город Ростов-на-Дону |
|
02 декабря 2019 г. |
дело N А53-13611/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Николаева Д.В.,
судей Сулименко Н.В., Шимбаревой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Синициной М.Г.,
при участии:
от акционерного общества "Страховая компания "Согаз-Мед": представитель Пискорский В.А. по доверенности от 02.01.2019, представитель Киреева Ю.А. по доверенности от 01.10.2019;
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области: представитель Деева Е.А. по доверенности от 09.01.2019, представитель Гноинская Е.В. по доверенности от 15.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Страховая компания "Согаз-Мед" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.09.2019 по делу N А53-13611/2019 по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области (ИНН: 6164025975, ОГРН: 1026103161028) к акционерному обществу "Страхования компания "СОГАЗ-Мед" (ИНН: 7728170427, ОГРН 1027739008440), о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ростовской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском к акционерному обществу "Страхования компания "СОГАЗ-Мед" (далее - ответчик) о взыскании 813 000 рублей штрафа.
Решением от 24.09.2019 суд удовлетворил исковые требования в полном объеме, взыскал с ответчика в пользу истца 813 000 рублей штрафа. Взыскал с ответчика в доход федерального бюджета 19 260 рублей государственной пошлины.
Акционерное общество "Страховая компания "Согаз-мед" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило отменить судебный акт, принять новый.
В судебном заседании суд огласил, что от акционерного общества "Страховая компания "Согаз-Мед" через канцелярию суда поступило ходатайство о приобщении доказательства уплаты государственной пошлины.
Суд, совещаясь на месте, определил: приобщить к материалам дела доказательство уплаты государственной пошлины.
Суд огласил, что от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области через канцелярию суда поступил отзыв на апелляционную жалобу для приобщения к материалам дела.
Суд, совещаясь на месте, определил: приобщить отзыв на апелляционную жалобу к материалам дела.
Представители акционерного общества "Страховая компания "Согаз-Мед" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда отменить.
Представители Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Ростовской области (далее - фонд) и Ростовским филиалом АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (далее - общество) заключен договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования N 61017-86 СМО от 30.12.2016 г. (далее - договор).
Согласно пункту 1 договора фонд принимает на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинскою страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
Согласно п.4.11 указанного договора фонд обязуется осуществлять контроль деятельности ответчика, в том числе по заключению договоров на оказание и оплату медицинской помощи, выполнению условий данных договоров, организации обязательного медицинского страхования, защите прав застрахованных лиц, осуществлению контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, достоверности учетно-отчетных сведений, направляемых в ТФОМС, и проводить проверку деятельности ответчика, в том числе путем ревизий и проверок, сверки расчетов с ответчиком, а так же между ответчиком и медицинскими организациями при досрочном расторжении или прекращении договора.
Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Ростовской области вынесен приказ N 09-175 от 27.02.2018 о проведении комплексной проверки Ростовского филиала АО "Страховая компания СОГАЗ-Мед", на основании которого в срок с 05.03.2018 по 30.03.2018 была проведена комплексная проверка Ростовского филиала АО "Страховая компания СОГАЗ-Мед" за период с 01.03.2017 по 28.02.2018.
По результатам проведенной комплексной проверки составлен акт от 30.03.2018, которым установлены нарушения в использовании средств обязательного медицинского страхования и предъявлены штрафы за невыполнение условий договора о финансовом обеспечении ОМС.
Ростовским филиалом АО "Страховая компания СОГАЗ-Мед" были представлены возражения в адрес истца, оформленные в виде протокола разногласий к акту комплексной проверки от 30.03.2018.
Письмом исх. N 09-2069 от 13.04.2018 о рассмотрении акта разногласий Фонд сообщил ответчику о результатах рассмотрения возражений, по итогам рассмотрения которых частично были внесены правки с учетом возражений АО "Страховая компания СОГАЗ-Мед".
На основании указанного акта проверки от 30.03.2018 Фондом в адрес АО "Страховая компания СОГАЗ-Мед" направлено письмо исх. N 09-2215 от 23.04.2018, которым направлено требование N 2 от 23.04.2018 о возврате средств ОМС, израсходованных с нарушениями, штрафов и пени за неисполнение условий договора о финансовом обеспечении ОМС на общую сумму 4 048 864 рубля 76 копеек.
Актом проверки от 30.04.2018 установлено, что указанная сумма задолженности Общества перед Фондом в размере 4 048 864 рубля 76 копеек образовалась в связи с выявлением в ходе проведенной проверки следующих нарушений.
