г. Ессентуки |
|
28 ноября 2019 г. |
Дело N А63-1444/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.11.2019.
Полный текст постановления изготовлен 28.11.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковалевой З.С., при участии в судебном заседании представителей Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края - Васильева М.Ю. (доверенность от 09.01.2019), представителя общества с ограниченной ответственностью "Северо-Кавказский Нефрологический центр" - Швец Е. И. (доверенность от 11.05.2017), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края (город Ставрополь, ОГРН 1022601932935, ИНН 2634033112) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.08.2019 по делу N А63-1444/2019 (судья Навакова И.В.),
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Ставропольского края обратился территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ставропольского края, г. Ставрополь (далее - ТФОМС СК, Фонд, истец), к обществу с ограниченной ответственностью "Северо-Кавказский Нефрологический центр" в лице Ставропольского филиала N 3 общества с ограниченной ответственностью "Северо-Кавказский Нефрологический центр" г. Ставрополь (далее - ООО "СКНЦ", общество, медицинская организация, ответчик) с исковым заявлением о взыскании денежных средств, использованных не по целевому назначению в размере 100 000 рублей и штрафа в размере 10 000 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки деятельности ответчика в части использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) установлен факт перевода денежных средств в размере 100 000 рублей с расчетного счета общества N 40702810526000000801, открытого в Южном филиале АО "Райффайзенбанк", используемого филиалом N 3 для ведения операций со средствами ОМС, с назначением платежа "внутрихозяйственные расчеты". Названная операция, по мнению Фонда, осуществлена в нарушение ч. 2 ст. 56 тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ставропольского края от 29.12.2016, которое во исполнение положений Федерального закона N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - ФЗ N 326-ФЗ) определяет перечень компенсируемых за счет средств ОМС затрат. По результатам проверки Фондом сделан вывод о нецелевом расходовании денежных средств в размере 100 000 рублей, поскольку в перечне отсутствуют "внутрихозяйственные расчеты" и руководствуясь ч. 9 ст. 39 ФЗ N 326-ФЗ потребовал вернуть данные денежные средства, а также уплатить предусмотренный законом штраф.
Решением от 09.08.2019 в удовлетворении искового заявления Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края, отказано.
В апелляционной жалобе Фонд просит отменить решение суда от 09.08.2019 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило оставить решение суда без изменения, полагает, что суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу и применил нормы права, подлежащие применению.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал апелляционную жалобу.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил оставить решение суда без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствии иных лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене, апелляционную жалобу - удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
На основании приказа ТФОМС СК от 25.06.2018 N 183 "О проведении комплексной проверки в Ставропольском филиале N 3 ООО "Северо-КавказскийНефрологический Центр" ТФОМС СК в период с 03 июля по 13 июля 2018 года проведена комплексная проверка деятельности Ставропольского филиала N 3 ООО "Северо-Кавказский Нефрологический Центр" в сфере ОМС за 2017 год (далее соответственно- Филиал, комплексная проверка).
Пунктами 1.1, 1.5 и 2.2 Положения о Ставропольском филиале N 3 ООО "Северо-Кавказский Нефрологический Центр", утвержденного решением единственного участника ООО "Северо-Кавказский Нефрологический Центр" от 27.01.2015 N 3-15 (далее соответственно - Положение о филиале, Общество), Филиал является обособленным структурным подразделением Общества, осуществляет функции Общества на территории Ставропольского края, имеет баланс в составе баланса Общества и пользуется счетом в банке на территории Ставропольского края.
В Южном филиале АО "Райффайзенбанк" филиалу с 02.04.2015 открыт расчетный счет N 40702810526000000801 (валюта счета - российский рубль), используемый Филиалом для ведения операций со средствами ОМС.
Получателем средств ОМС за оказанную медицинскую помощь выступал Филиал, целевые средства поступали на открытый для ведения операций со средствами ОМС расчетный счет Филиала N 40702810526000000801.
Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) предусмотрена обязанность медицинской организации вести раздельный учет по операциям со средствами ОМС, а положениями пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ - обязанность медицинской организации использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
В ходе контрольной проверки установлено, что платежным поручением от 13.09.2017 N 524 Филиалом перечислены денежные средства в размере 100 000,00 рублей (назначение платежа "Внутрихозяйственные расчеты") на расчетный счет Общества.
