г. Самара |
|
2 декабря 2019 г. |
Дело N А72-1322/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 декабря 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балашевой В.Т.,
судей Буртасовой О.И., Туркина К.К.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гилевским А.Ю.,
при участии:
от истца - Иванова О.В., доверенность от 18.07.2019 N 02/02-01-06-6858, от ответчика - Козлов Ю.А., доверенность от 16.08.2018, Погодина Л.И., доверенность от 08.10.2019, от третьего лица Финансового отдела администрации Чебоксарского района Чувашской Республики - Ахмерова Н.А., доверенность от 04.07.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 ноября 2019 года апелляционные жалобы Администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, общества с ограниченной ответственностью Торгово-промышленная компания "Шыгырданы", Финансового отдела администрации Чебоксарского района Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 августа 2019 года по делу N А72-1322/2018 (судья Чернышова И.В.),
по иску Администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, Чувашская Республика, пос. Кугесиулица (ОГРН 1022102433825, ИНН 2116820246) к обществу с ограниченной ответственностью Торгово-промышленная компания "Шыгырданы", г.Ульяновск (ОГРН 1022101831058, ИНН 2103004755) о взыскании 19 530 270 руб. 56 коп., третьи лица: Финансовый отдел администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, Управление образования администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, Собрание депутатов Чебоксарского района Чувашской Республики,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Торгово-промышленная компания "Шыгырданы" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 19 530 270 руб. 56 коп. неосновательного обогащения.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 11.04.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовый отдел администрации Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - Финансовый отдел), Управление образования администрации Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - Управление образования), Министерство финансов Чувашской Республики (далее - Министерство), Собрание депутатов Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - Собрание депутатов).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 14.08.2018 по делу N А72-1322/2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2018, исковые требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 27.02.2019 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.08.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2018 по делу N А72-1322/2018 отменены.
Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.08.2019 по делу N А72-1322/2018 исковые требования удовлетворены частично.
С Общества в пользу Администрации взыскано 14 802 000 руб. убытков, в остальной части иска отказано. С ответчика в доход федерального бюджета взыскано 91442 руб. госпошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, стороны и Финансовый отдел подали апелляционные жалобы.
Администрация и Финансовый отдел в апелляционных жалобах просят отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Общество в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске в полном объеме, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права
Апелляционные жалобы приняты к производству и назначены к рассмотрению на 19.10.2019 на 14 час. 50 мин.
Информация о принятии апелляционных жалоб к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2019 рассмотрение апелляционных жалоб отложено на 26.11.2019 на 17 час. 30 мин.
Определением от 26.11.2019 в связи с отпуском судьи Морозова В.А. в составе суда произведена его замена на судью Туркина К.К.
После замены судьи рассмотрение дела начато с начала.
Представители третьих лиц - Управления, Министерства, Собрания депутатов в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции принял определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представители Администрации и Финансового отдела поддержали доводы своих апелляционных жалоб, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
Представители Общества поддержали доводы своей апелляционной жалобы, возражали против удовлетворения апелляционных жалоб истца и третьего лица.
Выслушав объяснения представителей сторон и третьего лица, изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 27.08.2013 между Управлением образования (муниципальный заказчик) и Обществом (генеральный подрядчик) заключен муниципальный контракт N 1622 (далее - контракт), по условиям которого муниципальный заказчик поручает, а генеральный подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по строительству объекта "Средняя общеобразовательная школа на 165 ученических мест с пристроем помещений для дошкольных групп на 40 мест в д. Яныши Чебоксарского района Чувашской Республики".
Цена контракта составляет 287 749 369 руб. 90 коп. (пункт 2.1. контракта).
Согласно пункту 1.2 контракта в редакции дополнительных соглашений финансирование выполненных работ осуществляется в 2013-2015 годах в размере 287 749 369 руб. 90 коп., в том числе за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в размере 274 749 369 руб. 90 коп., за счет средств бюджета Чебоксарского района Чувашской Республики - 13 000 000 руб.
Пунктом 8.1 контракта предусмотрено, что генеральный подрядчик ежемесячно до 25 числа отчетного месяца представляет заказчику акты выполненных работ по форме КС-2 и справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, а также документы, необходимые для оплаты (счета-фактуры, акты на скрытые работы, расчеты, фотографии объекта и другие документы).
Муниципальный заказчик в течение трех рабочих дней осуществляет проверку выполненных работ, рассматривает, оформляет и подписывает представленные документы или направляет обоснованный отказ (пункт 8.2 контракта).
Согласно пункту 8.3 контракта оплата производится муниципальным заказчиком за фактически выполненные работы на основании счета-фактуры с приложенными к нему актами приемки выполненных работ по форме КС-2, справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3.
Собранием депутатов Чебоксарского района принято решение от 05.12.2013 N 28-02 "О бюджете Чебоксарского района на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (с внесенными изменениями и дополнениями от 03.06.2014 N 33-01), статьей 15 которого предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам производителям товаров, работ на возмещение расходов, связанных с привлечением кредитных ресурсов, и возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на строительство средней общеобразовательной школы на 165 ученических мест с пристроем помещений для дошкольных групп на 40 мест в д. Яныши Чебоксарского района.
В целях исполнения указанного решения Постановлением Администрации Чебоксарского района Чувашской Республики N 1029 от 01.07.2014 утверждены Правила предоставления субсидий из бюджета Чебоксарского района Чувашской Республики уполномоченным организациям на возмещение расходов, связанных с привлечением кредитных ресурсов, и возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на строительство средней общеобразовательной школы на 165 ученических мест с пристроем помещений для дошкольных групп на 40 мест в д. Яныши Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - Правила).
Как установлено пунктами 2.1. - 2.6 Правил, в соответствии с решением собрания депутатов Чебоксарскою района Чувашской Республики о бюджете Чебоксарского района Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период главным распорядителем средств бюджета Чебоксарского района Чувашской Республики на возмещение расходов, связанных с привлечением кредитных ресурсов, и возмещение затрат на уплату процентов по кредитам является управление образования администрации Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - управление образования). Предоставление субсидий на цели, указанные в разделе I настоящих Правил, осуществляется за счет средств бюджета Чебоксарского района Чувашской Республики, предусмотренных по разделу 0400 "Национальная экономика", подразделу 0412 "Другие вопросы в области национальной экономики", в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке управлению образования.
Возмещение затрат на уплату процентов по кредитам уполномоченным организациям производится по суммам начисленных процентов в соответствии с графиком платежей, предусмотренным кредитным договором, заключенным между уполномоченной организацией и кредитной организацией, предоставившей кредит (далее - кредитный договор).
Возмещение расходов, связанных с привлечением кредитных ресурсов, производится уполномоченным организациям в полном объеме в соответствии с кредитным договором.
Возмещение затрат на уплату процентов по кредитам в случае их начисления и уплаты по просроченной ссудной задолженности не производится.
Возмещение затрат уполномоченным организациям на уплату процентов по кредитам производится в размере 100 процентов процентной ставки по кредитному договору.
Субсидии уполномоченным организациям предоставляются на возмещение расходов, связанных с привлечением кредитных ресурсов, и возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, начисленных в период с 1 января по 31 декабря текущего финансового года.
Возмещение расходов, связанных с привлечением кредитных ресурсов, и возмещение затрат на уплату процентов по кредитам осуществляются на основании муниципального контракта на строительство средней общеобразовательной школы на 165 ученических мест с пристроем помещений для дошкольных групп на 40 мест в д. Яныши Чебоксарского района Чувашской Республики, а также кредитного договора.
Для получения субсидии уполномоченная организация представляет в управление образования копии документов, указанных в пункте 2.5 настоящих Правил, а также ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, - справкурасчет на получение субсидий из бюджета Чебоксарского района Чувашской Республики на возмещение расходов, связанных с привлечением кредитных ресурсов, и возмещение затрат на уплату процентов по кредитам (далее - справка-расчет) по форме согласно приложению N 1 к настоящим Правилам в двух экземплярах.
К справке-расчету прилагаются в одном экземпляре:
отчет о целевом использовании кредитных средств, привлекаемых на строительство средней общеобразовательной школы на 165 ученических мест с пристроем помещений для дошкольных групп на 40 мест в д. Яныши Чебоксарского района Чувашской Республики, по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам;
копия уведомления кредитной организации, выдавшей кредит, о начисленных за расчетный период процентах;
копия платежного поручения о перечислении начисленных процентов за пользование кредитом; копия платежного поручения, подтверждающего перечисление средств на оплату, связанных с привлечением кредитных ресурсов;
счет-фактура и (или) счет на оплату;
акт о приемке выполненных работ по унифицированной форме N КС-2, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 11 ноября 1999 г. N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтностроительных работ";
справка о стоимости выполненных работ и затрат по унифицированной форме N КС-3, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 11 ноября 1999 г. N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ".
В пункте 3.1. Правил установлено, что в случае выявления фактов нарушений условий, установленных при предоставлении субсидий, в том числе нецелевого использования субсидий, управление образование в течение 5 рабочих дней со дня выявления нарушений направляет уполномоченной организации уведомление о необходимости возврата субсидий в бюджет Чебоксарского района Чувашской Республики. При отказе от добровольного возврата субсидий они взыскиваются в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 3.2. Правил).
Общество на основании поданных справок-расчетов на получение субсидии из местного бюджета Чебоксарского района в целях возмещения части затрат, связанных со строительством средней указанного в контракте объекта, в период с 16.09.2014 по 29.12.2015 получило денежные средства в виде субсидии в размере 19 530 270 руб. 56 коп. для погашения процентов по кредитам, полученным в связи с несвоевременным финансированием строительных работ (т. 1, л.д. 22-38).
Указанная субсидия выплачена за счет средств бюджета Чебоксарского района, от имени которого выступает Администрация, являющаяся органом местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения.
Как указал истец, в результате проведенных контрольных мероприятий было установлено, что при предоставлении субсидии не был представлен полный пакет документов, предусмотренный бюджетным законодательством, в частности пунктом 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку между Управлением образования и Обществом не был заключен договор (соглашение) о предоставлении субсидии и не имелось письменного согласия получателя субсидии.
Вышеуказанные обстоятельства и неисполнение ответчиком в досудебном порядке требования о возврате субсидии послужили основанием для обращения Администрации с настоящим иском в арбитражный суд.
Ответчик иск не признал, считая требования истца необоснованными, заявил также о применении срока исковой давности.
Разрешая спор, суд первой инстанции применил срок исковой давности по заявлению ответчика, в связи с чем, исковые требования удовлетворил в части взыскания 14 802 000 руб. убытков.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что принимая решение и постановление о выделении субсидий в целях оплаты кредитных средств, и получая субсидии из бюджета, стороны изменили цену работ, тем самым нарушив п.4.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, что в силу ст. 168 ГК РФ является ничтожным, так как нарушает прав и интересы третьих лиц.
Данный вывод суда также основан на приговоре в отношении должностного лица муниципального образования Чебоксарский район Чувашской Республики по делу N 1-47/2017 от 30.11.2017 (т.7 л.д.128-150, 111-119), которым установлена незаконность выделения субсидий ответчику и нарушения норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Вместе с тем, апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 31.10.2019 приговор Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 30.11.2017 в отношении гр. Егорова Г.И. (по вышеуказанному эпизоду) в части осуждения по п. "в" ч. 3 ст. 286 УК РФ отменен с прекращением производства по делу на основании п. 2 ч.1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием состава преступления.
Кроме того, предоставление субсидий нормами Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не регулируется.
При новом рассмотрении дела Общество представило в электронном виде заключение бухгалтерской экспертизы, составленное ООО фирма "Аудит-Экспресс" (т.8, л.д. 17-25).
Суд первой инстанции пришел к выводу, что данное заключение не может быть доказательством надлежащего расходования кредитных денежных средств, поскольку заключение выполнено в рамках исследования исключительно указанного контракта, платежных поручений и требований - накладных, актов. При этом ни из вопросов ответчика, поставленных перед экспертом, ни из перечня исследованных документов, указанных в экспертном заключении, не следует, что эксперт анализировал использование подрядчиком собственных и заемных средств при строительстве нескольких объектов.
Арбитражный апелляционный суд не может согласится с выводами суда первой инстанции в данной части.
Ответчик представил в материалы настоящего дела справки-расчеты на получение субсидий из бюджета Чебоксарского района Чувашской Республики на возмещение расходов, связанных с привлечением кредитных ресурсов, и возмещение затрат на уплату процентов по кредитам за период с июля 2014 года по декабрь 2015 года с приложением отчетов о целевом использовании кредитных средств уведомлений банков о начисленных за расчетный период процентах (т. 5 л. д. 20-81; т. 6 л. д. 23-84); платежные поручения о перечислении начисленных процентов за пользование кредитом на общую сумму 21 126 244, 57 руб. (т. 2 л. д. 93 - 159); акты сверок взаимных расчетов с муниципальным заказчиком Управлением образования за 2013, 2014 и 2015 года с перечнем актов о приемке выполненных работ по унифицированной форме N КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по унифицированной форме N КС-3 (т. 3 л. д. 56-63); почтовые квитанции и отчеты об отправке на электронную почту Управления образования (т. 5 л. д. 82-101; т. 6 л. д. 85-104).
Таким образом, материалами настоящего дела подтверждено, что на момент перечисления субсидий на уплату процентов по кредитам муниципальный заказчик - Управление образования имел весь пакет документов о начисленных и уплаченных банкам ответчиком процентах по кредитам.
