г. Саратов |
|
25 января 2024 г. |
Дело N А12-16927/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Самохваловой А.Ю.,
судей Лыткиной О.В., Савенковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Обуховой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного специализированного стационарного учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Калачевский психоневрологический интернат"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 ноября 2023 года по делу N А12-16927/2023
по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области (ИНН 3445926514, ОГРН 1023403847235) г. Волгоград
к государственному бюджетному специализированному стационарному учреждению социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Калачевский психоневрологический интернат" (ОГРН 1023405366390, ИНН 3409100909), Волгоградская область, Калачевский район, поселок Пятиморск
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области (далее - истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к государственному бюджетному специализированному стационарному учреждению социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Калачевский психоневрологический интернат" (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании излишне понесенных расходов на выплату специальной социальной выплаты сотруднику ответчика Белякову А.В. в размере 17 857 руб. 16 коп.
07 ноября 2023 года Арбитражным судом Волгоградской области исковые требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области удовлетворены. Взыскана с государственного бюджетного специализированного стационарного учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Калачевский психоневрологический интернат" в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области задолженность в размере 17 857 руб. 16 коп.
Государственное бюджетное специализированное стационарное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Калачевский психоневрологический интернат" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ОСФР по Волгоградской области представило возражения на апелляционную жалобу, согласно которому решение суда не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Двенадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи, с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Проверив законность принятого по делу судебного акта, правильность применения норм материального права в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Фондом по итогам проведенной проверки составлен акт от 03.03.2023 N 4, выявлены нарушения в виде несоответствия данных реестров сведений о количестве фактически отработанных дней в предоставленных табелях учета использования рабочего времени в отношении сотрудника ответчика Белякова Александра Владимировича (должность - инженер по технической эксплуатации жилищного фонда).
Согласно предоставленным документам, по категории (административно-управленческий персонал) из расчета 25 000 руб. за одну смену и стоимости одного отработанного дня 1 785 руб. 71 коп. назначена специальная социальная выплата за отработанные дни с 01.01.2021 по 15.01.2021 в размере 26 785 руб. 71 коп. ( 1 смена и 1 день, всего 15 дней)
Отделением Фонда Белякову А.В. за счет средств федерального бюджета, оплачено 26 785 руб. 71 коп. за 15 дней.
При этом согласно данным табелям учета использования рабочего времени за январь 2021 года фактически отработано Беляковым А.В. 5 дней, дни с 01 января по 10 января включительно отмечены в табеле как выходные нерабочие дни.
Согласно предоставленному табелю учета использования рабочего времени за январь 2021 года сумма выплат Белякову А.В. за фактически отработанные 5 дней должна составлять 8 928 руб. 55 коп.
Как указывает истец, Фондом излишне понесены расходы на выплату специальной социальной выплаты сотруднику ответчика Белякову А.В. в размере 17 857 руб. 16 коп.
Поскольку ответчик добровольно не вернул ошибочно перечисленные денежные средства, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Порядок судебной защиты нарушенных либо оспариваемых прав и законных интересов осуществляется в соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьей 4 АПК РФ.
В соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991, Пенсионный фонд России образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и данным Положением. Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности РФ; денежные средства Пенсионного фонда РФ не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 N 1859 (ред. от 25.12.2021, с изм. от 15.07.2022) "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах работников стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающих социальные услуги (участвующих в оказании социальных услуг, обеспечивающих их оказание) гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", утверждены "Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты работникам стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающим социальные услуги (участвующим в оказании социальных услуг, обеспечивающим их оказание) (далее - Правила) гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией".
