18 декабря 2019 г. |
Дело N А83-20602/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.12.2019.
В полном объёме постановление изготовлено 18.12.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тарасенко А.А., судей Колупаевой Ю.В. и Сикорской Н.И.,
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Енокян В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ланд" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 23.08.2019 по делу N А83-20602/2017 (судья Колосова А.Г.)
по иску администрации города Алушты Республики Крым
к обществу с ограниченной ответственностью "Ланд"
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: федеральное агентство по управлению государственным имуществом
о взыскании задолженности,
установил:
администрации города Алушты Республики Крым (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ланд" (далее - ответчик, общество) и с учетом ходатайства об уточнении исковых требований от 27.03.2019 (л.д. 44-46 том 2) просит взыскать задолженность по арендной плате за период с 15.05.2016 по 31.12.2016 в размере 1 381 338,42 руб., с 01.01.2017 по 31.08.2017 в размере 2 917 625,85 руб., пеню за период с 16.02.2016 по 31.08.2017 в размере 2 251 003,88 руб.; расторгнуть договор аренды земельного участка от 28.07.2005 заключенный между Алуштинским городским советом и обществом в отношении земельного участка под кадастровым номером 01103000 00:01:001:0090, площадью 9 900 кв.м., расположенного по адресу: Республика Крым, г.Алушта, Восточная набережная, напротив пляжа т/л "Юность". Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением обязательств по своевременному внесению арендных платежей. Указанное нарушение обязательств, по мнению истца, влечет за собой расторжение вышеуказанного договора.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 23.08.2019 исковые требования удовлетворены частично. С общества в пользу администрации взыскана задолженность по арендной плате за период с 15.05.2016 по 31.12.2016 в размере 1 250 056,53 руб., с 01.01.2017 по 31.08.2017 в размере 2 763 787,36 руб., пеня за период с 16.02.2016 по 31.08.2017 в размере 2 057 631,98 руб., а также взысканы в доход федерального бюджета расходы по уплате государственной пошлины в размере 57 680,25 руб.; расторгнут договор аренды земельного участка от 28.07.2005 заключенного между Алуштинским городским советом и обществом, в отношении земельного участка под кадастровым номером 01103000 00:01:001:0090 (90:15:010101:148), площадью 9 900 кв.м., расположенного по адресу: Республика Крым, г. Алушта, Восточная набережная, напротив пляжа т/л "Юность". Суд первой инстанции руководствовался тем, что для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, до 01.01.2017 подлежат применению нормы Постановления Положения "О порядке определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым" утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым N 450 от 12.11.2014 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" (далее - Положение N 450), а с 01.01.2017 необходимо применять нормативный акт соответствующего органа местного самоуправления, то есть Положение "О порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым", утвержденным решением Алуштинского городского совета от 23.12.2016 N 25/79 "Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым" (далее - Положение N 25/79). Также суд первой инстанции указал, что за нарушение обязательств по внесению арендной платы истец согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имеет правовые основания для взыскания пени. Применительно к расторжению указанного договора, суд первой инстанции указал, что право требовать расторжения договора возникает у арендодателя лишь в том случае, если в разумный срок арендатор не устранит соответствующие нарушения. Однако ответчиком в течение длительного времени, систематически, не выполнялась обязанность по оплате арендных платежей, в связи с чем оснований для расторжения соответствующего договора имеется.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Апеллянт указывает, что во время действия договора аренды земельного участка от 28.07.2005 у него возникли независящие от него причины и обстоятельства, повлиявшие на выполнение обществом обязанностей по исполнению указанного договора в части внесения арендных платежей. Кроме того, апеллянт указывает, что истцом не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Также апеллянт считает, что суд первой инстанции, определяя размер арендной платы, незаконно определил ее без учета условий договора.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, в связи, с чем рассмотрение жалобы возможно в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании решения Алуштинского городского совета N 24-109 от 27.17.2005 между Алуштинским городским советом и обществом 28.07.2005 был заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения (зеленые насаждения общего пользования) площадью 0,9900 га, расположенного по адресу: Республика Крым, г.Алушта, Восточная набережная, напротив пляжа т/л "Юность", кадастровый номер 01103000 00:01:001:0090 (далее - договор, л.д. 15-24 том 1).
В соответствии с пунктами 12, 13 договора, участок передан для строительства курортной мини-гостиницы с аквапарком, целевое использование земельного участка - коммерческое (для строительства курортной мини-гостиницы с аквапарком).
Согласно пункту 3 договора, на момент передачи земельного участка в аренду на участке строений и сооружений нет.
Договор аренды, в соответствии с пунктом 6 договора, заключен сроком на 49 лет.
В соответствии с пунктом 4 договора, нормативная денежная оценка участка составляет 6 570 155,59 грн.
Согласно пункту 7 договора, арендная плата вносится в денежной форме в размере 197 104,67 грн. в год, 16 425,39 грн. в месяц.
Пунктом 8 договора определено, что исчисление арендной платы осуществляется с учетом индексов инфляции.
В соответствии с пунктом 10 договора, размер арендной платы пересматривается в случае изменения условий хозяйствования, предусмотренных договором; изменения денежной оценки, увеличения размеров ставки земельного налога, изменения ставок арендной платы, индексации, в том числе, вследствие инфляционных процессов.
Согласно пункту 11 договора в случае невнесения арендной платы в сроки, предусмотренные настоящим договором, начисляется пеня в размере 0,3% неуплаченной суммы за каждый день просрочки.
Пунктом 33 договора предусмотрено, что договор прекращается путем его расторжения по взаимному согласию сторон; по решению суда по требованию одной из сторон вследствие неисполнения другой стороной обязанностей, предусмотренных настоящим договором, и в случае случайной гибели или уничтожения арендованного земельного участка, которое существенно препятствует его использованию, а также по другим основаниям, предусмотренным законом.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер земельного участка 90:15:010101:148, разрешенное использование-гостиничное обслуживание, развлечения.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 16.12.2016, площадь участка составляет 9378 кв.м. (л.д. 8-15 том 2).
В связи с неисполнением обязанностей по договору аренды земли от 28.07.2005 администрация обратилась к обществу с предупреждением о необходимости исполнения обязательств по договору. Однако ответ на предупреждение не поступил.
Поскольку спор не был урегулирован в досудебном порядке, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
При решении вопроса об обоснованности доводов апелляционной жалобы суд руководствуется следующим.
По смыслу положений статьи 9 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) к правоотношениям, возникшим до 18.03.2014, подлежат применению нормы материального права Украины, действующие на момент возникновения данных правоотношений. Нормы N 6-ФКЗ не имеют обратного действия; правоотношения, возникшие из заключенных до 18.03.2014 договоров, регулируются нормами материального права украинского законодательства, которое применяется в случае отсутствия противоречий с нормами российского законодательства.
Аналогичная правовая позиция высказана Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 05.12.2014 N 308-ЭС14-1405, 27.10.2014 N 308-ЭС14-1939, от 19.05.2015 N 127-КГ15-6.
При этом учитывая правила статей 4 ГК РФ, к правоотношениям, возникшим после 18.03.2014, подлежат применению нормы российского законодательства. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Учитывая, что истец ссылается на нарушение сроков внесения арендной платы, к спорным правоотношениям подлежат применению правила украинского и российского законодательства.
Согласно части первой статьи 11 Гражданского кодекса Украины гражданские права и обязанности возникают из действий лиц, предусмотренных актами гражданского законодательства, а также из действий лиц, не предусмотренных этими актами, но по аналогии порождают гражданские права и обязанности, в частности, из договоров и иных сделок.
Как верно указал суд первой инстанции, в силу положений статьи 759 Гражданского кодекса Украины, по договору найма (аренды) наймодатель передает или обязуется передать нанимателю имущество в пользование за плату на определенный срок.
Согласно статье 629 Гражданского кодекса Украины договор является обязательным для исполнения сторонами. По предписаниям статьи 193 Хозяйственного кодекса Украины и статей 525, 526 Гражданского кодекса Украины обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями этих Кодексов, других актов гражданского законодательства, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или других требований, которые обычно относятся. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, если иное не установлено договором или законом.
Аналогичные требования установлены статьями 309, 310 ГК РФ.
Таким образом, обязанности арендодателя передать имущество в аренду корреспондирует обязанность арендатора оплачивать арендную плату.
Частью 1 статьи 762 Гражданского кодекса Украины за пользование имуществом с нанимателя взимается плата, размер которой устанавливается договором найма.