ТФОМС СК данная операция квалифицирована в качестве нецелевого использования средств ОМС и послужила основанием для направления требования о возврате указанных средств согласно части 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ.
Неисполнение вышеуказанного требования послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Ставропольского края.
Основанием для предъявления иска являлись положения части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ согласно которым структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу.
В соответствии с положениям части 6 статьи 14, части 2 статьи 28, части 1 статьи 38 Федерального закона N 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи, являются целевыми.
Данные средства обязательного медицинского страхования медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нецелевым использованием бюджетных средств, признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", согласно которой экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством о бухгалтерском учете, в том числе Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденным приказом Минфина Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н (в редакции от 26 марта 2007 года).
Пунктом 4 указанного Положения установлено, что организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь нормативными актами Минфина Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.
Также, в соответствии с пунктом 6.7 раздела 6 "Имущество, финансы и отчетность" Устава Общества филиал осуществляет учет результатов своей деятельности, ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность.
Согласно пункту 3 приказа N 1 Общества "Об учетной политике предприятия на 2017 год" структурные подразделения Общества, к коим относится и филиал на территории Ставропольского края, выделены на отдельный баланс и имеют свои расчетные счета.
При таких обстоятельствах, требования вышеуказанных правовых актов реализованы Обществом путем учета результатов деятельности по ОМС именно филиалом, а не обществом.
Так, материалами дела также подтверждается, данное обстоятельство в соответствии с которым филиал в г. Ставрополь выделен на отдельный баланс и имеет свои расчетные счета, филиалу в г. Ставрополь с 02.04.2015 открыт расчетный счет N 40702810526000000801 (валюта счета - российский рубль) в Южном филиале АО "Райффайзенбанк", используемый филиалом для ведения операций со средствами обязательного медицинского страхования.
Вместе с тем, Положениями учетной политики общества лишь декларируется ведение раздельного учета по средствам ОМС, вместе с тем, представленными в материалы дела документами не подтверждается ведение раздельного учета по средствам ОМС.
Согласно положениям части 1 статьи 52 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ставропольского края от 29.12.2016, действующего в 2017 году, средствами ОМС компенсируются включенные в структуру тарифов и обусловленные оказанием медицинской помощи по ОМС следующие расходы (затраты) медицинских организаций: расходы на оплату труда (расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты); расходы на приобретение лекарственных средств и медицинских изделий; расходы на приобретение продуктов питания; прочие расходы, в том числе расходы на приобретение мягкого инвентаря, хозяйственные расходы.
В соответствии с частью 2 статьи 56 Тарифного соглашения в состав компенсируемых за счет средств ОМС затрат на оказание медицинской помощи, кроме того, включаются необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации следующие хозяйственные расходы: расходы по оплате услуг связи, транспортных и коммунальных услуг; расходы по оплате работ, услуг, связанных с содержанием имущества за исключением капитального ремонта объектов капитального строительства и реставрации нефинансовых активов; прочие расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, за исключением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, геолого-разведочных работ, услуг по типовому проектированию, проектных, изыскательских и иных видов работ, связанных с работами по проектированию, строительству или контролю за реконструкцией, строительством, ремонтом объектов капитального строительства; расходы на арендную плату за пользование имуществом; расходы по оплате программного обеспечения и прочих услуг; социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации; прочие расходы, в том числе расходы по уплате налогов (включаемых в состав расходов), государственных пошлин и сборов, различного рода платежей в бюджеты всех уровней; расходы по увеличению стоимости материальных запасов, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации, но не потребляемых непосредственно в процессе оказания медицинской помощи; расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу.
Вышеуказанная структура тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС установлена в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Кроме того, в соответствии с частями 2, 3 статьи 53 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ставропольского края на 2017 год от 29.12.2016 при расчете величины компенсируемых средствами ОМС расходов на оплату труда учитывается потребность в финансовом обеспечении выплаты заработной платы персоналу, непосредственно участвующему в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), подлежащей оплате за счет средств ОМС согласно настоящему тарифному соглашению, в том числе вспомогательного медицинского персонала (далее - медицинский персонал), согласно порядкам оказания медицинской помощи, нормативным показателям использования коечного фонда, нормам нагрузки на одну врачебную должность, нормам времени и т.д. исходя из объемов медицинской помощи по ОМС, установленных Комиссией.
Расходы на оплату труда административно-управленческого, административно-хозяйственного и иного персонала, не участвующего непосредственно в процессе оказания медицинской помощи по ОМС, но необходимого для обеспечения деятельности медицинской организации (общеучрежденческий персонал) включаются в состав компенсируемых средствами ОМС расходов на оплату труда пропорционально доле медицинской помощи по ОМС в общем объеме оказываемых в медицинской организации услуг.
Соответственно, движение средств со счета на счет в пределах медицинской организации имеют правовое значение в рамках рассматриваемого спора при определении целевого(нецелевого) характера расходования средств ОМС.
Следовательно, списание денежных средств со счета, открытого для учета средств обязательного медицинского страхования, на цели, не установленные законом, свидетельствует о нецелевом расходовании средств ОМС.
При этом, обществом не представлено документов (Устав, положение о филиале, учетная политика общества или филиала) в соответствии с которыми филиал перечисляет денежные средства обществу в целях софинансирования расходов по заработной плате в связи с деятельностью, обусловленной оказанием медицинской помощи по ОМС.
Так, пунктом 4.2 Положения о филиале общества установлено, что именно общество принимает участие в финансировании филиала, а не наоборот.
При этом, в соответствии с разделом 4 Положения о Ставропольском филиале N 3 ООО "Северо-Кавказский Нефрологический Центр" общество имеет право получать прибыль от деятельности филиала.
Кроме того, само общество обязано финансировать деятельность филиала (пункт 4.1 Положения), а не наоборот.
Таким образом, платежи с назначением "Внутрихозяйственные расчеты" являются, по сути своей, прибылью, перечисляемой филиалом в общество.
В этой связи, если рассматривать спорную сумму как правомерно перечисленную в общество (следуя логике ответчика), то такая сумма не может являться ничем иным, как прибыль, перечисляемая в общество в соответствии с пунктом 4.1 представленного Положения о филиале, которая также не включена в структуру тарифа по ОМС.
Следует учитывать, что ОМС - вид социального страхования, задачей которого является создание государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС, а не обеспечение рентабельности коммерческой организации.
Согласно пункту 6 статьи 35 Федерального закона 326-ФЗ утверждена структура тарифа ОМС, в которую не заложена прибыль медицинской организации. Таким образом, законодательно не предусмотрено получение прибыли за счет средств ОМС.
Подлежат отклонению доводы заявителя о нарушении права на получение финансового обеспечения своей деятельности за счет средств территориальной программы ОМС, поскольку средства территориальной программы ОМС не могут быть основным источником финансирования деятельности заявителя. Выводы, изложенные выше, подтверждаются судебной практикой.".
Какие-либо нормы или положения о содержании центрального аппарата общества в представленном Положении о Ставропольском филиале N 3 ООО "Северо-Кавказский Нефрологический Центр" отсутствуют.
Доводы общества о том, что все расходы, прямо или косвенно связанные с оказанием им медицинской деятельности, оно вправе относить на средства ОМС, если не выходит при этом за пределы утвержденного тарифа, подлежит отклонению противоречат положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 326-ФЗ, Тарифного соглашения и Приказа Минфина России от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", согласно которому такой вид расходов не установлен.
Кроме того, подлежит отклонению довод общества о том, что средства в сумме 170 887 рублей, списаны со счета общества в целях выплаты заработной платы, следовательно, их расходование произошло на цели, установленные структурой тарифа, поскольку согласно пояснениям общества остаток на счете N 40702810552090007642 после перечисления спорной суммы был равен 239 631,37, при этом в последующем было совершено 8 операций на сумму 170 887 рублей свидетельствует о целевом расходовании средств ОМС.
Однако это никаким образом не доказывает того факта, что именно средства ОМС были перечислены на выплату заработной платы, так как на счете общества, до перечисления спорной суммы уже имелось 139 631,37 рублей и именно эти средства могли быть списаны в счет выплаты заработной платы в размере 170 887,00 (при этом в указанной сумме могло бы быть только 31 255, 63 рублей из списанных со счета филиала суммы в размере 100 000 рублей с назначением платежа "Внутрихозяйственные расчеты" (170 887 -139 631,37 -31 255,63).
Обществом не представлено доказательств о том, что стало с остальными средствами ОМС, оставшимися на счете N 40702810552090007642. То есть, разграничить средства ОМС из общей массы средств общества, находящихся на счете N 40702810552090007642 после попадания их туда не представляется возможным.
Кроме того, представленные обществом в качестве доказательства целевого использования средств ОМС платежные поручения на выплату заработной платы в сумме не соответствуют списанной со счета филиала сумме в размере 100 000 рублей.
Таким образом, во избежание изложенного законодательно закреплен принцип раздельного учета, реализуемый, как указывалось выше, посредством открытия отдельного счета по учету таких средств, а не отдельных отражений средств в регистрах бухгалтерского учета. В данном случае, повторимся, общие нормы, регулирующие, например, порядок бухгалтерского учета, применяются к специальным нормам Федерального закона в той части, в которой они ему не противоречат.
Подлежит отклонению довод общества о том, что отсутствует отдельный баланс филиала и соответственно средства ОМС учитываются в регистрах бухгалтерского учета обществом, поскольку материалами дела подтверждается факт выделения филиала на отдельный баланс, следовательно, все операции по средствам филиала, то есть средствам ОМС, учитываются на отдельном расчетном счете и выведены на отдельный баланс филиала.
Судом первой инстанции, при удовлетворении заявленных обществом требований, не в полной мере учтены следующие обстоятельства.
Подлежит отклонению довод общества о том, что филиал не является участником (стороной) договора банковского счета, поскольку не основан на фактах и доказательствах по делу.
При этом в материалах дела договор на открытие филиалу в г.Ставрополь с 02.04.2015 расчетного счета N 40702810526000000801 (валюта счета - российский рубль) в Южном филиале АО "Райффайзенбанк", используемый филиалом для ведения операций со средствами обязательного медицинского страхования, отсутствует, не запрашивался судом у ответчика и не представлялся ответчиком.
При этом филиал расходует средства самостоятельно в целях хозяйственной деятельности в том числе и по иным направлениям, не связанным с внутрихозяйственными расчетами внутри общества.
Кроме того, подлежит отклонению довод общества о том, что обязанность медицинской организации по открытию специального счета для учета средств ОМС нормативно не установлена.
Так, согласно пункту 6.7 раздела 6 "Имущество, финансы и отчетность" Устава Общества филиал осуществляет учет результатов своей деятельности, ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность.
Также, в соответствии с пунктом 3 приказа N 1 Общества "Об учетной политике предприятия на 2017 г." структурные подразделения Общества, к коим относится и филиал на территории Ставропольского края, выделены на отдельный баланс и имеют свои расчетные счета.
Таким образом, требования вышеуказанных правовых актов реализовано Обществом путем учета результатов деятельности по ОМС именно филиалом, а не обществом.
Следовательно раздельный учет по средствам ОМС, поступающим в филиалы общества в различных субъектах РФ, реализован обществом именно посредством открытия отдельного счета конкретным филиалам, в том числе Ставропольскому филиалу.
Таким образом, положениям законодательства о бухгалтерском учете, способ осуществления раздельного учета определяется хозяйствующим субъектом самостоятельно в своей учетной политике.
В этой связи, раздельный учет по средствам ОМС может быть реализован путем осуществления раздельного учета в рамках общества на одном лицевом счете или посредством открытия специального счета по учету средств ОМС.
Ведение раздельного учета по средствам ОМС путем открытия отдельного счета для учета таких средств не противоречит требованиям действующего законодательства.
Ведение раздельного учета декларировано в учетной политике общества, но не усматривается из представленной обществом оборотно-сальдовой ведомости факта ведения обществом раздельного учета по средствам ОМС в пределах общего расчетного счета общества, поступающим на расчетный счет филиала.
В соответствии с действующим законодательством расходы на оплату труда административно-управленческого, административно-хозяйственного и иного персонала, не участвующего непосредственно в процессе оказания медицинской помощи по ОМС, но необходимого для обеспечения деятельности медицинской организации (общеучрежденческий персонал) включаются в состав компенсируемых средствами ОМС расходов на оплату труда пропорционально доле медицинской помощи по ОМС в общем объеме оказываемых в медицинской организации услуг.
Таким образом, существенное значение имеет принцип пропорциональности расходования средств ОМС, а также структура размера оплаты труда сотрудникам общества и доля их участия в оказании медицинской помощи по ОМС в общей доли расходов общества на выплату заработной платы.
При этом, как следует из уставных и учетных документов общества, общество помимо ОМС, также оказывает платные медицинские услуги, участие в которых прямо или опосредовано принимают сотрудники, которым была выплачена в виде заработной платы спорная сумма.
Подлежит отклонению довод общества о том, что медицинской организацией обеспечено ведение раздельного учета по средствам ОМС и прочим доходам. При этом, раздельный учет общества только декларирован в учетной политики общества, и не усматривается его фактическое осуществление согласно представленной оборотно-сальдовой ведомости.
Так, в оборотно- сальдовой ведомости Ставропольского филиала N 3 за 2017 год указаны прочие доходы, отраженные по счету 91 "Прочие доходы" в сумме 1017,06 рублей и прочие доходы (по деятельности не облагаемой ЕНВД) в сумме 82 015 рублей; всего 83 032,06 рублей.
В пункте 9 Учетной политики общества ответчика указано, что расходы, связанные со сдачей в аренду имущества, учитываются на счете 44 и ежемесячно списываются на счет 90.2.2.
При этом, в представленной в материалы дела оборотно-сальдовой ведомости счет 44 не используется, а все расходы относятся на деятельность в сфере ОМС.
Таким образом, при раздельном учете доходов и расходов общество обязано все общехозяйственные расходы учитывать на счете 26 Общехозяйственные расходы и распределять пропорционально доходам от разных видов деятельности. У организации, получающей доходы от деятельности в системе ОМС и прочей деятельности, расходы на заработную плату руководителя и персонала, деятельность которого связана с получением прочих доходов, а также прочие общехозяйственные расходы (например, затраты на канцелярские товары) должны распределяться по видам деятельности.
В представленной ответчиком оборотно-сальдовой ведомости все расходы относятся на деятельность в системе ОМС, несмотря на наличие доходов от прочей деятельности (сдача в аренду имущества).
Кроме того, подлежит довод общества о том, что объектом проверки должно являться ООО "СКНЦ" в городе Ростове-на-Дону, поскольку противоречит Приказу ФФОМС от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" (зарегистрировано в Минюсте России 26.04.2012 N 23953), согласно которому проверка проводятся по месту нахождения медицинской организации (или по месту фактического осуществления ее деятельности).
Так как общество не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности на территории своего нахождения в городе Ростове-на-Дону, а имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности на территории Ставропольского края, проверка правомерно проводилась на территории Ставропольского края - по месту осуществления медицинской деятельности.
Следовательно, исходя из буквального толкования пункта 4 приложения 2 к приказу ФФОМС от 16.04.2012 N 73, объектом проверки должен являться и являлся филиал общества.
Соответственно подлежат отклонению доводы общества о том, что представленные документы, подтверждают дальнейшее движение соответствующей суммы денежных средств, а именно - на оплату труда сотрудников общества, осуществляющих административно-хозяйственные функции, с приложением соответствующих платежных поручений от 15.09.2017 N N 188,189,190, 191, а также выписок по расчетному счету общества, на который ранее поступила данная сумма - N 40702810552090007642, открытый в Ростовском отделении N 5221 ПАО "Сбербанк России.", поскольку сумма средств по представленным платежным поручениям не совпадает с суммой средств, списанной на внутрихозяйственные расчеты. Таким образом, представленные платежные поручения не подтверждают дальнейшую судьбу спорных денежных средств.
Так же подлежат отклонению доводы общества о том, что после поступления спорных средств в размере 100 000 рублей 13.09.2017 на счет N 40702810552090007642 остаток денежных средств был равен 239 631, 37 рублей; 14.09.2017 операции по счету N 40702810552090007642 не осуществлялись; 15.09.2017 осуществлено 8 (восемь) расходных операций по счету N 40702810552090007642 на общую сумму 170 887, 00 рублей, из которых: 15 ООО рублей - аванс за сентябрь 2017 года, получатель: Мерденов Хаджи-Мурат Юрьевич, юрист ООО "СКНЦ"; 30 000 рублей - аванс за сентябрь 2017 года, получатель: Нугзарова Зарема Маировна, главный бухгалтер ООО "СКНЦ"; 30 000 рублей - аванс за сентябрь 2017 года, получатель Кобылятский Игорь Леонидович, зам. генерального директора по клинико-экспертной работе ООО "СКНЦ"; 35 000 рублей - аванс за сентябрь 2017 года, получатель Кегадуев Арсен Шамудович, зам. генерального директора по медицинской части.
Такт, что сумма средств по представленным платежным поручениям не совпадает с суммой средств, списанной на внутрихозяйственные расчеты. Таким образом, представленные платежные поручения не подтверждают дальнейшую судьбу спорных денежных средств. Кроме того, на счете общества при поступлении туда спорной суммы уже были денежные средства, вопрос о происхождении которых судом не исследовался. И после списания денежных средств якобы на выплату заработной платы на счете общества также продолжали оставаться денежные средства. При этом не следует из первичной бухгалтерской документации, что именно на выплату заработной платы были отправлены именно средства из спорной суммы. Данное обстоятельство является крайне существенным в целях рассмотрения настоящего спора, так как и является само по себе его предметом.
По этому-же основанию следует отклонить довод общества о том, что средства ОМС в сумме 100 000 рублей, переведенные с расчетного счета N 40702810526000000801 на счет N 40702810552090007642 с назначением платежа "Внутрихозяйственные расчеты", использованы обществом с целью оплаты труда работников медицинской организации, то есть на цели, предусмотренные законом для оплаты за счет средств ОМС.
Довод общества о том, что в штате имеются должности заместителя генерального директора по клинико-экспертной работе, по медицинской части, бухгалтера, юриста и неразрывно связано с фактом функционирования учреждения (в том числе в той части деятельности, на которую направляются средства ОМС) и, следовательно, не может считаться нецелевым использованием средств ОМС оплата труда указанных лиц подлежит отклонению, поскольку обществом оказываются также платные услуги, что следует из уставных документов, роль и участие указанных лиц в ОМС.
При этом, данное обстоятельство также является чрезвычайно важным, в следствие того, что в соответствии со статьей 52 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ставропольского края от 29.12.2016 средствами ОМС компенсируются включенные в структуру тарифов и обусловленные оказанием медицинской помощи по ОМС расходы (затраты) медицинских организаций на оплату труда (расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты), как прямо участвующих в ее оказании, так и непосредственно не участвующих в оказании медицинской помощи по ОМС, но необходимого для обеспечения деятельности медицинской организации (общеучрежденческий персонал) включаются в состав компенсируемых средствами ОМС расходов на оплату труда пропорционально доле медицинской помощи по ОМС в общем объеме оказываемых в медицинской организации услуг (часть 2, 3 статьи 53 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ставропольского края на 2017 год от 29.12.2016).
Следовательно, средства ОМС расходуются на оплату труда не любого персонала, а только того, который связан с оказанием медицинской организацией медицинской помощи по ОМС, и не в полной мере, а пропорционально доле медицинской помощи по ОМС в общем объеме оказываемых в медицинской организации услуг.
Подлежит отклонению довод общества о нарушении процедуры проведения фондом проверки в части получения документов руководителем филиала N 3 (акт проверки), а также главным бухгалтером филиала (требование).
Так, проверка осуществляется по месту осуществления медицинской деятельности, то есть проводится проверка деятельности филиала, руководителем которого и является руководитель филиала (пункт 4 приложения 2 к приказу Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73).
Кроме того, требование ТФОМС СК по результатам проверки обществом не оспаривалось.
Таким образом, подлежит отклонению довод общества о том, что, все расходы, прямо или косвенно связанные с оказанием им медицинской деятельности, оно вправе относить на средства ОМС, если не выходит при этом за пределы утвержденного тарифа безотносительно того, обусловлена ли деятельность лиц, которым были выплачены средства ОМС, детальностью медицинской организации по ОМС.