Как следует из пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 N 1859 в целях государственной социальной поддержки работников стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающих социальные услуги (участвующих в оказании социальных услуг, обеспечивающих их оказание) гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, производить с 16.11.2020 по 31.12.2022 специальную социальную выплату за нормативную смену, равную 14 календарным дням, установленную в организации в случае введения ограничительных мероприятий, предусматривающих особый режим работы (временная изоляция (обсервация), проживания в стационарной организации (отделении) получателей социальных услуг, работников стационарной организации (отделения) (далее - нормативная смена), следующим категориям работников: социальным работникам, специалистам по социальной работе, специалистам по работе с семьей, специалистам по реабилитационной работе в социальной сфере, психологам в социальной сфере, педагогическим работникам, в том числе воспитателям, инструкторам по труду, логопедам, музыкальным руководителям, педагогам-библиотекарям, педагогам_организаторам, педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам-дефектологам, учителям-логопедам, административно-управленческому персоналу - в случае не выявления в стационарной организации социального обслуживания, стационарном отделении новой коронавирусной инфекции - 25 000 руб., в случае выявления - 35 000 руб.
Согласно пункту 3 Правил, специальная социальная выплата производится за одну нормативную смену, равную 14 календарным дням, установленную в организации в случае введения ограничительных мероприятий, предусматривающих особый режим работы (временная изоляция (обсервация), проживания в стационарной организации (отделении) получателей социальных услуг, работников стационарной организации (отделения) (далее - нормативная смена).
В случае если специальная социальная выплата осуществляется за неполную смену, размер такой выплаты определяется по каждой категории работников исходя из количества фактически отработанных дней из расчета стоимости одного дня в размере одной четырнадцатой суммы выплаты, предусмотренной абзацами вторым - шестым пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 N 1859 "О государственной социальной поддержке в 2020-2022 годах работников стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающих социальные услуги (участвующих в оказании социальных услуг, обеспечивающих их оказание) гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Право на специальную социальную выплату работнику сохраняется за 14 календарных дней в случае выявления у работника организации в период выполнения им работы в рабочую смену новой коронавирусной инфекции либо вынужденного прерывания работы в рабочую смену работником, имевшим подтвержденный контакт с заболевшим новой коронавирусной инфекцией, в целях соблюдения режима изоляции.
В случае если работник прерывает рабочую смену по собственному желанию либо в связи с заболеванием, за исключением новой коронавирусной инфекции, специальная социальная выплата работнику осуществляется за фактически отработанные дни.
Работнику, приступившему к рабочей смене, вместо работника, прервавшего смену, в случаях, предусмотренных абзацами третьим и четвертым настоящего пункта, специальная социальная выплата осуществляется за фактически отработанные дни.
Согласно пункту 4 Правил, для получения специальной социальной выплаты организации направляют не позднее 3 рабочих дней после окончания нормативной смены в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр).
Исходя из положений пункта 5 Правил, реестр в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, направляется в федеральную государственную информационную систему "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах" Фонда организацией с использованием информационных систем, применяемых организацией для автоматизации своей деятельности, либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого Фондом на безвозмездной основе, посредством внешних сервисов информационного взаимодействия.
Как следует из пункта 6 Правил, реестр формируется с указанием сведений об организации (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата, сведений о выявлении (невыявлении) в организации новой коронавирусной инфекции, а также следующих сведений по каждому работнику: а) категория, должность (профессия); б) фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования; в) реквизиты для перечисления специальной социальной выплаты (наименование банка, банковский идентификационный код, номер счета или номер банковской карты, являющейся национальным платежным инструментом); г) фактическое число нормативных смен и (или) фактическое количество отработанных дней в нормативной смене согласно табелю учета использования рабочего времени; д) размер районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах; е) территория осуществления трудовой деятельности работника, если она относится к территориям, для которых применяется повышающий коэффициент, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2020 N 1962 "Об утверждении повышающих коэффициентов к специальным социальным выплатам и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что Фондом осуществляется идентификация работников, указанных в реестрах, и проверка факта их трудоустройства в организации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета работника в системе индивидуального (персонифицированного) учета посредством направления запроса в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил, специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда в течение 7 рабочих дней с даты получения территориальным органом Фонда реестра путем перечисления на банковскую карту или счет работника.
Организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 10 Правил).
