город Ростов-на-Дону |
|
17 декабря 2019 г. |
дело N А32-7444/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от Департамента имущественных отношений Краснодарского края: представитель Криницкая В.С. по доверенности от 26.12.2018, копия диплома от 30.06.2006, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28.08.2019 по делу N А32-7444/2019
по заявлению индивидуального предпринимателя главы КФХ Бабкова Николая Ивановича
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду на новый срок земельного участка сельскохозяйственного назначения; об обязании подготовить, подписать и направить для государственной регистрации проект договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава КФХ Бабков Николай Иванович (далее - заявитель, глава КФХ) обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, департамент) от 18.12.2018 N 52-56399/18-32-12 об отказе в предоставлении в аренду на новый срок земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:18:0202002:9, общей площадью 272500 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, АОЗТ "Чамлык", бригада N 1 поле VII-ПС, р. у. 1; обязании департамента подготовить, подписать и направить в адрес заявителя для государственной регистрации проект договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:18:0202002:9, общей площадью 272500 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, АОЗТ "Чамлык", бригада N 1 поле VII-ПС, р. у. 1.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.08.2019 признан незаконным отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 18.12.2018 N 52-56399/18-32-12 об отказе в предоставлении в аренду на новый срок земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:18:0202002:9 общей площадью 272500 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, АОЗТ "Чамлык", бригада N 1 поле VII-ПС, р. у. 1. Суд обязал Департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение 30 дней с момента вступления в силу решения суда по настоящему делу принять решение и направить в адрес индивидуального предпринимателя главы КФХ Бабкова Николая Ивановича (ИНН 2314038123 47, ОГРНИП 309231413300030) проект договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 23:18:0202002:9 общей площадью 272500 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, АОЗТ "Чамлык", бригада N 1 поле VII-ПС, р. у. 1.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Апелляционная жалоба мотивирована тем, что заявитель обратился в департамент за пределами срока действия договора аренды, при этом к данному договору не могут быть применены положения статьи 621 Гражданского кодекса РФ. Департамент указывает, что с 01.03.2015 действует Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым введено общее правило о предоставлении публичных земельных участков в аренду на торгах и отменено преимущественное право арендатора на заключение договора на новый срок без проведения торгов.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Индивидуальный предприниматель глава КФХ Бабков Николай Иванович своего представителя в судебное заседание не направил, о его проведении извещен надлежащим образом, в связи с чем, на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 23:18:0202002:9 общей площадью 272500 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, АОЗТ "Чамлык", бригада N 1 поле VII-ПС, р. у. 1 является собственностью субъекта Российской Федерации - Краснодарского края, запись о регистрации права от 26.05.2005 N 23-23-11/007/2005-190.
В соответствии с Постановлением главы муниципального образования Лабинский район Краснодарского края от 19.12.2007 N 4570 "О предоставлении земельного участка на праве аренды крестьянскому (фермерскому) хозяйству Н.И. Бабкова" заявителю был предоставлен в аренду сроком на 10 лет земельный участок с кадастровым номером 23:18:0202002:9 общей площадью 272500 кв. м.
На основании вышеуказанного постановления был заключен Договор от 26.12.2007 N 8846000098 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения в государственной собственности (далее - Договор), зарегистрированный Управлением Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю в установленном законом порядке 10.04.2008 N 23-23-11/015/2008-255.
06.02.2017 заявитель на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обратился в адрес департамента с заявлением о заключении нового договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:18:0202002:9.
Письмом департамента от 09.03.2017 N 52-6500/17-32-12 предпринимателю отказано в предоставлении земельного участка в аренду на новый срок со ссылкой на пункт 24 статьи 39.16 ЗК РФ, так как согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости граница земельного участка пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 23:16:0901002:1.
13.12.2017 заявитель повторно обратился в адрес департамента с аналогичным заявлением.
Письмом департамента от 11.01.2018 N 348/18-32-12 заявителю повторно было отказано в предоставлении земельного участка по тем же основаниям.
После проведения кадастровых работ, изготовления межевых планов, устранения выявленного пересечения границ и согласования этих границ с департаментом, заявитель 30.11.2018 повторно подал заявление о заключении нового договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:18:0202002:9.
Письмом департамента от 18.12.2018 N 52-56399/18-32-12 предпринимателю отказано в предоставлении земельного участка в аренду в связи с истечением срока действия договора аренды.
Не согласившись с данным решением департамента, заявитель обратился в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом, отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Закон N 101-ФЗ).
Согласно Положению о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утв. постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345) Департамент имущественных отношений Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
Департамент является органом исполнительной власти Краснодарского края, наделенным правами юридического лица, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет лицевой счет, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие штампы и бланки.
Заключает договоры купли-продажи, мены, аренды, безвозмездного пользования, соглашения об установлении сервитутов (принимает решение об отказе в заключении соглашения об установлении сервитута), соглашения о перераспределении, выступая стороной по сделкам, принимает решение о перераспределении (об отказе в перераспределении) земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 3.10.3. Положения).
