г. Вологда |
|
17 декабря 2019 г. |
Дело N А13-1149/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 декабря 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пассажирское автотранспортное предприятие - 4" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05 октября 2019 года по делу N А13-1149/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Пассажирское автотранспортное предприятие - 4" (ОГРН 1173525010867, ИНН 3507313239; адрес: 160022, Вологодская область, Вологодский район, деревня Родионцево, дом 59а, строение 1, кабинет 3; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Территориальному отделу государственного автодорожного надзора по Вологодской области Северо-Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора (далее - МУГАДН) Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (адрес: 160019, Вологодская область, город Вологда, улица Комсомольская, дом 55; далее - отдел) о признании незаконным распоряжения от 28.12.2018 N 445 о проведении внеплановой документарной проверки.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 05 октября 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие оснований для проведения в отношении заявителя внеплановой выездной проверки, поскольку действия общества не представляли угрозы жизни и здоровью пассажиров и граждан. Указывает на то, что контроль технического состояния транспортного средства проводился, что подтверждается отметкой в путевом листе. Полагает, что отсутствие в путевом листе сведений о времени проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства не указывает на нарушение порядка проведения названного контроля, поскольку в журнале регистрации контроля технического состояния транспортных средств имеются сведения о дате и времени проведения данного контроля.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 21.11.2018 должностными лицами отдела проведен осмотр транспортного средства - автобуса НЕФАЗ 5299-20-15 с государственным регистрационным знаком АК 365 35.
По результатам осмотра составлен акт от 21.11.2018 N 43л/320, в котором зафиксировано, что при осмотре предъявлен путевой лист от 21.11.2018 N 4931, из содержания которого следует, что перевозчиком является общество. На проверяемом транспортном средстве осуществляется регулярная перевозка пассажиров в количестве 12 человек по городскому маршруту N 48 "Архангельская - ВПЗ". У водителя отсутствует схема маршрута, в путевом листе от 21.11.2018 N 4931 отсутствует время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, водитель не предоставил доступ в транспортное средство для осмотра, воспрепятствовал осмотру.
В связи с данными обстоятельствами государственным инспектором отдела Барановой М.П. на имя временно исполняющего обязанности начальника Северо-Восточного МУГАДН внесено представление от 28.12.2018 N 157 о назначении внеплановой документарной проверки в отношении общества на основании пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В представлении указано на возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также нарушение порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств и отсутствие у водителя указанного выше транспортного средства схемы маршрута с указанием опасных участков дороги, что содержит нарушение обязательных требований, установленных Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 N 7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации" (далее - Приказ N 7), пунктом 16.1 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (далее - Порядок N 152), приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.08.2018 N 296 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств" (далее - Приказ N 296).
В связи с этим временно исполняющим обязанности заместителя начальника Северо-Восточного МУГАДН вынесено распоряжение от 28.12.2018 N 445 о проведении внеплановой документарной проверки, согласно которому в отношении общества подлежит проведению внеплановая документарная проверка в рамках контроля (надзора) в сфере автомобильного и городского наземного электрического транспорта, с целью предотвращения возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, указанного в представлении от 28.12.2018 N 157.
Не согласившись с данным распоряжением отдела, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, при этом правомерно исходил из следующего.
В силу пунктов 1, 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 (далее - Положение N 398), Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях), железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене. Ространснадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности Ространснадзор имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность (пункт 6 Положения N 398).
В соответствии с пунктами 1, 6.1, 6.4.7 Положения о Северо-Восточном межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Ространснадзора от 27.06.2017 N ВБ-534фс (далее - Положение N ВБ-534фс), Северо-Восточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление) является территориальным органом межрегионального уровня Ространснадзора, осуществляющим функции по контролю и надзору в области автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения) и дорожного хозяйства на территории Вологодской области, Новгородской области и Псковской области. Управление осуществляет в том числе полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет в случае и в порядке, установленных законодательством, иными нормативными актами Российской Федерации, государственный контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, организующими и осуществляющими деятельность по обеспечению процесса перевозки пассажиров и грузов на автомобильном транспорте и иную, связанную с транспортным процессом и в сфере дорожного хозяйства деятельность, установленных федеральными законами, другими нормативными актами Российской Федерации требований, в том числе международных договоров; проводит проверки транспортных средств в процессе их эксплуатации в целях проведения мероприятий по контролю за выполнением обязательных требований.
Согласно пункту 1 Положения о Территориальном отделе управления, утвержденного Приказом управления от 25.07.2017 N 3 (далее - Положение об отделе), названный отдел является структурным подразделением управления, осуществляющим функции по контролю и надзору в области автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения) и дорожного хозяйства на территории Вологодской области.
В силу пунктов 3.4.1, 3.8, 3.9 Положения об отделе, отдел осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе:
осуществление в случае и в порядке, установленных законодательством, иными нормативными актами Российской Федерации, государственного контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, организующими и осуществляющими деятельность по обеспечению процесса перевозки пассажиров и грузов на автомобильном транспорте и иную, связанную с транспортным процессом деятельность, установленных федеральными законами и другими нормативными актами Российской Федерации требований, в том числе международных договоров;
проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (плановые рейдовые осмотры транспортных средств в процессе их эксплуатации) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
проведение предварительных проверок поступившей информации о нарушениях обязательных требований в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами "а", "б", "в", "п" пункта 4 Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 N 409 (далее - Положение N 409), государственный транспортный инспектор в целях осуществления контроля (надзора) в установленной сфере деятельности при исполнении должностных обязанностей осуществляет следующие полномочия: производит осмотр транспортных объектов и транспортных средств, посещает беспрепятственно служебные и производственные помещения (включая контролируемую зону аэропорта (аэродрома)) субъектов транспортного комплекса; проводит проверки субъектов транспортного комплекса, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность; запрашивает у субъектов транспортного комплекса необходимые для выполнения задач контроля (надзора) документы и информацию.
Государственный транспортный инспектор независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени обязан в случае возникновения угрозы или события, угрожающего безопасному функционированию транспортного комплекса, оказывать помощь в предотвращении либо прекращении нарушения требований к безопасности на транспорте (пункт 7 пункта 4 Положения N 409).
На основании указанных правовых норм является верным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое распоряжение от 28.12.2018 вынесено уполномоченным органом.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является в том числе соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан.
В силу подпункта "а" пункта 2 части 2 статьи 10 названного Закона основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о факте возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Из части 3.3 статьи 10 Закона N 294-ФЗ следует, что при выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, получении достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Закона (часть 4 статьи 10 Закона N 294-ФЗ).
В силу статьи 11 Закона N 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Пунктом 9 части 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении федерального государственного транспортного надзора (в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта).
В силу части 6 статьи 3.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ) проверки транспортных средств, объектов транспортной инфраструктуры, предназначенных для обслуживания пассажиров (автовокзалов, автостанций, остановочных пунктов), в процессе их эксплуатации в целях проведения мероприятий по контролю за выполнением обязательных требований проводятся должностными лицами органа государственного надзора на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора.
В материалах дела усматривается, что отраженные в представлении от 28.12.2018 нарушения обнаружены отделом в ходе мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований в области автомобильного транспорта (проверки транспортных средств в процессе их эксплуатации) проведенных в соответствии с положениями Закона N 259-ФЗ.
В силу пункта 16.1 Порядка N 152 дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются в путевом листе контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.
Согласно пункту 12 Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.08.2018 N 296, в случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10 - 11 настоящего Порядка, в путевом листе ставится отметка "контроль технического состояния транспортного средства пройден" и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения.
В данном случае, как справедливо отметил суд первой инстанции, наличие предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ оснований для вынесения распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки подтверждено путевым листом автобуса от 21.11.2018 N 4931, в котором в нарушение вышеприведенных нормативных положений отсутствуют сведения о времени проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, актом от 21.11.2018 N 43л/320.
Ссылка общества на содержание журнала регистрации результатов предрейсового контроля не опровергает установленных отделом нарушении в содержании путевого листа.
Вопреки позиции заявителя, исходя из обстоятельств, выявленных отделом при проведении осмотра транспортного средства, государственный инспектор в представлении от 28.12.2018 правомерно оценил выявленные сведения как указывающие на возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан и на наличие признаков нарушения обязательных требований.
Таким образом, является верным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое распоряжение от 28.12.2018 соответствует пункту 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.
Поскольку заявитель не доказал, что оспариваемое распоряжение нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также нарушает требования законодательства, оснований для удовлетворения требований общества у суда не имелось.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы и непредставлением обществом во исполнение определения апелляционного суда от 13 ноября 2019 года доказательств оплаты государственной пошлины, с подателя жалобы в федеральный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1 500 руб.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 05 октября 2019 года по делу N А13-1149/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пассажирское автотранспортное предприятие - 4" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Пассажирское автотранспортное предприятие - 4" (ОГРН 1173525010867, ИНН 3507313239; адрес: 160022, Вологодская область, Вологодский район, деревня Родионцево, дом 59а, строение 1, кабинет 3) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-1149/2019
Истец: ООО "ПАТП-4"
Ответчик: Северо-Восточное МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ТОГАДН по Вологодской области Северо-Восточного МУГАДН