г. Владимир |
|
14 октября 2019 г. |
Дело N А11-6639/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гущиной А.М.,
без вызова сторон,
рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Струнинский медицинский центр" (ОГРН 1143339001520, ИНН 3311022436) на решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.08.2019 по делу N А11-6639/2019,
принятое в порядке упрощенного производства по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Владимирской области (ОГРН 1063328000273, ИНН 3328103330) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Струнинский медицинский центр" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Владимирской области (далее - Управление, административный орган) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Струнинский медицинский центр" в период с 06.03.2019 по 06.05.2019 проведена плановая выездная проверка по адресам места осуществления деятельности: Владимирская область, Александровский район, г. Струнино, ул. Лермонтова, д. 15, пом. N N 1,10,11,37,38 на 1-м этаже (литер А), помещения NN 7,10,11,12, 19,20,21,22,23,27-35 на 2-ом этаже (литер А); Владимирская область, Александровский район, г. Струнино, ул. Лермонтова, д.15, пом. NN12,13,14,16,17,18,39,40,41 (литер А) на 1-м этаже здания, помещения NN 1-6,8,9,13-18,24,25,26,36-40 (литер А) на 2-ом этаже.
Административным органом установлены нарушения требований действующего законодательства в области лицензирования медицинской деятельности, которые зафиксированы в акте проверки от 06.05.2019 N 44/02-32.
Проверкой выявлено, что Общество при осуществлении медицинской деятельности по вышеуказанным адресам нарушило требования подпункта "д" пункта 4, подпунктов "а", "б", "в" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицо административного органа 08.05.2019 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 146/02-33.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением от 05.08.2019 Арбитражный суд Владимирской области привлек Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, назначив ему наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Управление отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 3 названного Закона под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Пунктом 46 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ установлено, что медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), которое определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково" (далее - Положение).
Согласно пункту 4 данного Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются:
а) наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям;
б) наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке;
в) наличие:
- у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье";
- у руководителя организации, входящей в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, или его заместителя, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы";
- у руководителя структурного подразделения медицинской организации, осуществляющего медицинскую деятельность, - высшего профессионального образования, послевузовского (для специалистов с медицинским образованием) и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
- у индивидуального предпринимателя - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста, а при намерении осуществлять доврачебную помощь - среднего медицинского образования и сертификата специалиста по соответствующей специальности;
г) наличие у лиц, указанных в подпункте "в" настоящего пункта, стажа работы по специальности:
не менее 5 лет - при наличии высшего медицинского образования; не менее 3 лет - при наличии среднего медицинского образования;
д) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
е) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности;
ж) соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии - юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций;
з) соответствие соискателя лицензии - юридического лица:
- намеренного выполнять заявленные работы (услуги) по обращению донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, -требованиям, установленным статьями 15 и 16 Федерального закона "О донорстве крови и ее компонентов";
- намеренного выполнять заявленные работы (услуги) по трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, - требованиям, установленным статьей 4 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека";
- намеренного осуществлять медико-социальную экспертизу, -установленным статьей 60 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статьей 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" требованиям, касающимся организационно-правовой формы юридического лица;
и) наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
В соответствии с пунктом 5 указанного Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также:
а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи;
б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
в) соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг;
в(1)) соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения;
г) повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет.
Административным органом установлено, что в нарушение подпункта "д" пункта 4 Положения Обществом заключены трудовые договоры с работниками, не имеющими высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское необходимое для выполнения работ (услуг) по: рефлексотерапии.
В соответствии с Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" постановка пиявок включена в Номенклатуру медицинских услуг (код услуги А 14.05.00).
Медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно Приложению к Положению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной),паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (далее - работы (услуги)).
Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации (пункт 3 Положения).
Согласно Методическим рекомендациям N 2000/154, утвержденным Минздравом РФ 01.11.2000, гирудотерапия (гирудорефлексотерапия) является одним из методов рефлексотерапии.
Приказом Минздрава России от 11.03.2013 N 121н утверждены Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Работы (услуги) выполняются на основании лицензии, приложения к которой оформляются в соответствии с перечнем работ (услуг), утвержденных приказом Минздрава России от 11.03.2013 N 121н.
Осуществление деятельности при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по рефлексотерапии входит в перечень работы (услуг), утвержденных приказом Минздрава России от 11.03.2013 N 121н.
Согласно штатному расписанию от 01.01.2019 N 1-ШР, утвержденному приказом главного врача Общества от 09.01.2019 N 3, в Обществе должность "врач-рефлексотерапевт" не предусмотрена.
Между тем деятельность по данной специальности осуществляется главным врачом Общества Уткиной Н.А., что подтверждается записями в медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях N 1-658.
Так, 19.07.2018 главным врачом Уткиной Н.А. пациенту Малышевой Г.В. назначено проведение сеансов гирудотерапии (3 пиявки).
Согласно приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" в список должностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием включена должность врача-специалиста.
Требованиями к квалификации врача-специалиста являются: высшее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Педиатрия", "Стоматология", "Медицинская биофизика", "Медицинская биохимия", "Медицинская кибернетика", послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности в соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждаемой в установленном порядке, без предъявления требований к стажу работы.
Приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н утверждены Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки", согласно которому к специальности "рефлексотерапия" предъявляются следующие требования:
уровень профессионального образования:
- высшее образование (специалист по одной из специальностей: "лечебное дело", педиатрия");
- подготовка в ординатуре по специальности "Рефлексотерапия":
- дополнительное профессиональное образование - профессиональная переподготовка по специальности "Рефлексотерапия" при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: "Анестезиология-реаниматология", "Акушерство и гинекология", "Детская кардиология", "Детская онкология", "Детская урология-андрология", "Детская хирургия", "Детская эндокринология", "Гастроэнтерология", "Гематология", "Гериатрия", "Инфекционные болезни", "Кардиология", "Колопроктология", "Лечебная физкультура и спортивная медицина", "Мануальная терапия", "Неврология", "Нефрология", "Нейрохирургия", "Общая врачебная практика (семейная медицина)", "Онкология", "Оториноларингология", "Офтальмология", "Педиатрия", "Пластическая хирургия", "Профпатология", "Психиатрия", "Психиатрия-наркология", "Пульмонология", "Ревматология", "Сердечно-сосудистая хирургия", "Скорая медицинская помощь", "Торакальная хирургия", "Терапия", "Травматология и ортопедия", "Урология", "Физиотерапия", "Фтизиатрия", "Хирургия", "Челюстно-лицевая хирургия", "Эндокринология".
Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности;
- должности: врач-рефлексотерапевт; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации - врач-рефлексотерапевт.
Документы об образовании Уткиной Н.А. не соответствует требованиям к квалификации по специальности "рефлексотерапия".
Кроме того, в нарушение подпункта "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности медицинская деятельность осуществляется Обществом с несоблюдением порядков оказания медицинской помощи.
Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) предусмотрено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 79 Федерального закона N 323-ФЗ медицинские организации обязаны организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи.
В ходе проверки установлено, что Общество осуществляет деятельность с нарушением пункта 17 (пункта 6 Приложения N 1, Приложения N 3) Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты, утвержденного приказом Минздрава России от 12.11.2012 N 902н.
Пунктом 9 Правил организации деятельности офтальмологического отделения, утвержденных приказом Минздрава России от 12.11.2012 N 902н, установлено, что к функциям офтальмологического отделения относится, в том числе ведение учетной и отчетной документации в установленном порядке.
Общество осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной департаментом здравоохранения администрации Владимирской области от 31.08.2018 N ЛО-33-01-002647, на осуществление, в том числе, следующих видов работ (услуг): при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по офтальмологии.
Согласно штатному расписанию от 01.01.2019 N 1-ШР, утвержденному приказом главного врача Общества от 09.01.2019 N3, в Обществе предусмотрено структурное подразделение "офтальмологическое отделение" в составе:
- заведующий офтальмологическим отделением (1,0 штатная единица);
- врач-офтальмолог (1,0 штатная единица);
- дежурный врач (2,0 штатных единиц;
- операционная медсестра (1,0 штатная единица);
- медсестра палатная (4,0 штатных единиц).
Осуществление деятельности офтальмологического отделения подтверждается медицинскими картами стационарных больных: Кожбакова С.Д. N 25 (проходил лечение в офтальмологическом отделении с 23.01.2019 по 24.01.2019), Пугина В.И. N 1 (проходил лечение в офтальмологическом отделении с 14.01.2019 по 15.01.2019), Тихоновой Т.И. N 40 (проходила лечение в офтальмологическом отделении с 04.02.2019 по 05.02.2019).
Согласно части 8 статьи 20 Федерального закона N 323-ФЗ порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства, в том числе в отношении определенных видов медицинского вмешательства, форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В медицинских картах стационарных вышеуказанных больных, проходивших лечение в офтальмологическом отделении Общества, имеется добровольное информированное согласие на оперативное вмешательство, однако, отсутствует информированное добровольное согласие на проведение анестезии при проведении операции факоэмульсификации катаракты глаза с имплантацией ИОЛ и введение лекарственных препаратов.
В нарушение статьи 90 Федерального закона N 323-ФЗ, подпункта "б" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, Общество не соблюдает установленный порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Приказом главного врача Общества от 01.07.2017 N 17 утверждено Положение о внутреннем контроле качества медицинской деятельности в Обществе.
Пунктом 3.3 данного Положения определено, что внутренний контроль качества медицинской помощи осуществляется на трех этапах: первый этап контроля - лечащий врач; второй этап контроля - заведующий отделением, заместитель главного врача по медицинской части; третий этап контроля - врачебная комиссия.
В пункте 3.6 Положения о внутреннем контроле качества медицинской деятельности указано, что работа врачебной комиссии осуществляется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации" (далее - Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации), которым установлен порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации.
Согласно пунктам 4.9, 4.22 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации в функции врачебной комиссии входит: оценка соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации, организация и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Как установлено при анализе журнала регистрации предрейсового медицинского осмотра (начат 31.08.2018), в нарушение пункта 4.22 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации врачебная комиссия Общества не осуществляет внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в полном объеме.
Общество осуществляет медицинскую деятельность с нарушением пунктов 12, 14 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н.
Так, в нарушение пункта 12 указанного Порядка по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра медицинским работником Общества не выносится заключение в соответствии с установленными требованиями.
При анализе записей за период с 03.09.2018 по 13.11.2018 журнала предрейсовых осмотров водителей транспортных средств установлено, что заключение о результатах медицинских осмотров медицинским работником Общества не выносится с учетом формулировки, указанной в пункте 12 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н.
При анализе записей за период с 03.09.2018 по 13.11.2018 журнала предрейсовых осмотров водителей транспортных средств административным органом установлено, что в нарушение пункта 14 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н, результаты проведенных предрейсовых, медицинских осмотров вносятся медицинскими работниками Общества в журнале предрейсовых осмотров водителей транспортных средств, при этом не указывается следующая информация: дата рождения работника, результаты исследований, указанных в пункте 10 Порядка; заключение о результатах медицинских осмотров в соответствии с пунктом 12 Порядка, расшифровка подписи медицинского работника, подпись работника.
В нарушение подпункта "в" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности Общества не соблюдает установленный порядок предоставления платных медицинских услуг.
Правила, определяющие порядок и условия предоставления медицинскими организациями гражданам платных медицинских услуг, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг".
В результате проверки установлено, что Общество осуществляет деятельность с нарушением требований пунктов 28, 30 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 (далее - Правила N 1006).
Общество не соблюдает Правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и Правила ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, утвержденные приказом Минздрава России от 17.06.2013 N 378н.
Как установлено в ходе проверки, в нарушение пункта 28 Правил N 1006, Обществом предоставляются платные медицинские услуги при отсутствии информированного добровольного согласия потребителя (законного представителя потребителя), данного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона N 323-ФЗ необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
В соответствии с частью 7 статьи 20 Федерального закона N 323-ФЗ информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства содержится в медицинской документации гражданина и оформляется в виде документа на бумажном носителе, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником, либо формируется в форме электронного документа, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации, а также медицинским работником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Частью 8 статьи 20 Федерального закона N 323-ФЗ установлено, что порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства, в том числе в отношении определенных видов медицинского вмешательства, форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1177н утвержден Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, Форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и Форма отказа от медицинского вмешательства.
Пунктом 7 Порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, утвержденного Приложением N 1 к приказу Минздрава России от 20.12.2012 N 1177н, установлено, что информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств, включенных в Перечень, оформляется по форме, предусмотренной Приложением N 2 к приказу Минздрава России от 20.12.2012 N 1177н, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем лица, указанного в пункте 3 Порядка, а также медицинским работником, оформившим такое согласие, и подшивается в медицинскую документацию пациента.
При анализе медицинских карт пациентов, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях от 20.10.2018 N 22390 Ляшко Л.В. (договор на оказание платных медицинских услуг от 20.10.2018 N10595/3), от 17.10.2018 N 22314 Егорова В.А. (договор на оказание платных медицинских услуг N10533/4 от 17.10.2018), от 20.10.2018 N 22392 Джабарова СВ. (договор на оказание платных медицинских услуг от 20.10.2018 N10595/6), от 27.10.2018 N 22546 Быковской М.М. (договор на оказание платных медицинских услуг от 20.10.2018 N 10595/6), получивших медицинскую помощь в Обществе, установлено, что в заключенных информированных добровольных согласиях на медицинское вмешательство отсутствует: полное наименование медицинской организации; должность медицинского работника; контактный телефон гражданина, что является нарушением части 7 статьи 20 Федерального закона N 323-ФЗ.
В нарушение пункта 30 Правил N 1006 Общество при оказании платных медицинских услуг не соблюдает установленные законодательством Российской Федерации требования к оформлению и ведению медицинской документации и учетных и отчетных статистических форм, порядку и срокам их представления.
Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 834н "Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению" утверждена форма N 025/у "Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях" и Порядок заполнения учетной формы N 025/у "Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях".
В соответствии с пунктами 1 -2 Порядка заполнения учетной формы N 025/у "Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях" данная учетная форма N 025/у (далее -Карта) является основным учетным медицинским документом медицинской организации (иной организации), оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях взрослому населению (далее - медицинская организация).
Карта заполняется на каждого впервые обратившегося за медицинской помощью в амбулаторных условиях пациента(ку). На каждого пациента(ку) в медицинской организации или его структурном подразделении, оказывающем медицинскую помощь в амбулаторных условиях, заполняется одна Карта, независимо от того, сколькими врачами проводится лечение.
При анализе медицинских карт пациентов, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях от 20.10.2018 N 22390 Ляшко Л.В. (договор на оказание платных медицинских услуг от 20.10.2018 N 10595/3), от 17.10.2018 N 22314 Егорова В.А. (договор на оказание платных медицинских услуг от 17.10.2018 N 10533/4), от 20.10.2018 N 22392 Джабарова СВ. (договор на оказание платных медицинских услуг от 20.10.2018 N 10595/6), от 27.10.2018 N 22546 Быковской М.М. (договор на оказание платных медицинских услуг от 20.10.2018 N 10595/6), получивших медицинскую помощь в амбулаторных условиях Общества, установлено, что медицинские карты пациентов оформлены с несоблюдением требований, установленных приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 834н.
В нарушение пунктов 11.2, 11.3, 11.4, 11.5, 11.13 Порядка заполнения учетной формы N 025/у "Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях", утвержденного Приложением N 2 к приказу Минздрава России от 15.12.2014 N 834н, в медицинских картах пациентов (Ляшко Л.В., Егорова В.А., Джабарова СВ., Быковской М.М.) сотрудниками Общества не указываются: серия и номер страхового полиса обязательного медицинского страхования, страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), название страховой медицинской организации, код категории льготы в соответствии с категориями граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, документ, удостоверяющий личность пациента(ки), заболевания (травмы), по поводу которых осуществляется диспансерное наблюдение за пациентом(кой), и их код по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра (далее - МКБ-10), аллергические реакции, которые у пациента(ки) были ранее.
Приказом Минздрава России от 17.06.2013 N 378н утверждены Правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (далее - Правила регистрации операций) и Правила ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (далее - Правила ведения и хранения специальных журналов).
В результате проверки установлено, что Общество осуществляет деятельность с нарушением пунктов 7 Правил ведения и хранения специальных журналов, утвержденных приказом Минздрава России от 17.06.2013 N 378н.
В нарушение пункта 7 Правил ведения и хранения журналов, поступление лекарственного средства отражается в журнале учета без указания номера и даты приходного документа.
Установлено, что в журнале учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, сделаны записи о поступлении лекарственного средства (спирт этиловый раствор 70%) от 05.03.2019. При этом номера и даты приходных документов отсутствуют.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 79 Федерального закона от N 323-ФЗ медицинские организации обязаны организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи.
Осуществление медицинской деятельности с нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Между тем согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Изложенные в акте проверки от 06.05.2019 N 44/02-32 нарушения не позволяют отнести такие нарушения лицензионных требований и условий к длящемуся правонарушению.
Как следует из материалов дела, вменяемые Обществу нарушения окончены фактическим оказанием медицинских услуг 19.07.2018 главным врачом Уткиной Н.А., оказанием медицинской помощи в офтальмологическом отделении в амбулаторных условиях в октябре 2018 года, оформлением медицинских карт в аналогичный период 2018 года с нарушением установленных требовании, ведением журнала предрейсовых осмотров водителей транспортных средств с нарушением нормативных актов за период с 03.09.2018 по 13.11.2018, внесением неполной записи в журнал учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, о поступлении лекарственного средства (спирт этиловый раствор 70%) 05.03.2019.
Следовательно, вмененные Обществу нарушения, установленные в ходе проверки и зафиксированные актом от 06.05.2019 N 44/02-32, не являются длящимися.
Таким образом, в рассматриваемом случае последнее событие правонарушения считается оконченным 05.03.2019.
Из материалов дела не усматривается, что Обществом после 05.03.2019 совершались какие-либо противоправные действия, выразившиеся в осуществлении медицинской деятельности с нарушением условий лицензии.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2019 N 3-П если нарушение требований и условий, предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности специальным разрешением (лицензией), повлекшее нарушение прав потребителей, квалифицируется по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, юридически это означает не что иное, как вменение в вину лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, нарушения лицензионного законодательства Российской Федерации, что в рамках действующего правового регулирования исключает возможность распространения на него специального (особого) срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 4.5 данного Кодекса.
Как следствие, разрешая вопрос об административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), повлекшее нарушение прав потребителей, компетентные субъекты обязаны, в том числе посредством организации межведомственного взаимодействия, обеспечить при применении к лицам, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, части 3 статьи 14.1 КоАП РФ соблюдение общего (трехмесячного) срока давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, часть 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации, устанавливающая, что постановление по делу об административном правонарушении, выразившемся в нарушении законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает распространения указанного срока на привлечение к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 данного Кодекса, в том числе, когда такое административное правонарушение повлекло нарушение прав потребителей.
Суд апелляционной инстанции считает, что данный подход Конституционного Суда Российской Федерации подлежит применению и при привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На момент рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции от 05.08.2019 подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неправильного применения норм материального права.
В удовлетворении заявления административному органу надлежит отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 270, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.08.2019 по делу N А11-6639/2019 отменить.
В привлечении общества с ограниченной ответственностью "Струнинский медицинский центр" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-6639/2019
Истец: Управление Росздравнадзор по Владимирской области
Ответчик: ООО "СТРУНИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР"