10 декабря 2019 г. |
Дело N А84-3547/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.12.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.12.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Карева А.Ю., Приваловой А.В., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарями судебного заседания Замятиной М.О., Лесик А.В.,
с участием представителей от общества с ограниченной ответственностью "Благотворительная производственно-коммерческая фирма "Хризолит" - Микушин А.С. по доверенности от 01.08.2019, от Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя - Бабенко Е.В. по доверенности от 09.01.2019 N 01-33/451-Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Благотворительная производственно-коммерческая фирма "Хризолит" и Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 16 сентября 2019 года по делу N А84-3547/2019 (судья Архипенко А.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Благотворительная производственно-коммерческая фирма "Хризолит" об оспаривании решения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Благотворительная производственно-коммерческая фирма "Хризолит" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительным решения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее по тексту - Департамент) от 28.05.2019 N 4699/01-02-04-08/02/19 об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства: "Строительство патронажного центра, объектов социального назначения и жилых домов по ул. Колобова, г. Севастополь". В качестве способа восстановления нарушенного права просит обязать Департамент выдать разрешение на строительство вышеназванного объекта капитального строительства.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 16 сентября 2019 года требования общества удовлетворены. Суд признал недействительным полностью решение Департамента, изложенное в письме от 28.05.2019 N 4699/01-02-04-08/02/19, об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Строительство патронажного центра, объектов социального назначения и жилых домов по ул. Колобова, г. Севастополь"; обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и совершить действия, предусмотренные частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и направленные на рассмотрение в установленном порядке заявления общества от 24.04.2019 N 6603/01-02-04-01/19 о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Строительство патронажного центра, объектов социального назначения и жилых домов по ул. Колобова, г. Севастополь"; взыскал с Департамента в пользу общества расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей и возвратил обществу из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3 000,00 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права, считает, что суд нарушил требования пунктов 4, 10 статьи 2 и части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, полагает, что градостроительные условия выданы с нарушением норм действующего на момент их выдачи законодательства Украины.
Общество, не согласившись с указанным судебным актом в части указанного судом способа восстановления его нарушенных прав и законных интересов, подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в указанной части и обязать Департамент выдать разрешение на строительство объекта капительного строительства "Строительство патронажного центра, объектов социального назначения и жилых домов по ул. Колобова, г. Севастополь".
Информация о принятии апелляционных жалоб к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением заместителя председателя суда от 13.11.2019 произведена замена председательствующего судьи Малышевой И.А. на судью Омельченко В.А.
В судебном заседании 27.11.2019 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 15.30 ч. 03.12.2019.
Представители Департамента и общества в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах. От общества и Департамента поступили отзывы на апелляционные жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), при этом судом апелляционной инстанции установлены основания для его изменения в части способа восстановления нарушенных прав общества.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 31.08.1993 Севастопольским городским Советом народных депутатов оформлен и выдан государственный акт на право постоянного пользования землей серии КМ N 35, согласно которому заявителю передано в постоянное пользование 4,5 гектаров земли в границах согласно плану землепользования - по ул. Колобова (в районе створного знака) в г. Севастополе. Земля передана в постоянное пользование для строительства патронажного центра, объектов социального назначения и жилых домов.
30.06.2011 Отделом капитального строительства Фонда коммунального имущества Севастопольского городского Совета согласованы выданные обществу градостроительные условия и ограничения (шифр ЮП 1103-15-ГУЮ) застройки земельного участка площадью 4,5969 га проектируемым объектом "Строительство патронажного центра, объектов социального назначения и жилых домов по ул. Колобова, г. Севастополь" (регистрационный номер 144 от 29.06.2011).
30.04.2012 филиалом общества с ограниченной ответственностью "Укрстройэкспертиза" в г. Севастополе выдан экспертный отчет (комплексный) N 3-033-12-КЧ/СВ о рассмотрении проектной документации объекта строительства "Строительство патронажного центра, объектов социального назначения и жилых домов по ул. Колобова, г. Севастополь" (далее - Проектная документация), которым установлено, что Проектная документация разработана в соответствии с требованиями к прочности, надежности и долговечности объекта, его эксплуатационной безопасности и инженерного обеспечения.
В целях приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации государственного акта на право постоянного пользования землей от 31.08.1993 N 35, 13.07.2018 между Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и ООО "БПКФ "Хризолит" заключен договор аренды земельного участка (далее - договор аренды), по условиям которого обществу передан в аренду земельный участок площадью 45 977 кв.м, расположенный по адресу: г. Севастополь, Гагаринский район, ул. Колобова, 2/1, кадастровый номер 91:02:001013:599, с разрешенным использованием - "среднеэтажная жилая застройка (код 2.5), многоэтажная жилая застройка (код 2.6), обслуживание жилой застройки (код 2.7)" (далее - земельный участок). Срок действия договора аренды - 9 лет и 11 месяцев.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования - "среднеэтажная жилая застройка (код 2.5), многоэтажная жилая застройка (код 2.6), обслуживание жилой застройки (код 2.7)". 21.07.2018 осуществлена государственная регистрация права собственности на земельный участок за городом федерального значения Севастополем, а 25.09.2018 - обременение на данный объект недвижимости в виде права аренды ООО "БПКФ "Хризолит" на основании договора аренды.
23.04.2019 общество обратилось в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство на земельном участке объекта капитального строительства "Строительство патронажного центра, объектов социального назначения и жилых домов по ул. Колобова, г. Севастополь", представив в качестве разрешительных документов, в том числе, градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка от 29.06.2011 N 144 (шифр ЮП 1103-15), Проектную документацию, разработанную в 2011 году, и выданный в отношении этой проектной документации экспертный отчет от 30.04.2012 N 3-033-12-КЧ/СВ, письмо ООО "Укрстройэкспертиза" от 11.05.2012 о технической ошибке.
Рассмотрев поданное обществом заявление и приложенные к нему документы, Департамент принял решение, оформленное письмом от 28.05.2019 N 4699/01-02-04-08/02/19, об отказе в предоставлении соответствующей государственной услуги, по причине того, что проектная документация не соответствует градостроительным условиям и ограничениям застройки земельного участка (подпункт 3 пункта 2.9.1 Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства" (далее - Административный регламент), утвержденного приказом Департамента от 28.09.2018 N 128).
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с данным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о не соответствии оспариваемого решения требованиям статьи 51 ГрК РФ, Положения N 339 и Административного регламента. При этом, посчитав, что государственным органом фактически не исследовался вопрос соответствия проектной документации градостроительным условиям и ограничениям застройки земельного участка, возложил на Департамент обязанность совершить действия, предусмотренные частью 11 статьи 51 ГрК РФ и направленные на рассмотрение в установленном порядке заявления общества от 24.04.2019 вх. N 6603/01-02-04-08/01/19 о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Строительство патронажного центра, объектов социального назначения и жилых домов по ул. Колобова, г. Севастополь".
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи, осуществляют действия, предусмотренные частью 11, результатом которых является выдача разрешения на строительство или отказ в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Статьей 51 ГрК РФ установлены перечень документов, подлежащих направлению застройщиком вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство (в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок), и основания, при наличии которых может быть отказано в выдаче разрешения на строительство.
Одним из таких оснований является несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N6-ФКЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Законом.
В соответствии с частью 1.2 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 31 декабря 2020 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования градостроительных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Правительство Севастополя, постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти (статья 34 Устава города Севастополя, статья 27 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя"), реализуя предоставленные полномочия, постановлением от 28.04.2015 N 339-ПП утвердило Положение об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя (далее - Положение N339), пунктом 1 которого установлены особенности выдачи исходно-разрешительной документации на строительство (реконструкцию) и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, разрешительные документы на проектирование и/или строительство которых выданы до 18.03.2014 в соответствии с законодательством Украины, проектирование которых было начато после 18.03.2014.