На основании пункта 12 Правил, расходы, излишне понесенные Фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Контроль за полнотой и достоверностью сведений, представляемых организацией, осуществляют территориальный органы Фонда в порядке, устанавливаемом Фондом по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.06.2021 N 272 утвержден Порядок осуществления контроля территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации за полнотой и достоверностью сведений, представленных медицинскими и иными организациями (их структурными подразделениями) для получения специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам (далее - Порядок N 272).
Как следует из материалов дела, Фондом была проведена камеральная проверка полноты и достоверности сведений, предоставленных страхователем для осуществления специальной страховой выплаты медицинским и иным работникам, за период с 01.01.2021 по 31.12.2021.
По итогам проверки составлен акт от 03.03.2023 N 4, выявлены нарушения пункта 2 Постановления N 1859 и пунктов 3.6 (подпункты а, г) Правил - несоответствие данных реестров сведений о количестве фактически отработанных дней в предоставленных табелях учета использования рабочего времени.
Отделением проведена проверка следующих документов, предоставленных ГБССУ СО ГПВИ "Калачевский ПНИ" за периоде 01.01.2021 по 31.12.2021: - документы, подтверждающие факт трудоустройства в организацию работников, включенных в реестр на получение специальных социальных выплат (копии приказов о приеме на работу, копии трудовых книжек, трудовых договоров, дополнительных соглашений к трудовым договорам; - документы, подтверждающие введение ограничительных мероприятий, предусматривающих особый режим работы: (копни приказов об организации трудового процесса без возвращения к месту постоянного проживания, об утверждении перечня должностей работников, относящихся к административно-управленческому персоналу, о введении суммированного учета рабочего времени, о внесении изменений в локальные акты). - документы, подтверждающие количество отработанного времени, влияющего на размер выплаты и дающие право на ее получение (копии табелей учета рабочего времени за январь 2021 года).
Проверкой установлено, что в проверяемый период в организации были введены ограничительные мероприятия, сменный режим без возвращения к месту постоянного проживания с установлением длительности смены не менее 14 календарных дней. Согласно предоставленным документам, в организации не было выявлено случаев коронавирусной инфекции, в связи, с чем специальная социальная выплата за нормативную смену назначалась из расчета 25 000 руб. для 3 категории работников. В ходе проведения проверки установлены несоответствия данных реестров сведений о количестве фактически отработанных дней в нормативной смене и данных предоставленных табелей учета использования рабочего времени в отношении сотрудника Белякова А.В., должность - инженер по технической эксплуатации жилищного фонда.
Согласно предоставленным документам, по категории 3 (административно-управленческий персонал) из расчета 25 000 руб. за одну смену и стоимости одного отработанного дня 1 785 руб. 71 коп. назначена специальная социальная выплата за отработанные дни с 01.01.2021 по 15.01.2021 в размере 26 785 руб. 71 коп. ( 1 смена и 1 день, всего 15 дней).
Отделением Фонда Белякову А.В. за счет средств федерального бюджета оплачено 26 785 руб. 71 коп. за 15 дней.
При этом согласно данным табелям учета использования рабочего времени за январь 2021 года фактически отработано Беляковым А.В. 5 дней, дни с 01 января по 10 января включительно отмечены в табеле как выходные нерабочие дни.
Согласно предоставленному табелю учета использования рабочего времени за январь 2021 года сумма выплат Белякову А.В. за фактически отработанные 5 дней должна составлять 8 928 руб. 55 коп. из расчета 25 000 руб. за одну смену и стоимости одного отработанного дня 1 785 руб. 71 коп.
Согласно расчету истца, Фондом излишне понесены расходы на выплату специальной социальной выплаты сотруднику ответчика Белякову А.В. в размере 17 857 руб. 16 коп.
Отделением Фонда Белякову А.В. за счет средств федерального бюджета, оплачено 26 785 руб. 71 коп. за 15 дней.
При этом согласно данным табелям учета использования рабочего времени за январь 2021 года фактически отработано Беляковым А.В. 5 дней, дни с 01 января по 10 января включительно отмечены в табеле как выходные нерабочие дни.
Согласно предоставленному табелю учета использования рабочего времени за январь 2021 года сумма выплат Белякову А.В. за фактически отработанные 5 дней должна составлять 8 928 руб. 55 коп. из расчета 25 000 руб. за одну смену и стоимости одного отработанного дня 1 785 руб. 71 коп.
Согласно расчету истца, Фондом излишне понесены расходы на выплату специальной социальной выплаты сотруднику ответчика Белякову А.В. в размере 17 857 руб. 16 коп.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик указал, что в соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 15.03.20220 N 179 "О введении режима повышенной готовности функционирования органов управления, сил и средств территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 27.05.2020 N 1021 "Об организации в государственных стационарных организациях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Волгоградской области трудового процесса работников без их возвращения к месту постоянного проживания", приказом ГБССУ СО ГПВИ "Калачевский ПНИ" от 29.05.2020 N139 "Об организации трудового процесса работников без их возвращения к месту постоянного проживания" был утвержден приказ ГБССУ СО ГПВИ "Калачевский ПНИ" от 30.12.2020 N515к "О привлечении работников к осуществлению трудового процесса без возвращения к месту постоянного проживания". Указанным приказом от 30.12.2020 N515к к осуществлению трудового процесса без возвращения к месту постоянного проживания с 01.01.2021 по 15.01.2021 был привлечен ряд сотрудников Учреждения, в том числе инженер по эксплуатации жилищного фонда Беляков А.В.
Предоставленные сведения в реестре на Белякова А.В. о количестве дней в нормативной смене (с 01.01.2021 по 15.01.2021 в количестве 15 дней) соответствуют датам привлечения работников без возвращения к месту постоянного проживания.
В табеле учета рабочего времени не отражено время нахождения Белякова А.В., поскольку приказом по Учреждению не был утвержден дополнительный буквенный код для отражения в табеле нормативных смен привлечения работников к осуществлению трудового процесса без возвращения к месту постоянного проживания.
Ответчиком указано, что Учреждение признает нарушение пункта 6 подпункта "г" Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 N 1859 в части некорректного отображения в табеле учета рабочего времени нормативных смен. Однако специальная социальная выплата Белякову А.В. произведена правомерно, поскольку фактически сотрудник был на территории Учреждения и находился на смене круглосуточно в период с 01.01.2021 по 15.01.2021.
Данные доводы ответчика правомерно отклонены судом первой инстанции. Трудовое законодательство обязывает работодателя вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (часть 4 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации). Это предполагает отражение количества отработанных дней и часов в табелях учета рабочего времени. Табель рабочего времени применяется для учета времени, фактически отработанного и (или) неотработанного каждым работником организации, для контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени, для получения данных об отработанном времени, расчета оплаты труда, а также для составления статистической отчетности по труду.
С учетом представленных доказательств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что в данном случае Фонд исходил из необходимости соответствия данных реестров сведений о количестве фактически отработанных дней в нормативной смене и данных предоставленных табелей учета использования рабочего времени, поскольку это прямо вытекает из содержания Правил и Трудового кодекса Российской Федерации.
Фондом доказан факт несения страховщиком расходов в излишнем размере в связи с предоставлением страхователем недостоверных сведений и документов, влияющих на размер получения застрахованным лицом специальной социальной выплаты.
По существу, все доводы заявителя апелляционной жалобы повторяют правовую позицию истца, заявленную в суде первой инстанции, однако не опровергают их и не содержат фактов, которые не были бы проверены, или не учтены судом при рассмотрении дела, и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
Суд первой инстанции оценил все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, установил имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы из установленных фактических обстоятельств о взаимоотношениях сторон.
При указанных обстоятельствах решение суда является обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно части 5 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 ноября 2023 года по делу N А12-16927/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
А.Ю. Самохвалова |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-16927/2023
Истец: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ "КАЛАЧЕВСКИЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ"