г. Челябинск |
|
05 декабря 2019 г. |
Дело N А07-29787/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Башкортостанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04 октября 2019 г. по делу N А07-29787/2019.
В судебном заседании участвовал представитель Башкортостанской таможни - Дёмина Е.Б. (доверенность от 09.01.2019).
Индивидуальный предприниматель Рогачева Эльвира Илдаровна (далее - заявитель, ИП Рогачева Э.И., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об оспаривании постановления Башкортостанской таможни Федеральной таможенной службы России Приволжское таможенное управление (далее - административный орган, Башкортостанская таможня) о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10401000-613/2019 от 26.06.2019, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.10.2019 (резолютивная часть решения объявлена 30.09.2019) заявленные требования удовлетворены в части. Суд признал недействительным пункт 1 резолютивной части постановления Федеральной таможенной службы России Приволжское таможенное управление Башкортостанская таможня о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10401000-613/2019 от 26.06.2019. В удовлетворении остальной части заявленных требований заявителю отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, Башкортостанская таможня (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный, оставить вышеуказанное постановление таможни в силе.
В апелляционной жалобе ее податель ссылается на то, что указанные статистические формы (далее также - статформа), образуют четыре события административного правонарушения.
Башкортостанская таможня не согласна с выводом суда относительно того, что таможенному органу следовало расценивать несвоевременное представление статформ и представление статформ с недостоверными сведениями как одно противоправное деяние. Считает, что каждое выявленное событие административного правонарушения образует самостоятельный состав административного правонарушения.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание представитель заявителя не явился.
С учетом мнения явившегося представителя административного органа, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя заявителя.
В судебном заседании представитель таможни на доводах апелляционной жалобы настаивал, просил решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИП Рогачева Э.И. 12.02.2019 посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" предоставлены статистические формы учета перемещения товаров:
- отчетный месяц октябрь 2018 года регистрационный номер 10401000/120219/С160523;
- отчетный месяц декабрь 2018 года регистрационный номер 10401000/120219/С161166;
- отчетный месяц декабрь 2018 года регистрационный номер 10401000/120219/С160608.
Согласно сведениям, указанным в несвоевременно предоставленной статистической форме 10401000/120219/С160523 ИП Рогачева Э.И. во исполнение договора от 31.08.2018 по счету-фактуре N 387 от 31.08.2018 в Республику Казахстан отправлены товары страна происхождения товара - Россия, общей стоимостью - 25 238,97 тенге, отчетный период - октябрь 2018 года Покупатель - Исакова Светлана Казбулатовна (адрес регистрации Республика Казахстан, г. Уральск, ул. М.Маметовой, 52).
Из представленных документов (счет-фактура N 387 от 05.10.2018) следует, что сведения, указанные в статистической форме 10401000/120219/С160523 недостоверные (неверно указана дата счета-фактуры в графе 10 "Документы").
Согласно сведениям, указанным в несвоевременно предоставленной статистической форме 10401000/120219/С161166, ИП Рогачева Э.И. во исполнение договора N 04048/01 РОЭ от 04.04.2018 года по счету-фактуре N 481 от 06.12.2018 в Республику Казахстан отправлены товары страна происхождения товара - Россия, общей стоимостью - 290 632,11 тенге, отчетный период - декабрь 2018 года. Покупатель - ТОО "Шоколадные мечты" (адрес регистрации Республика Казахстан, г. Атырау, ул. Абая, 15).
Из представленных документов (договор N 04048/01 РОЭ от 04.04.2018) следует, что сведения, указанные в статистической форме 10401000/120219/С161166 достоверные.
Согласно сведениям, указанным в несвоевременно предоставленной статистической форме 10401000/120219/С160608, ИП Рогачева Э.И. во исполнение договора от 31.08.2018 по счету-фактуре N 483 от 10.12.2018 в Республику Казахстан отправлены товары страна происхождения товара - Россия, общей стоимостью - 7 150,06 тенге, отчетный период - декабрь 2018 года. Покупатель - Исакова Светлана Казбулатовна (адрес регистрации Республика Казахстан, г. Уральск, ул. М. Маметовой, 52).
Из представленных документов (счет-фактура N 483 от 10.12.2018) следует, что сведения, указанные в статистической форме 10401000/120219/С 160608 достоверные.
Аннулирование статистических форм регистрационные номера 10401000/120219/С160523, 10401000/120219/С161166, 10401000/120219/С160608 не осуществлялось.
На основании изложенного, административной орган пришел к выводу о том, что ИП Рогачевой Э.И. совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрено частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, выразившееся в повторном непредставлении в установленный срок в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров за отгрузку в Респ. Казахстан в адрес Исановой С.К. в октябре 2018 года по счет-фактуре N 387 от 05.10.2018 и в декабре 2018 года по счет-фактуре N 483 от 10.12.2018, в адрес ТОО "Шоколадные мечты" в декабре 2018 года по счет-фактуре N 481 от 06.12.2018, а также представление статистической Формы, содержащей недостоверные сведения за отгрузку в адрес Исановой С.К. в декабре 2018 года по счет-фактуре N 387 от 05.10.2018.
По данным фактам Башкортостанской таможней составлен протокол об административном правонарушении от 14.05.2019 N 10401000-613/2019.
Таможенный орган постановлением от 26.06.2019 N 10401000-613/2019 признал виновным ИП Рогачеву Э.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. за четыре события административного правонарушения.
Не согласившись с данным постановлением о привлечении к административной ответственности, полагая, что предприниматель привлечена к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение, заявитель обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предприниматель привлечена к административной ответственности в связи с нарушением порядка представления статистической формы учета перемещения товаров регистрационный номер 10401000/120219/С160523 дважды за одно и то же правонарушение.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции находит выводы арбитражного суда первой инстанции верными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрено, что повторное непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения образуют действия (бездействие), нарушающие требования Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза", устанавливающие обязанности российских лиц, заключивших сделку, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - лиц, имеющих на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), по своевременному и безвозмездному представлению таможенным органам статистических форм, содержащих достоверные сведения.
Субъектом данного правонарушения является российское лицо, которым в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" является юридическое лицо с местом нахождения в Российской Федерации, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя и постоянно проживающее в Российской Федерации, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 Постановления ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза обеспечивается Федеральной таможенной службой в соответствии с Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 525, и включает в себя сбор статистических форм учета перемещения товаров, обработку содержащихся в них сведений, формирование, публикацию и предоставление заинтересованным пользователям официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Пункт 5 указанного Постановления предусматривает, что формирование официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза осуществляется на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации.
Российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
В силу пункта 7 Постановления статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо дата отправки почтового отправления, либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.
Исходя из изложенных требований, статистические формы учета за товары, отгруженные в октябре и декабре 2018 года, ИП Рогачева Э.И. должна была представить в таможенный орган не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором товар отгружен.
Однако, в нарушение данных требований ИП Рогачева Э.И. не представила в установленный срок статистические формы учета за отчетные периоды октябрь и декабрь 2018 года.
Данное обстоятельство заявителем не оспаривается.
Ранее предприниматель привлекалась к административной ответственности за аналогичные правонарушения постановлением от 07.09.2018 года N 10401000 - 970/2018, от 12.09.2018 года N 10401000- 993/2018 в виде предупреждения.
Таким образом, на момент совершения правонарушения заявитель считался привлеченным к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП, следовательно, правонарушение совершено повторно, что является квалифицирующим признаком по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
На основании изложенного, в действиях общества имеется событие административного правонарушения по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Согласно частям 1, 2 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из обстоятельств совершения правонарушения усматривается, что предприниматель не обеспечила выполнение обязательных требований, установленных действующим законодательством о таможенном регулировании и организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза. Предприниматель имела возможность для соблюдения требований законодательства, однако, ей не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях ИП Рогачевой Э.И. состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу, что вменное в пункте 1 резолютивной части оспоренного постановления деяние, выразившееся в повторном непредставлении в установленный срок статистической формы учета перемещения товаров, входит составной частью во вменное в пункте 4 данного постановления деяние, выразившееся в повторном непредставлении в установленный срок статистической формы учета перемещения товаров содержащее недостоверные сведения.
В связи с чем, суд признал, что предприниматель привлечена к административной ответственности в связи с нарушением порядка представления статистической формы учета перемещения товаров регистрационный номер 10401000/120219/С160523 дважды за одно и то же правонарушение (нарушение срока).
В силу части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
В силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
По смыслу данной нормы за совершение одинаковых противоправных деяний в отношении различных предметов административных правонарушений виновное лицо подлежит административной ответственности за каждое такое деяние.
Данная позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 25.04.2019 N 884-О.
В рассматриваемом случае имеет место совершение предпринимателем нескольких самостоятельных правонарушений, выявленных по итогам контроля:
1. повторное непредставлении в установленный срок в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров, содержащей достоверные сведения, за отгрузку в Респ. Казахстан в адрес Исановой С.К. в октябре 2018 года по счет-фактуре N 387 от 05.10.2018;
2. повторное непредставлении в установленный срок в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров за отгрузку в Респ. Казахстан в адрес Исановой С.К. в декабре 2018 года по счет-фактуре N 483 от 10.12.2018;
3. повторное непредставлении в установленный срок в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров за отгрузку в адрес ТОО "Шоколадные мечты" в декабре 2018 года по счет-фактуре N 481 от 06.12.2018.
Таким образом, действия (бездействия) предпринимателя образуют три самостоятельных события административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Судом верно отмечено, что по первому и четвертому вмененным эпизодам, установленным в постановлении, предметом рассмотрения была одна статистическая форма, представленная за отгрузку товара по одной и той же счет-фактуре в рамках одного контракта за один и тот же период, но с нарушением срока и содержащая недостоверные сведения. При этом из формулировки установленных событий правонарушений следует, что в пункте 1 и пункте 4 предприниматель привлекается дважды за непредставление статформы в срок.
Доводы о том, что представление статформы, содержащей недостоверные сведения за отгрузку в адрес Исановой С.К. в октябре 2018 года по счет-фактуре N 387 от 05.10.2018 - образуют самостоятельный состав правонарушения, не принимаются, поскольку в таком случае предприниматель привлекается дважды за одно и тоже правонарушение.
Привлечение к административной ответственности дважды за одно и то же правонарушение обоснованно признано судом первой инстанции незаконным. В остальной части постановление оставлено без изменения.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, существенных процедурных нарушений, исключающих производство по административному делу, не установлено.
Доводы апеллянта изучены судом апелляционной инстанции, по существу направлены на переоценку вывода суда первой инстанции, поскольку они сводятся к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данная категория дел государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04 октября 2019 г. по делу N А07-29787/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Башкортостанской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-29787/2019
Истец: Рогачева Эльвира Илдаровна
Ответчик: Башкортостанская Таможня, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан