г. Москва |
|
06 декабря 2019 г. |
Дело N А41-73358/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Ивановой Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Наджафовым О.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Ступино Московской области на определение Арбитражного суда Московской области от 02 октября 2019 года по делу N А41-73358/15 по исковому заявлению ООО "Объектив" к Администрации Ступинского муниципального района Московской области об обязании заключить договор, третьи лица: Комитет по управлению имуществом Администрации Ступинского района Московской области, МАУ "Единый сервисный центр" Ступинского муниципального района,
при участии в заседании:
от истца - не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика - не явился, извещен надлежащим образом;
от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Объектив" (далее также - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации Ступинского муниципального района Московской области (далее также - ответчик) об обязании заключить договор купли-продажи объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: Московская область, г. Ступино, ул. Андропова, д.64, общей площадью 161,93 кв.м на условиях, изложенных в исковом заявлении.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 апреля 2016 года по делу N А41-73358/2015 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2016 решение Арбитражного суда Московской области от 22.04.2016 по делу N А41-73358/15 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10.10.2016 решение Арбитражного суда Московской области от 22.04.2016 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2016 по делу N А41-73358/15 оставлены без изменения.
Определением Арбитражного суда Московской области от 21 июля 2017 года с Администрации Ступинского муниципального района в пользу ООО "Объектив" взысканы судебные расходы в размере 115000 руб.
ООО "Объектив" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о замене Администрации Ступинского муниципального района Московской области в порядке процессуального правопреемства на Администрацию городского округа Ступино Московской области.
Определением Арбитражного суда Московской области от 02.10.2019 произведена замена должника по делу N А41-73358/15 с Администрации Ступинского муниципального района Московской области на Администрацию городского округа Ступино Московской области в порядке процессуального правопреемства.
Законность и обоснованность указанного судебного акта проверяются по апелляционной жалобе Администрации городского округа Ступино Московской области, в которой заявитель просит судебный акт суда первой инстанции отменить.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования и пр.) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.
Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В части 10 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ преобразованием муниципальных образований, в том числе, являются объединение, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
На основании статьи 1 Закона Московской области от 24.05.2017 N 82/2017-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Ступинского муниципального района" объединены территории городского поселения Жилево, городского поселения Малино, городского поселения Михнево, городского поселения Ступино, сельского поселения Аксиньинское, сельского поселения Леонтьевское, сельского поселения Семеновское без изменения границ Ступинского муниципального района. Городское поселение, образованное путем вышеуказанного состава территории Ступинского муниципального района, наделено статусом городского округа.
Советом депутатов городского округа Ступино Московской области 25.09.2017 принято решение от 25.09.2017 N 11/1 о ликвидации Администрации Ступинского муниципального района Московской области.
Указанный муниципальный правовой акт (решение Совета депутатов) опубликовано в Вестнике Совета депутатов и Администрации Ступинского муниципального района, Совета депутатов и Администраций городских и сельских поселений" - приложении к районной общественно-политической газете "Ступинская панорама" N 36 (409) от 26.09.2017 и размещено на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Администрацией Ступинского муниципального района 26.09.2017 издано постановление N 3322-п о ликвидации органов местного самоуправления, казенных учреждений Ступинского муниципального района.
В отношении Администрации Ступинского муниципального района 08.11.2017 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора.
В силу статей 124 и 125 ГК РФ орган местного самоуправления выступает в правоотношениях как публично-правовое образование, осуществляющее публично-правовые функции, предусмотренные Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В этой связи имущественные обязательства при правопреемстве, в том числе по оплате муниципальных контрактов, возникают у вновь образованного городского округа как публично-правового образования в лице администрации городского округа как органа местного самоуправления, а не у администрации городского округа как учреждения.
Таким образом, при преобразовании муниципального образования в порядке статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" положения статьи 61 ГК РФ, определяющей последствия ликвидации юридических лиц, не подлежат применению, поскольку существует специальная норма - пункт 10 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Исходя из положений пункта 10 статьи 85 и статьи 13.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" сам по себе факт ликвидации (упразднения) Администрации не свидетельствует о прекращении ее обязательств.
Согласно пункту 10 статьи 85 названного Закона органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации.
Имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом. Порядок и сроки составления передаточного (разделительного) акта устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 903 утверждены Правила составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления.
