратился в арбитражный суд с заявлением.
В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 01.01.2017 переданы налоговым органам.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 250-ФЗ органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации должны быть переданы налоговым органам сведения о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных указанными органами по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 указанного Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (за исключениями, указанными в рассматриваемой части).
В соответствии с полученными налоговыми органами сведениями на основании части 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" налоговые органы производят взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, которые образовались на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно статье 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства, независимо от того, в какой форме зарегистрировано крестьянско-фермерское хозяйство. Аналогичное регулирование действует и в статье 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
Статьей 16 Закона N 212-ФЗ установлен порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам. При этом из части 1 статьи 16 Закона N 212-ФЗ следует, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 данного закона (которой определено, что страховые взносы такими плательщиками уплачиваются в фиксированных размерах).
Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (пункт 1 статьи 10 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона N 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 тыс. рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Согласно части 5 статьи 16 Закона N 212-ФЗ главы крестьянских (фермерских) хозяйств представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что в материалах дела отсутствует расчет страховых взносов по отыскиваемой задолженности и доказательства его подачи в орган пенсионного фонда либо в налоговый орган. В дело не представлены иные доказательства величины дохода налогоплательщика за расчетный период и даты подачи соответствующего расчета в контролирующий орган.
Судом установлено, что указанная в оспариваемом решении недоимка образовалась по страховым взносам за 2016 год, в связи с чем, в части порядка своевременности администрирования указанной выше задолженности подлежит применению Налоговый кодекс Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 статьи 8 Кодекса под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, наобязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 419 НК РФ Глава КФХ Шарибов А.А. является плательщиком страховых взносов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 названного Кодекса признается минимальный размер оплаты труда, установленный на начало соответствующего расчетного периода, в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 названного Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 названного Кодекса.
В соответствии со ст. 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год.
Согласно ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено названной статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Статьей 70 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение десяти дней с даты вступления в силу соответствующего решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 2 ст. 70 Кодекса), в иных случаях данное требование подлежит направлению не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ). Правила данной статьи подлежат применению также и в отношении сроков направления требования об уплате пени (п. 3 ст. 70 Кодекса).
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4 статьи 70 НК РФ).
Согласно правовой позиции, содержащейся в п. 50 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 57), при применении ст. 70 НК РФ необходимо исходить из того, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику либо в случае фактической неуплаты им в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении суммы налога (авансового платежа), либо в случае доначисления ему налоговым органом подлежащих уплате сумм налога (авансового платежа).
С учетом изложенного в срок, предусмотренный п. 1 ст. 70 Кодекса, направляется требование об уплате суммы налога, которая указана в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет, при этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления.
Установленный положениями указанной нормы права срок на выставление требования не является пресекательным, однако его истечение не может служить основанием для нарушения порядка исчисления общего срока на взыскание, установленного положениями ст. ст. 46, 47 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок индивидуальным предпринимателем обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (п. 2 ст. 46 Кодекса).
Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит, в этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.
Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Положения ст. 46 Кодекса применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога (п. 9 ст. 46 Кодекса).
При этом в силу разъяснений, изложенных в п. 55 постановления N 57, судам необходимо исходить из того, что не вынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет денежных средств в установленный абз. 1 п. 3 ст. 46 НК РФ срок и непринятие мер к его исполнению по общему правилу исключают возможность вынесения налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика, а также обращения его в суд с заявлением, предусмотренным абз. 3 п. 1 ст. 47 Кодекса, то есть исчисления срока, установленного указанной статьей (2 года).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 01.11.2011 N 8330/11, срок направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа не является пресекательным. Пропуск налоговым органом срока, определенного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения предельного срока на принудительное взыскание таких платежей и сам по себе при условии, что на момент выставления требования не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности с учетом сроков, названных в абзаце первом пункта 3 статьи 46 Кодекса, не является основанием для признания требования недействительным.
Аналогичный вывод изложен в пункте 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 г. N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Для каждого этапа налоговым кодексом Российской Федерации установлены соответствующий порядок и конкретные сроки реализации, по истечении или нарушении которых налоговые органы не вправе в дальнейшем осуществлять соответствующие полномочия. Установленный порядок взыскания налоговой задолженности четко регламентирован законодательством, не может носить произвольный характер.
Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 22.04.2014 г. N 822-0, от 24.12.2013 г. N 1988-0, от 22.03.2012 г. N 479-0-0 неоднократно указывал, что в пункте 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации законодатель установил сроки направления требования налогоплательщику. Иные вопросы, связанные с исчислением сроков принудительного взыскания налогов, данная норма не регулирует. При этом нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не может приводить к увеличению сроков, предусмотренных для принудительного взыскания налогов иными статьями Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, принудительное взыскание налога не может осуществляться за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
С учетом ст. 46, 47, 69,70 НК РФ предельный срок принудительного взыскания неуплаченных страховых взносов включает в себя: срок уплаты налога 3 месяца на направление требования 8 дней на исполнение требования в добровольном порядке 2 месяца на бесспорное взыскание соответствующей суммы путем направления в банк инкассового поручения 6 месяцев на обращение в суд за взысканием суммы недоимки или пени.
В соответствии с абзацем 3 пункта 50 постановления N 57 установлено, что с учетом изложенного в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 70 Кодекса, направляется требование об уплате суммы налога, которая была указана в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет. При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления.
Выполняя указания суда кассационной инстанции, апелляционный суд установил, что расчет сумм начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за расчетный период 2016 года был произведен Управлением ПФР в Терском районе в фиксированном размере, исходя из стоимости минимального размера оплаты труда (письмо пенсионного фонда от 07.10.2019 N 06-13/8258). В судебном заседании представители инспекции подтвердили, что глава КФХ в контролирующий орган сведения о доходах не подавал, в связи с чем расчет страховых взносов исчислен в фиксированном размер.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает ошибочным вывод суда, что срок уплаты страховых взносов определен 31.03.2017 и приходит к выводу, что заявитель обязан был уплатить страховые взносы в фиксированном размере за 2016 год не позднее 31 декабря 2016 года, соответственно днем выявления недоимки в соответствии с абз. 3 п. 50 постановления N 57 следует считать следующий после наступления срока уплаты налога день - 01.01.2017. Таким образом, требование об уплате налога, сбора в отношении главы КФХ Шарибова А.А. должно было быть вынесено налоговым органом и направлено в адрес Шарибова А.А. не позднее 31.03.2017, а решение о взыскании должно было быть вынесено не позднее 14.06.2017 (31.03.2017 + 6 дней на отправку + 8 дней на добровольное исполнение + 2 месяца на бесспорное взыскание).
Как указано в пункте 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
С учетом данного пункта и вышеизложенных сроков, у налогового органа была возможность обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов в срок до 14.10.2017, чего не было сделано.
При указанных обстоятельствах требование об уплате налогов (сборов, пени, штрафов) является незаконным, в связи с нарушением требований, предъявляемых к его содержанию и пропуском налоговым органом совокупности установленных сроков на принудительное взыскание в бесспорном порядке.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требование об уплате налогов (сборов, пени, штрафов) является незаконным, в связи с нарушением условий, предъявляемых к его содержанию и пропуском Инспекцией совокупности установленных сроков на принудительное взыскание в бесспорном порядке.
Поскольку требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа признано судом первой инстанции недействительным, то и вынесенное на его основе решение Инспекции от 16.09.2017 N 49407, также является недействительным.
Выводы суда первой инстанции, положенные в основу принятия решения, не соответствуют фактическим обстоятельства дела (пункт 3 части 1 статьи 270 АПК РФ), что означает необходимость отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 266, 268-271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу удовлетворить. Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.08.2019 по делу N А20-929/2018 отменить, принять новый судебный акт. Признать недействительными требование от 20.07.2017 N557843 и решение от 16.09.2017 N 49407 Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N6 по Кабардино-Балкарской Республике как несоответствующие требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-929/2018
Истец: Шарибов А.А.
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N6 по КБР
Третье лицо: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N6 по Кабардино- Балкарской Республике
Хронология рассмотрения дела:
23.11.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3547/18
11.02.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12758/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-929/18
15.10.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3547/18
05.08.2019 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-929/18
15.11.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9556/18
10.09.2018 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3547/18
11.07.2018 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-929/18