г. Москва |
|
10 декабря 2019 г. |
Дело N А40-184749/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А.Свиридова,
судей: |
Т.Б.Красновой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.М.Пахомовым, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Агатсервис" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.09.2019 по делу N А40-184749/19-148-1111, принятое судьей Нариманидзе Н.А.,
по заявлению ООО "Агатсервис"
к Департаменту торговли и услуг города Москвы
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: от ответчика: |
не явился, извещен; Щербаков А.А. по дов. от 19.06.2018; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "АГАТСЕРВИС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту торговли и услуг г.Москвы (далее - департамент) об оспаривании постановления от 09.07.2019 N 366/УГК/19 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.19 КоАП РФ.
Решением от 19.09.2019 арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав свои выводы тем, что ответчиком доказаны обстоятельства послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности, при этом порядок привлечения к ответственности не нарушен.
Не соглашаясь с принятым решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом неполно исследованы обстоятельства по делу, а также нарушены нормы материального и процессуального права.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ не поступал.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, указав на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, изложил свою правовую позицию по делу, доводы апелляционной жалобы, а также содержащиеся в ней требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель заявителя, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. В соответствии со ст.ст.123, 156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Законность и обоснованность решения проверены в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, заслушав позицию ответчика, суд апелляционной инстанции полагает необходимым оставить решение суда первой инстанции без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и видно из материалов дела, 09.07.2019 заместителем руководителя Департамента торговли и услуг города Москвы было вынесено постановление о назначении административного наказания по статье 14.19 КоАП РФ N 366/УГК/19, которым заявитель был привлечен к административной ответственности за нарушение государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Общество посчитало, что оспариваемое постановление противоречит ст.14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", подп.30 п.6 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1459, ст.ст.1.5, 4.1.1, 24.5, 26.1, 26.11 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Срок, предусмотренный ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, ч.2 ст.208 АПК РФ на обжалование оспариваемого постановления соблюден.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объёме.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ ответчиком не пропущен.
Согласно ст.14.19 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
В соответствии с п.1. ст.14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их оборота, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их розничной продажи.
Согласно п.2 ст.14 Федерального закона N 171-ФЗ учет объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 настоящего Федерального закона N 171- ФЗ.
В силу абз.8 п.2 ст.8 Федерального закона N 171-ФЗ программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, должны обеспечивать прием и передачу информации об обороте такой продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, за исключением учета оборота, указанного в п.2.1 ст.8 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п/п.16 ст.2 Федерального закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа алкогольной продукции.
В связи с чем, учету в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) подлежит информация об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции предприятиями общественного питания в части отражения информации об объемах ее закупки и хранения.
Порядок и форма осуществления организациями учета объема оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в случае передачи, возврата и списания такой продукции осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1459 и Приказом от 15.06.2016 N 84н.
Согласно п.5 ст.20 Федерального закона N 171-ФЗ в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии лицензиат имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику.
Согласно п/п.30 п.6 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1459, ЕГАИС содержит сведения о списании продукции в случае брака или иных причин, которые на основании п.16 данных правил представляют в ЕГАИС организации, использующие оборудование для учета объема розничной продажи маркированной алкогольной продукции.
В соответствии с приказом от 15.06.2016 N 84н в ЕГАИС организация в срок не более трех рабочих дней с даты возврата алкогольной продукции или не позднее следующего рабочего дня после списания алкогольной продукции направляет заявку о фиксации в ЕГАИС указанной информации.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 182-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон N 171-ФЗ установлено, что требования о представлении сведений в ЕГАИС не применяются:
1) до 01.01.2016 в отношении закупки, хранения и поставок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
2) до 01.07.2016 в отношении розничной продажи алкогольной продукции в городских поселениях;
3) до 01.07.2017 в отношении розничной продажи алкогольной продукции в сельских поселениях. В связи с чем, организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, в том числе, при оказании услуг общественного питания, с 01.01.2016 обязаны осуществлять фиксацию в ЕГАИС информации о закупке алкогольной продукции и ее хранении.
Отражение в ЕГАИС информации об объеме остатков алкогольной продукции осуществляется путем представления актов списания продукции.
Предоставление информации о списании продукции осуществляется в объемных показателях, без представления сведений, содержащихся в штриховом коде федеральных специальных и акцизных марок, которыми маркирована списываемая алкогольная продукция.
Согласно п.V.I приложения к приказу Минфина России от 15.06.2016 N 84н заявка о фиксации в ЕГАИС информации об акте списания продукции представляется по месту нахождения организации (обособленных подразделений) или месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя не позднее следующего рабочего дня после дня списания продукции.
Фиксация в ЕГАИС актов списания алкогольной продукции, реализованной при оказании услуг общественного питания, осуществляется по дате вскрытия тары с такой продукцией.
Согласно п.п.15 и 16 Правил функционирования ЕГАИС (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459) организации, использующие оборудование для учета объема закупки, хранения и поставки продукции представляют в ЕГАИС, кроме прочего:
- номера, даты и время представления заявок о фиксации информации об объеме оборота продукции каждого вида и наименования (п/п.20 п.6 Правил).
- сведения о списании продукции в случае брака или иных причин (п/п.30 п.6 Правил). Исходя из совокупности указанных норм, списание продукции, розничная реализация которой не подлежит учету в ЕГАИС, осуществляется одним из двух способов:
- фиксации акта списания продукции. При этом продукция будет списываться с первого регистра остатков. При списании будет необходимо указывать реквизиты сопроводительных документов. Помарочное сканирование в данном случае не требуется.
- фиксации акта списания продукции в торговом зале. При этом продукция будет списываться со второго регистра остатков. При списании будет необходимо указывать только алкогольное наименование (алкогольный код). Указание реквизитов сопроводительных документов и сведений с марок не требуется.
Объем реализованной продукции в организациях, осуществляющих розничную реализацию алкогольной продукции в рамках оказания услуг общественного питания, может списываться с указанием основания "Розничная реализация продукции, не подлежащая фиксации в ЕГАИС" и датой акта, соответствующей дате продажи.
Установлено, что 04.10.2018 по истечении срока прекращено действие лицензии 77РПО0006313 (ДТУ 4734), выданной ООО "Агатсервис" на объект лицензирования, расположенный по адресу: г.Москва, Площадь Сокольническая, д.9 (кафе).
По состоянию на 18.04.2019 в ЕГАИС содержится информация об остатках алкогольной продукции в торговом зале и на складе.
В связи с чем, должностными лицами выявлено административное правонарушение, предусмотренное ст.14.19 КоАП РФ, выразившееся в нарушении установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
Порядок привлечения общества к ответственности не нарушен, протокол об административном правонарушении был составлен, а постановление вынесено в отсутствие уполномоченного представителя надлежащим образом извещенного общества.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст.14.19 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного, само по себе отсутствие вредных последствий не подтверждает отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Таким образом, нарушение установленного государством порядка учета объема алкогольной продукции посягает на права потребителей алкогольной продукции по приобретению качественного продукта (при этом в силу своих физико-химических свойств алкогольная продукция является продуктом повышенной опасности для жизни и здоровья потребителей).
В этой связи совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным, а назначенное наказание не подлежит замене на предупреждение, с учетом положений ст.2.9 КоАП РФ.
Оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
Вместе с тем, размер ответственности в рассматриваемом случае административным органом определен правильно, с учетом правил, определенных ст.4.1 КоАП РФ, в минимальном размере, предусмотренном ст.14.19 КоАП РФ.
Учитывая указанный вид административного наказания соответствует конституционно закрепленному принципу справедливости наказания и обеспечивает реализацию превентивной цели наказания, заключающейся в предупреждении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами и не ухудшает положения заявителя.
Вывод административного органа о наличии в действиях общества состава правонарушения документально подтвержден.
Факт совершения указанного правонарушения общества подтверждается материалами административного дела.
В силу ч.1 ст.1.5 Код КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
На основании вышеизложенного, общество правомерно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.14.19 КоАП РФ.
Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена ответственность, однако Обществом не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения ст.ст.25.1, 28.2, 28.4, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно разъяснениям, данным в п.10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", административным органом допущено не было.
В силу ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах апелляционный суд делает вывод, что ответчиком доказаны обстоятельства послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности, при этом порядок привлечения к ответственности не нарушен.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решение суда первой инстанции, что влечет оставление апелляционной жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.09.2019 по делу N А40-184749/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-184749/2019
Истец: ООО "АГАТСЕРВИС"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-1234/20
04.03.2020 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-1234/20
10.12.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-61335/19
17.09.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-184749/19