город Ростов-на-Дону |
|
27 ноября 2019 г. |
дело N А32-29954/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гребенкиной И.П., при участии:
от истца: представитель не явился, извещен,
от ответчика: представитель не явился, извещен,
от третьего лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2019 по делу N А32-29954/2019 по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), при участии третьего лица: администрации муниципального образования Мостовский район (ИНН 2342010887, ОГРН 1022304340992) о признании права собственности, принятое в составе судьи Язвенко В.А.,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации Кубани (далее - истец, ПАО "Кубаньэнерго") обратилось в арбитражный суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и республике Адыгея (далее - ответчик, управление), о признании права собственности в отношении здания ЗТП 10/0,4 кВ Кс-3-604, с кадастровым номером 23:20:0801001:1940, площадью 42,6 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, ст-ца Костромская, ул. Октябрьская, 105.
Определением суда от 04.07.2019 администрация муниципального образования Мостовский район привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2019 признано право собственности публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани на здание ЗТП 10/0,4 кВ Кс-3-604, с кадастровым номером 23:20:0801001:1940, площадью 42,6 кв.м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, ст-ца Костромская, ул. Октябрьская, 105.
Не согласившись с принятым судебным актом, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований ПАО "Кубаньэнерго" отказать в полном объеме.
В обоснование жалобы заявителем приведены следующие доводы. Иск ПАО "Кубаньэнерго" направлен на признание права собственности объекта, сведения о правах на который в Едином государственном реестре отсутствуют. Указанный объект также не значится в реестре федерального имущества. В связи с чем, Межрегиональное территориальное управление, не имея притязаний в отношении спорного объекта, не нарушая и не оспаривая права ПАО "Кубаньэнерго" на спорный объект, является ненадлежащим ответчиком. При этом, ПАО "Кубаньэнерго" является правопреемником государственного предприятия Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго", относившегося к федеральному уровню собственности до его приватизации. Ввиду отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о правообладателях на спорное задние трансформаторной подстанции муниципальное образование имеет правовую возможность претендовать на указанное задние в силу Постановления от 27.12.1991 N 3020-1. По мнению апеллянта, предъявление иска к ненадлежащему ответчику является самостоятельным основанием к отказу в иске.
В отзыве на апелляционную жалобу ПАО "Кубаньэнерго" просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указало на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Стороны в судебное заседание явки не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как видно из материалов дела и следует из пояснений сторон, на территории Мостовского района Краснодарского края расположено здание трансформаторной подстанции, принадлежащие истцу в результате приватизации производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго".
Сведения о спорном здании трансформаторной подстанции в план приватизации не включены, поскольку до 1992 года трансформаторные подстанции напряжением 10/6/0,4 кВ числились в балансе в графе "Оборудование".
В пообъектной расшифровке оборудования и машин в акте оценки основных средств приведена расшифровка, согласно которой спорный объект перешел истцу в порядке приватизации.
Ввиду отсутствия сформированного земельного участка под объектом, а также должной индивидуализации (площадь, кадастровый номер) объекта, ПАО "Кубаньэнерго" лишено возможности зарегистрировать право собственности во внесудебном порядке.
Справками администрации муниципального образования Мостовский район, администрации Костромского сельского поселения Мостовского района подтверждается, что объект не значится в реестрах муниципальной собственности района и поселения соответственно.
Письмом Департамента имущественных отношений Краснодарского края, подтверждается, что объект не значится в реестре краевой собственности.
Отнесение спорного объекта к недвижимому имуществу подтверждается заключением кадастрового инженера.
Ссылаясь на отсутствие возможности у ПАО "Кубаньэнерго" зарегистрировать право собственности на спорный объект недвижимости - здание закрытой трансформаторной подстанции во внесудебном порядке, ПАО "Кубаньэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
При принятии настоящего судебного акта суд апелляционной инстанции полагает правомерным и обоснованным исходить из следующего.
В соответствии с положениями статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные данным Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 5 пункта 11 Постановления от 29.04.2010 Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 акционерное общество, созданное в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
На основании статьи 1 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (в редакции Закона от 05.06.1992) активы предприятий относятся к объектам приватизации. Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 14.08.1992 N 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического, комплекса в акционерные общества" преобразование предприятий, объединений, организаций, входящих в топливно-энергетический комплекс, в акционерные общества и их приватизация осуществляются в порядке, установленном специальными указами Президента Российской Федерации, учитывая особые условия эксплуатации единых систем электроэнергетики России, а также исключительную значимость топливно-энергетического комплекса для жизнедеятельности населения и народного хозяйства.
Такой особый порядок приватизации предприятий топливно- энергетического комплекса определен Указами Президента Российской Федерации от 15.08.1992 N 923, от 05.11.1992 N 1334 в целях повышения эффективности функционирования Единой энергетической системы Российской Федерации в условиях приватизации государственной собственности и распространялся, в том числе и на Краснодарское производственное объединение энергетики и электрификации "Краснодарэнерго", входившее в состав предприятий топливно-энергетического комплекса Российской Федерации.
Порядок определения состава приватизируемого имущества установлен пунктом 1.3 Временных методических указаний по оценке стоимости основных объектов приватизации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных предприятий в РСФСР2, которым предусмотрено, что оценка имущества осуществляется предприятием на основе данных его полной инвентаризации, по итогам инвентаризации должны быть отрегулированы выявленные в ходе ее проведения расхождения фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учета и отчетности, на выявленное по результатам инвентаризации не учтенное по балансу имущество заводятся инвентарные карточки, делаются записи в соответствующих бухгалтерских документах, итоги оценки отражаются в соответствующих актах.
В соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" состав и цена активов приватизируемого предприятия указывается в сделке приватизации. Составной частью сделки являются акты оценки имущества, в которых отражается состав приватизируемого имущества. При этом неправильное указание имущества в одном акте оценки вместо другого не может служить основанием для вывода о том, что это имущество не включено в состав приватизируемого. Если имеются бесспорные доказательства включения отдельных объектов движимого имущества в состав приватизируемого имущества, то эти объекты должны признаваться выкупленными в установленном порядке, даже если они в совокупности образуют недвижимость.
Судом первой инстанции верно установлено, что здание трансформаторной подстанции ЗТП 10/0,4 кВ Кс-3-604 перешло в собственность ПАО "Кубаньэнерго" в порядке приватизации.
Согласно предоставленному в материалы дела техническому паспорту спорный объект - здание закрытой трансформаторной подстанции (ЗТП) Кс-3-604 1972 года постройки.
Техническая инвентаризация объектов недвижимости - это проверка и определение на конкретную дату наличия, местоположения, назначения, фактического использования, состава и состояния объекта капитального строительства.
В ходе проведения работ по технической инвентаризации объекта недвижимости в технический паспорт при его изготовлении вносятся сведения об адресе (местоположении) объекта инвентаризации. При этом, адресные ориентиры описываются с учетом фактической обстановки вокруг объекта инвентаризации.
Указанный объект не числится в реестрах федерального имущества, государственной собственности Краснодарского края, муниципальной собственности соответствующего муниципального образования, что подтверждается справкой от 29.04.2019 N 11-526 администрации муниципального образования Мостовский район, справкой администрации Костромского сельского поседения Мостовского района от 29.05.2019 N 194, а также сообщением Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 17.04.2019 N52-15759/19-21-19.
Отнесение спорного объекта к объектам недвижимости подтверждается справкой кадастрового инженера Головнева А.С. от 28.05.2019 N 01/280519.
В соответствии с заключением кадастрового инженера от 28.05.2019 N 01/280519 спорный объект обладает признаками капитальности, представляет собой кирпичное здание, имеющее в основе бетонный ленточный фундамент.
Как установлено кадастровым инженером, здание трансформаторной подстанции расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 23:20:0801001:770.