Таким образом, заинтересованное лицо определено заявителем верно.
В силу пункта 1 статьи 77 ЗК РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
На основании пункта 6 статьи 27 ЗК РФ, оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ N "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона N 101 -ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101 -ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 ЗК РФ, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
По общему правилу, предусмотренному ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6 ЗК РФ).
Без проведения торгов заключается договор аренды земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, в случае его предоставления арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка. При этом заявление о заключении нового договора аренды должно быть подано до дня истечения срока действия ранее заключенного договора (подпункт 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ).
Суд первой инстанции пришел к выводу, что договор аренды продлен на неопределенный срок.
Согласно пункту 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Согласно пункту 3 статьи 425 Гражданского кодекса законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по нему.
Пунктом 2 статьи 621 ГК РФ предусмотрено, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610 ГК РФ).
Судом первой инстанции установлено, что договор аренды заключен 26.12.2007, до вступления в силу статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (введена Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ), требующей обязательного соблюдения публичных процедур для заключения договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, в связи с чем, договор аренды может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГК РФ.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце 3 пункта 1 постановления от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснил возможность возобновления на неопределенный срок договора аренды государственного или муниципального имущества при условии заключения этого договора до вступления в силу закона, требующего для этого обязательного проведения торгов.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.07.2019 по делу N А32-35543/2017.
В условиях отсутствия со стороны арендодателя явно выраженной воли и каких-либо действий, направленных на возврат земельного участка после истечения согласованного в договоре срока аренды, продолжающегося использования арендатором участка по целевому назначению, и добросовестного внесения арендной платы по договору, само по себе установление при заключении сделки (в процессе ее исполнения) срока аренды не исключает применение к договору правил пункта 2 статьи 621 ГК РФ.
После наступления 19.12.2017 заявитель продолжил пользоваться спорным земельным участком, департамент возражений относительно продолжения арендных отношений не заявлял.
Письмом от 03.08.2018 N 52-34312/18-38-15 "Уведомление об изменении арендной платы" департамент сообщил об изменении в 2018 году в одностороннем порядке размера годовой арендной платы по Договору, тем самым подтвердив продолжение арендных отношений и возобновление договора аренды на неопределенный срок.
Письмо аналогичного содержания было направлено департаментом в адрес предпринимателя в 2019 году (письмо от 06.06.2019 N 52-23154/19-38-05).
Согласно акту сверки взаиморасчетов по Договору за период с 26.12.2007 по 23.07.2019 у заявителя отсутствует задолженность по оплате арендной платы.
С учетом изложенного, заявление департамента о прекращении договора аренды сделано без оценки действий сторон договора аренды.
Доказательства направления в адрес предпринимателя департаментом уведомления о прекращении договорных отношений и необходимости освобождения спорного земельного участка, либо соглашения о расторжении рассматриваемого договора в материалы дела не представлены.
Таким образом, предприниматель использует земельный участок на основании договора аренды, возобновленного на неопределенный срок, что в соответствии с подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ при соблюдении иных условий дает ему право на заключение договора аренды земельного участка на новый срок без проведения торгов.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции.
В материалы дела представлены акты обследования земельного участка ГКУ КК "Кубаньземконтроль" от 18.02.2015 N 40, от 28.02.2017 N 55, от 14.11.2017 N 452, от 20.06.2019 N 294 из которых следует, что санитарное состояние участка удовлетворительное, задолженность по арендной плате отсутствует, нарушений земельного законодательства и условий использования земельного участка, предусмотренных договором аренды, не выявлено.
Суд первой инстанции указал, что предпринимателем документально подтверждено надлежащее использование земельного участка.
Заявителем соблюдены оба условия, предусмотренные подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ для заключения нового договора аренды земельного участка.
Департаментом не представлено информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устранённых нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка.
Довод департамента об отсутствии оснований для заключения договора аренды земельного участка на новый срок в связи с тем том, что повторное заявление о заключении договора подано после истечения срока действия ранее заключенного договора, обоснованно отклонен судом первой инстанции, так как департамент не принял во внимание, что изначально предприниматель обратился в департамент с заявлением о заключении Договора на новый срок 06.02.2017, то есть до истечения срока действия Договора.
Департаменту было известно о намерении (волеизъявлении) предпринимателя заключить договор аренды на новый срок уже при подаче заявления от 06.02.2017 (до истечения срока действия Договора); отказ уполномоченного органа в предоставлении предпринимателю земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов, такого основания не содержал, а предприниматель при обращении с заявлением в департамент представил документы, предусмотренные статьей 39.17 ЗК РФ (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.10.2016 N 308-КГ16-11894).
В силу изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ департамента не соответствует положениям земельного законодательства и являются незаконным.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен. Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.08.2019 по делу N А32-7444/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7444/2019
Истец: КФХ Бабков Николай Иванович глава
Ответчик: Департамент Имущественных Отношений Краснодарского Края