В частности, проведенной повторной медико-экономической экспертизой выявлено 19 нарушений, допущенных в организации и проведении медико-экономической экспертизы в МБУЗ "ГБСМП им. В.И. Ленина" г.Шахты Ростовской области. Из них 18 случаев: несоответствие данных первичной медицинской документации данным реестра счетов; один случай: отсутствие в первичной документации информированного добровольного согласия застрахованного лица на медицинское вмешательство или отказа застрахованного лица от медицинского вмешательства и (или) письменного согласия на лечение.
В связи с выявленными нарушениями в соответствии с п. 11.1. приложения N 3 к договору о финансовом обеспечении ОМС по выявленным дефектам установлено, что подлежит возврату страховой медицинской организацией в доход бюджета Фонда страховая сумма в размере 222 658 рублей 96 копеек, а также подлежит перечислению за счет собственных средств страховой медицинской организацией на счет Фонда штраф в размере 22 265 рублей 90 копеек.
Также в ходе проведенной проверки были выявлены нарушения сроков проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленных в соответствии с порядком организации контроля. Из 392 случаев, указанных в отчете как случаи целевой ЭКМ летальных исходов за 2017 год, по 194 случаям проведены целевые ЭКМП, по остальным случаям акты не предоставлены, что признано недостоверной отчетностью за период 2017 года.
В соответствии с п. 11.2. приложения N 3 договора о финансовом обеспечении ОМС применяются штрафные санкции в размере 10% от суммы средств, перечисленных Фондом на ведение дела страховой медицинской организации за период, в котором допущены нарушения и составляют сумму в размере 2 981 939 рублей 90 копеек.
Кроме того, в региональном сегменте единого регистра застрахованных лиц выявлены две записи, подтверждающие нарушение порядка выдачи полиса ОМС, предусмотренного статьей 46 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЭ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В соответствии с п. 1 приложения N 3 к договору о финансовом обеспечении ОМС сумма финансовых штрафных санкций составила 6 000 рублей.
В региональном сегменте единого регистра застрахованных лиц выявлены 272 записи, содержащие недостоверные сведения о лицах, застрахованных Ростовским филиалом АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед".
На основании п. 2.4 договора страховая медицинская организация обязуется вести учет застрахованных лиц, выданных им полисов обязательного медицинского страхования в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25.01.2011 N 29н "Об утверждении порядка ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования" (далее - Приказ N 29н).
Согласно п. 12 раздела III Приказа N 29н при внесении сведений о застрахованном лице в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц страховая медицинская организация обеспечивает достоверность и корректность вносимых сведений и осуществляет проверки, позволяющие предотвратить появление в региональном сегменте единого регистра застрахованных лиц дублирующих записей:
1) на наличие повторений по фамилии, имени, отчеству, дате и месту рождения;
2) на наличие повторений по данным документа, удостоверяющего личность;
3) корректности указания пола застрахованного лица;
4) на наличие повторений по дате рождения и адресу регистрации по месту жительства;
5) на наличие повторений по фамилии, имени и отчеству и адресу регистрации по месту жительства;
6) на наличие повторений по страховому номеру индивидуального лицевого счета (СНИЛС).
В соответствии с п. 13 раздела III Приказа N 29н в целях актуализации регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц и внесения в него сведений о застрахованных лицах страховая медицинская организация формирует и передает информационные файлы с изменениями сведений о застрахованных лицах, предусмотренных подпунктами 1 - 13 пункта 3 настоящего Порядка (далее - файлы с изменениями), в территориальный фонд по мере необходимости, но не реже 1 раза в день при наличии изменений в сведениях о застрахованных лицах, в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
По результатам проверки Фондом установлено, что в нарушение вышеназванных нормативных актов ответчиком переданы недостоверные сведения, а именно, по отчеству: 28 записей; одинаковые номера документа, удостоверяющего личность и документа, подтверждающего факт страхования по ОМС: 12 записей; дата выдачи документа удостоверяющего личность раньше даты рождения застрахованных лиц: 232 случая. Согласно п.2.3 перечня санкций за нарушение договорных обязательств по договору, являющемуся приложением N 3 к договору предусмотрен штраф в размере 3000 рублей за каждый случай нарушения.
Таким образом, сумма финансовых штрафных санкций в связи с предоставлением недостоверных сведений о лицах, застрахованных Ростовским филиалом АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" составила 816 000 рублей.
В связи с выявленными нарушениями, установленными в ходе проверки, на основании акта проверки от 30.03.2018 Фондом было направлено в адрес Общества требование N 2 от 23.04.2018 о возврате средств ОМС, израсходованных с нарушениями, штрафов и пени за неисполнение условий договора о финансовом обеспечении ОМС на общую сумму 4 048 864 рубля 76 копеек.
Фонд неоднократно обращался в Ростовский филиал АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" с требованием о возврате средств ОМС, израсходованных с нарушениями, штрафов и пени за невыполнение условий договора о финансовом обеспечении ОМС (исх.N 09-2069 от 13.04.2018 г., исх.N 09-2215 от 23.04.2018 г., исх.N 09-2482 от 14.05.2018 г.), также, было направлено претензионное письмо от 04.10.2018 г. исх. N 20-5745.
Ответчик частично обязательства по оплате задолженности по требованию N 2 от 23.04.2018 исполнил, оплатив 17.05.2018 сумму в размере 9 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 2742 от 17.05.2018, в назначении платежа которого указано: "штраф по требованию N2 от 23.04.2018 согласно договора на финансовое обеспечение N61017-86 СМО от 30.12.2016". Затем 29.11.2018 ответчиком оплачена по требованию N 2 от 23.04.2018 сумма в размере 3004205,80 рублей, что подтверждается платежным поручением N 7463 от 29.11.2018, в назначении платежа которого указано: "штраф по требованию N2 от 23.04.2018 согласно договора на финансовое обеспечение N61017-86 СМО от 30.12.2016".
Также Фондом взыскана с Ростовского филиала АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" путем удержания по предъявленным счетам за апрель 2018 г. сумма в размере 222 658 рублей 96 копеек, что ответчиком не оспаривается.
Таким образом, ответчик оплатил частично сумму задолженности по требованию N 2 от 23.04.2018 в размере 3 235 864,76 рублей.
Сумма неоплаченной задолженности по требованию N 2 от 23.04.2019 составляет сумму в размере 813 000 рублей.
Фондом повторно было направлено в адрес Ростовского филиала АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" претензия исх. N 20-7948 от 17.12.2018 с требованием об оплате задолженности в размере 813 000 рублей.
Однако Обществом указанная сумма штрафа оплачена не была.
Повторно изучив материалы дела, апелляционный суд не нашел достаточных оснований для переоценки выводов суда первой инстанции о правомерности требований истца ввиду следующего.
Приказом ФФОМС от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" утверждено Положение о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 2 указанного Положения Территориальным фондом проводятся проверки страховых медицинских организаций (филиалов страховых медицинских организаций), осуществляющих (осуществлявших) деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора, заключенного между территориальным фондом и страховой медицинской организацией (филиалом страховой медицинской организации) (далее - страховые медицинские организации).
Согласно п. 3,4 Положения проверки проводятся работниками контрольно-ревизионных подразделений территориального фонда и (или) иных структурных подразделений территориального фонда с целью предупреждения и выявления нарушений норм, установленных Федеральным законом N 326-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Проверки проводятся по месту нахождения страховой медицинской организации (или по месту фактического осуществления ее деятельности), в том числе:
комплексная проверка, при которой рассматривается комплекс вопросов, связанных с соблюдением законодательства об обязательном медицинском страховании и с использованием средств обязательного медицинского страхования за определенный период деятельности страховой медицинской организации;
тематическая проверка, при которой рассматриваются отдельные вопросы, связанные с соблюдением законодательства об обязательном медицинском страховании и (или) с использованием средств обязательного медицинского страхования;
контрольная проверка, при которой рассматриваются результаты работы страховой медицинской организации по устранению нарушений и недостатков, ранее выявленных в ходе комплексной или тематической проверки.
Согласно п. 21 Положения по результатам проверки составляется акт проверки.
Согласно п. 26 Положения возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется страховой медицинской организацией (филиалом страховой медицинской организации) на основании акта проверки в порядке, определенном Федеральным законом N 326-ФЗ.
На основании приказа N 09-175 от 27.02.2018 Фонд провел комплексную проверку Ростовского филиала АО "Страховая компания СОГАЗ-Мед" за период с 01.03.2017 по 28.02.2018. По результатам проверки Фонд составил акт от 30.03.2018. В акте отражены финансовые нарушения, допущенные в деятельности общества, на общую сумму 4 048 864 рубля 76 копеек.
По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений общества Фонд направил Обществу требование N 2 от 23.04.2018 о восстановлении средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафов, пеней, в соответствии с которым оно обязано уплатить 4 048 864 рубля 76 копеек.
Согласно абзацу 5 пункта 25 Положения в случае несогласия с результатом рассмотрения территориальным фондом письменных возражений на акт проверки страховая медицинская организация (филиал страховой медицинской организации) вправе обжаловать данное решение в досудебном и (или) судебном порядке.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик указал, что при проведении проверки Фонд вышел за рамки проверяемого периода, что прямо запрещено пунктом 6 Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования, утвержденного Приказом ФФОМС от 16.04.2012 N 73.