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.06.2019, права в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:20:0801001:770 не зарегистрированы, земельный участок относится к государственной неразграниченной собственности.
Пунктом 1, 2 Указа Президента РФ от 15.08.1992 N 923 "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации" производственное объединение энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" учреждено в качестве дочернего акционерного общества Российского акционерного общества энергетики и электрификации. Распоряжением Госкомимущества РФ от 25.12.1992 N 1233-р утвержден типовой план приватизации производственного объединения энергетики и электрификации, а также Типовой устав акционерного общества открытого типа, учреждаемого путем преобразования производственного объединения энергетики и электрификации. Орган Российской Федерации по управлению имуществом - орган, уполномоченный на распоряжения объектами инженерной инфраструктуры, в том числе в отношении спорного здания закрытой трансформаторной подстанции, состоящей на балансе производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго".
План приватизации производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" содержит приложение N 9, в котором поименован перечень объектов, не подлежащих приватизации, остающихся в государственной собственности. Данный перечень не содержит спорного объекта.
При рассмотрении дел N А32-15697/2011, N А32-55523/2009 и NА32-8172/2013 установлено, что преобразование Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" в ПАО "Кубаньэнерго" осуществлялось в составе единого хозяйственного комплекса, все имущество, за исключением не подлежащего приватизации, было передано вновь созданному обществу.
Ссылки Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на то, что управление не является надлежащим ответчиком, на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 на спорный объект может претендовать муниципальное образование как на объект инженерной инфраструктуры городов, отклоняются апелляционным судом. В ходе рассмотрения требований ПАО "Кубаньэнерго" о признании права собственности на здания трансформаторных подстанций по аналогичным делам (N А32-29778/2016, N А32-45047/2015, N А32-29778/2016) Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея признано в качестве надлежащего ответчика.
Межрегиональным теруправлением не оспаривается факт использования спорного здания истцом и его нахождение во владении истца в период после приватизации государственного предприятия "Краснодарэнерго".
Право собственности правопредшественника ПАО "Кубаньэнерго" возникло в результате приватизации, подстанция была построена в период до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации и входила в производственный комплекс правопредшественника истца. Поскольку решение суда по настоящему делу подтверждает ранее возникшее, уже существующее право собственности, но не порождает это право вновь (как в случае с признанием права собственности на объект самовольного строительства), права собственника земельного участка, на котором расположено здание подстанции, таким признанием права собственности не затрагиваются и не ущемляются.
В ином случае, как верно указано судом первой инстанции, ПАО "Кубаньэнерго" будет фактически лишено права собственности на объект, перешедший к нему в результате приватизации государственного предприятия энергоснабжения.
В материалы дела приобщена справка о балансовой принадлежности в отношении спорного объекта, подтверждающая его нахождение на балансовом учете истца в настоящее время.
Из материалов дела следует, что трансформаторная подстанция, указанная в иске, состоит из трансформатора, распределительного устройства, устройства управления, которые не могут использоваться без защиты от воздействий внешней среды, и здания. Объект недвижимого имущества (здание) и оборудование в нем образуют в данном случае единое целое, изначально, с момента создания объекта - трансформаторной подстанции, предназначено для преобразования электрической энергии и передачи ее на расстояние по линиям электропередачи.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что трансформатор и капитальное строение, в котором он размещен, представляет собой единое технологическое целое, поскольку раздельная эксплуатация здания трансформаторной подстанции и самого трансформатора как оборудования недопустимы (будет нарушен режим безопасной эксплуатации трансформатора), а потому недопустим и разрыв их юридической судьбы (принадлежности).
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 5 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", акционерное общество, созданное в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
С учетом изложенного, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований ПАО "Кубаньэнерго" не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2019 по делу N А32-29954/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-29954/2019
Истец: ПАО "Кубаньэнерго", ПАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ КУБАНИ
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
Третье лицо: Администрация МО Мостовский район, администрация муниципального образования Мостовский район