В качества доказательств целевого получения субсидии ответчиком были представлены кредитные договора ОАО "Сбербанк России" и АКБ "Чувашкредитпромбанк" (ОАО).
Из заключения бухгалтерской экспертизы, составленного ООО фирма "Аудит-Экспресс", следует, что из уплаченных Обществом банкам процентов за пользование кредитом в сумме 20 750 738,10 руб. Управлением образования перечислено на расчетный счет Общества на основании Постановления главы Чебоксарского района Чувашской Республики N 1029 от 01.07.2014 в счет возмещения расходов по уплате процентов по договорам об открытии невозобновляемой кредитной линии в сумме 19 530 270, 56 руб.; полученные Обществом кредитные средства от банков, по которым возмещены расходы по уплате процентов, использованы Обществом на выполнение строительно-монтажных работ по строительству объекта, предусмотренного контрактом.
Выводы бухгалтерской экспертизы лицами, участвующими в деле не опровергнуты.
Отклоняя вывода экспертизы, суд исходил из того, что из заключения не следует, что эксперт анализировал использование подрядчиком собственных и заемных средств при строительстве нескольких объектов. При этом суд первой инстанции установил, что на расчетный счет Общества были поступления от двух других муниципальных контрактов.
Вместе с тем, у экспертов не было необходимости изучать всю финансово-хозяйственную деятельность ответчика и затраты по другим объектам строительства, поскольку, как указали эксперты (страница 53 заключения) "Учет поступления и списания строительных материалов, использованных для производства строительно-монтажных работ по муниципальному контракту осуществлялся на бухгалтерском счете 10 "Материалы". При этом списание материалов производилось на основании требований-накладных (форма М-11) в соответствии с подписанными с заказчиками актами о приемке выполненных работ формы КС-2 и справками о стоимости выполненных работ формы N КС-3, составленными с использованием информационной системы "1С:Предприятие".
Таким образом, эксперты-аудиторы анализировали состав работ по актам о приемке выполненных работ по форме КС-2, принятых муниципальным заказчиком, их отражение в требованиях-накладных по форме М-11, в которых указано наименование объекта строительства - школа д. Яныши, поступление строительных материалов и выполнение строительно-монтажных работ на объекте и их оплату за счет каждого транша кредитных средств по каждому кредитному договору.
Кроме того, как следует из материалов дела, суммы субсидий, указанные муниципальным заказчиком - Управлением образования в заявках на расход, поданных в Финансовый отдел, полностью соответствуют суммам, указанным в уведомлениях банков о начисленных за расчетный период и уплаченных Обществом банкам процентов по платежным поручениям (т. 2 л. д. 93 - 159; т. 4 л. д. 135-155).
По своей правовой природе заключение бухгалтерской экспертизы ООО фирма "Аудит-Экспресс" является аудиторским заключением.
Статья 6 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", устанавливающая требования к форме аудиторского заключения, не предусматривает его подписание всеми аудиторами.
В данном случае, Общество производило возврат кредитов и уплату процентов своими средствами, а субсидии, полученные из бюджета, возмещали только уплаченные проценты по кредитам.
Таким образом, суд первой инстанции ошибочно квалифицировал выделение субсидий из бюджета в качестве изменения цены работ (цены контракта).
Пунктом 1.2. контракта (с учетом заключенных дополнительных соглашений) установлено, что финансирование выполненных работ осуществляется в 2013-2015 годах в размере 287 749 369 руб. 90 коп., в том числе за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в размере 274 749 369 руб. 90 коп., за счет средств бюджета Чебоксарского района Чувашской Республики - 13 000 000 руб.
Актами сверки взаимных расчетов за 2013, 2014 и 2015 года (т. 3 л. д. 56-63) подтверждено, что 287 749 369, 90 руб. муниципальный заказчик оплатил в 2013 году 41 862 800 руб.; в 2014 году - 69 657 171 руб.; в 2015 году - 176 229 398, 90 руб.
Из выписок со ссудных счетов усматривается, что возврат кредитных средств в полном объеме самим произведен самим ответчиком за свой счет (т. 6 л. д. 105-109).
Сами кредитные средства, полученные и возвращенные банку, не были субсидированы.
Общество уплатило проценты по кредитам на общую сумму 20 750 738, 10 руб. (т. 2 л. д. 93 - 159), муниципальный заказчик - субсидировал только уплату процентов в размере 19 530 270 руб. 56 коп.
При этом проценты по кредитам на сумму 1 220 467, 54 руб. оплачены Обществом за свой счет, что уменьшило цену контракта, на которую рассчитывал ответчик при заключении контракта.
Недостаточность бюджетных средств на финансирование оплаты строительства по контракту подтверждено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А72-2558/2016.
В рамках дела N А72-2558/2016 генеральный подрядчик рассчитал проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии с условиями контракта: от стоимости выполненных и сданных по актам КС-2 и справкам КС-3 работ, по истечении трех дней от даты их подписания заказчиком, но не более 95% от общей стоимости работ по объекту, на основании положений статьи 395 ГК РФ в редакциях, действующих в соответствующие периоды времени. От оставшейся стоимости работы по контракту (5%) Общество проценты не рассчитывало.
В материалы настоящего дела был представлен расчет процентов за пользование чужими денежными средствами из дела N А72-2558/2016 (т. 3 л. д. 49-55), из которого видно, что размер просроченной муниципальным заказчиком оплаты на дату получения каждого транша кредитных средств АКБ "Чувашкредитпромбанк" (ОАО) всегда был больше размера полученного.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что ответчик не представил расчетов, какие акты оплачены за счет кредитных средств банков, какие акты оплачены за счет собственных средств ответчика, не соответствуют материалам дела.
В данном случае, кредитные средства не являлись оплатой актов (результата работ)
В условиях недостатка финансирования муниципальным заказчиком кредитные средства направлялись на приобретение строительных материалов и оплату строительно-монтажных работ, что подтверждено заключение бухгалтерской экспертизы ООО фирма "Аудит-Экспресс".
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Как установлено пунктом 1 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам, производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Пунктом 3 статьи 78 БК РФ в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 181-ФЗ, действующим в момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Статьей 78 БК РФ прямо не предусмотрено, что договор (соглашение) является обязательным условием предоставления субсидий, названная норма права регулирует предоставление субсидий из местного бюджета в соответствии с муниципальными правовыми актами местной администрации.
В пункте 5 той же статьи указано, что в случае заключения договоров (соглашений) о предоставлении субсидий необходимо включать согласие их получателей на проверки соблюдения условий порядка и целей их предоставления.
Между тем, Постановлением Администрации Чебоксарского района Чувашской Республики N 1029 от 01.07.2014 заключение такого договора (соглашения) о предоставлении субсидий не предусмотрено.
Бюджетным законодательством предусмотрена возможность субсидирования затрат, понесенных юридическим лицом, при этом исключение для предоставления субсидий в рамках муниципального или государственного контракта законом не предусмотрено.
В данном случае предоставление субсидий основано на актах органов местного самоуправления - решении Собрания депутатов Чебоксарского района от 05.12.2013 N 28-02 "О бюджете Чебоксарского района на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (с внесенными изменениями и дополнениями от 03.06.2014 N 33-01), Постановлении Администрации Чебоксарского района Чувашской Республики N 1029 от 01.07.2014, которые не отменены, не признаны недействительными.
Оценивая совокупность представленных в материалы дела доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что Обществом представлены надлежащие доказательства, подтверждающие целевое использование выделенных субсидий.
Выявленная в ходе проверки контрольно-счетным органом неполнота документов (акт от 20.12.2017), не свидетельствует о факте нецелевого использования бюджетных средств, поскольку из самого акта проверки следует, что справки-расчеты на получение субсидий и отчеты с приложением документов, были изъяты на момент проверки - 10.03.2016 оперуполномоченным УФСБ России по Чувашкой Республике (т.1 л.д. 56-63).
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что ответчик не нарушил условия предоставления субсидии, установленные Правилами, использовал субсидии на предоставленные цели, следовательно, правовых оснований для возврата использованной субсидии не имеется.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь пунктами 1, 2, 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд считает необходимым апелляционную жалобу Общества удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины апелляционной жалобе ответчика в размере 3 000 руб. подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 августа 2019 года по делу N А72-1322/2018 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с Администрации Чебоксарского района Чувашской Республики в пользу общества с ограниченной ответственностью Торгово-промышленная компания "Шыгырданы" 3 000 рублей в возмещении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Т. Балашева |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-1322/2018
Истец: Администрация Чебоксарского района ЧР, Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики
Ответчик: ООО ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ "ШЫГЫРДАНЫ", ООО ТПК "Шыгырданы"
Третье лицо: Министерство финансов администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, Собрание депутатов Чебоксарского района Чувашской Республики, Управление образования администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, Финансовый отдел администрации Чебоксарского района Чувашской Республики
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16542/20
19.03.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-59459/20
02.12.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17252/19
26.08.2019 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-1322/18
15.04.2019 Определение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-1322/18
27.02.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-44022/19
31.10.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15645/18
14.08.2018 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-1322/18