Однако такая позиция общества, противоречат положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 326-ФЗ, Тарифного соглашения и Приказа Минфина России от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", согласно которым такой вид расходов как внутрихозяйственные расходы не установлен.
Учитывая вышеизложенное, списание средств ОМС со счета, открытого для учета средств ОМС, поступающих филиалу в рамках заключенного договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, является отвлечением средств обязательного медицинского страхования на цели, не предусмотренные документами, регламентирующими порядок использования средств обязательного медицинского страхования, в том числе временное, нарушает принцип адресности и целевого назначения средств обязательного медицинского страхования, предусмотренный статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о доказанности фондом факта нецелевого использования страховой медицинской организацией средств, предназначенных для оплаты медицинской помощи.
Из текста Учетной политики общества, утвержденной приказом от 10.01.2017 N 1, следует, что общество обязуется применять План счетов, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкции по его применению", Положения по Бухгалтерскому учету.
При этом, планом счетов предусмотрено использование Счета 86 "Целевое финансирование" предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.
Однако, в Учетной политике ответчика не предусмотрено использование счета 86 в нарушение приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н.
Пунктом 6 Учетной политики общества определена обязанность вести раздельный учет выручки за медицинские услуги в сфере ОМС и выручки от сдачи имущества в аренду на счетах 90.1.1(ОМС) и 90.1.2 (платных мед.услуг) и 90.1.3 (аренда).
В 2017 году у ответчика были доходы от сдачи имущества в аренду, но в представленной оборотно-сальдовой ведомости за 2017 г. нет движений по счету 90.1.3.
В пункте 9 Учетной политики общества указано, что расходы, связанные со сдачей в аренду имущества, учитываются на счете 44 и ежемесячно списываются на счет 90.2.2.
В соответствии с оборотно-сальдовой ведомостью движений по счету 90.2.2 нет, но ответчик вел деятельность по сдаче имущества в аренду, соответственно на указанном счете должны быть отражены такие расходы (например, доля расходов на ЗП работников, отвечающих за сдачу имущества в аренду).
В Учетной политике общества не указано, какие расходы относятся на счет 26 "Общехозяйственные расходы", при этом данный счет используется и все расходы относятся на деятельность в сфере ОМС.
В пункте 10 Учетной политики предусмотрена обязанность общества распределять расходы в соответствии с выручкой от различных видов деятельности. Представитель ответчика в заседании подтвердила, что имущество в аренду сдавалось и были доходы от аренды на счете 91.1.
Однако, все расходы Ответчика относились на деятельность в сфере ОМС, что однозначно свидетельствует об отсутствии раздельного учета по средствам ОМС и от иной приносящей доход деятельности.
Таким образом, декларирование обществом ведения раздельного учета по средствам ОМС в своей Учетной политике не подтверждается фактическими операциями по ведению обществом раздельного учета, что подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью, и другими материалами дела.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требования истца о взыскании с ООО "Северо-Кавказский Нефрологический центр" в лице Ставропольского филиала N 3 суммы денежных средств, использованных не по целевому назначению в размере 100 000 руб. и суммы штрафа в размере 10 000 руб. является обоснованным и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (неполное выяснение обстоятельств по делу), а апелляционная жалоба фонда - удовлетворению.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края - удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.08.2019 по делу N А63-1444/2019- отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Северо-Кавказский Нефрологический центр" (город Ростов-на-Дону, ОГРН 1116195008577, ИНН 6163109069) в лице Ставропольского филиала N 3 в пользу территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края (г. Ставрополь, ОГРН 1022601932935, ИНН 2634033112) денежные средства, использованные не по целевому назначению в размере 100 000 рублей и штрафа в размере 10 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-1444/2019
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования СК
Ответчик: ООО "Северо-Кавказский Нефрологический Центр" г. Ростов-на-Дону в лице Ставропольского филиал N 3 ООО "Северо-Кавказский Нефрологический Центр"
Третье лицо: АО Филиал ВТБ Медицинское страхование в СК, ООО "СК "Ингосстрах-М", ООО "Северо-Кавказский Нефрологический Центр" в лице Ставропольского филиала N3 "Северо-Кавказский Нефрологический Центр"