Однако указанное требование ответчиком в порядке, установленном главой 24 АПК РФ, не оспорено.
Судом установлено частичное исполнение обществом требования путем оплаты денежных средств в размере 3 235 864,76 рублей (платежные поручения N 2742 от 17.05.2018 на сумму 9000 рублей, N 7463 от 29.11.2018 на сумму 3004205,80 руб., а также удержана Фондом сумма в размере 222 658 руб. 96 коп.).
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик заявил ходатайство о снижении суммы штрафа, просил применить статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ответчиком также заявлен довод о возможности снижения штрафа по статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении. Уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды.
Исследовав материалы дела и приведенные положения законодательства в сфере обязательного медицинского страхования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что рассматриваемые в рамках настоящего дела штрафные санкции не являются гражданско-правовыми, в связи с чем, к правоотношениям сторон не могут быть применены положения ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (часть 3 статьи 2 ГК РФ).
Материалами дела подтверждается, что настоящий спор возник в связи с допущенными Обществом нарушениями отдельных полномочий страховщика в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) и условиями договора, заключенного с Фондом (часть 1 статьи 14 Закона N 326-ФЗ).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Законом N 326-ФЗ.
При этом суд первой инстанции указал, что заключенный между сторонами договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования не является гражданско-правовым.
Указанная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 24.05.2016 N 301-КГ16-4522 по делу N А28-14767/2014, в котором указано на обоснованность выводов судов о том, что заключение договоров территориальных фондов со страховыми медицинскими организациями и их исполнение осуществляются в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования, к заключенному между сторонами спора договору подлежат применению положения Закона N 326-ФЗ и Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 N 158н, которые не предусматривают возможность снижения санкций за допущенные страховыми медицинскими организациями нарушения в области страхования.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 22.12.2014 N 303-ЭС14-5715 по делу N А04-9250/2013.
Согласно статье 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В силу статьи 12 Закона N 326-ФЗ фонд является страховщиком по обязательному медицинскому страхованию в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы субъектами Российской Федерации для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации.
В порядке статьи 11 указанного Закона территориальные фонды являются участниками обязательного медицинского страхования.
Территориальные фонды осуществляют полномочия страховщика в части установленных территориальными программами обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных оснований, перечней страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования (статья 13 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии со статьей 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет отдельные полномочия страховщика, в том числе осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями, проводит проверки и ревизии.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 326-ФЗ страховая медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее - страховая медицинская организация), - страховая организация, имеющая лицензию, выданную в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Особенности лицензирования деятельности страховых медицинских организаций определяются Правительством Российской Федерации. Страховая медицинская организация осуществляет отдельные полномочия страховщика в соответствии с настоящим Федеральным законом и договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенным между территориальным фондом и страховой медицинской организацией (далее - договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования).
Согласно ч. 7 ст. 14 Закона N 326-ФЗ страховые медицинские организации осуществляют свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
В силу ч. 8 ст. 14 ФЗ Закона N 326-ФЗ страховые медицинские организации отвечают по обязательствам, возникающим из договоров, заключенных в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями этих договоров.
Согласно ч. 1 ст. 38 ФЗ N 326 по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
В соответствии с ч. 12 ст. 38 Закона N 326-ФЗ средства, использованные не по целевому назначению, страховая медицинская организация возмещает за счет собственных средств в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования территориальным фондом.
Согласно п. 14 ст. 38 Закона N 326-ФЗ в случае выявления нарушений договорных обязательств территориальный фонд при возмещении страховой медицинской организации затрат на оплату медицинской помощи уменьшает платежи на сумму выявленных нарушений или неисполненных договорных обязательств. Перечень нарушений договорных обязательств устанавливается правилами обязательного медицинского страхования. Перечень санкций за нарушения договорных обязательств устанавливается договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
Таким образом, договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования конкретизирует содержание административно-правовых отношений, вытекающих из положений законодательства в сфере обязательного медицинского страхования.
Форма договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 N 1030н "Об утверждении формы типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования".
В этой связи, спорные правоотношения сторон не основаны на принципе диспозитивности, носят административно-правовой характер.
Направленное обществу Фондом требование N 2 от 23.04.2018 о восстановлении средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафов, пеней об уплате 4 048 864 рубля 76 копеек является ненормативным правовым актом и в силу положений законодательства об обязательном медицинском страховании порождает права и обязанности у общества.
Исковые требования Фонда направлены на обеспечение возможности принудительной реализации требования. Взыскание суммы штрафных санкций носит публичный характер, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу, что размер штрафа не может быть уменьшен на основании ст. 333 Гражданского кодекса РФ.
При этом с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела апелляционный суд не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции о невозможности снижения суммы штрафа в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о необходимости снижения суммы штрафа в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия учитывает, что у суда фактически отсутствуют основания для снижения суммы штрафа ввиду отсутствия доказательств несоразмерности размера штрафа последствиям нарушения, а также ввиду того, что проверкой выявлены не единичные, а многочисленные нарушения в использовании средств обязательного медицинского страхования.
Так, по результатам проверки Фондом установлено, что в нарушение вышеназванных нормативных актов ответчиком переданы недостоверные сведения, а именно, по отчеству: 28 записей; одинаковые номера документа, удостоверяющего личность и документа, подтверждающего факт страхования по ОМС: 12 записей; дата выдачи документа, удостоверяющего личность, раньше даты рождения застрахованных лиц: 232 случая.
При этом, Фонд, получая недостоверные, ошибочные сведения о застрахованных лицах, во всех указанных случаях производил финансирование.
Документально не подтвержденные доводы ответчика о том, что сумма штрафа в размере 813 000 рублей не соразмерна нарушению, также признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, так как согласно действующему законодательству, а также договору, заключенному сторонами процесса, за внесение в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц записей, содержащих недостоверные сведения, предусмотрен штраф, в размере 3000 рублей за каждый случай нарушения.
Ответчик добровольно при заключении договора принял на себя обязательство по уплате штрафа, мог и должен был предвидеть последствия нарушения обязательства, принимая во внимание установленный сторонами размер штрафа. Ответчик факт допущенных нарушений не оспаривает.
Кроме того, обстоятельство нахождения недостоверных сведений не отменяет факта нарушения и не может служить основанием для отмены или снижения штрафных санкций, поскольку ответчиком и ранее совершались аналогичные нарушения (дело N А53-32653/2014), хотя и не в проверяемом периоде.
В данном случае, вменяемое ответчику нарушение является длящимся, непосредственно в проверяемом периоде недостоверные сведения по-прежнему содержались в регистре.
При этом, заключая договор и являясь профессиональным участником рынка оказания услуг в области обязательного медицинского страхования Ростовский филиал АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" должен был обеспечить надлежащее исполнение договора в соответствии с требованиями законодательства.
Все средства, израсходованные незаконно и не по целевому назначению, восстановленные страховыми медицинскими организациями с учетом штрафных санкций путем возврата средств в доход бюджета Фонда, являются частью бюджетной системы Российской Федерации и в дальнейшем перераспределяются и направляются на реализацию системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, в рассматриваемом случае не имеется оснований для снижения размера штрафных санкций в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, начисленных Фондом за допущенные Ростовским филиалом АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" нарушения при исполнении им обязательств страховщика.
Возражая против удовлетворения требований истца, общество просило применить исковую давность, указав, что в акте проверки от 30.03.2018 144 записи, указанные как содержащие недостоверные сведения, были внесены обществом ранее чем за три года до даты предъявления Фондом требования об оплате штрафа. В связи с чем, общество полагает, что с учетом ст. 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации штраф, предъявленный в размере 432 000 не должен применяться к обществу в связи с истечением срока исковой давности.
Согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Ответчик полагает, что поскольку Фонд получил данную информацию в момент внесения сведений СМО в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц, соответственно именно с этого момента Фонд узнал о нарушении своего права, то обстоятельство, что Фонд до 2018 года не проверял информацию, предоставляемую в регистр застрахованных лиц не может служить основанием для увеличения срока исковой давности.
Рассмотрев заявление ответчика, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для применения к правоотношениям сторон срока исковой давности, о применении которой просило общество, поскольку нарушения были выявлены в ходе проведения проверки в период с 05.03.2018 по 30.03.2018, соответственно срок исковой давности истцом не пропущен.
Материалами дела подтверждается правомерность исковых требований о взыскании штрафа в сумме 813 000 рублей. Доказательств оплаты задолженности ответчиком не представлено.
На основании изложенного, исковые требования правомерно и обоснованно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции между сторонами с учетом требований статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно отнесены на ответчика.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводов суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Согласно ч. 1, 6 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.09.2019 по делу N А53-13611/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Д.В. Николаев |
Судьи |
Н.В. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-13611/2019
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АО "Страховая компания "Согаз-Мед", АО РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "СОГАЗ-МЕД"