г. Тула |
|
17 декабря 2019 г. |
Дело N А62-8494/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.12.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.12.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьевой К.С., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Вязьмажилстрой" (Смоленская область, Вяземский район, г. Вязьма, ОГРН 1026700857809, ИНН 6722014370) в лице конкурсного управляющего Лаврентьевой С.С., ответчика - Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Москва, ОГРН 1117746644400, ИНН 7703750144), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вязьмажилстрой" в лице конкурсного управляющего Лаврентьевой С.С. на решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.09.2019 по делу N А62-8494/2019 (судья Печорина В.А.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вязьмажилстрой" (далее - ООО "Вязьмажилстрой", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Межрегиональному технологическому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - МТУ Ростехнадзора, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 16.08.2019 N 5.2-Пс/0057-119-р/Д/5-05-2019 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 25.09.2019 заявленные требования удовлетворены частично, постановление МТУ Ростехнадзора от 16.08.2019 N 5.2-Пс/0057-119-р/Д/5-05-2019 о привлечении к административной ответственности признано незаконным и отменено в части назначенной меры наказания, определена мера ответственности ООО "Вязьмажилстрой" по части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 200 000 рублей; в удовлетворении остальной части требований ООО "Вязьмажилстрой" отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Вязьмажилстрой" обжаловало его в апелляционном порядке.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны в судебное заседание представителей не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда не подлежит отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, управлением на основании распоряжения врио заместителя руководителя от 19.06.2019 N 119-р/Д15-05 проведена внеплановая выездная проверка ООО "Вязьмажилстрой" с целью контроля исполнения ранее выданного предписания от 29.03.2019 N 12.2-0127вн-П/0059-2019; задачами настоящей проверки являются: осуществление контроля за принятыми юридическим лицом мерами по исполнению предписания и соблюдению обязательных требований; принятие мер по устранению нарушений обязательных требований (в случае их выявления) и по привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
В результате проверки выявлены следующие нарушения, отраженные в акте проверки от 31.07.2019 N 5.2-119-р/Д/5-05-А/0050-2019:
l. Не установлены условия безопасной эксплуатации башенного крана Башенный кран КБ-406.2, заводской N 48, учетный N 89703, КБ-405-1А, заводской N 1967, учетный N 99062, КБ-405-1А, заводской N 3908, учетный N 1089, 405-2А, заводской N 787, учетный N 001630. Не проведена экспертиза промышленной безопасности крану башенному КБ-406.2, заводской N 48, учетный N 89703, КБ-405-1А, заводской N 1967, учетный N 99062, КБ-405-1А, заводской N 3908, учетный N 1089, 405-2А, заводской N 787, учетный N 001630, отработавшему срок службы, в целях определения возможности его дальнейшей эксплуатации.
2. Допускается эксплуатация башенного крана КБ-406.2, заводской N 48, учетный N 89703, КБ-405-1А, заводской N 1967, учетный N 99062, КБ-405-1А, заводской N 3908, учетный N 1089, 405-2А, заводской N 787, учетный N 001630 без проведения частичного технического освидетельствования не реже одного раза в 12 месяцев.
3. Допускается работа башенного крана КБ-406.2, заводской N 48, учетный N 89703, у которого зазоры в стыках рельс крановых путей значительно превышают максимально допустимое (6 мм), указанное в приложении 8 ФНП ПС N 533.
4. Допускается работа башенного крана КБ-406.2, заводской N 48, учетный N 89703, у которого ослаблено, отсутствует крепление рельсов рельсового пути к железобетонным балкам с помощью прижимных планок.
5. Для проверки ограничителя нагрузки крана КБ-406.2, заводской N 48, учетный N 89703 отсутствует контрольный груз.
6. Допускается работа башенного крана КБ-406.2, заводской N 48, учетный N 89703, у которого часть заземления рельсов кранового пути выполнено не в соответствии с требованиями ППР - проводники приварены к шейкам рельсов, а не к накладкам.
7. При техническом освидетельствовании башенных кранов: КБ-406.2, заводской N 48, учетный N 89703, КБ-405-1А, заводской N 1967, учетный N 99062, КБ-405-1А, заводской N 3908, учетный N 1089, 405-2А, заводской N 787, учетный N 001630, не осмотрены и не проверены в работе его механизмы, тормоза, гидро - и электрооборудование, указатели, ограничители и регистраторы. Кроме того, при техническом освидетельствовании крана, не проверены: ослабление болтовых соединений, а также состояние кабины, лестниц, площадок и ограждений, состояния крюка, блоков.
8. Не организована работа по считыванию данных с регистратора параметров (ОНК-160Б) не реже сроков, указанных в руководстве (инструкции) по эксплуатации регистратора, не осуществляется обработка (расшифровка) данных с оформлением протокола, не выявляются нарушения правил эксплуатации ПС башенных кранов.
9. Отсутствуют технологические карты (ТК) для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и складирования грузов с применением крана башенного КБ-КБ-406.2, заводской N 48.
10. Организацией ООО "Вязьмажилстрой", эксплуатирующей ОПО с ПС не разработаны и не доведены под роспись до работников инструкции, определяющие действия в аварийных ситуациях.
11. Производственный контроль при эксплуатации опасных производственных объектов (ОПО), где используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы не осуществляется должным образом, а именно не представлены сведения: отсутствует данные о подготовке работников эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации аварий и инцидентов на ОПО. Не осуществляется контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах
12. Не проводится периодическое техническое освидетельствование крану башенному КБ-406.2, заводской N 48 в процессе его эксплуатации.
Данные нарушения отражены в предписании от 29.03.2019 N 12.2-0127вн-П/0059-2019 (со сроком исполнения до 29.06.2019) и на момент проведения проверки не устранены.
В связи с этим обществу выдано повторное предписание от 31.07.2019 N 5.2-119-р/Д/5-05-А/0050-2019, срок устранения нарушений установлен до 31.10.2019.
Уведомлением от 29.07.2019 конкурсный управляющий общества Лаврентьева С.С. извещена о необходимости направления представителя 31.07.2019 для ознакомления с результатами проверки. Уведомление получено нарочно 29.07.2019 в 17 час. 10 мин., что подтверждается подписью Лаврентьевой С.С.
С актом и повторным предписанием была ознакомлена представитель по доверенности от 31.07.2019 N 01 Коробейникова М.Л.
Обществу передано уведомление от 12.08.2019 N 28770-Д/5/5.2 о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении, уведомление также получено нарочно 12.08.2019, что подтверждается подписью Лаврентьевой С.С.
В связи с установленными нарушениями в отношении общества 13.08.2019 составлен протокол N 5.2-119-р/Д/5-05-Пр/0057-2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ.
Копия протокола получена 13.08.2019 Лаврентьевой С.С.
Общество также было уведомлено о месте и времени рассмотрении дела об административном правонарушении, копия также получена 13.08.2019 Лаврентьевой С.С.
МТУ Ростехнадзора 16.08.2019 вынесено постановление N 5.2-Пс/0057-119-/Д/5-05-2019 о привлечении общества к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным и его отмене со ссылкой на то, что решением суда от 17.07.2019 ООО "Вязьмажилстрой" признано банкротом, эксплуатацию башенных кранов не осуществляет, самостоятельно строительные работы не ведет. Башенный кран - КБ-405-1А, заводской N 1967, учетный N 99062 сгорел. Произошло возгорание кабины данного башенного крана, имеется постановление мирового судьи судебного участка от 31.10.2018 N 14 о привлечении бывшего директора ООО "Вязьмажилстрой" к административной ответственности на основании материалов проверки Ростехнадзора, предприятие не имеет финансовых возможностей по оплате промышленной экспертизы и затрат по консервации.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, в виде наложения на юридических лиц административного штрафа в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства в области промышленной безопасности.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Нормы названного Закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
Статьей 1 Закона N 116-ФЗ предусмотрено, что промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с названным Законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к названному Закону.
На основании пункта 1 статьи 3 Закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
Пунктом 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ предусмотрено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе соблюдать положения названного Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 116-ФЗ применяемые на опасном производственном объекте (ОПО) технические устройства в случаях, предусмотренных статьей 7 названного Закона, подлежат экспертизе промышленной безопасности лицензируемой организацией.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 23 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", утвержденных Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 (далее - ФНП N 533) эксплуатирующая ОПО с подъемными сооружениями (далее - ПС) организация должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии ПС и поддерживать эксплуатируемые ПС в работоспособном состоянии, соблюдая графики выполнения технических освидетельствований, технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов, а также не превышать срок службы (период безопасной эксплуатации), заявленный изготовителем в паспорте ПС, без наличия заключения экспертизы промышленной безопасности о возможности его продления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона N 116-ФЗ, подпунктами "б", "в" пункта 260, пункта 264 ФНП N 533 подлежащие учету технические устройства, применяемые на ОПО, подлежат экспертизе промышленной безопасности: по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем; при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает 20 лет.
Подпунктом "в" пункта 255 ФНП N 533 установлено, что эксплуатирующая организация не должна допускать ПС в работу, если соответствующее техническое освидетельствование ПС не проведено, не проведена экспертиза промышленной безопасности ПС в установленных данными ФНП случаях.
Подпунктом "ж" пункта 255 ФНП N 533 установлено, что эксплуатирующая организация не должна допускать ПС в работу, если отсутствуют в установленных данными ФНП случаях ППР, ТК, наряды-допуски.
Согласно приложению N 1 Термины и определения к ФНП N 533 под эксплуатацией ОПО понимается - стадия жизненного цикла ПС, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество. При этом эксплуатация ПС включает в себя в общем случае не только использование по назначению (работу), транспортирование, монтаж, техническое обслуживание и ремонт, но и хранение.
Пунктами 258, 259 ФНП N 533 определено, что утилизация (ликвидация) ПС должна выполняться с учетом требований, изложенных в соответствующем разделе Технического регламента ТР ТС 010/2011, а также требований, изложенных в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС. ПС, подлежащие утилизации (ликвидации), должны быть демонтированы.
Выполнение строительно-монтажных работ, погрузочно-разгрузочных работ над действующими коммуникациями, проезжей частью улиц или в стесненных условиях (условия, при которых требуется ограничение зоны перемещения ПС и грузов) на ОПО с применением ПС должно осуществляться в соответствии с ППР, разработанным эксплуатирующей или специализированной организацией в соответствии с требованиями пунктов 159 - 167 данных ФНП (пункт 101 ФНП N 533).
Пунктом 104 ФНП N 533 установлено, что устройство рельсового пути для установки ПС должно производиться согласно проекту, разработанному с учетом требований руководства (инструкции) по эксплуатации ПС и пунктов 202 - 218 данных ФНП.
Рельсы на рельсовом пути должны быть закреплены так, чтобы при передвижении ПС исключалось их поперечное и продольное смещение (кроме упругих деформаций под нагрузкой от передвигающегося ПС) (п.204 ФНП N 533).
Из материалов дела следует, что обществом в установленный в предписании от 29.03.2019 N 12.2-0127вн-П/0059-2019 срок до 29.06.2019 не были устранены следующие нарушения:
l. Не установлены условия безопасной эксплуатации башенного крана Башенный кран КБ-406.2, заводской N 48, учетный N 89703, КБ-405-1А, заводской N 1967, учетный N 99062, КБ-405-1А, заводской N 3908, учетный N 1089, 405-2А, заводской N 787, учетный N 001630. Не проведена экспертиза промышленной безопасности крану башенному КБ-406.2, заводской N 48, учетный N 89703, КБ-405-1А, заводской N 1967, учетный N 99062, КБ-405-1А, заводской N 3908, учетный N 1089, 405-2А, заводской N 787, учетный N 001630, отработавшему срок службы, в целях определения возможности его дальнейшей эксплуатации.
2. Допускается эксплуатация башенного крана КБ-406.2, заводской N 48, учетный N 89703, КБ-405-1А, заводской N 1967, учетный N 99062, КБ-405-1А, заводской N 3908, учетный N 1089, 405-2А, заводской N 787, учетный N 001630 без проведения частичного технического освидетельствования не реже одного раза в 12 месяцев.
3. Допускается работа башенного крана КБ-406.2, заводской N 48, учетный N 89703, у которого зазоры в стыках рельс крановых путей значительно превышают максимально допустимое (6 мм), указанное в приложении 8 ФНП ПС N 533.
4. Допускается работа башенного крана КБ-406.2, заводской N 48, учетный N 89703, у которого ослаблено, отсутствует крепление рельсов рельсового пути к железобетонным балкам с помощью прижимных планок.
5. Для проверки ограничителя нагрузки крана КБ-406.2, заводской N 48, учетный N 89703 отсутствует контрольный груз.
6. Допускается работа башенного крана КБ-406.2, заводской N 48, учетный N 89703, у которого часть заземления рельсов кранового пути выполнено не в соответствии с требованиями ППР - проводники приварены к шейкам рельсов, а не к накладкам.
7. При техническом освидетельствовании башенных кранов: КБ-406.2, заводской N 48, учетный N 89703, КБ-405-1А, заводской N 1967, учетный N 99062, КБ-405-1А, заводской N 3908, учетный N 1089, 405-2А, заводской N 787, учетный N 001630, не осмотрены и не проверены в работе его механизмы, тормоза, гидро - и электрооборудование, указатели, ограничители и регистраторы. Кроме того, при техническом освидетельствовании крана, не проверены: ослабление болтовых соединений, а также состояние кабины, лестниц, площадок и ограждений, состояния крюка, блоков.
8. Не организована работа по считыванию данных с регистратора параметров (ОНК-160Б) не реже сроков, указанных в руководстве (инструкции) по эксплуатации регистратора, не осуществляется обработка (расшифровка) данных с оформлением протокола, не выявляются нарушения правил эксплуатации ПС башенных кранов.
9. Отсутствуют технологические карты (ТК) для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и складирования грузов с применением крана башенного КБ-КБ-406.2, заводской N 48.
10. Организацией ООО "Вязьмажилстрой", эксплуатирующей ОПО с ПС не разработаны и не доведены под роспись до работников инструкции, определяющие действия в аварийных ситуациях.
11. Производственный контроль при эксплуатации опасных производственных объектов (ОПО), где используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы не осуществляется должным образом, а именно не представлены сведения: отсутствует данные о подготовке работников эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации аварий и инцидентов на ОПО. Не осуществляется контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах
12. Не проводится периодическое техническое освидетельствование крану башенному КБ-406.2, заводской N 48 в процессе его эксплуатации.
На момент проведения проверки башенные краны не законсервированы, из эксплуатации не выведены, сгоревший кран не утилизирован.
Факт невыполнения в установленный срок законного предписания административного органа образует в действиях общества объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения вышеуказанных нормативных требований в материалы дела не представлено, равно как и не представлено доказательств невозможности соблюдения обществом данных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях ООО "Вязьмажилстрой" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ.
Процедура производства по делу об административном правонарушении административным органом соблюдена, права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о назначении административного наказания соблюдены, процессуальных нарушений, которые носили бы существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом апелляционной инстанции не установлено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, а равно признаков малозначительности совершенного правонарушения, не выявлено. Срок давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ) не истек. Наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей назначено обществу в соответствии с частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд области по праву признал постановление МТУ Ростехнадзора от 16.08.2019 N 5.2-Пс/0057-119-р/Д/5-05-2019 незаконным и отменил в части назначенной меры наказания, определив меру ответственности общества в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем, выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.09.2019 по делу N А62-8494/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-8494/2019
Истец: Лаврентьева Светлана Сергеевна, ООО "ВЯЗЬМАЖИЛСТРОЙ", ООО КУ "Вязьмажилстрой" Лаврентьева С.С.
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ , ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