Пунктом 6 данного Положения предусмотрено, что до принятия Правил землепользования и застройки города Севастополя уполномоченный орган (Департамент архитектуры) осуществляет выдачу разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на основании сведений о разрешенном виде использования (целевом назначении) земельного участка, указанных в правоустанавливающих документах на земельный участок с учетом Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 N 4114; проектов планировки территории; проектов межевания территории; правовых актов Правительства Севастополя об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территориях зон охраны объектов культурного наследия; детальных планов территорий, утвержденных уполномоченными органами государственной исполнительной власти в установленном законодательством Украины порядке до 18.03.2014.
Согласно Положению N 339 и Административному регламенту при наличии градостроительных условий, полученных до 18.03.2014, получение градостроительного плана земельного участка не требуется.
В рассматриваемом случае, Департамент, отказывая в выдаче разрешения на строительство, со ссылкой на подпункт 3 пункта 2.9.1 Административного регламента указал на то, что проектная документация не соответствует градостроительным условиям и ограничениям застройки земельного участка, а именно: в соответствии с представленным комплексным экспертным отчетом о рассмотрении проектной документации от 30.04.2012 N 3-033-12-КЧ/СВ проектная документация разработана на основании градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка от 30.06.2011 шифр ЮП 1103-51, вместе с тем на рассмотрение в Департамент представлены градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка шифр ЮП 1103-15; согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 N 4114, земельный участок, находящийся в пользовании ООО "БПКФ "Хризолит" по функциональному назначению расположен в зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.), в границах красных линий и частично в производственной зоне, в которой строительство объектов капитального строительства не предусмотрено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "БПКФ "Хризолит" вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство предоставлен договор аренды, согласно п. 1.1. которого разрешенное использование земельного участка - "среднеэтажная жилая застройка (код 2.5), многоэтажная жилая застройка (код 2.6), обслуживание жилой застройки (код 2.7)" (законность данных видов разрешенного использования земельного участка подтверждена и установлена вступившим в силу постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2018 по делу N А84-2605/2017); градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка от 30.06.2011 (шифр ЮП 1103-15); разработанную в 2011 году Проектную документацию и выданный в отношении этой документации экспертный отчет (комплексный) от 30.04.2012 N3-033-12-КЧ/СВ.
В Приложении к экспертному отчету от 30.04.2012 N 3-033-12-КЧ/СВ действительно указано, что основанием для разработки Проектной документации послужили, в частности, градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка от 30.06.2011 (шифр ЮП 1103-51).
Вместе с тем, обществом в Департамент также было представлено письмо ООО "Укрстройэкспертиза" от 11.05.2012, из которого следует, что в Приложении к экспертному отчету от 30.04.2012 N 3-033-12-КЧ/СВ содержится ошибка (описка) в указании реквизитов градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка: фактически вместо правильного "шифр ЮП 1103-15" ошибочно указано "шифр ЮП 1103-51".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что представленная заявителем проектная документация, в отношении которой выдан экспертный отчет от 30.04.2012 N 3-033-12-КЧ/СВ, разработана на основании именно градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка с шифром ЮП 1103-15.
Указанные градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка с шифром ЮП 1103-15 были представлены в распоряжение государственного органа.
Согласно градостроительным условиям и ограничениям ЮП 1103-15 ГУО разрешенным видом объекта градостроительства на земельном участке является - строительство патронажного центра, объектов социального назначения и жилых домов, что соответствует целевому назначению земельного участка, указанному в действовавшем на момент выдачи градостроительных условий правоустанавливающем документе - Акте на право постоянного пользования землей серия КМ N 35.
Довод апелляционной жалобы Департамента о том, что указанные градостроительные условия выданы с нарушением норм действовавшего на момент их выдачи законодательства Украины отклоняются по следующим основаниям.
Земельный участок был предоставлен ООО "БПКФ "Хризолит" в 1993 году до принятия Генерального плана города Севастополя 2005 года. При этом ООО "БПКФ "Хризолит" привело виды разрешенного использования в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Статьей 24 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" от 17.02.2011 N 3038-VI предусмотрено, что изменение функционального назначения территорий не влечет за собой прекращение права собственности или права пользования земельными участками, которые были переданы (предоставлены) в собственность или пользование к установлению нового функционального назначения территорий. Застройка земельного участка осуществляется в пределах его целевого назначения, установленного в соответствии с законодательством.