В пункте 1 названных Правил указано, что под имущественными обязательствами органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающими в силу правопреемства, понимается совокупность долговых обязательств муниципальных образований, включенных в объем муниципального долга в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и кредиторская задолженность муниципальных бюджетных учреждений.
Согласно пункту 1, подпункту 5 пункта 3 статьи 100 БК РФ структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств. В объем муниципального долга включается объем иных непогашенных долговых обязательств муниципального образования. В соответствии с пунктами 3, 4, 6 Правил разграничение обязательств оформляется органами местного самоуправления, выступающими от имени муниципальных образований, путем составления передаточного акта по принимаемым (передаваемым) обязательствам, определяющего имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства (далее - передаточный акт).
Основанием для составления передаточного акта является вступление в силу закона субъекта Российской Федерации об определении границы вновь образуемого муниципального образования в связи с преобразованием ранее образованного на этой территории муниципального образования. Передаточный акт составляется по состоянию на дату, начиная с которой органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования приступают к осуществлению своих полномочий.
При объединении муниципальных образований обязательства органов местного самоуправления каждого из них консолидируются. Консолидация обязательств оформляется в виде передаточного акта. Передаваемый (принимаемый) вновь образованным муниципальным образованием объем долговых обязательств не должен превышать требований бюджетного законодательства Российской Федерации в части установления предельного объема муниципального долга.
Исходя из указанных норм права, вновь образованное муниципальное образование является правопреемником органов местного самоуправления, осуществлявших на его территории полномочия по решению вопросов местного значения, в силу прямого указания закона. При этом отсутствие передаточного акта не может служить основанием для нарушения прав кредитора. Реорганизация Администраций городских и сельских поселений как юридических лиц в соответствии со статьями 57 - 60 ГК РФ не освобождает администрацию вновь образованного городского округа от исполнения имущественных обязательств, возникающих в порядке правопреемства в связи с преобразованием муниципальных образований.
При ликвидации Администраций городских и сельских поселений следует руководствоваться письмом Министерства финансов Российской Федерации N 03-01-01/08-176 от 16.06.2003 "О порядке проведения реорганизации и ликвидации федеральных органов исполнительной власти и федеральных учреждений и отражения указанных процедур и их результатов при исполнении федерального бюджета и в бухгалтерском учете и отчетности учреждений".
Судом учтены обстоятельства фактического выбытия Администрации Ступинского муниципального района Московской области из возникших по настоящему делу правоотношений, в связи с утратой статуса муниципального образования на основании Закона Московской области от 24.05.2017 N 82/2017-ОЗ.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что с момента формирования Администрации городского округа Ступино она является правопреемником Администрации Ступинского муниципального района Московской области, в связи с чем заявление о процессуальном правопреемстве подлежит удовлетворению.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, то обстоятельство, что ликвидация Администрации Ступинского муниципального района не завершена и в Единый государственный реестр юридических лиц в настоящее время запись о ликвидации Администрации Ступинского муниципального района не внесена, не имеет правового значения для рассмотрения вопроса о процессуальном правопреемстве.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Устав городского округа Ступино Московской области, утвержденный решением Совета депутатов городского округа Ступино от 30.10.2017 N 45/4, не предусматривает правопреемственность по обязательствам ликвидируемого юридического лица (Администрации Ступинского муниципального района), с учетом статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ признается судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку в данном случае в соответствии с Законом Московской области принято решение о ликвидации Администрации Ступинского муниципального района Московской области, осуществлявшей полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, и создана Администрация городского округа Ступино, осуществляющая полномочия по решению вопросов местного значения на той же территории.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиции заявителя, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, данные доводы сделаны при неправильном и неверном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, имеющиеся в материалах дела доказательства, оцененные судом по правилам статей 64, 67, 68, 71 АПК РФ, не подтверждают законности и обоснованности позиции заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Московской области от 02.10.2019 года по делу N А41-73358/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Судья |
Л.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-73358/2015
Истец: ООО "Объектив"
Ответчик: Администрация Ступинского муниципального района Московской области
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом Администрации Ступинского муниципального района г. Ступино, Муниципальное автономное учреждение "Единый сервисный центр" Ступинского муниципального района
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-22451/19
21.12.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14885/16
16.10.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-13668/17
10.10.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14885/16
30.06.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8470/16
22.04.2016 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-73358/15