Согласно части первой статьи 632 Гражданского кодекса Украины, цена в договоре устанавливается по договоренности сторон. В случаях, установленных законом, применяются цены (тарифы, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В силу статьи 599 Гражданского кодекса Украины обязательство прекращается выполнением, проведенным надлежащим образом.
Аналогичные правовые нормы предусмотрены положениями статей 307, 309, 310 ГК РФ.
Частью первой статьи 614 ГК РФ закреплено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Ответчик до момента прекращения договора аренды должен вносить арендную плату.
Суд первой инстанции правильно руководствовался тем, что согласно части 3 статьи 453 ГК РФ в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
В соответствии со статьей 2 Закона Украины от 02.12.2010 "О плате за землю", использование земли в Украине является платным. Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, определяемой в зависимости от денежной оценки земель. Размеры налога за земельные участки, денежная оценка которых не установлена, определяются до ее установления в порядке, определенном настоящим Законом.
Согласно статье 19 указанного Закона размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по соглашению сторон в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором (кроме сроков внесения арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности).
Статьей 7 вышеуказанного Закона урегулирован порядок исчисления размера арендной платы за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена, и земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена.
Аналогичные правовые нормы предусмотрены положением статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены в Законе Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
Как верно указал суд первой инстанции, статьей 11 Закона N 38-3PK определено, что нормативная денежная оценка земель, установленная на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, до 01 января года, следующего за годом утверждения, в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 "135-ФЭ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, считается нормативной ценой земли и является основой для определения нормативной цены земли в отношении таких земельных участков. До утверждения в порядке, установленном Законом об оценочной деятельности, результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, в государственный кадастр недвижимости вместо сведений о кадастровой стоимости земельных участков вносятся сведения о нормативной цене земли, определяемой в отношении соответствующих земельных участков. Порядок определения нормативной цены земли в отношении указанных в части 2 настоящей статьи земельных участков, цены продажи, размера арендной платы, платы за сервитут, платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, устанавливается Советом министров Республики Крым. Советом министров Республики Крым 12.11.2014 принято постановление N 450 которым, в том числе, утверждена нормативная цена земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 постановления N 450 установлено, что нормативная цена земельных участков, установленная по состоянию на 2014 год, пересчитывается в рубли с 01.11.2014 с коэффициентом 3,8. Этим же постановлением утверждено Положение о порядке определения нормативной цены, размера, арендной платы, платы за установление сервитута, в том числи публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности (далее - Положение).
Положение устанавливает порядок определения размера нормативной цены земельного участка, арендной платы, порядок, условия и срок внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности (пункт 1.1 Положения).
Согласно пункту 2.1. Положения нормативная цена земельного участка используется для определения размера арендной платы.
На основании пункта 3.4. Положения плата, установленная в договорах права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), аренды земельного участка, заключенных до 21.03.2014, признается равной платежам, установленным прежними договорами, и при заключении договора аренды земельного участка по основаниям, предусмотренным частями 6 и 13 статьи 3 Закона N 38-ЗРК, пересчитывается в рубли с учетом коэффициента 3,8 и, если иное не предусмотрено договором аренды земельного участка, с учетом коэффициентов инфляции, установленных приложением 4 к настоящему постановлению.
Суд первой инстанции правильно руководствовался тем, что до заключения договора аренды земельного участка по основаниям, предусмотренным частями 6 и 13 статьи 3 Закона N 38-3РК, плата, установленная в договорах права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), аренды земельного участка, заключенным до 21.03.2014, признается арендной платой и пересчитывается в рубли с учетом коэффициента 3,8. Такая арендная плата, начиная с 01.01.2015, подлежит изменению в одностороннем порядке собственником земельного участка на размер уровня инфляции, установленного федеральным законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года.
На основании Федерального закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" уровень инфляции на 2015 г. не превышает 5,5 %, соответственно, сумма арендной платы за землю индексируется на коэффициент 1,055, в 2016 году - коэффициент составляет 1,064, в 2017 году - 1,04.
Согласно пункту 2 постановления N 450 утверждена нормативная цена 1 квадратного метра земель населенных пунктов Республики Крым (Приложение 1).
Статьей 12 Закона Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (далее - Закон N 66-ЗРК/2015) определено, что порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления.
Исходя из указанной нормы и статьи 18 Закона N 66-ЗРК/2015 с 01.01.2017 порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления.
23.12.2016 Алуштинским городским советом принято Положение N 25/79.