Таким образом, законодатель государства Украины установил, что смена территориальных зон в градостроительной документации не может являться препятствием для использования ранее выделенных земельных участков по их целевому назначению.
Аналогичные нормы содержаться в законодательстве Российской Федерации, в частности в статье 36 ГрК РФ, и подтверждается также Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 июня 2013 г. N 136/13, Определением СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 9 декабря 2015 г. N 308-КГ15-7455.
Таким образом, выдача градостроительных условий и ограничений земельного участка, допускающих строительство на нем объектов капитального строительства, не противоречит действовавшему законодательству Украины и действующему законодательству РФ, так как соответствует виду разрешенного использования (целевому назначению) земельного участка, установленного до утверждения Генерального плана города Севастополя 2005 года.
Кроме того, апелляционная коллегия обращает внимание, что 23.04.2018 Постановлением Правительства Севастополя N 248-ПП (далее - Постановление N 248-ПП) утверждена документация по планировке территории "Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования", согласно п. 3 которого градостроительная документация, утвержденная уполномоченными органами Украины на территории Севастополя, действует в части, не противоречащей документации по планировке территории.
Таким образом, с момента принятия указанного постановления Генеральный план города Севастополя 2005 года подлежит применению в части, не противоречащей проекту планировки территории, утвержденному Постановлением N 248-ПП.
Согласно проекту планировки территории, утвержденному постановлением N 248-ПП, территориальная зона, на которой расположен земельный участок ООО "БПКФ "Хризолит" с кадастровым номером 91:02:001013:599, не отнесена ни к существующей, ни к планируемой территории общего пользования.
Согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2018 года по делу N 310-КГ17-15291 по смыслу пунктов 4, 10 статьи 2 и части 1 статьи 51 ГрК РФ при выдаче разрешения на строительство подлежит установлению допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с ограничениями, установленными земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 5.1. Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) и подпунктом 5.2.29. Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590, приказом Министерства культуры РФ от 12 августа 2016 г. N 1864 утверждены требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита", расположенного в городе Севастополе (далее - Приказ N1864).
С момента издания Приказа N 1864 его положения необходимо учитывать при решении вопроса о выдаче разрешения на строительство капитальных объектов в границах достопримечательного места, осуществлять изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работ с условием проведения обязательных археологических полевых работ.
Судом установлено, что в материалах дела имеется копия акта N 18 государственной историко-культурной экспертизы земельного участка (кадастровый номер N 91:02:001013:599) примерной площадью 45969,00 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Колобова (в районе створного знака) и подлежащего освоению "для строительства патронажного центра объектов социального назначения и жилых домов", согласно которому участок расположен в границах регламентных участков Р-4-2, установленных согласно Приказу N1864; в границах регламентного участка Р-4-2 выделяют участки Г-1 - Г-21. Земельный участок ООО "БПКФ "Хризолит" расположен на территории регламентного участка Г-4. В границах участка Г-4 (территории преимущественно многоэтажной, многоквартирной застройки с объектами инженерной инфраструктуры и объектами обслуживания) разрешается, в том числе, новое строительство объектов жилого, культурно-бытового, административно-делового назначения, объектов отдыха, спорта, здравоохранения.
Согласно выводам государственной историко-культурной экспертизы на земельном участке (кадастровый номер N 91:02:001013:599) памятники и объекты культурного (археологического) наследия отсутствуют - положительное заключение. На земельном участке возможно проведение земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ.
Кроме того, в материалы дела представлено заключение N 89 от 06.09.2019 аккредитованной на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации ООО "Экспертно-инжиниринговый центр-Крым", согласно которому максимальная высота зданий и сооружений в проектной документации "Строительство патронажного центра, объектов социального назначения и жилых домов по ул. Колобова, г. Севастополь" (шифр 39-08.11.12) составляет 26,5-м.
С учетом того, что данные факты не оспариваются представителем Департамента, а в материалах дела отсутствуют опровергающие доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о допустимости размещения заявленных ООО "БПКФ "Хризолит" при выдаче разрешения на строительство объектов капитального строительства с ограничениями, установленными земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что представленный ООО "БПКФ "Хризолит" пакет документов на получение разрешения на строительство соответствует требованиям п. 6 Положения N 339, а именно видам разрешенного использования земельного участка, указанных в правоустанавливающих документах на земельный участок, проектам планировки территории; проектам межевания территории; правовым актам Правительства Севастополя об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территориях зон охраны объектов культурного наследия.
Несоответствие же вида разрешенного использования земельного участка территориальной зоне, установленной в Генеральном плане города Севастополя 2005 года, не может ограничивать законные права землепользователя по вышеуказанным мотивам.
Вместе с тем, суд первой инстанции при определении способа устранения допущенного Департаментом нарушения пришел к ошибочному выводу, что в рассматриваемом случае, государственным органом фактически не исследовался вопрос соответствия проектной документации градостроительным условиям и ограничениям застройки земельного участка, и посчитал, что соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя является обязание Департамента совершить действия, предусмотренные частью 11 статьи 51 ГрК РФ и направленные на рассмотрение в установленном порядке заявления общества от 24.04.2019 вх. N 6603/01-02-04-08/01/19 о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Строительство патронажного центра, объектов социального назначения и жилых домов по ул. Колобова, г. Севастополь".
Согласно части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В понимании главы 24 АПК РФ избираемый судом способ устранения нарушений прав является средством устранения последствий, допущенных в результате неправомерного поведения заинтересованного лица. Вывод о конкретном способе устранения допущенных нарушений прав и законных интересов суд делает на основании установленных обстоятельств дела и доказательств, представленных сторонами. Кроме того, такой способ должен быть определен исходя из критериев необходимости, достаточности и соразмерности средств, направленных на устранение нарушений, допущенных изданием спорного ненормативного правого акта (совершения неправомерных действий либо бездействия).
Из материалов дела следует и судом установлено, что обществом был предоставлен полный и надлежащий пакет документов для получения разрешения на строительство в связи с чем, отсутствуют основания для повторной проверки представленных документов и установлении (оценке) юридически значимых обстоятельств. Данный факт не оспаривается представителем Департамента.
Кроме того, судом первой инстанции не учтен тот факт, что оспариваемое решение Департамента является ответом на повторное обращение ООО "БПКФ "Хризолит" за административной услугой, в результате которого ООО "БПКФ "Хризолит" устранило выявленное ранее Департаментом замечание о несоответствии шифра градостроительных условий и ограничений земельного участка от 30.06.2011 ЮП 1103-15 с шифром ЮП 1103-51, указанным в комплексном экспертном отчете о рассмотрении проектной документации от 30.04.2012 N 3-033-12-КЧ/СВ,
Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение следует изменить в части указанного способа устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ, обязав Департамент выдать обществу разрешение на строительство объекта капительного строительства "Строительство патронажного центра, объектов социального назначения и жилых домов по ул. Колобова, г. Севастополь".
В связи с наличием оснований для удовлетворения апелляционной жлобы общества судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на Департамент.
Руководствуясь ст. 110, ст. 266, ст. 268, п. 2 ст. 269, п. 3 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 16 сентября 2019 года по делу N А84-3547/2019 изменить в части указанного способа устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя, изложив часть 3 резолютивной части решения в следующей редакции: обязать Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя выдать обществу с ограниченной ответственностью "Благотворительная производственно-коммерческая фирма "Хризолит" разрешение на строительство объекта капительного строительства "Строительство патронажного центра, объектов социального назначения и жилых домов по ул. Колобова, г. Севастополь".
В остальной части решение Арбитражного суда города Севастополя от 16 сентября 2019 года по делу N А84-3547/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя - без удовлетворения.
Взыскать с Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в пользу общества с ограниченной ответственностью "Благотворительная производственно-коммерческая фирма "Хризолит" 1500,00 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу в арбитражный суд апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
А.Ю. Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-3547/2019
Истец: ООО "БП-КФ"Хризолит"
Третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя