г. Ессентуки |
|
29 марта 2024 г. |
Дело N А20-811/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.03.2024.
Полный текст постановления изготовлен 29.03.2024.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Макаровой Н.В., судей: Бейтуганова З.А., Белова Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марковой М.Е., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, апелляционную жалобу Управления федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике на определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.12.2023 по делу N А20-811/2022, принятое по результатам рассмотрения вопроса, об утверждении нового финансового управляющего и отчет финансового управляющего, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Хатуховой Карины Карамурзовны (ИНН 070504387489),
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Хатуховой Карины Карамурзовны (далее - должник, Хатухова К.К.) судом рассматривался вопрос об утверждении нового финансового управляющего и отчета финансового управляющего.
Определением от 25.12.2023 суд утвердил финансовым управляющим Хатуховой К.К. арбитражного управляющего Шорова Аслана Мухамедовича - члена Некоммерческого партнерства - Союз межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих "Альянс Управляющих".
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить.
Председательствующий сообщил, что судом апелляционной инстанции удовлетворено ходатайство представителя Управления федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике о проведении онлайн-заседания.
Судебное заседание в апелляционной инстанции проходило посредством использования систем веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание).
Вместе с тем, представитель Управления федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике на связь с судом посредством сервиса "онлайн-заседания" информационной системы "Картотека арбитражных дел" не вышел, что подтверждается общедоступной информацией, размещенной в информационной системе во вкладке "онлайн-заседания" (аудиозаписью судебного заседания).
Участие в судебном заседании в режиме онлайн-заседания представляет собой способ явки в судебное заседание.
Суд апелляционной инстанции обеспечил со своей стороны возможность представителю Управления федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике использовать такой способ явки и участия в судебном заседании.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в их отсутствие.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в настоящем обособленном споре, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что определение от 25.12.2023 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные настоящей главой, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI настоящего Закона о банкротстве.
Участие финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина является обязательным. Арбитражный суд утверждает финансового управляющего в порядке, установленном статьей 45 Закона о банкротстве, с учетом положений статьи 213.4 и пунктов 1, 2 статьи 213.9 данного Федерального закона.
Как следует из материалов дела, 14.04.2022 Хатухова К.К. обратилась в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании себя несостоятельным (банкротом), введении процедуры реализации имущества, утверждении финансового управляющего из числа членов Союза "Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих "Альянс управляющих".
Определением суда от 22.04.2022 указанное заявление должника принято к производству.
Решением от 02.06.2022 должник признан несостоятельным (банкротом), введена процедура реализации, финансовым управляющим утвержден Кибишев Володя Хусенович - член Союза "Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих "Альянс управляющих".
Сообщение о введении процедуры реализации имущества опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 127(7328) от 16.07.2022, сообщение N 61230245753 на стр. 37.
Срок процедуры реализации неоднократно продлевался.
Определением от 24.02.2023 (л.д.13 т.2), Кибишев В.Х. освобожден от исполнения обязанностей финансового управляющего должника, вопрос об утверждении нового финансового управляющего назначен на 14.09.2023, поскольку от Союза "Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих "Альянс управляющих" поступила 20.07.2023 информация о том, что арбитражные управляющие НПС "СОПАУ "Альянс управляющих" не изъявили согласие на утверждение арбитражным управляющим по данному делу.
Определением суда от 14.09.2023 (л.д.41 т.3) в связи с неисполнением определения суда и отсутствием кандидатуры финансового управляющего, судебное заседание отложено на 18.10.2023.
Определением суда от 18.10.2023 (л.д.51 т.3) в связи с отсутствием кандидатуры управляющего, судебное заседание отложено на 15.11.2023.
Определением суда от 15.11.2023 (л.д.57 т.3) в связи с отсутствием кандидатуры управляющего, судебное заседание отложено на 13.12.2023, одновременно суд пришел к выводу о необходимости содействия должнику в вопросе утверждения финансового управляющего, в связи с чем методом случайной выборки из перечня саморегулируемых организаций, имеющихся в суде и на основании протокола определения саморегулируемых организаций от 15.11.2023 (л.д.72-75 т.3) выбраны 10 саморегулируемых организаций, в адрес которых направлены запросы о предоставлении кандидатуры управляющего в рамках дела о банкротстве должника.
От выбранных методом случайной выборки саморегулируемых организаций поступили частично ответы (л.д.76-93 т.3), в которых указывалось на отсутствие управляющих, изъявивших согласие на утверждение в качестве финансового управляющего должника по настоящему делу. Поскольку ответы от всех СРО не поступили в суд, в соответствии с пунктом 3 статьи 163 АПК РФ, в судебном заседании 13.12.2023, объявлен перерыв до 20.12.2023 в 11 час.45 мин.
20.12.2023 судом первой инстанции установлено, что от выбранных методом случайной выборки саморегулируемых организаций поступили ответы (л.д.94-101 т.3), в которых также указывается на отсутствие управляющих, изъявивших согласие на утверждение в качестве финансового управляющего должника по настоящему делу.
В соответствии с пунктом 3 статьи 163 АПК РФ, в судебном заседании 20.12.2023, в связи с неполучением ответом от всех СРО, объявлен перерыв до 25.12.2023 в 12 час.30 мин.
21.12.2023 (л.д.102-108 т.3) заявленной первоначально должником саморегулируемой организации - Некоммерческого партнерства - Союз межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих - "Альянс Управляющих" поступила кандидатура финансового управляющего Шорова Аслана Мухамедовича, а также информация о соответствии данной кандидатуры требованиям статей 20 и 20.2 Закона о банкротстве и согласие Шорова Аслана Мухамедовича быть утвержденным финансовым управляющим в рассматриваемом деле о банкротстве.
Согласно положению абзаца второго пункта 2 статьи 213.9 Закона о банкротстве арбитражный суд утверждает финансового управляющего в порядке, установленном статьей 45 данного Федерального закона, с учетом положений статьи 213.4 данного Федерального закона и данной статьи.
В силу положений пункта 1 статьи 20, пункта 2 статьи 20.2, пункта 5 статьи 45 Закона о банкротстве арбитражный суд не утверждает в деле о банкротстве в качестве временных управляющих, административных управляющих, внешних управляющих или конкурсных управляющих кандидатуры арбитражных управляющих, которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам или деятельность которых влияет на надлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в деле о банкротстве.
Положения статьи 45 Закона о банкротстве не исключают дискреционных полномочий арбитражного суда и возможности при наличии к тому оснований отклонить заявленную кандидатуру арбитражного управляющего или саморегулируемую организацию и определить СРО путем случайной выборки в соответствии с пунктом 5 статьи 37 данного Федерального закона.
Приведенные в пункте 56 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснения предписывают арбитражным судам при осуществлении предусмотренных Законом о банкротстве функций по утверждению и отстранению арбитражных управляющих исходить из таких общих задач судопроизводства в арбитражных судах, как защита нарушенных прав и законных интересов участников судебного разбирательства и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 5 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и статья 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанное требование обусловлено тем, что процедуры банкротства носят публично-правовой характер, ввиду чего для достижения названной цели института банкротства основной обязанностью законодателя является максимально возможное сохранение баланса прав и законных интересов (зачастую диаметрально противоположных) участвующих в деле о банкротстве лиц, что, в числе прочего, обеспечивается посредством утверждения судом в порядке статьи 45 Закона о банкротстве арбитражного управляющего, наделяемого для проведения процедур банкротства полномочиями, которые в значительной степени носят публично-правовой характер, и решения которого являются обязательными и влекут правовые последствия для широкого круга лиц (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.12.2005 N 12-П).
Принимая во внимание, что арбитражный управляющий, утверждаемый для осуществления процедур банкротства, обязан при их проведении действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества (статья 2 и пункт 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве), а также в целях недопущения злоупотребления правом (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации) при рассмотрении дела о банкротстве суд не может допускать ситуации, когда полномочиями арбитражного управляющего обладает лицо, в наличии независимости которого у суда имеются существенные и обоснованные сомнения; при наличии таких сомнений суд вправе по своей инициативе или по ходатайству участвующих в деле лиц отказать в утверждении такого арбитражного управляющего или отстранить его.
Таким образом, суду при решении вопроса, об утверждении кандидатуры арбитражного управляющего следует исключать любой конфликт интересов между ним, с одной стороны, и должником и (или) кредиторами, с другой стороны.
В ситуации конфликта интересов кандидатура арбитражного управляющего определяется посредством случайного выбора. Такое регулирование направлено на обеспечение подлинной независимости управляющего, предотвращение потенциального конфликта интересов, то есть на устранение всяких сомнений по поводу того, что управляющий, в приоритетном порядке будет учитывать интересы определенной группы лиц, ущемляя тем самым права гражданско-правового сообщества, объединяющего кредиторов.
Аналогичная позиция изложена в пункте 27.1 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016).
В пункте 4 статьи 19 Закона о банкротстве предусмотрено, что заинтересованными лицами по отношению к арбитражному управляющему, кредиторам признаются лица в соответствии с пунктами 1 и 3 этой статьи.
В рассматриваемом случае, налоговым органом доказательства аффилированности Шорова А.М. с кредиторами и должником не представлены.
Из материалов дела следует, что на момент рассмотрения вопроса об утверждении финансового управляющего, собрание кредиторов по выбору кандидатуры арбитражного управляющего или иной саморегулируемой организации не проведено, возражений относительно саморегулируемой организации, либо представленной кандидатуры арбитражного управляющего Шорова А.М. лицами, участвующими в деле о банкротстве должника, не представлены, кредиторами возражения не заявлены.
Ссылка налогового органа на невозможность утверждения Шорова А.М., поскольку ранее он представлял интересы освобожденного управляющего Кибишева В.Х., что свидетельствуют о фактической заинтересованности, не принимается апелляционной коллегией судей, поскольку возможная аффилированность на стороне управляющих при отсутствии доказательств нарушения прав кредиторов и должника, не является основанием к отказу в назначении управляющего.
Из материалов дела апелляционным судом устанволено, что согласно ответам СРО никто кроме Шорова А.М. не изъявил согласие быть управляющим должника.
В рассматриваемом случае банкротство является потребительским; физическое лицо, инициировавшее свое банкротство, является слабой стороной, не имеющей профессиональных навыков в указанной области. Ввиду изложенного обстоятельства, на стороне суда лежит обязанность в отсутствие кандидатуры управляющего оказывать содействие в его поиске. Что в рассматриваемом случае выполнено судом первой инстанции. Поскольку ведение процедуры банкротства в отсутствии утвержденного управляющего невозможно, принимая во внимание наличие только одной кандидатуры управляющего, изъявившего желание быть утвержденным в деле о банкротстве должника, учитывая длительный поиск судом первой инстанции кандидатуры управляющего, апелляционная коллегия судей полагает, что утверждение кандидатуры Шорова А.М. в качестве финансового управляющего должника не нарушает права кредиторов и самого должника на проведение банкротства.
Ссылка налогового органа о получении судом 07.12.2023 информации о кандидатуре арбитражного управляющего Билюченко С.М., являющего членом Союза "Уральская саморегулируемая организация арбитражных управляющих", для утверждения в качестве арбитражного управляющего должника, не принимается апелляционным судом ввиду необоснованности.
Согласно материалам дела 12.12.2023 от арбитражного управляющего Билюченко С.М. поступил отказ от упреждения финансовым управляющим должника (л.д. 83, т.д. 3).
Принимая во внимание, что иной кандидатуры управляющего не представлено СРО суду первой инстанции для утверждения, а также учитывая, что кандидатура Шорова А.М. соответствует требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 Закона о банкротстве, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции пришел к верному выводу об утверждении финансовым управляющим должника Шорова А.М. согласно положениям статьи 45 Закона о банкротстве.
При указанных обстоятельствах, доводы налогового органа сводятся лишь к несогласию с вынесенным судебным актом, заявителем жалобы не приведено допустимых и относимых доказательств нарушения судом первой инстанции норм права.
Учитывая изложенное, оснований для переоценки выводов суд первой инстанции, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В целом доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, вместе с тем согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 23.04.2013 N 16549/2012, исходя из принципа правовой определенности, судом апелляционной инстанции не может быть отменено решение (определение) суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
В ходе проверки законности и обоснованности принятого по делу определения коллегия судей не установила каких-либо нарушений со стороны суда первой инстанции и полностью согласилась с оценкой представленных в дело документов.
Таким образом, судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции также не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.12.2023 по делу N А20-811/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Макарова |
Судьи |
З.А. Бейтуганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-811/2022
Должник: Хатухова К.К.
Кредитор: УФНС России, ФНС России
Третье лицо: Ассоциация арбитражных управляющих "Солидарность", Ассоциация Евросибирская саморегулируемая организация арбитражных управляющих, Ассоциация "Национальная организация арбитражных управляющих", Ассоциация "Региональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих, Ассоциация "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих ", Ассоциация "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа", Кибишев Володя Хусенович, ООО "АйДи Коллект", ООО "МСГ", ООО МФК "ВЭББАНКИР", Саморегулируемая межрегиональная "Ассоциация антикризисных управляющих", Союз арбитражных управляющих "Континент", Союз "Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих "Альянс управляющих", Союз "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Стратегия", Союз "Уральская саморегулируемая организация арбитражных управляющих", Управление записи актов гражданского состояния КБР, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республики, ФУ Кабишев В.Х., ФУ Шоров Аслан Мухамедовия, Шестнадцатый Арбитражный Апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5992/2024
24.04.2024 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4910/2023
29.03.2024 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4910/2023
02.06.2022 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-811/2022