На основании указанного положения было поручено Управлению земельных отношений Администрации г.Алушты Республики Крым привести в соответствие с настоящим актом расчеты годового размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования.
Указанное положение было опубликовано в официальном печатном средстве массовой информации муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым - газете "Алуштинский вестник" 29.12.2016 N 51 (1334) и вступило в законную силу с 01.01.2017.
Положением N 25/79 определен порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования.
Как верно указал суд первой инстанции, пунктом 2.4. Положения N 25/79 определено, что годовой размер арендной платы определяется на основании кадастровой стоимости (нормативной цены) земельного участка и рассчитывается в процентах, в соответствии с видом разрешенного использования (ВРИ).
Пунктом 2.5. Положения об арендной плате определено, что годовой размер арендной платы рассчитывается по следующей формуле:
АП = КСзу х % ВРИ х Ки,
где: АП - годовой размер арендной платы за земельный участок;
КСзу - кадастровая стоимость (нормативная цена земли);
Ки - коэффициент инфляции, установленный федеральным законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
В соответствии с изменениями, внесенными в пункт 2.5. Положения N 25/79 18.08.2017 на основании решения Алуштинского городского совета N 33/116, данный пункт дополнен абзацем следующего содержания "В расчете арендной платы применяется нормативная цена, утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 (в редакции от 29.12.2016), до установления кадастровой стоимости в соответствии с требованием законодательства Российской Федерации".
Исходя из содержания пунктов 2.4. и 2.5 Положения N 25/79 основой для определения размера арендной платы с 01.01.2017 на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым является нормативная цена земли, утвержденная в пункте 2 постановления N 450.
Спорные правоотношения касаются земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, до 01.01.2017 подлежат применению нормы Постановления N 450, а с 01.01.2017 необходимо применять нормативный акт соответствующего органа местного самоуправления, то есть Положение N 25/79.
Аналогичную правовую позицию высказал Арбитражный суд Центрального округа в постановлениях от 27.09.2018 по делу N А83-13234/2017, от 27.09.2018 N А83-13233/2017.
Вместе с тем, судом первой инстанции отмечено, верно следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Как верно указал суд первой инстанции, согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.
В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 13016/11 по делу N А27-12216/2010, N 12919/11 по делу N А27-12204/2010, изменение вида разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости при условии уже состоявшегося изменения вида его фактического использования с соблюдением установленных требований.
В случае отсутствия относимых и допустимых доказательств обоснованности изменения вида разрешенного использования земельного участка, следует исходить из вида разрешенного использования, согласующегося с документами территориального планирования и с фактическим видом использования данного земельного участка.
Аналогичная правовая позиция высказана в определении ВС РФ от 19.12.2016 N 305-КГ16-18641, постановлениях АС УО от 27.01.2017 по делу N А07-7367/2016, АС МО от 26.06.2018 по делу N А40-67136/2017, АС МО от 20.09.2016 по делу N А40-194635/2015.
В соответствии со статьей 7 Закона N 38-ЗРК разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.
До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым, с учетом утвержденных документов территориального планирования.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378 утверждено Положение об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков (далее - Положение N 378), которым устанавливаются особенности отнесения к определенной категории земель и (или) определения (изменения) вида разрешенного использования образуемых земельных участков, в том числе из земель государственной и муниципальной собственности, ранее учтенных земельных участков, а также при переводе земельных участков из одной категории в другую (пункт 1).
Установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, указанными в утвержденной документации по планировке территории (пункт 3).
В случае отсутствия утвержденной документации по планировке территории установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки или лесохозяйственными регламентами (пункт 4).
В силу пункта 6 Положения N 378 до принятия (утверждения) документов, указанных в пунктах 3или 4 настоящего Положения, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, указанным в правоустанавливающих документах, перечень которых утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 N 264 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации", с учетом требований Закона N 38-ЗРК и Таблицы соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель.
Согласно пункту 10 Положения N 378 установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков в случаях, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения, осуществляется Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым при регистрации прав на недвижимое имущество на основании документов, перечень которых утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 N 264 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации" или при переносе сведений о земельных участках в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 01.09.2014 N 301.
Поскольку фактически на земельном участке строения отсутствуют, апелляционный суд исходит из цели предоставления земельного участка для строительства курортной мини-гостиницы с аквапарком с целевым использованием - коммерческое, что соответствует виду разрешенного использования - гостиничное обслуживание.
Апелляционным судом проверены расчеты сумм основной задолженности и пени и признал их арифметически и методологически верными.
Контррасчеты от ответчика не поступили.
Согласно части 1 статьи 188 Хозяйственного кодекса Украины, изменение и расторжение хозяйственных договоров в одностороннем порядке не допускается, если иное не предусмотрено законом или договором. Аналогичная норма закреплена в части 1 статьи 651 Гражданского кодекса Украины.
Согласно пункту 6 статьи 232 Хозяйственного кодекса Украины, несвоевременное внесение арендной платы может быть основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка.
Статьей 31 Закона Украины "Об аренде земли" предусмотрено, что договор аренды земли прекращается также в других случаях, предусмотренных законом.
Согласно статье 141 Земельного кодекса Украины договор аренды земельного участка может быть прекращен также в случае систематической неуплаты арендной платы.
Аналогичные нормы закреплены в статьях 452, 619 ГК РФ.
Суд первой инстанции правильно руководствовался тем, что в соответствии с частью 1 статьи 619 ГК РФ, по требованию арендодателя договор аренды, может быть, расторгнут судом, в том числе, когда арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату.
Указанное корреспондируется с пунктом 33 договора.
В соответствии с частью 1 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор, может быть, расторгнут на основании решения суда при существенном нарушении его условий другой стороной.
Пунктом 3 части 1 статьи 619 ГК РФ предусмотрено, что по требованию арендодателя договор аренды, может быть, досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату.
В пунктах 29 и 30 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" разъяснено, что если основанием для расторжения договора аренды является неисполнение арендатором возложенных на него обязанностей, арендодатель до обращения в суд с иском о досрочном расторжении договора обязан направить арендатору письменное предупреждение о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок (часть 3 статьи 619 ГК РФ), а также предложение расторгнуть договор (пункт 2 статьи 452 ГК РФ).
Право требовать расторжения договора возникает у арендодателя лишь в том случае, если в разумный срок арендатор не устранит соответствующие нарушения.
Судом первой инстанции установлено, что ответчиком в течение длительного времени, систематически, не выполнялась обязанность по оплате арендных платежей.
На основании изложенного, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что исковое заявление в части расторжения договора аренды земельного участка подлежит удовлетворению.
Довод апеллянта о том, что у него имелись объективные причины, по которым у него возникли трудности по своевременному внесению арендной платы, не принимается апелляционным судом, поскольку ничто не мешало обществу при возникновении сложностей при банковских платежах из государства Украина, внести денежные средства на депозит нотариуса.
Ссылка апеллянта на то, что истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора, не принимается апелляционным судом, поскольку в материалах дела имеется претензия (л.д 52 том 1), которую истец направил ответчику 23.08.2017.
Таким образом, истцом был соблюден претензионный порядок урегулирования спора.
Довод апеллянта о том, что суд первой инстанции, определяя размер арендной платы, незаконно определил ее без учета условий договора, не принимается апелляционным судом.
Согласно положениям статьи 632 ГК Украины, статьям 2, 19 Закона Украины "О плате за землю", статьи 14 Налогового кодекса Украины нормативная денежная оценка земель является основой для определения размера арендной платы, а изменение нормативной денежной оценки земель является основанием для пересмотра размера арендной платы. При этом в силу указанных норм права, а также согласно правилам статьи 65 ЗК РФ размер арендной платы по договору аренды земельного участка является регулируемым по законодательству, как России, так и Украины.
Аналогичная правовая позиция высказана в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 27.06.2016 по делу N А83-3705/2015.
Таким образом, размер арендной платы на земельный участок является регулируемым, который устанавливает орган, в собственности которого находится соответствующий земельный участок. Внесение изменений в договор в части изменения размера арендной платы - не требуется.
В данном случае размер арендной платы, устанавливается Положением N 25/79.
Кроме того, расчет арендной платы, составленный согласно Положению N 25/79 обществом не опровергнут.
Методологически апеллянт расчет истца не оспаривает.
На основании изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, либо являющихся безусловным основанием для его отмены, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 23.08.2019 по делу N А83-20602/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ланд" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Тарасенко |
Судьи |
Ю.В. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-20602/2017
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА АЛУШТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ООО "ЛАНД"
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